. Прошедшая крещенская ночь в Раифском мужском монастыре стала, пожалуй, одной из самых масштабных и массовых за время правления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана

КРЕЩЕНСКАЯ РАИФА: 3 ТЫС. ВЕРУЮЩИХ, МАСШТАБНЫЙ ГОРОДОК НА ОЗЕРЕ И СТРОГИЙ ДОСМОТР

Прошедшая крещенская ночь в Раифском мужском монастыре стала, пожалуй, одной из самых масштабных и массовых за время правления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Действительно, один из самых древних праздников христианской церкви был встречен на широкую ногу. Самым простым подтверждением этого можно считать предварительные оценки сотрудников полиции, дежуривших у рамок, согласно которым обитель в крещенскую ночь приняла свыше 3 тыс. человек. Год назад, когда владыка служил здесь впервые, в Раифе побывали около 2 тыс. человек.

Первое, что встречало всех гостей Раифского монастыря, — это, конечно, парковка (монастырь к ней отношения не имеет). Специальный транспорт для всех желающих посетить праздничные мероприятия в эту ночь не подавался. Об этом свидетельствовало отсутствие каких-либо экскурсионных автобусов, на которых, как правило, организуются поездки к популярному месту паломничества. Вместо этого еще задолго до начала событий стоянка была почти полностью забита сотнями легковых авто. По номерам легко читалась география гостей — помимо привычного 16-го региона, на парковке можно было встретить машины из Курганской, Ульяновской областей, Удмуртии. Все кому не лень прибыли в эту ночь в обитель, чтобы помолиться, причаститься и, конечно, окунуться.

Пройдя парковку и стандартную спешную процедуру досмотра на импровизированном КПП, верующие попадали на территорию монастыря, растекаясь на два основных потока. Часть пришедших подходила сразу к входу в традиционный ледяной городок, где расположилась иордань. Другая часть направлялась в Троицкий собор, где проходило праздничное богослужение, и к источнику. Сложно было не встретить в эту ночь в Раифе человека без бутыли для святой воды (желательно огромной). Ходят легенды, что родниковая вода из Раифского источника обладает целебными свойствами. Многолитровую тару люди наполняли из источника и тянули потом на санках до машины. Очередь растянулась почти от входа в Троицкий собор до водосвятной часовни — без малого метров 100. Хотя благодать измерить невозможно: молебен читается у одной проруби, но освящаются все воды водоема. На Крещение будут освящаться, к примеру, воды Тихого океана и Японского моря, Черного и Каспийского моря, Алтантики... А освященную воду верующие пьют по чуть-чуть и с молитвой — спрашивается, какой смысл хлебать кружками, если можно добавить каплю в стоящую дома бутыль? Стоит заметить, что желающих набрать святой воды и удалиться оказалось большинство. Лишь только самые стойкие остались на саму службу.

. Торжественную литургию совершил митрополит Феофан в сослужении и. о. наместника Раифского монастыря иеромонаха Илии и братии обители

«МНОГИЕ ПРИШЛИ ПРОСТО ПОСМОТРЕТЬ НА КРАСИВУЮ СЛУЖБУ...»

К моменту прихода митрополита храм был почти полностью заполнен верующими. Особый колорит прихожанам придавала их возрастная разношерстность. Почти половине участников богослужения не было и 30, что, в общем, неудивительно: кто может приехать сюда ночью?.. Разбавляли средний возраст прихожан и члены молодежного крыла Казанской епархии, записавшиеся в добровольцы и несшие послушание во время всех значимых служб владыки Феофана.

«После [визита] святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла у нас был организован казанский православный центр добровольцев. Это новое направление для ребят, когда мы помогаем не только в каких-то социальных проектах, но и в организации служб. Здесь идет некоторое приучение ребят к храму, к службе, они узнают ее ход, чувствуют свою пользу. Сегодня у нас есть несколько послушаний: помощь в целом в организации, помощь в трапезной — надо же накормить МЧС и полицию, прибрать за ними», — рассказал лидер православной молодежи Артем Гаранин. Вот эти-то самые люди и освежали своими зелеными жилетами массу прихожан — они выстроились в две колонны, образуя свободный коридор от высоких дверей собора в сторону алтаря.

