Два дня подряд — в Большом зале консерватории и в Концертном зале Чайковского — Государственный симфонический оркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику игрой европейского класса и стильным видоизменением давно и хорошо знакомого репертуара. За успехом земляков специально для «БИЗНЕС Online» следила музыкальный критик Елена Черемных.
Два дня подряд ГСО РТ под руководством Александра Сладковского удивлял столичную публику
ДВА ШТРАУСА
В Большом зале консерватории ГСО РТ представил программу, в которой красиво скрестил двух Штраусов — Иоганна и Рихарда. Король венского вальса и композитор-модернист дружелюбно встретились на общей симфонической территории, маркируемой оркестром Александра Сладковского с подчеркнутой классичностью в опусах Иоганна Штрауса и до истомы изысканной инструментальной пряностью в опусах Рихарда Штрауса. Увертюру к оперетте «Летучая мышь», вальс «На прекрасном голубом Дунае», две польки — Рizzicato плюс «Гром и молния», а под конец первого отделения «Императорский вальс» представили оркестр Татарстана плоть от плоти продолжателем традиции легендарного Венского филармонического оркестра, чей эталон вальсовости не меркнет и не теряет свежести более полутора веков.
После антракта, ловко поиграв симфоническими мускулами в поэме Рихарда Штрауса «Дон Жуан», татарстанский оркестр рекомендовался знатоком эпохи модерна, грациозно, но в то же время, не боясь усложнений, преображавшей классический музыкальный профиль Вены. В Большой сюите вальсов из оперы «Кавалер розы» валторновая группа оркестра предстала в количестве 8 человек, а звуковое повествование стало захватывать иллюзией прелестной пространственно-цветовой неодномерности, балансированием между тучными включениями групп и каллиграфией тонких параллелей, вроде «дуэтов» флейты с челестой или тубы с тромбоном. Слушателям требовалось лишь неотрывно следить за невероятной канвой симфонического мышления Рихарда Штрауса, одарившего эту музыку мерцающей красотой и точеной силуэтностью «золотого века» европейского симфонизма. Сыгранным на бис «Танцем семи покрывал» из оперы «Саломея» ГСО РТ растопил эмоции слушателей, устроивших оркестру стоячую овацию.
Филипп Копачевский
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» В КВАДРАТЕ
На следующий вечер в Зале Чайковского гости из Татарстана давали уже отечественную классику. После «Ромео и Джульетты» Чайковского его же Первый фортепианный концерт с 26-летним солистом Филиппом Копачевским прозвучал небывалым свидетельством того, как изящный тон рояля может изменить имперскую громокипучесть этой музыки, предложив взамен нее почти шопеновскую грацию и созерцательность. Сенсацией стала вторая часть концерта. Звук струнных в ней, не поднимаясь выше трех piano, стелился тонким и ровным слоем, расщепляя жиры «концертного пианизма» и возвращая кабинетному сочинительству Петра Ильича Чайковского ту хрупкость уединения, от которой захватывало дух. В альянсе с солистом оркестр чаровал не массивностью, а полетным реагированием на малейшее движение мыслей, с миражной скоростью заполнявших пространство сцены с кудесничающими музыкантами.
Зато сюита из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» слушалась, как будто смотрелась. Народные сцены и бал у Капулетти, драки и смерть Тибальда, Танец рыцарей и Джульетта-девочка — все представало в симфонически объемном качестве и с той театральной бескомпромиссностью, которая актуализировала трагедию Шекспира, словно даже как-то оторвав потрясающего значения музыку Прокофьева от балета, для которого эта музыка написана. После нависшей над залом последней ноты флейты piccolo какое-то время держалась мертвая тишина. Аплодисменты разгорались постепенно. Со сцены москвичи провожали оркестр Татарстана стоя.
ЕВРОПЕИЗИРОВАННЫЙ ТАТАРСТАН
Только что вернувшись из европейского тура со стратегически важным выходом на сцену венского зала «Музикферайн», Москве оркестр Татарстана явился отнюдь не экзотическим волжским гостем, а коллективом, по праву претендующим на место в европейском топе. Благородный звук, грациозная пластика и породистая выделка не оставили сомнений в новейшей репутации коллектива, умеющего так легко и непринужденно вынимать из симфонического наследия залежи неявных и от того только еще более драгоценных сокровищ.
В марте 2015 года ГСО РТ там же на площади Маяковского играл Четвертую симфонию Чайковского, после которой публика уходила со словами: «Москва отдыхает!» Теперь стало ясно: на фоне мастеровитого, созревшего, почувствовавшего азарт коллектива Сладковского «отдыхает» не только Москва. Как бетховенские симфонии надо слушать у Венских филармоников с Кристианом Тилеманом, так русскую музыку теперь надо слушать в новейших версиях от ГСО РТ. Качество этого оркестра всего за 6 лет руководства Сладковским доведено им до раритетного уровня, напоминающего громкие стартапы Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Что ж, Казани стать симфоническим хедлайнером после Петербурга хоть и несколько неожиданно, но почетно. Время, вступившее в фазу пересмотра кумиров, свежайшему симфоническому тренду под европеизированным названием «татарские симфоники», похоже, благоволит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.