Компания «Казанские аптеки», принадлежащая известной в республике семье Миннахметовых, на прошлой неделе приобрела салоны «Корд Оптика» Компания «Казанские Аптеки», принадлежащая известной в республике семье Миннахметовых, на прошлой неделе приобрела салоны «Корд Оптика» Фото: Сергей Елагин

«МЫ ПРИШЛИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ»

Компания «Казанские Аптеки», принадлежащая известной в республике семье Миннахметовых, на прошлой неделе приобрела салоны «Корд Оптика». Сетью владела Марина Решетникова, которая после продажи 100% доли остается в компании в качестве управленца. В системе «Контур-Фокус» изменение собственника пока не отображено, однако сделку газете «БИЗНЕС Online» подтвердили обе стороны.

«У нас была идея активно развивать направление „оптика“, поэтому мы и начали переговоры с „Кордом“. Первоначально — на предмет сотрудничества, затем пришли к общему знаменателю о том, что лучше объединить наши усилия», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Казанских Аптек» Владимир Рубцов.

Сумма сделки сторонами не раскрывается. По данным «БИЗНЕС Online», речь идет о примерно 300 млн. рублей: за эту сумму приобретаются бренд, 40 торговых точек, база данных, налаженные связи. Согласно данным из системы «Контур-Фокус», чистая прибыль ООО «Корд» за 2015 год составила 68,6 млн. рублей при выручке в 434 млн. рублей. За 2011 и 2012 годы прибыль составила 23 млн. и 26 млн. рублей соответственно.

«Казанские Аптеки» были созданы в 2001 году командой, которая до этого работала в одной из фармацевтических компаний и после ухода решила продолжить дело в своей отрасли. Инвесторами тогда стала семья Миннахметовых. Напомним, династию Джаудата Миннахметова, главы фонда газификации Татарстана, продолжают его сыновья Ирек Миннахметов, ныне директор «Татспиртпрома», и Радик Миннахметов, директор стадиона «Казань Арена».

«Казанские Аптеки» были созданы в 2001 году. Инвестором тогда стала семья Джаудата Миннахметова (слева)Фото: Сергей Елагин

Сегодня «Казанские Аптеки» — крупнейшая региональная сеть, насчитывающая 112 точек в Татарстане (присутствует практически во всех районах республики), а также в Йошкар-Оле, Ульяновске и двух городах Башкортостана — Туймазах и Октябрьском. Оборот по итогам 2016 года прогнозируется на уровне 2 млрд. рублей, что соответствует показателю 2015 года. Ближайшим конкурентом можно назвать казанскую сеть «Аптеки 36,6».

Сеть «Корд Оптика», работающая на рынке с 1998 года, тоже лидер на региональном рынке в своем сегменте и по выручке, и по количеству салонов, рассказала «БИЗНЕС Online» Решетникова. Работают салоны в основном в Казани, но есть в Зеленодольске и Йошкар-Оле. Ближайшим конкурентом можно назвать бывшую государственную, а ныне частную сеть «Планета оптики».

Объединение юрлиц ООО «Казанские Аптеки» и ООО «Корд» не планируется. Сам бренд «Корд Оптика» будет сохранен, более того, все новые салоны будут открываться именно под этой сильной и хорошо узнаваемой маркой. Вопрос, будут ли переименовываться салоны «Оптика нашего города», пока открыт, говорит Рубцов.

НАРАСТИТЬ «МЫШЦЫ» ПЕРЕД ПРИХОДОМ ФЕДЕРАЛОВ

Причина покупки для «Казанских Аптек» довольно проста: два года назад холдинг начал открывать салоны оптики под самостоятельным брендом «Оптика нашего города». Сейчас под управлением Максима Сарбаева, отвечающего за это направление, работает 20 точек (одна из них — премиальный салон «Линза» в «Корстоне»). «Рынок оптики более рентабельный, чем фармацевтический, а значит, экономически более интересен», — объясняет Сарбаев интерес к этому сегменту. С приобретением «Корд Оптики» «Казанские Аптеки» сразу втрое увеличивают свое присутствие, доведя количество магазинов до 60.

