Марат Кабанов

«В РОССИИ ВСЕГО 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ УСТРОЙСТВ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ 4

– Марат, в прошлом году Tele2 обрела статус «федерального игрока». Как это повлияло на компанию?

– За последние годы мы показали неплохую динамику роста, и сейчас сети Tele2 есть в 65 регионах РФ, а в 61 из них мы предоставляем доступ к быстрому мобильному интернету. Но именно после запуска сети в Москве в 2015 году мы закрепили за собой статус федерального оператора. В первую очередь нашего появления в столице ждали корпоративные клиенты, ведь у многих компаний там расположены головные офисы. Мы планомерно растем и укрепляем свои позиции.

– А как вообще себя чувствует рынок сотовой связи в России? В каком он состоянии?

– Сейчас рынок сотовой связи терпит очень серьезные изменения. Еще в 2015 году, по оценкам разных экспертов, четыре крупнейших оператора связи России продали по стране более 130 миллионов SIM-карт. Рынок перенасыщен, конкуренция только усиливается. Потребитель от этого только выигрывает – стоимость связи в РФ одна из самых низких в мире. При этом мы видим, что в ситуации, когда стоимость услуг мобильной связи в месяц приравнялась к чашке кофе, потребитель становится менее чувствителен к цене как таковой. В понятие «выгода» абонент вкладывает целый комплекс критериев, таких как простота предложения, удобство пользования, качество связи и обслуживания, дополнительные сервисы и программы, новые скорости мобильного интернета, которые оператор готов предложить своим клиентам. В целом трансформация сотовых операторов неизбежна – отрасль развивается вместе с меняющимися потребностями абонентов и реалиями жизни.

– Кстати, о новых скоростях. Почему Tele2 до сих пор не запустила сеть 4G в Татарстане?

– В прошлом году мы произвели полный апгрейд сети 3G+ в Татарстане, установив самое современное оборудование, поэтому наш 3G+ не уступает 4G от конкурентов. Тем не менее трансформация сотовых операторов неизбежна, теперь они больше обращают внимание на данные, а не на голосовую связь. И мы тоже готовимся к запуску сети 4G, рассчитывая на то, что к моменту нашего запуска реальная потребность в 4G со стороны абонентов в РТ будет оправдывать вложенные в строительство сети затраты.

– Как, по вашему мнению, будет выглядеть эта трансформация?

– Я бы отметил три основных аспекта трансформации. В первую очередь это внедрение технологий искусственного интеллекта. В Татарстане, например, мы уже запустили пилотный проект сетевой самоорганизации (Self Organization Network*, SON). Главная задача системы – повысить эффективность взаимодействия сетей разных стандартов для исключения обрывов при совершении звонков и во время передачи данных.

Второе направление – интеллектуальный глубинный анализ данных, или Big Data. У нас очень много обезличенной информации о модели поведения клиента: какие места посещает, что делает, какие покупки совершает и так далее. Пока компании не имеют конкретной модели применения этой информации, но работа активно ведется. Уверен, что за этим – потенциал и будущее.

Третье перспективное направление – интернет вещей (Internet of Things, IoT), где приборы общаются между собой, исключая человеческий фактор. Например, счетчики ЖКХ, которые сами отправляют данные. Сейчас без человека обходится даже автотранспорт. Данная технология набирает популярность, и ее массовое внедрение сотовыми операторами – вопрос недалекого будущего.

ОСНОВНОЙ ФОКУС – МСБ

– То есть операторы сотовой связи все дальше от своей первоначальной функции – «передача голоса»?

– Как оператор связи мы видим, что активность пользователей смещается в сторону потребления мобильного интернета. Все больше своих повседневных задач абоненты решают с помощью смартфона: общаются в соцсетях и мессенджерах, слушают музыку, совершают покупки и оплачивают услуги. Поэтому мы идем за абонентом и предлагаем те услуги, которые наиболее востребованы на рынке. Компания активно развивает технологию скоростной передачи данных, запускает новые интернет-услуги и сервисы, развиваем сеть, адаптируем тарифные планы как для физических, так и для юридических лиц. Потребление мобильного интернета в нашей сети только за прошедший год выросло почти в 2,5 раза.

– Кто составляет костяк ваших корпоративных клиентов?

– Большую часть наших клиентов составляет малый и средний бизнес. Это тот сегмент, который очень внимательно относится к затратам и оперативно реагирует на любые изменения на рынке. Многие из них в прошлом году перешли к нам из сетей других операторов, оценив наши предложения и качество сервиса. Число бизнес-абонентов, воспользовавшихся услугой MNP (Mobile Number Portability, перенос мобильного номера), при переходе в Tele2 по итогам года выросло в 1,5 раза относительно января 2016 года. Безусловно, мы работаем и с крупным бизнесом, но большие компании более консервативны в вопросах выбора поставщиков услуг и могут годами «сидеть» на одном операторе, вне зависимости от того, устраивают ли услуги и качество в полной мере или нет.

– Какие услуги среди представителей малого и среднего бизнеса пользуются наибольшей популярностью?

– У нас простая и понятная тарифная линейка, есть три основных продукта, которые мы предлагаем нашим корпоративным клиентам: тарифы «Альфа», «Бета» и «Гамма». Они включают только необходимые услуги – пакет минут, SMS и мобильного интернета. Среди дополнительных опций востребована услуга «Бизнес-SMS». Это простой и бюджетный инструмент мобильного маркетинга для рассылки SMS с помощью удобного веб-приложения. Мы предлагаем эту услугу по выгодной цене от 1 рубля за SMS. Большую популярность набирает услуга «Корпоративная АТС». Она позволяет повысить эффективность обработки вызовов, а также оптимизировать инфраструктуру компании путем объединения номеров Tele2 в полноценную виртуальную АТС. Услуга включает многоканальный номер, настраиваемое голосовое меню, бесплатную переадресацию входящих звонков с возможностью управления настройками и бесплатные звонки между сотрудниками компании по коротким внутренним номерам. Одно из главных преимуществ услуги в том, что ее подключение и использование не требуют приобретения дополнительного оборудования.

Более того, Tele2 за свой счет готова оптимизировать сеть для клиента, чтобы улучшить качество связи, если для этого есть объективные причины. В РТ уже реализовано несколько таких проектов.

16+