Религия существует не для того, чтобы провоцировать скандалы, уверен, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Вспоминая историю с запретом на ношение мусульманских платков в Республике Мордовия, он призывает больше обращать внимания на внутренний мир, а не на внешние формы. В материале для «БИЗНЕС Online» владыка Феофан призывает законодателей решить этот вопрос, само появление которого связано с до сих пор не преодоленным в России религиозным вакуумом.
Митрополит Феофан
«ЕСЛИ ОТСТАИВАНИЕ СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЫЗЫВАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, НАДО ЗАДУМАТЬСЯ»
Конфликт в Мордовии, который вновь привлек внимание общественности, я знаю, не может разрешиться уже давно. Он непростой и возник не на пустом месте. Вообще, вопрос религиозных атрибутов в последние годы стоит, пожалуй, весьма остро. Будь то одежда или иные знаки принадлежности к той или иной конфессии. Причиной тому можно назвать усиление ограничений в их отношении. И, если говорить о ситуации по всему миру, то мы знаем, что в некоторых государствах закон обязывает граждан носить наряды, соответствующие религиозным обычаям. В других, напротив, внешние проявления вероисповедания ограничены (в некоторых странах даже крестик запрещают носить, якобы это вызывает оскорбление чьих-то чувств). И вот как раз такого рода регулятивные меры и усилились. Но как бы то ни было, многие из нас носят какие-то религиозные атрибуты и как раз платки. Их носят и православные женщины. Заходя в церковь, они должны быть перед Богом с покрытой головой, закрытыми плечами, животом, декольте, должны быть в юбке. Даже туристам, посещающим храм, выдаются платки и юбки.
Но все же мусульманские платки, хиджабы, если говорить честно, сейчас их не носят просто так, только если с религиозной подоплекой. И это у некоторых вызывает, скажем так, смущение — сегодня платок, а завтра — паранджа. Здесь есть важный момент: если женщина носит платок дома, на улице, ей никто ничего не скажет, никто не будет ругать. Но если в школе — это сразу ассоциируется с какими-то крайними течениями. Может быть, это уже повод задуматься о том, стоит ли его надевать там? Поскольку мы живем, как принято сейчас говорить, в светском государстве, все же надо учитывать этот аспект. Если ношение платка вызывает такой общественный резонанс, а суть религии заключается не в том, чтобы спровоцировать скандал, то, наверное, стоит задуматься. Мир в душе в первую очередь. Мы же на внешние формы обращаем внимание, а внутренний мир у нас разбалансирован. Если отстаивание своей религиозной идентичности вызывает напряжение в обществе, повторю, надо задуматься: а стоит ли нарушать мир ради того, чтобы только носить платок? Может, можно чем-то поступиться? И какой сделать выбор? Что дороже — платок или мир? Если он вызовет раздор в обществе, то насколько это хорошо с точки зрения этой религии?
«НЕПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ И ТЕХ, КТО БЕСКОМПРОМИССНО НЕ ЖЕЛАЕТ СНИМАТЬ ПЛАТОК»
Стоит ли запрещать ношение платка в учебном заведении? Решать, конечно, законодателям. Необходимо поднять целый пласт накопившихся вопросов, противоречий и, возможно, пересмотреть старую систему отношений к этому. Посмотреть на реально происходящие ситуации, возникающие конфликты, споры, страхи. Безусловно, необходимо учитывать традиции нашего народа. Но вся проблема сейчас в том, что долгие годы образовывался некий религиозный вакуум, который породил крайности и вот эти шатания.
Надо хранить традиционные ценности. Это очень важно. Но ношение платка в школе — это совсем другой вопрос, непростой, все-таки для подобных учреждений есть свой дресс-код. И к учащимся, и к сотрудникам там предъявляют определенные требования. Они дисциплинируют и ставят знак равенства между всеми учениками независимо от их национальной, религиозной принадлежности или уровня доходов родителей. Мне кажется, что это очень важный принцип, который всегда декларировался в школе. А есть вещи, которые в обществе уже сформировались. Тем более школа всегда играла особую роль в процессе включения чужеродных элементов в общество. Здесь нельзя рубить сплеча. Необходимо подходить к вопросам уважения традиций более мягко.
С одной стороны, вот эта свобода, которая граничит с произволом, с другой — стремление уйти, закрыться, яро показывая свою религиозную принадлежность. Непонятна позиция и тех, кто бескомпромиссно не желает снимать платок. Это тоже неправильно, все должно быть уместно. Во всем нужна золотая середина. Как ее найти? Наверное, это как-то выработается временем, традициями народа, их терпимостью. Конечно, нельзя запрещать мусульманскую атрибутику или любую другую. Я ношу рясу, это атрибут священнослужителя, что же мне его, снять? Но очень важно разобраться, что такое этот платок — просто символ принадлежности к религии или он несет определенную смысловую нагрузку?
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.