«Могу уверенно сказать: Европа — Западный Китай пройдет через Татарстан», — это заявление главы минтранса РФ Максима Соколова стало главным на вчерашней коллегии минтранса РТ в Нижнекамске. На фоне этой новости померкли дополнительные 1,8 млрд. рублей, которые подкинут Татарстану на дороги из федерального бюджета, и забавный торг между Рустамом Миннихановым и производителями трамваев «Варяг» по 55 млн. рублей за штуку.
Небольшой по российским меркам Нижнекамск пережил накануне редкий наплыв федеральных чиновников
ОТДАЕТСЯ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ». СКИДКА — 20%
Небольшой по российским меркам Нижнекамск пережил накануне редкий наплыв федеральных чиновников. Выездная коллегия минтранса РТ собрала полный зал Дома народного творчества, а главными гостями стали помощник президента России Игорь Левитин, руководитель федерального ведомства Максим Соколов. Лично встречал столичную делегацию в аэропорту Бегишево президент республики Рустам Минниханов в компании с новым начальником Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Рашидом Сайбаталовым, назначенным на этот пост в декабре прошлого года, и министром транспорта РТ Ленаром Сафиным. Место расширенной коллегии было выбрано не случайно. Как позже дал понять глава республики, дело в громадных транспортных потребностях промышленного кластера «Иннокам». Именно для него любимого нужна федеральная поддержка.
Сразу из аэропорта все отправились в ГУП «Горэлектротранспорт», где в ожидании на морозе томились работники предприятия и два трамвая — новый трехсекционный «Варяг» и старый вагон, отслуживший верой, перешедший в разряд ретро. Презентацию новинки провела московская компания-разработчик ООО «ПК Транспортные системы», которая входит в холдинг «Транскомпонент». У компании, принадлежащей кипрскому офшору «Тадорикс Консалтантс Лимитед», заметна тяга к военно-патриотическим названиям: помимо трамвая «Варяг» в ассортименте трамвай «Витязь» и троллейбус «Адмирал». Впрочем, непосредственно производством все равно занимается крупнейший вагоностроитель «Трансмашхолдинг». Гендиректор ООО «Электротранссервис» («дочки» «ПК ТС») Борис Боровой похвастался: «Это пока единственный вагон, он на 90 процентов состоит из российских комплектующих. Мы сейчас перестраиваем производство, запускаем 300 вагонов на Москву, первые два уже поставили. У нас 40 с лишним вагонов в России уже работают, 16 — в Москве».
Минниханов деловито проверил прочность поручней. Присев на сиденье, оценил его удобство, поинтересовался, оборудован ли вагон системой кондиционирования. Но стоимость шедевра импортозамещения — 55 млн. рублей — президента, похоже, поразила. «Вы говорите: дорого. Здесь мы, в принципе, собрали и применили все лучшее, что есть в мире. Этот трамвай имеет самый широкий проход в салоне, чего нет ни у одного отечественного и импортного производителя. Он очень удобный, трехсекционный, большая пассажировместимость. Если сравнить с вагонами Усть-Катавского завода, по количеству перевезенных пассажиров цена получается та же», — убеждал президента Боровой, пообещав при этом, что Нижнекамск при покупке «Витязя» может получить большую скидку. «Учитывая, что этот вагон начинал технически разрабатываться здесь, в Нижнекамске, и его создавали на базе местного депо, а также давние дружеские отношения с городом, собственник готов сделать скидку в 20 процентов», — начал торговаться директор и попытался применить безотказный, казалось, прием, предложив главе республики порулить. Однако Минниханов, приобняв за плечи Левитина, отказался, отшутившись: мол, не буду рисковать: «У моего одного друга ногу уже оперировали». При этом, правда, вспомнил, что катался на монорельсовом транспорте во Франции и даже спускался на подводной лодке.