Одним из толчков к консолидации стала угроза прихода федеральных сетей. «Они периодически делают попытки выйти в Казань, которую считают развивающимся, богатым городом, но откатываются назад. Тем не менее такие мысли они не оставляют», — рассказал «БИЗНЕС Online» Сарбаев. Решетникова подтверждает, что за последние пять лет из Казани ушли почти все федеральные игроки: «Смотри» и «Очкарик» закрыли каждый по пять своих салонов. В прошлом году закрылась сеть «Новая оптика» из Чебоксар. «Линз мастер» сократил свое присутствие до одного салона в «Кольце». Однако следующий «наплыв» может оказаться более результативным. К этому времени в «Казанских Аптеках» и хотят «накачать мышцы».

Первоначально «Казанские Аптеки» планировали ежегодно открывать по 5 - 10 салонов. К примеру, в уходящем году было открыто семь точек, в январе заработают еще две. Однако в компании посчитали, что такой путь не слишком эффективен: «Мы поняли, что слишком долго будем развиваться эволюционно, и есть большие опасения, что в случае прихода крупных федеральных игроков можем не успеть. Для себя мы посчитали, что экономически выгоднее было бы объединиться с сетью „Корд Оптика“», — объяснил Рубцов. По его словам, на открытие одной точки площадью 120 - 250 кв. м необходимы инвестиции в 12 млн. рублей. Срок окупаемости — от 7 до 15 лет. Так что купить оптом 40 точек, вероятно, оказалось выгоднее и с финансовой точки зрения.

Кроме того, по словам Рубцова, скорее всего, появится синергия: с новым владельцем «Корд Оптика» сможет усилить свое присутствие в ключевых районах Татарстана, где уже есть точки «Казанских Аптек». При этом операционные расходы сократятся на 5 - 10%, а эффект масштаба позволит добиться более привлекательных цен. «Мы точно будем гораздо более интересными для поставщиков и производителей, так как объем закупок будет выше. Условия поставок для нас будут наилучшими, в свою очередь, цены на полках будут максимально интересными для наших покупателей», — уверен гендиректор «Казанских Аптек».

Сам бренд «Корд оптика» будет сохранен, более того, все новые салоны будут открываться именно под этой сильной и хорошо узнаваемой маркой Сам бренд «Корд Оптика» будет сохранен. Более того, все новые салоны будут открываться именно под этой сильной и хорошо узнаваемой маркой Фото: Сергей Елагин

«ПОСТАВЩИКИ СООБЩАЮТ, ЧТО ИЗ 10 ОПТИК ОСТАЛОСЬ 2. МЫ НЕ УМЕНЬШИЛИСЬ»

В свою очередь, Решетникова продажу бизнеса объясняет желанием придать ему более устойчивое положение. «Экономическая ситуация в стране неспокойная, и хотелось бы, чтобы у „Корда“ были перспективы развития, — говорит она, подчеркивая, что последние два года основанная ей компания сработала в плюс. — В „Корде“ хороший был 2015-й, хороший этот год, с плюсом к прошлому году. Вообще, эти два года были достаточно эффективны. Но это требовало очень большого внимания и бесконечной работы».

По ее словам, кризис на рынке чувствуется фрагментарно. «Многие в регионах просели из-за кризиса. Поставщики сообщают, что из 10 оптик осталось 2. Мы не уменьшились. У нас не было падения выручки, наоборот, был рост — прибыли, заказов. Может быть, это связано с тем, что закрываются мелкие игроки», — говорит она.

Также Решетникова, профессиональный врач-офтальмолог, которая практически всю жизнь посвятила любимому делу, ссылается и на личные мотивы: «Бизнес надо продавать до выхода на пенсию».

Отметим, что и «Казанские Аптеки» не исключают, что когда-нибудь будут поглощены более крупным игроком. «Я не открою большого секрета, если скажу, что любая сеть создается, скорее всего, для дальнейшей продажи. Поэтому в сложившейся на фармрынке ситуации любая сеть, работающая в Татарстане, будет готова продаться мультирегиональной сети, если будут предложены адекватные деньги, — рассказывал несколько месяцев назад Рубцов. — Но сейчас не самый сезон для продажи... И никто не стоит в очереди, чтобы нас купить... Лет через пять, я думаю, если ничего на рынке не поменяется — дискаунтеры продолжат наступать и душить, наверное, рентабельность бизнеса будет настолько низкой, что впору будет кому‑то продаться. Но в данный момент с финансовой точки зрения мы как сеть чувствуем себя неплохо и в ближайшей перспективе продаваться не собираемся».