. Особый колорит прихожанам придавала их возрастная разношерстность

Войдя в собор и получив в подарок от детей охапку белых роз, глава татарстанской митрополии по традиции совершил обряд переодевания в праздничное облачение. Сразу после этого он по своему обычаю наперед обратился ко всем верующим с традиционным призывом, в котором попросил всех помолиться в крещенскую ночь, кто как умеет. «Я понимаю, что многие из вас, наверно, пришли просто посмотреть на красивую службу, многие по велению сердца пришли помолиться. Брат славянин, обращаюсь к вам всем. Нечасто мы так собираемся в наши праздники. Прошу всех вас, не спешите после начала службы уйти на улицу. Давайте покажем верность традициям наших отцов, нашей вере. Я понимаю, что не всегда все понятно во время службы, — утешал напутствиями Феофан. — Наверно, кто-то в уме себе уже сказал, что он не знает, как молиться. Внимательно слушай, что-то поймешь. Не поймешь — мысленно обратись к Богу такими словами, которые ты сам знаешь. А у нас у каждого есть и проблемы, и просьбы, и радости, и печали. Поверьте, за это маленькое стояние Господь пошлет вам благословение в грядущем году».

После этого владыка по-отечески скомандовал своим волонтерам построиться. А отцам, махнув рукой, приказал начинать праздничную службу.

. Обитель в крещенскую ночь приняла свыше 3 тыс. человек

«Я ВООБЩЕ-ТО МУСУЛЬМАНИН...»

Тем временем за стенами храма и Раифской обители шла какая-то совсем другая жизнь. Жизнь мирская и разухабистая. Градус молодняка на улице бил ключом. Зайдя в местное кафе в какой-то сотне метров от монастыря, можно было увидеть картину, как молодые ребята с должным уровнем вседозволенности превратили простой общепит в нечто наподобие кабака — разве что без алкоголя, сигарет и женщин. В переполненном кафе стоял шум и гам, некоторые не гнушались выражаться весьма в свободной форме. Все выдавало тех, кто пришел в эту ночь далеко не за тем, чтобы укрепить свою веру.

«Я вообще-то мусульманин, но уже несколько лет с друзьями ездим сюда, чтобы просто искупаться. Не, ну а что? У нас же Бог един. А лезть в ледяную прорубь — это такой экстрим... Полезно для укрепления духа», — поделился своими мыслями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ильгиз Валеев, приехавший в крещенскую ночь в монастырь в компании друзей.

. Под звон колоколов процессия проследовала в ледяной городок

Собственно, окунание в прорубь не является канонической традицией, обязательной для исполнения каждым христианином. Это скорее отголосок язычества, восходящий к временам задолго до крещения Руси. У славян принято было окунать младенцев в ледяную воду, чтоб крепче были, существовали традиции воинских посвящений, да и в целом на Руси принято было нырять в сугроб или прорубь после бани. И церковь в свое время просто приняла эти народные традиции, благословив раз в год эту забаву. Но купание никогда не было массовым явлением. Не все и не всегда это делали: у Владимира Даля, например, есть поговорка «В иордани купаются, кто о святках рядился», то есть тем, кто грешил-колядовал, не лишне теперь смыть позор освященной водой, гласила народная мудрость. И вовсе не прорубь — главное для верующего в крещенские дни: смысл праздника для христиан — прежде всего прийти в храм.

Тем временем число людей у входа в ледяной городок неуклонно росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Стоявшие поодаль сотрудники полиции пытались подсчитать примерное их число: «Так, в летние мероприятия у нас на 1 квадратный метр приходится по три человека, в зимние — по четыре. Сколько тут метров? Нет, наверно, 100 человек нет здесь», — переговаривались они. Спокойствие в толпе страждущих только лишь окунуться в прорубь обеспечивали полицейские, сотрудники местного ЧОПа и специально присланного ОМОНа — в общей сложности чуть более 30 человек, не считая спасателей. Благо сохранять порядок толпы было несложно — все прильнули к большому экрану, на котором в режиме онлайн транслировалась вся служба под разными углами: на экране можно было не только увидеть все происходящее внутри, но и услышать. В том числе и интригующие обрывки фраз митрополита, сурово руководившего процессом.

Число людей у входа в ледяной городок неуклонно росло чуть ли не в геометрической прогрессии

В какой-то момент к стенам подъехала машина скорой помощи — спустя почти 40 минут после начала богослужения. Близился час, когда народ возжелает окунуться...

«ЕСЛИ КРЕЩЕН, ТО НАДО ИСПОЛНЯТЬ ТЕ ОБЕТЫ, КОТОРЫЕ ДАВАЛ»

Вернувшись в храм, корреспондент «БИЗНЕС Online» застал вовсю идущее таинство причастия, а митрополит Феофан готовился дать всем последние указания перед крестным ходом к месту освящения воды. Под звон колоколов процессия проследовала в ледяной городок, двери которого распахнулись, отодвигая в стороны 1,5 часа прождавшую толпу зевак. Стоить заметить, что традиционный небольшой ледяной городок в этом году оказался весьма насыщенным — не подвела погода, наморозила лед! Разноцветная ламповая подсветка ледяных изваяний в виде ангелов и морских животных всем пришлась по вкусу, особенно на фоне тихо падающего при почти полном безветрии снега.