Уже на коллегии трамвайную тему поднял мэр Нижнекамска Айдар Метшин, который напомнил, что в городе строятся новые жилые микрорайоны, которые надо соединить с новыми производствами. Речь прежде всего о новой трамвайной линии в 12,6 км, рассчитанной на перевозку 9 млн. пассажиров год. На саму ветку надо 910 млн. рублей, а на обновление подвижного состава — еще 250 млн. рублей.
Да и без новой линии трамвайный парк надо обновлять. 40 из 64 вагонов, по словам гендиректора «Горэлектротранспорта» Рафаила Хабибуллина, работают на линии еще с 1981 года. При максимальном пробеге в 1,1 млн. км они уже «набегали» более 2,3 миллиона. За последние пять лет предприятие за собственные средства приобрело 7 трамваев, еще один республика подарила Нижнекамску в честь юбилея.
1,8 МЛРД. НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ
Свой доклад на коллегии Сафин начал с особо радостных на фоне кризиса успехов воздушного транспорта. У аэропорта Казани пассажиропоток вырос 7%, у Бегишево — на 4%, в Бугульме, где приземлилась компания ЮВТ, — вдвое. В планах этого года — открытие регулярных рейсов в Ригу и Ереван, ведутся переговоры с российскими авиакомпаниями по Тбилиси, Тель-Авиву и Пекину.
В железнодорожном транспорте приоритет — строительство ветки от вокзала Казань-2 до «Салават Купере», а также пуск кольцевой электрички в Казани.
Среди главных транспортных инвестпроектов министр упомянул строительство южного обхода Казани с мостовым переходом через Волгу, призванного соединить между собой две автомобильные дороги федерального значения — Казань – Оренбург и Казань – Ульяновск, а также организацию сообщения между Спасским и Камско-Устьинским районами. Это устройство паромной переправы через Волгу в летний период и ледовой переправы в зимний, которая позволит сократить путь от Свияжска до Болгара на 130 километров. Кроме того, продолжается проработка канатной дороги от «Корстона» до «Казань Арены».
И еще одна приятная новость. В 2017 году Татарстан может дополнительно получить в рамках проекта РФ «Безопасные и качественные дороги» более 1,8 млрд. рублей. 1,2 млрд. планируется потратить на дороги казанской агломерации, оставшиеся — на челнинские. Кроме того, в этом году в планах правительства построить капитальные дороги к 17 населенным пунктам, где пока имеются лишь грунтовые.
Свой доклад на коллегии Ленар Сафин начал с особо радостных на фоне кризиса успехов воздушного транспорта
ПУСТЯТ ЛИ ТАТАРСТАН В КОРИДОР?
Красной нитью через все совещание проходила тема коридора Европа — Западный Китай, маршрут которого официально до сих пор не утвержден. Между тем не только Татарстан хотел бы, чтобы магистраль проходила по его территории. Сначала тему поднял тот же Сафин. «Уже завершено строительство первой очереди автомобильной дороги Шали — Сорочьи Горы. В текущем году введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс мостового перехода через Каму, ведутся работы на участке в Алексеевске и Альметьевске. Общий объем инвестиций на данном участке составил более 32 миллиардов рублей, в том числе средства частного инвестора (СМП «Нефтегаз» Фоата Комарова — прим. ред.) — более 18 миллиардов рублей. Выполнены инженерно-изыскательские работы на участке Альметьевск — Бавлы. Очень много чего происходит на фоне обсуждения альтернативных маршрутов. Просьба — поддержать, чтобы путь пролегал через Татарстан», — без обиняков попросил Соколова и Левитина спикер.
Забегая вперед, скажем, что уделил внимание этой проблеме и Минниханов: «Все время появляются какие-то новые проекты, и начинается торг — где это будет. Эта перемычка М7 с М5 практически готова. Там огромные инвестиции республики, федеральные инвестиции, огромные средства частный инвестор внес. Мы запустили вторую очередь моста, первый этап Шали — Сорочьи Горы уже сделан. В любом случае очень нужная автострада».
