«ЯКОБЫ АЮПОВ ЗАМЕНИЛ ЕЙ ЖЕСТКИЙ ДИСК НА КОМПЬЮТЕРЕ И ПРОСИЛ ЕГО УНИЧТОЖИТЬ»

Сегодня неожиданное продолжение получило уголовное дело о злоупотреблениях со средствами программы «Лизинг-грант», о расследовании которого оповестило общественность ГСУ МВД по РТ в октябре прошлого года. Выявленные хищения бюджетных средств легли в основу уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). По версии следствия, ряд злоумышленников, находившихся в сговоре с предпринимателями, в обмен на денежное вознаграждение помогали им получить субсидии на развитие бизнеса. В роли одного из «помощников» получателей субсидий оказался член конкурсной комиссии при министерстве экономики РТ, руководитель комитета по информационным технологиям ассоциации МСБ Тимур Аюпов.

Сегодня же в зале Советского районного суда была взята под стражу Марина Халиуллина — супруга председателя совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина. Срок заключения по решению судьи продлится до 4 февраля, следующие три недели Халиуллина проведет в стенах СИЗО №2 на ул. Большой, 98.

По словам Дамира, сына Хайдара Халиуллина, его мать была арестована еще в среду, 11 января. По его описаниям, три следователя пришли в квартиру, надели наручники и отправили женщину в СИЗО временного содержания на улице Карла Маркса, 21. Через два дня после ареста, в пятницу, следователи обратились в суд для избрания в отношении арестованной меры пресечения, но получили только разрешение на продление ареста на 3 суток. И лишь сегодняшнее повторное ходатайство суд удовлетворил.

«Следователь принес непонятные доказательства: якобы, когда у нее сломался компьютер, Аюпов заменил ей жесткий диск и будто просил его уничтожить. Следователи сейчас это выдают так, будто она специально пыталась скрыть информацию. Он [Аюпов] ее полностью оклеветал, заявил, что организатором всего была моя мама, ее сейчас пытаются сделать крайней, вот и все, — рассказал Дамир Халиуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — А она простой бухгалтер, нет у нее никаких миллионов, да она стиральную машину в кредит купила, остался последний платеж — 2400 рублей. Денег у нее нет и никогда не было».

Состояние здоровья матери, попавшей на период расследования в СИЗО, также вызывает у собеседника издания опасения. «У нее онкология, 2,5 года назад вырезали рак молочной железы, а 3 месяца назад были обнаружены новые образования, но суд это во внимание не принял, — удивляется Дамир. — Мы на любые меры соглашались, кроме ареста, — на домашний арест, на залог, на любые поручительства, но суд не захотел, внял заявлениям следователя о том, что она якобы может скрыться или помешать следствию».

Тимур Аюпов (справа) По версии следствия, фирмы, «патронируемые» Тимуром Аюповым (справа), проходили конкурсный отбор, после чего 30% гранта получал он сам, остальные деньги присваивали сообщники, а отчетность подделывалась Фото: mert.tatarstan.ru

«ФАКТ ЗНАКОМСТВА ДЛЯ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПОДОЗРЕНИЙ ХАЛИУЛЛИНОЙ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Напомним, всего в уголовном деле фигурируют шесть подозреваемых, личности как минимум четверых из них установлены. По версии следствия, фирмы, «патронируемые» Аюповым, проходили с его помощью конкурсный отбор, после чего 30% гранта получал он сам, остальные деньги присваивали сообщники, а отчетность подделывалась. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online», в задачу как минимум двух подельников подозреваемого входило оформление поддельных документов о якобы закупке оборудования с помощью ООО «Восток-Лизинг» — одной из крупнейших лизинговых компаний РТ. Как утверждают следователи, всего было выявлено 10 таких эпизодов, причем в каждом фигурировал ущерб в размере 1 млн. рублей. «БИЗНЕС Online» стало известно имя еще одной подозреваемой — под следствие попала некая Вероника Мирзагалямова, но какую роль она занимала в группе, пока неизвестно.

Адвокат Халиуллиной Юрий Некрасов заявил «БИЗНЕС Online», что уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере») в отношении его подзащитной возбуждено только сегодня, несмотря на то что женщина была задержана 11 января. «В отношении нее только одно уголовное дело с ущербом в 1 миллион рублей. И то с группой лиц», — рассказал защитник.

