В западной теории предпринимательства встречается один известный постулат - если вы хотите иметь успешный бизнес, никогда не берите на работу родственников. Мол, они требуют к себе особого отношения, всячески отлынивают от труда и мало поддаются контролю. История, изложенная ниже, полностью опровергает тезис о несовместимости этих ипостасей. Возможно, этот пример сослужит хорошую службу семьям, оказавшимся в непростой ситуации, и поможет окунуться в непростой, но увлекательный мир предпринимательства.

"Начнем с того, что предприниматель - это не хапуга какой-нибудь, который купил подешевле, продал подороже. Предприниматель - это творец, создающий новый товар, новые услуги, новые рабочие места. Гражданин, не сидящий на шее у государства, а наоборот, решающий важные социально-экономические задачи, одним своим появлением формирующий благоприятную среду в обществе. Старания предпринимателя общество должно замечать и поощрять в виде денег, приобретая его товары и пользуясь услугами, но если бизнес не знают, дело обречено на угасание", - о непростом бытии малого бизнеса рассуждает сидящий напротив меня моложавый мужчина с пронзительно-веселыми голубыми глазами.

Знакомьтесь - Игорь Федоров, врач-офтальмолог, а ныне частный предприниматель в сфере электронной коммерции. Его детище - интернет-магазин по продаже контактных линз с доставкой на дом. Именно опасения неизвестности сподвигли его семью на участие в конкурсе "Семейный бизнес". Правда, кредит получить они не особенно надеются.

Идея создания семейного бизнеса в умах семьи Федоровых зрела давно, но окончательно сформировалась в конце 2007 года.

"После новогодних праздников мы сняли офис на улице Халитова, создали сайт нашего интернет-магазина и начали работать, ориентируясь на постоянных пользователей контактных линз", - рассказывает он.

Очевидно, что люди, не сведущие в данной области, вряд ли вдруг станут делать бизнес в глазной оптике. По словам Федорова, все члены семьи на момент возникновения идеи интернет-магазина занимались одним и тем же делом, но в разных местах:

"К началу 2008 года за плечами моей супруги, Светланы Анатольевны, уже были десятилетний опыт работы оптометристом в салонах оптики нашего города и учеба по контактной коррекции в Москве. Дочь Наталия к тому времени тоже уже несколько лет проработала консультантом в нескольких "оптиках", приобрела опыт и необходимые знания".

Он уточняет: "Сам я как предприниматель три года занимался продажами готовых очков в отделах магазинов города. И вот, наконец, в 2008 году мы впервые стали работать вместе".

Младшую дочь, Маргариту - студентку биофака педуниверситета, отец называет "кадром, готовящимся к выпуску в момент ожидаемого расширения бизнеса".

Конкуренция на рынке средств коррекции зрения огромна, и здесь много крупных игроков. Однако, по мнению Федорова, ниша, занимаемая его компанией, узкоспециализирована и никак не заменяет крупные "оптики", оказывающие медицинские услуги. Но если вы - постоянный пользователь линз и пришли в крупный салон за одной-двумя линзами конкретной марки, а их не оказалось в наличии, вам придется ждать общей поставки достаточно долгое время. С учетом того, что наш человек часто линзы перенашивает (например, линзы, рассчитанные на месяц, носит по два, а то и все три), теряет или случайно портит, это очень неудобно.

"Подобная проблема возникает у тех, кто оказался в Казани проездом. Вот тут мы можем оперативно помочь", - говорит Федоров и рассказывает историю о приезжих с Дальнего Востока. Ребята приехали в Казань, потеряли линзу и очень обрадовались, обнаружив в городе интернет-магазин. Более того - по словам Федорова, раньше они дома заказывали линзы через Москву, а теперь - через Казань, поскольку так им доставка обходится в два раза дешевле.

Задаю традиционный вопрос - не утомляет ли семейное единство и в работе, и в быту 24 часа в сутки? Федоров смотрит с недоумением: "Бизнес - это образ жизни, состояние души. Когда чем-то занимаешься, самое большое удовольствие доставляет постоянно думать, обсуждать, находиться внутри этого бизнеса. Даже дома все время мыслями возвращаешься к работе. И это высшее благо, когда есть, с кем эти вопросы обсудить, и не надо вариться в собственном соку".

Несмотря на стадию "раскрутки" бизнеса, небольшую прибыль, Федоровы терпеливо трудятся, понимая, что работают на перспективу, постепенно обзаводятся постоянными клиентами.

"Вот вы говорите, что не носите очков и линз. А знаете, как люди радуются, когда узнают о нашем магазине? И, видя эту радость, я согласен затянуть пояс потуже, лишь бы работать на развитие”.

Наталья Сухорукова, "Время и Деньги", 12.09.08.