Глава митрополии зачитал водосвятный молебен, трижды окунул крест в прорубь, после чего открыл долгожданный «купальный сезон»

Подойдя к вырубленной иордани, процессия остановилась. Глава митрополии зачитал водосвятный молебен, трижды окунул крест в прорубь, после чего открыл долгожданный «купальный сезон», знаменуя о его наступлении окроплением всех вокруг святой водой.

Затем владыка подошел к журналистам. Видимо, от этой массы столпившихся людей лед в первый раз звучно хрупнул — служка бросился спасать владыку. «Да перестань, не дергайся. Стой спокойно. Трусливый какой», — пристукнул по льду посохом митрополит.

«Что значит для верующего человека Крещение? Кто крестился? Сам Господь Иисус Христос. Кто был Христос? Бог и человек. Для чего он снизошел на землю? Для того чтобы спасти человеческий род, который согрешил добровольно еще на заре человечества в раю — Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий. Христос берет плоть человеческую, и он становится богочеловеком. Эта плоть очищается. Христос не нуждался в крещении. Это для нас с вами, ибо Христос был безгрешен. Но поскольку он был богочеловеком, значит, и плоть наша омыта была в водах иорданских. Это очень важно понимать. Крещение Господне — напоминание каждому из нас о Христе. Это напоминание и каждому из нас, что, если крещен, то надо исполнять те обеты, которые давал при крещении. Но это касается и всех тех, кто еще не крещен. Надо помнить, особенно тем, кто имеет корни православные, христианские, что крещение — это дверь, через которую можно войти от земли на небо», — доносил через объективы камер до всех верующих смысл и значение древнего праздника митрополит.

Рассказал владыка и о своем отношении к молодежи, которая была в эту ночь в эпицентре всех событий. «Нормальная, замечательная наша молодежь. Виновата не молодежь, а может, кто-то другой, когда весь век выбивали чувство веры насилием, а затем новым насилием над нашей молодежью прививали ценности, далекие от веры, нравственности, от простых человеческих норм. И вот эта молодежь, присутствующая в храме, — это свидетельство того, что нет, не пропащая, не безнадежная, нормальная хорошая молодежь. За ней будущее, она спасает и будет хранить веру наших отцов. Наша молодежь — наше самое большое достояние», — отметил митрополит.

После завершения официальной части на площадке приступили к заветной для большинства присутствующих процедуре — окунанию в иордань

«СЛЫШАЛ, ЧТО ПОСЛЕ ПОГРУЖЕНИЯ В КРЕЩЕНСКУЮ ПРОРУБЬ ЧЕЛОВЕК НЕ БОЛЕЕТ»

На этом официальная часть была завершена, и на площадке приступили к заветной для большинства присутствующих процедуре — окунанию в иордань. Та в этом году во многом претерпела изменения — на этот раз вместо одного спуска к воде было оборудовано сразу четыре — то ли для удобства и быстроты, то ли из соображений безопасности. Под водой ясно виднелись доски помоста: надежно! Сотрудники МЧС начали запускать на окрепший 40-сантиметровый лед группами по 30 - 35 человек. Желающих погрузиться с головой одновременно в бурю новых ощущений и ледяную воду, температура которой составляла +4 градуса по Цельсию, оказалось предостаточно.

«По мере возможностей надо окунаться, — рассказал еще один морж Василий Харитонов. — Это очищение от всех грехов, которые копятся. Православные традиции свидетельствуют о том, что даже грехи, которые не исповеданы, в Крещение очищаются».

Еще один опытный морж Владимир Демин из Твери, оказавшийся волею командировки в Татарстане, отметил в беседе с газетой, что на протяжении долгих 10 лет постоянно окунается в родниковой воде. Благодаря этому столкновение с такими экстремальными перепадами температур не в новинку. По его словам, самое сложное — это когда, раздевшись до трусов, приходится стоять на морозе и ждать своей очереди. Именно такую картину, к сожалению, и запечатлел приезжий гость из далека. «У меня с Богом свои отношения, надеюсь, мирные и дружные. Вообще я православный, крещеный. Немного удивился тому, почему у вас так затянуто. Думали, что приедем, окунемся и уедем. А тут пришлось вместо получаса ждать аж полтора. У нас на родине служба проходит куда быстрее. Это все красиво, конечно, — служба и все такое. Но хотелось бы быстрее», — поделился гость. Также собеседник газеты посетовал на то, что не организован пункт обогрева (который на самом деле был, но довольно далеко — почти в 100 метрах от купели).

«Делаю это уже с 2007 года. Просто вот хочу. Пусть я сам немного не той веры, но для здоровья это хорошо. Я слышал, что после погружения в крещенскую прорубь человек не болеет. Мой личный опыт полностью подтверждает это», — рассказал ныряльщик со стажем Рафаэль Хусаинов.