По словам адвоката, следствие подозревает Халиуллину в хищении бюджетных средств, которые получались различными предприятиями и организациями в качестве субсидий для ведения предпринимательской деятельности. «Из своих аргументов следствие приводит показания ряда лиц, а также то, что она имела отношение к ведению бухгалтерских учетов тех или иных организаций, сам факт знакомства с этими лицами», — сообщил Некрасов. Имен собеседник издания предпочел не называть.

На суде защита утверждала, что супруга президента ассоциации МСБ РТ с некоторыми из фигурантов уголовного дела (по всей видимости, речь идет об Аюпове) действительно была знакома, даже находилась в приятельских отношениях, но в преступный сговор с ними не вступала. «К сожалению, следствие эти доводы игнорирует. Сам факт знакомства для них, получается, является безусловным основанием для подозрений Халиуллиной в совершении преступления», — считает адвокат. В ближайшее время он намерен обжаловать в суде заключение под стражу своей подзащитной.

Пресс-секретарь ГСУ МВД РТ Сагитова Наталья в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ход расследования уголовного дела прокомментировать отказалась. «Расследование этого дела продолжается, но в интересах следствия мы не разглашаем подробности», — отметила Сагитова.

Между тем, по данным «БИЗНЕС Online», уголовное дело сейчас ведет следователь ГСУ МВД по РТ Максим Туртыгин. Следователь главного следственного управления МВД РТ Туртыгин известен благодаря хищениям, вскрытым в ПФР в 2015 году. Тогда дело было возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») в отношении заместителя главы ПФР Андрея Ясько, а также предпринимателей Дмитрия Овечкина и Андрея Тухтаркина. Сам бывший руководитель Марсель Имамов проходил по делу как свидетель. Обвиняемым грозило до 10 лет лишения свободы и штраф, но дело до суда пока не дошло.

Хайдар Халиуллин Хайдар Халиуллин: «Мне самому никаких обвинений не предъявлено, но все почему-то крутится вокруг моей фамилии» Фото: «БИЗНЕС Online»

ДВЕ ФИРМЫ АЮПОВА, В КОТОРЫХ РАБОТАЛА ХАЛИУЛЛИНА

О причинах задержания своей супруги Хайдар Халиуллин заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» «Никаких доказательств, ничего нет абсолютно! Все это бред сивой кобылы». Собеседник издания также добавил, что его супруга по профессии бухгалтер и именно по его протекции она стала работать в двух фирмах Аюпова.

Первая — ООО «Интернет технологии для авиации» — была образована в июле 2013 года. По данным справочного сервиса «Контур-Фокус», в 2013 году соучредителями компании были Тимур Аюпов и Хайдар Халиуллин. Сейчас эти посты совмещает Наиль Гатауллин. Вторая компания, которой бухгалтерские услуги оказывала Марина Халиуллина, — ООО «Центр Развития Информационных Технологий». Зарегистрированное в сентябре 2010 года общество было ликвидировано в январе 2015-го. 50% его уставного капитала ООО принадлежало Тимуру Аюпову, столько же — Хайдару Халиуллину. Заметим, что Халиуллиной принадлежит фирма «Аспред Консалтинг», которая специализируется на оказании услуг в области права и бухгалтерского учета. Фирмы Аюпова и Халиуллина были отнюдь не единственными клиентами подозреваемой.

«Говорить о том, что супруга, якобы используя мое имя, привлекала каких-то людей и они обналичивали бюджетные деньги...Всего этого не было! Она и не понимает ничего в коммерческих делах, — заверил Халиуллин. — Она даже никаких моих дел не знает. Клянусь на 100% — никаких нарушений с ее стороны нет! А по поводу того, что делал за моей спиной Тимур Аюпов, я никакой информацией не располагаю. Он уже с октября сидит и, похоже, под давлением какую-то белиберду пишет. Мне самому никаких обвинений не предъявлено, но все почему-то крутится вокруг моей фамилии».

«ХАЙДАР ХАЙРУЛЛОВИЧ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ТИМУРА АЮПОВА В СОСТАВ АССОЦИАЦИИ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» рекомендуют разделять деятельность ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса и фигурантов дела.