«Казанские аптеки» не исключают, что когда-нибудь будут поглощены более крупным игроком «Казанские Аптеки» не исключают, что когда-нибудь будут поглощены более крупным игроком Фото: tetushi.tatarstan.ru

НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫХОДИТ ТОЛЬКО ОДНА ПРИЧИНА — ЛОКАЦИЯ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы двух компаний после слияния.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:

— «Корд» был хорошей сетью с поставленной структурой, своим клиентом. Думаю, это хорошее приобретение в связи с тем, что бизнес оптический сегодня существенно более маржинален, чем фармацевтический. Это приобретение поможет «Казанским Аптекам» увеличить общую маржинальность своего бизнеса.

Если говорить о влиянии на рынок оптик сделки, все зависит от того, удастся ли им сохранить штат профессионалов «Корда», объемы и хорошие взаимоотношения с поставщиками. Насколько я знаю, помещения у «Корда» были сняты в аренду, а не находились в собственности, многое зависит от того, удастся ли сохранить локации. Но, как правило, это входит в пакет сделки, вопрос только в сроке.

На фармацевтическом рынке представлены почти все федеральные сети, и местные игроки не являются лидерами. Фармацевтический рынок в республике полностью укомплектован федеральными и крупными региональными игроками, дискаунтерами. Кто-то попробовал поработать и ушел. А рынок оптики, мне кажется, в Казани и республике не так явно представлен федеральными игроками. Все-таки нужно понимать, что оптический рынок — это тоже рынок выручек, прибылей, определенного сегмента. И если покупательная способность не позволяет делать определенную выручку и получать маржу, то любой ретейл сворачивается и уходит. На первое место выходит только одна причина — локация. Если точка хорошая и может собрать товарооборот и трафик, это хорошо.

С новым владельцем «Корд оптика» сможет усилить свое присутствие в ключевых районах Татарстана, где уже есть точки «Казанских аптек» С новым владельцем «Корд Оптика» сможет усилить свое присутствие в ключевых районах Татарстана, где уже есть точки «Казанских Аптек» Фото: tetushi.tatarstan.ru

Ленар Салахутдинов — директор клиники «Медел»:

— Любые изменения в разных сферах деятельности влияют на общий рынок, в том числе данная сделка. Два направления у одного собственника теперь будут друг друга поддерживать, будет происходить обмен клиентских баз, взаимное стимулирование продаж. Возможно, произойдет изменение стратегии продаж.

Любая изначально сильная компания после ее поглощения или продажи может стать одной из самых слабых на рынке по причине того, что значительная часть успеха зависит от состава учредителей и управленческих решений, принимаемых ими. Поэтому не факт, что вчерашний лидер останется на прошлых позициях. Ранее обе эти сети были одними из самых устойчивых и перспективных каждая на своем рынке. Странно, что «Корд» продался. В любом случае это было верное решение для владельцев бизнесов.

Обе эти компании в своем сегменте имеют высокие доли в Казани. «Корд» точно входил в Топ-3, а «Казанские Аптеки», думаю, в тройку-четверку игроков.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ГК «Финам»:

— Согласно оценкам, в первом полугодии фармрынок в РФ сократился на 4,2 процента г/г до 621 миллиарда рублей. Сокращение в количестве упаковок составило 9 процентов г/г до 2,367 миллиарда штук. Таким образом, падение в штуках было отчасти нивелировано повышением цен. По оценкам, активнее всего растут продажи средств, произведенных в РФ (по большей части дженериков), так как структура себестоимости позволяет производителям заметно медленнее повышать на них цены даже с учетом закупок импортного сырья, что способствует росту спроса ввиду ценового конкурентного преимущества. Думаю, что в 2017 году на фоне улучшения макроэкономической конъюнктуры рынок покажет восстановительный рост на 4 - 6 процентов г/г. Рынок оптики стагнирует вблизи отметки 80 миллиардов рублей. В 2017 году ожидается рост в пределах 5 процентов г/г.