Третью ступень пьедестала занял дебютант «Дакара» Равиль Маганов, который сумел прийти первым на четырех этапах гонки, половина участников которой вообще не сумели дойти до финиша. Обладатель «Бронзового бедуина» в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о выписанных организаторами штрафах за превышение скорости, о том, как его подвела техника, и о боевой взаимовыручке с командой «КАМАЗ-Мастер».
«ЗОЛОТО» — НА ЧЕТЫРЕХ ЭТАПАХ, «СЕРЕБРО» — НА ОДНОМ
Для татарстанских любителей гонок нынче повод для ликования дала не только команда «КАМАЗ-Мастер», получившая «золото» и «серебро» «Дакара». Несколько неожиданным на ралли стали участие и финал альметьевца Равиля Маганова — сына гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова. Как уже писал «БИЗНЕС Online», 27-летний гонщик не новичок в мире автоспорта — на своем багги Polaris RZR 1000 он постоянно участвует в гонке Can-Am Trophy Russia, в прошлом году пытался покорить баху «Россия — Северный лес 2016» в Карелии и Sealine Cross-Country Rally 2016 в Катаре. Однако до сих пор фортуна была не особенно благосклонна к молодому спортсмену, в прошлом году получившему звание кандидата в мастера спорта. И вот — первый крупный успех.
С 2017 года организаторы «Дакара» впервые решили выделить в отдельный класс технику UTV — так называемые тюнингованные утилитарные мотовездеходы, куда органично вписался и магановский Polaris. Вместе со штурманом Кириллом Шубиным альметьевец представил на ралли единственную российскую команду в этом классе. Помимо нашего экипажа в данной подкатегории были заявлены три китайских багги, два экипажа из Испании, один — из Бразилии, один — из Андорры. Правда, половина участников по разным причинам до финиша не добрались. В техническом же плане соревновались между собой лишь два представителя этого быстроходного мотосемейства — Polaris и Yamaha.
Отметим, что дебют на «Дакаре» Маганов может записать себе в актив не только в силу общего результата, но и благодаря победам на этапах — экипажу российского багги четырежды удавалось прийти первым. На первом участке магановский багги пришел третьим, пропустив вперед голландцев — братьев Коронел — на Suzuki. Однако позже жюри признало, что они были включены в зачет по ошибке, и Маганову присудили лучший результат. К сожалению, второй и третий этапы татарстанец прошел с шестым показателем — из-за досадных поломок. После четырех этапов Маганов занимал пятое место в общем зачете, однако на пятом этапе экипаж собрался и вновь стал быстрейшим с результатом 3 часа 48 минут 38 секунд, опередив на полчаса бразильца Леандро Торреса и на 40 минут 34 секунды — китайца Ли Дуншэна. Правда, к этому моменту у экипажа Маганова уже был трехчасовой штраф, потому в общем зачете на экваторе гонки россияне занимали четвертую позицию. На девятом этапе Маганов вновь стал лучшим, преодолев дистанцию за 3 часа и 2 минуты и всего на 47 секунд опередив китайца Дуншэна. Десятый этап стал для Маганова «серебряным». Другой китайский экипаж — Вана Фуцзяня — опередил татарстанца на 43 с лишним минуты. Но зато на дистанции Маганов выручил земляков. У машины Антона Шибалова закипел двигатель, и водитель багги отдал ему всю питьевую воду экипажа, за исключением небольшого НЗ. Это было еще и ответным жестом — камазовцы тоже не раз выручили альметьевскую команду. Вновь выбиться в лидеры Маганову удалось на последнем, 12-м этапе. Однако из-за отставания на первых этапах ралли татарстанец в итоге завоевал «бронзу», отстав от лидера — бразильца Леонардо Торреса — более чем на 6 часов.
Сейчас Маганов вместе с напарником все еще находится в Южной Америке. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с гонщиком, который поделился своими впечатлениями от ралли.
«КИТАЙЦАМ СИЛЬНО ПОВЕЗЛО — ОНИ НЕ ЛОМАЛИСЬ»
— Равиль, думаю, весь Татарстан следил за выступлением на «Дакаре» «КАМАЗ-Мастера» и вашего экипажа. Позвольте вас поздравить с «бронзой». Для дебюта это, безусловно, хороший результат. Тяжело ли вам дался «Дакар»?
— На самом деле было непросто. Тяжелее всего были технические проблемы, которые случались с машиной, как-то не сложилось с точки зрения техники. Причем даже не на боевых участках, а на лиазонах (часть маршрута до или после спецучастков — прим. ред.). Три раза меняли коробку передач. Вылетали редуктора, вариатор. Все эти неполадки, конечно, в итоге отразились на результате. Кстати, огромная благодарность экипажу Антона Шибалова. Они пожертвовали своим гоночным временем и спасли нас, когда на лиазоне разнесло вариатор нашей машины. И вообще Владимиру Чагину и всей команде «КАМАЗ-Мастер» большое спасибо. Чагин поддерживал в сложных ситуациях. А сложно было каждый день. «Дакар» — это война!
Ну и морально, когда у тебя что-то постоянно происходит, это подламывает. А с точки зрения «физики» абсолютно ничего тяжелого в гонке не было — все терпимо. Человек ведь многое может выдержать.
— Там было очень жарко, вы сами сказали в одном из комментариев журналистам, что температура до 50 градусов доходила.
— Жара — это одно дело! Я там на самом деле даже снег видел. Как раз во второй день, когда у меня была поломка, на горном перевале мы ночью возвращались обратно, там был снег... Основная масса гонщиков сошла с дистанции в горах на высоте свыше 5 тысяч метров. И неподготовленные участники не могли продолжать гонку. А наша команда проходила физподготовку и подготовку к высокогорью в инновационном центре олимпийского комитета России. Наверное, во многом благодаря этому мы проехали эти этапы по горам.