Поставил точку в этом вопросе министр Соколов: «Надо переходить на долгосрочные контракты, увеличивать объемы государственно-частного партнерства. В РТ такие проекты реализуются. И один из них как раз „лежит“ в транспортном коридоре Европа — Западный Китай. Он, я абсолютно уверенно об этом говорю, проходит через территории Татарстана, потому что конечными точками этой магистрали в России являются Оренбург и Санкт-Петербург. Конечно, можно придумать какие-то экзотические маршруты в обход Татарстана. Но... Вне зависимости от того, сможем мы реализовать проект дороги от населенного пункта Сорочьи Горы до Бавлов или будем использовать существующие дороги, в любом случае путь будет пролегать по территории вашей республики».
Ранее Комаров в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» причислял Соколова к числу лоббистов альтернативного маршрута — через Самару, Саратовскую область, Ульяновск, Пензу, Орловскую область с выходом на Смоленск и Беларусь. «Проблема для Татарстана в том, что появился второй проект дороги — „Меридиан“. Его лоббирует [Александр] Рязанов (экс-зампред „Газпрома“, экс-президент „Стройтрансгаза“ — прим. ред.), он собрал предпринимателей определенных, они заручились поддержкой, у них в лоббистской группе [Игорь] Шувалов (вице-премьер РФ — прим. ред.), [Вячеслав] Володин (замруководителя администрации президента РФ — прим. ред.), министр транспорта [Максим] Соколов. Они написали письмо Путину, Путин отписал, чтобы дали предложения. Они говорят, что они за свои деньги построят, государственных денег не надо», — рассказывал Комаров.
Так что вчерашнее публичное заявление федеральных боссов выглядит крупной победой татарстанского лоббистского оружия.
Максим Соколов: «В РТ такие проекты реализуются. И один из них как раз „лежит“ в транспортном коридоре Европа — Западный Китай. Он, я абсолютно уверенно об этом говорю, проходит через территории Татарстана»
ЗАКАЗНЫЕ АВТОБУСЫ ХОТЯТ ЗАПРЕТИТЬ
Левитин свое выступление начал с комплиментов, назвав Татарстан «лидером по транспортным проектам и развитию транспортной инфраструктуры». Особый реверанс сделал в плане развития сети автодорог, а также внутреннего водного транспорта — мол, мало какой регион сейчас этим занимается. А затем немного упомянул о перспективах. По его словам, в этом году Госсовету при президенте РФ будет представлена тема, которая ни разу не выносилась: координация всех видов транспорта при перевозке пассажиров. То есть чтобы в одну сеть были увязаны муниципальные перевозки, междугородние и железнодорожные. Впрочем, как признал Левитин, тема эта сложная.
Далее он прошелся по темам, озвученным предыдущими докладчиками. В частности, особую тревогу федерального чиновника вызывает вопрос заказных автобусов. Перед Левитиным Сафин в своем докладе уже высказался, что надо продолжать работу по нелегальным перевозчикам, которые «пренебрегают элементарными требованиями безопасности». При этом Сафин привел свежий пример, когда в январские праздники на контрольном посту «Малиновка» сотрудники ГИБДД задержали пьяного водителя автобуса Iveco, следовавшего из Казани в Кайбицкий район с 17 пассажирами. «Мы знаем последствия таких аварий в нашей стране, и очень не хотелось бы повторить автокатастрофу в Югре, где по вине водителя погибли дети», — напомнил о трагедии Сафин, предложив изменить законодательство. В частности, министр предложил ввести обязательное согласование мест посадки и высадки пассажиров, а также включить в устав автомобильного транспорта и правила перевозок пассажиров и багажа требования об обязательном наличии такого согласования при перевозках по заказу.