Роберт Закиров — генеральный директор ООО «Юридическое агентство «Мигра», первый вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана:

— Я бы хотел сразу сказать, что история с арестом частного лица Марины Халиуллиной никакого отношения к нашей ассоциации не имеет. Кроме того, ничего еще не доказано. Мы в ассоциации сразу приняли решение об оказании всесторонней помощи следственным органам. Кроме того, мы во всех своих начинаниях, на всех встречах с предпринимателями, выездах в районы говорим: не ищите «решал», никто вам не поможет с субсидиями, никакие «откаты-подкаты» не помогут. Как другие предприниматели могли клюнуть и поверить в то, что Аюпов может им помочь, — это нонсенс.

Кстати, сам Хайдар Хайруллович при принятии решения о включении Тимура Аюпова в состав ассоциации выступил против, но мы настояли со словами «Молодой поросли надо дать дорогу». Но, видимо, молодежь выросла не на тех грядках...

Что касается того, как эта ситуация отразится на будущем ассоциации предпринимателей, то, как у нас говорят, собака лает, караван идет. Ассоциация как работала, так и будет работать. Развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным как для российского, так и для татарстанского правительства. Но ошибки бывают, люди наступают на грабли. Мы будем идти вперед. Сейчас нам надо положиться на добросовестность правоохранительных органов, они найдут виновных.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Я, конечно, как обыватель не могу судить о причастности Хайдара Хайрулловича к этому и о доказательствах его вины. Но как человек, знающий его более 10 лет, могу сказать, что он является глубоко порядочным, очень много вкладывал своих личных средств в ассоциацию и общественные проекты. Он живет скромно. Я бывал у него дома и знаю, как он относится к деньгам, расходам. Этот образ о хищениях каких-то там миллионов с тем, что я лично знаю о Халиуллине, у меня в голове никак не вяжется. Вокруг него всегда крутились люди, как это принято в предпринимательском сообществе, и нечистоплотные в том числе. Ну вот типа этого Тимура (Аюпова прим. ред.) Всегда хватает, как и в любой профессии, законопослушных и незаконопослушных людей. Вокруг него крутились и люди с авантюристскими и мошенническими наклонностями. Скорее всего, он не разобрался в человеке и позволил ему приблизиться к себе. Не вяжется у меня с этим человеком образ того, кто расхищает большие средства.

Никакая дискредитация отдельных предпринимателей или даже лидеров предпринимательских сообществ не может являться основанием для прекращения поддержки бизнеса. От того, что в полиции есть маньяки и целые подразделения действуют как преступные сообщества, ее никто не разгоняет. То же самое и здесь. Я верю в невиновность Хайдара Хайрулловича, хотя допускаю, что он может нести ответственность за небрежность по отношению к своему окружению. Это будет нести общественную опасность в том случае, когда обществу, государству причинен значительный ущерб. Хайдар Хайруллович, повторяю, никогда бы не пошел на организацию преступной схемы, никогда бы не был ее идейным вдохновителем, прикрытием или бенефициаром.

Что касается супруги... Если она была бухгалтером компании, которая осуществляла преступную деятельность, то, конечно же, существует определенная законом ответственность должностных лиц. Извините, но у нас сколько преступлений совершают дети, супруги, родители известных людей? В данном случае, считаю, супруг не в ответе за супругу. Просто использовать в медийных целях родство уважаемого и видного человека, каким является Хайдар Хайруллович, — это попытка добиться популизма для СМИ. Я считаю это неэтичным. Такие преступления совершаются десятками, сотнями. О них не пишут, потому что там нет родственников. Пишут, что родственники в большинстве случаев остаются непричастными к совершению преступлений. Например, то же самое дело Курмановых, Рыбушкиных. Спекулировать на имени известных в республике людей только потому, что их родственники совершили какое-либо преступление, я считаю, неэтично. Это отдает желтухой, желанием СМИ привлечь внимание маргинальной аудитории, которым нужна сенсация, повод, чтобы вымести свою злобу и гнев. Что бы там ни было доказано в отношении Хайдара, мое отношение к нему не изменится, потому что каждый может оступиться в форме неумышленной вины. Но есть понятие заслуги, которая может перекрывать даже преступную халатность или неосмотрительность к поступкам своих близких родственников.