В НОВОМ ГОДУ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРЕДЛОЖАТ АССОРТИМЕНТ ИЗ ШЕСТИ ДИАПАЗОНОВ ЦЕН
С 1 января 2011 года вся электроэнергия в России будет поставляться по свободным ценам. Таким образом, произойдет окончательная либерализация энергетики: переход от государственного регулирования тарифов к рыночному ценообразованию. Населения новшество пока не коснется, однако для коммерческих потребителей и промышленных предприятий «час икс» настанет. За комментариями по поводу предстоящих изменений «БИЗНЕС Online» обратилась к генеральному директору ОАО «Татэнергосбыт» Марату Минибаеву.
«АБОНЕНТНОЙ» СИСТЕМЫ НЕ БУДЕТ
– Марат Файзрахманович, наступающий 2011-й некоторые эксперты называют годом «тихой революции» в энергетике. Прекращается государственное регулирование тарифов для всех категорий потребителей (кроме населения). В связи с этим до конца этого года будут приняты новые правила установления тарифов - «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии». Концептуально что-то изменится?
– Работа над данным проектом министерством энергетики РФ уже завершена, сейчас он проходит согласование. Хотя уже понятно, что концептуальных изменений в нем не будет. Поясню, в чем суть основных моментов изменений, касающихся ценообразования. По проекту предполагается, что нерегулируемые цены будут рассчитываться в шести ценовых диапазонах при условии обязательной установки систем учета определенного класса. Если подробнее: есть элементарные приборы учета, которые позволяют фиксировать объем потребления за месяц. Это – первая условная группа. Вторая – приборы учета, которые фиксируют потребление электроэнергии по зонам суток. В этом случае у вас получается уже более дифференцированная информация по зонам суток. Следующий выбор потребителя – прибор учета, позволяющий фиксировать потребление на каждый час. Что он дает? Это принципиальный момент: потребитель в этом случае сможет выбрать сетевой тариф, который будет устанавливаться во всех видах – одноставочных и двухставочных.
Одноставочные – это когда вы платите за каждый киловатт энергии без раздельной составляющей, а двухставочный подразумевает разделение оплаты отдельно на мощность и отдельно на электроэнергию. В таком случае плата за электроэнергию становится существенно ниже. Я бы советовал при более-менее постоянном графике нагрузки «сидеть» на двухставочном тарифе. Если график «рваный», если нет возможности точно спрогнозировать объемы потребления, то лучше остаться на одноставочном тарифе. В любом случае, необходим прибор учета, который позволит перейти с одного тарифа на другой.
– Раньше у потребителей была возможность самостоятельно определить типовой профиль нагрузки и далее - согласовать его со сбытовой компанией. Причем, наличие прибора учета было необязательным. Теперь, по всей видимости, будет иначе?
– Да, «абонентной» системы уже не будет. В этом состоит принципиальное новшество. Расчетно-договорным путем определить уровень нагрузки мощности не получится. Если у вас отсутствуют приборы учета, мощности согласованию не подлежат. Теперь при расчетах в двухставочной системе необходимо иметь приборы учета, фиксирующие количество потребления мощности на каждый час. Это нужно для того, чтобы определить для вас цену на мощность, а для этого требуется знать потребление по пиковым часам нагрузок. Исходя из этого пикового значения и будет понятно – какую мощность должна держать ваша система, чтобы вы были обеспечены электроэнергией.
МЕНЯТЬ ТАРИФ МОЖНО 12 РАЗ В ГОД
– Мы определились с четырьмя диапазонами. Если исходить из вашего пояснения, первый расчет – одноставочный простой тариф, второй – дифференциация по зонам суток, третий-четвертый – почасовая фиксация. Осталось еще два ценовых диапазона…
– Пятая-шестая ценовые категории – для потребителей, у которых мощность присоединенного оборудования составляет от 750 кВА и выше. Там уже приобретает принципиальное значение не просто почасовой учет, а возможность почасового планирования. Это крупные потребители, такие как ТАНЕКО, КАМАЗ, которые реально влияют на общий объем нагрузки по республике. Мы работаем на оптовом рынке, и каждый день подаем заявку на покупку электроэнергии по всей республике. Поэтому очень важно корректно сформировать прогноз объемов. Крупные потребители, влияющие на конъюнктуру рынка, подают нам свой прогноз за два дня до расчетной даты. В том числе и от их прогноза зависит корректность нашей заявки на покупку электроэнергии на оптовом рынке. Если мы сформируем заявку неправильно, соответственно придется либо добирать недостающий объем по завышенным ценам, либо сбрасывать избыток электроэнергии по минимальной стоимости. Так что если крупные потребители в своих прогнозах ошибутся, то мы со всей республикой впадем в серьезные осложнения. Но дело в том, что если отклонения возникли по вине потребителя, он их и компенсирует. Так что для крупных предприятий есть смысл устанавливать приборы учета с возможностью почасового планирования.
– Шесть ценовых категорий! Как разобраться потребителю в выгодности того или иного предложения? Ведь, если не ошибаюсь, поменять тариф можно только в течение месяца и один раз в год?
– Правила игры были такими: нужно было выбрать тариф за месяц до начала расчетного периода. Предполагалось, что к тому времени будет опубликовано решение тарифного комитета, и потребители смогут все просчитать. Схема была бы идеальной! Но что мы имеем в реальности? Тарифное решение к этому времени еще не бывает принято. Мы сначала хотели продлить на месяц прием заявок, но потом поняли, что люди не могут разобраться и высчитать ценовую стратегию по электроэнергии. Тогда наша компания приняла следующее решение: потребители могут подать заявки в январе, а потом в течение года менять тарифы. То есть, до 12 раз в год. Технически это сделать просто: потребитель пишет заявление в отделения Татэнергосбыта о том, что в будущем месяце планирует перейти на другой ценовой диапазон, и - все. Но, повторюсь, это возможно только при условии наличия приборов учета.
РАСЧЕТЫ СТАНОВЯТСЯ ПРОЗРАЧНЫМИ
– Как будет развиваться сценарий взаимоотношений «потребитель-энергосбыт» в следующем году?
– При тех новшествах, о которых мы говорили, нам предстоит оперативно менять принцип расчета, поэтому сейчас активно разрабатывается новый программный комплекс. Потом мы принципиально для себя определили: механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным. Потребитель должен понимать – за что он платит. Сейчас формируем на сайте компании интерактивный калькулятор, по которому любой может проверить правильность выставленного счета. Достаточно сложить все составляющие: цену покупки электроэнергии, стоимость услуги передачи в зависимости уровня напряжения, на котором находится потребитель. Добавив к этому сбытовую надбавку можно проверить наши расчеты. Кроме того, мы расширяем горячую линию колл-центра, а в филиалах компании будут работать консультационные пункты. Если говорить о почасовых значениях, а они достаточно объемные, мы планируем с нового года перейти на прием показаний приборов учета посредством электронно-цифровой подписи через Интернет. Потребителю достаточно сформировать файлы со своими значениями, потом направить по двум адресам: в сетевую компанию, которая отвечает за сбор коммерческой информации по начислениям и объемам, и к нам. То есть у потребителей, что подключатся к этой системе, отпадет необходимость самолично ходить и сдавать показания своих приборов.
Так что сценарий работы с потребителями у нас разработан на двух принципах: на обеспечении максимальной прозрачности ценообразования и автоматизации расчетов.
Елена Фадеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.