«Президент РФ такое решение принял: правительству поручено внести в Госдуму проект, чтобы их [перевозок] не было. Чтобы не было перевозок, которые никем не регулируются и где ни водитель, ни пассажир не понимают, как эта перевозка происходит. В комитете Госдумы по транспорту обсуждается вопрос, чтобы сделать перевозки между городами регулируемыми. Чтобы все понимали: как услуга оказывается, из чего складывается стоимость билета, на какой вокзал автобус приходит. Зачастую бывает, что автобус высаживает людей на окраине города. Он не везет, потому что у него нет договора с автостанцией. Надо подумать, как сделать так, чтобы уйти от заказных перевозок, но так, чтобы для пассажира не уменьшилось количество транспорта. Потому что миллионы людей перевозятся на заказных перевозках. Надо понять, как все будет работать, когда их не будет», — удовлетворил чаяния Сафина Левитин.
Не обошел Левитин и тему карьерных работ, которые повышают себестоимость строительства дорог. Он напомнил, что решением Владимира Путина такие работы в Крыму и по Центральной кольцевой дороге отданы подрядчику.
«Также здесь ставился вопрос об улучшении качества коммуникаций, которые проходят через автодороги, — продолжил Левитин. — Действительно, сегодня складывается парадоксальная ситуация. Когда дорога строится, приходят коммунальщики, газовики, связисты и говорят: давайте проложим здесь коммуникации. Ну давайте... А когда дорога реконструируется, они уже говорят: вы нам сделайте трубу в 2 раза шире, сделайте провода вместо 2 метров 15. Понятно, что они тоже растут, им нужно больше коммуникаций, но юристы нам говорят, что надо изначально в контракте с подрядчиком прописывать, что он не должен заниматься улучшением коммуникаций, которые не относятся к дорожной сфере». В завершение своей речи Левитин заметил, что в плане развития сети дорог сделано уже немало. И теперь, стало быть, самое время поработать над повышением качества оказания услуг на транспорте.
Трамвайную тему поднял мэр Нижнекамска Айдар Метшин, который напомнил, что в городе строятся новые жилые микрорайоны, которые надо соединить с новыми производствами
ОТ «ЛАСТОЧКИ» К ВСМ МОСКВА — КАЗАНЬ
Соколов также сначала расшаркался перед принимающей стороной. «Тот настрой, который присутствует в регионах, очень позитивный, — сказал министр. — Особенно в таком, как Татарстан, где очень развитая транспортная инфраструктура, есть серьезные пилотные проекты, большая доля частных инвестиций. Этот опыт требует внимательного изучения и тиражирования на всю страну. Мы так и поступаем в своей работе». Затем он похвалил Нижнекамск, где большая доля перевозок осуществляется общественным транспортом, в том числе трамваями. Это, по мнению министра, хороший пример и вполне вписывается в политику повышения экологичности транспорта. Так же как и перевод техники на газомоторное топливо. В этом плане, считает Соколов, Татарстан очень хорошо работает. А задача такая: до конца 2018 года 50% техники должно работать на метане.
Затем чиновник перешел к теме ВСМ, хотя начал с высокоскоростных поездов «Ласточка», которые выпускаются в Сочи. «Мы видим, какой популярностью пользуются разлетевшиеся из Сочи по всей стране „Ласточки“. Но в то же время мы понимаем, что это лишь некий переходный этап на пути развития высокоскоростного движения. Я имею в виду тот проект, который, будем так говорить, находится уже в стадии практической реализации. Мы сейчас завершаем проектирование высокоскоростной магистрали, передаем его на государственную экспертизу. На первом этапе он, надеюсь, дойдет до Казани. И это будет иметь революционное значение для тех, кто живет в Татарстане, и тех, кто приезжает сюда с гостевыми, туристическими и деловыми целями». Другой конкретики по явно забуксовавшему мегапроекту не прозвучало.