— Кто был вашим главным соперником? Как вы в целом оцениваете их подготовку?
— Соперников никогда нельзя недооценивать. С уважением к ним отношусь. Каждый по-своему был конкурентом. Естественно, основным соперником был бразильский экипаж во главе с Леонардо Торресом. Он очень опытный. И штурман у него опытный — проехал уже 12 - 13 «дакаров». Это, конечно, огромный плюс, потому что это человек, который управляет тобой, твоими движениями, твоими эмоциями.
— А китайцы? Они ведь в итоге заняли второе место.
— А китайцам сильно повезло. Они были шестыми и с этой позиции перепрыгнули на вторую. И не за счет нагона боевого времени, а за счет техники. Они не сломались. То есть весь «Дакар» проехали относительно ровно.
— На старте гонки в категории «багги» было восемь участников, а до финиша дошла только половина. Если бы с гонки никого не сняли, вам удалось бы войти в тройку лидеров?
— Конечно, удалось бы. Мы бы все сделали для этого.
— Организаторы «Дакара» устроили настоящий штрафбат под самый конец гонки — всех щедро «награждали» штрафами от часа до полутора. В связи с чем?
— Во-первых, за нарушения скоростного режима. На спецучастках есть зоны ограничения скорости — да и где угодно они могут быть. Неожиданно штурман кричит, что через 200 метров зона ограничения скорости, а вы едете со скоростью 120 километров в час, вам надо сбавиться до 30. Соответственно, вы ударяете по тормозам, но затормозить нормально уже невозможно — в любом случае будет фиксироваться превышение. И все под эти штрафные санкции там попадают. Еще могут оштрафовать за неявку на контрольные точки в регламентированное время.
«СПОНСОРЫ НУЖНЫ. ИЩЕМ»
— Вы со штурманом Кириллом Шубиным давно в одной команде?
— Уже третий год. Он опытный штурман из Москвы. Но для него это тоже первый «Дакар» был. А так он ездил на чемпионаты России, мира тоже в качестве штурмана.
— А у вас как давно это увлечение гонками?
— Я увлекался и картингом. У меня как-то всегда была тяга к автоспорту. А четыре года назад я увидел сайт с информацией о внедорожных гонках на квадроциклах в России Can-Am Trophy Russia. Поехал. И как-то мне понравилось именно на багги. В прошлом году три этапа Кубка мира я проехал. В этом году посмотрим, как со временем получится. Постараюсь.
— Ваша машина Polaris RZR 1000, на которой вы выступаете, наверняка прошла какую-то техническую модернизацию. Где вы ее приобрели, как дорабатывали?
— Я не приобретал, это обычная аренда. А насчет модернизации... По факту это база Polaris RZR 1000. За основу берется удлиненная четырехдверная версия, сужается процентов 15 - 20 от рамы, получается блокированная боевая машина. Все, что можно было доработать, мы максимально усилили. Конечно, за то, что машина сломалась на второй день, ей оценка два... Этот день был решающим для нас. Если бы не было этих поломок, мы бы на третьем этапе стартовали раньше. У нас на третий день проблема была в том, что мы встали в колею от грузовиков. И там такая фракция под колесами... Как будто вы по муке едете. Сложно было, конечно.
— А почему именно в этом году организаторы гонки выделили багги в отдельный класс?
— Потому что она обретает все большую популярность, чтобы привлечь новых участников. Думаю, на будущий год будет уже около 20 экипажей в этом классе. Знаю, что многие хотят ехать.
— Вы после 10-го этапа говорили, что трасса была крайне разбита, что побаливает позвоночник... Вам за один день удалось восстановиться или этот процесс будет долгим?
— Я хочу попасть в клинику Илизарова на реабилитацию, поехать на два-три дня вместе с командой «КАМАЗ-Мастер». Нагрузка все-таки серьезная на организм получилась.
— Вы закончили Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина. Можно сказать, пошли по стопам отца. Слышала, что вы работаете в подразделении «Татнефти» — «Елховнефть»...
— Там уже не работаю. Сейчас работаю в аппарате предприятия.
— «Татнефть» как-то участвует в подготовке вашей команды к гонкам?
— Абсолютно нет. Зато «Татнефть» в этом году стала спонсором «КАМАЗ-Мастера».
— Но у вас-то спонсоры есть?
— Нужны. Ищем.
— Ваши родители болеют за вас, поддерживают ваше увлечение?
— Да. Они за меня болеют.
— Где вы обычно тренируетесь, готовитесь к гонкам?
— В Альметьевске. И в том числе на кубках мира тоже.
— Когда вас ждать в родном городе?
— В ближайшее время. Я готов хоть сегодня лететь. Но тут большая проблема с билетами. Может, получится хотя бы через США улететь.
— На следующий год вы будете участвовать в Дакаре?
— Мы в этом году поедем на «Шелковый путь». Хотя, если честно, наверное, надо ехать и на «Дакар», чтобы все же достичь поставленной цели. А цель была — первое место.
— Спасибо и удачи вам, Равиль.
Положение в классификации UTV после финиша СУ12 — «Дакар-2017»:
1) №351 L. TORRES (BRA) POLARIS — 53:15:04 (штраф — 01:05:00);
2) №386 W. FUJIANG (CHN) POLARIS +4:41:55 (01:06:00);
3) №378 R. MAGANOV (RUS) POLARIS +6:09:46 (01:27:00).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.