Соколов с удовлетворением заметил, что в РТ объем пассажироперевозок авиатранспортом не только не уменьшился, как в целом по стране (на 4%), но даже подрос. «Благодаря вниманию президента республики и программам субсидирования региональных и межрегиональных перевозок в Татарстане наблюдается положительная динамика. Это очень хороший пример. И я надеюсь, что динамика продержится и в течение 2017 года. Тем более что к концу года ситуация начала кардинально изменяться, отрасль встала, что называется, „на крыло“. А с учетом перспективы открытия Египта, а также того, что в полном объеме возобновились вылеты в Турцию, думаю, что по результатам 2017 года по всей стране отрасль покажет положительные результаты. Но это не значит, что внутренние перевозки отойдут на второй план. Они выросли на 6 процентов до 55 миллионов пассажиров. Международные составляют 33 миллиона человек, хотя еще несколько лет назад там пассажиропоток был в разы больше».
Наконец, он обнадежил Метшина, просившего помощи в приобретении новых трамваев: «Я себе тут пометил, постараемся. Но нам нужна более системная работа. Если Игорь Евгеньевич [Левитин] поддержит, то будем выносить на президиум Госсовета».
МОСТ ЧЕРЕЗ СОКОЛКИ ДЛЯ СОКОЛОВА — ДЕЛО ЧЕСТИ
В заключительной части коллегии слово предоставили Минниханову, который после ответных благодарностей Соколову перешел к еще одному грандиозному проекту Татарстана — строительству дороги от трассы М7 через Мамадыш, затем в обход Нижнекамска и Набережных Челнов через мост в Соколках и с возвращением на М7. Напомним, новый мост входит в проект кластера «Иннокам». Сначала предполагается построить сам мост, потом подъезды к нему. Общая протяженность дороги составит 84 километра. Трасса с мостом через Каму существенно снизит транспортную загруженность автомагистрали М7 «Волга», значительно сократит время в пути для экспорта продукции из Камской агломерации, сократит пробег на маршруте Нижнекамск — Елабуга на 91 км, обеспечит лучшую транспортную доступность всей территории. Уже проработано технико-экономическое обоснование реализации проекта и даже найдены потенциальные инвесторы. На строительство моста потребуется порядка 55 млрд. рублей. Срок поэтапной реализации проекта — 2017 - 2030 годы.
«Мы же понимаем, что трасса М7, которая идет через Нижнекамскую ГЭС, сегодня не справляется со своими задачами, — резонно заметил президент. — Нужна в Соколках перемычка и мостовой переход. Мы сегодня ведем переговоры с тремя группами [инвесторов]. Мы понимаем, что этот проект не может быть только государственным, он должен быть частно-государственным».
К слову, ранее сам же Соколов в шутку сказал, что считает делом чести построить мост через Каму возле Соколок, потому что название его созвучно с фамилией министра. Так что можно надеяться, что этот объект министр доведет до логического завершения. Однако на этот раз москвичи от громких заявлений воздержались.
Далее Минниханов сообщил, что еще один серьезный проект — это реконструкция части трассы М7 — Татарстан может завершить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кроме того, он одобрил деятельность минтранса РТ в плане дноуглубительных работ у причалов Болгара и Свияжска, благодаря чему эти города могут принимать большие туристические теплоходы.
«Мы еженедельно отслеживаем ситуацию в дорожном строительстве, — сказал президент, подводя итоги коллегии. — Все наши намеченные проекты реализованы. Каких-либо проблем у нас в этом плане нет. Мы ни на рубль не сократили, а наоборот, будем наращивать наши инвестиции как в транспортный комплекс, так и в дорожный. У нас очень профессиональные подрядчики, много современных подходов. Мы работаем по внедрению транспорта на газомоторном топливе, по использованию полимер-битума при строительстве дорог, по бетонным дорогам с тем, чтобы удешевить строительство и чтобы наши дороги были безопасными и эффективными. Татарстан свои обязательства перед федеральным центром и в вопросах безопасности, и по инновационному строительству выполняет и будет выполнять».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.