«Там, где открывается «Красное&Белое», вся неорганизованная розница в пределах квартала закрывается», — описывают в алкогольной ассоциации РТ апокалиптические последствия прихода в Татарстан сети челябинского бизнесмена из списка Forbes Сергея Студенникова, открывшего по стране уже почти 4 тыс. магазинов. Однако началу экспансии предшествовали встреча с Рустамом Миннихановым, стратегическое соглашение с «Татспиртпромом» и решение о строительстве под Казанью распредцентра на все Поволжье.
Впервые в Татарстан выходит крупнейший алкогольный ретейлер и одноименная сеть магазинов «Красное&Белое» челябинского бизнесмена Сергея Студенникова
ЭКСПАНСИЯ АЛКОГОЛЬНОГО КОРОЛЯ
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», впервые в Татарстан выходит крупнейший алкогольный ретейлер и одноименная сеть магазинов «Красное&Белое». Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил источник на рынке, знакомый с ситуацией, а затем подтвердили в алкогольной ассоциации Татарстана. В самой компании на наш запрос не ответили, но на ее официальном сайте уже появилось объявление о приеме на работу специалистов по поиску объектов коммерческой недвижимости в Казани и Набережных Челнах, а также менеджеров по развитию. Уровень зарплаты — от 25 тыс. рублей.
«Красное&Белое» — крупнейшая в России сеть алкомаркетов, насчитывающая 3907 точек в 39 регионах России (к концу 2016 года, по данным retail.ru). Для сравнения: вторая по количеству магазинов сеть «Бристоль» (подконтрольна совладельцам группы «Меркурий» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву) проигрывает лидеру почти в 1,5 раза — на конец 2016 года имеет около 2,5 тыс. магазинов (согласно данным сервиса 2ГИС, 26 магазинов сети расположены в Казани). Темпы роста на десятом году существования компании впечатляют: выручка в 2015 году составила 82 млрд. рублей, увеличившись более чем на 70%.
Владелец сети — семья челябинского бизнесмена Сергея Студенникова — №193 в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России» 2016 года с состоянием $400 миллионов (в 2015 году было $450 млн.). Еще в начале 1990-х он с партнерами основал «SPS-Холдинг», который занимался дистрибьюцией алкоголя и табака, а в 2006-м открыл первый магазин «Красное&Белое» в Копейске Челябинской области.
Средняя торговая площадь каждого магазина «Красное&Белое» — 80 кв. метров. Ассортимент включает порядка 700 позиций алкоголя, около 100 марок пива, 60 - 70 — сигарет, а также около 300 позиций сопутствующих товаров (бакалея, кондитерские изделия, соления, консервы и т. д.). Все магазины сети открываются на арендованных площадях.
В ОБМЕН НА ЧТО МИННИХАНОВ ДАЕТ ДОБРО
По данным источников «БИЗНЕС Online», на старте «Красное&Белое» планирует открыть в республике 30 - 50 магазинов, но это только начало. Сам Студенников в интервью РБК отмечал, что за три года может на 100% «накрыть» любой регион и особо гордится умением находить выгодные места даже на, казалось бы, уже развитом рынке.
Правда, при этом Студенников отмечал: «Выходя в новые субъекты, встречаешь сильнейшее давление руководства этих субъектов». Так что перед приходом в Татарстан бизнесмен поступил мудро и встретился с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Переговоры, в которых принял участие и гендиректор «Татспиртпрома» (ТСП) Ирек Миннахметов, состоялись 1 декабря в Москве. «Стороны обсудили перспективы взаимного сотрудничества, в частности, рассмотрели возможность реализации татарстанской алкогольной продукции в магазинах сети „Красное&Белое“ в регионах РФ», — информировало лаконичное сообщение пресс-службы президента РТ.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам Миннахметов, у компании есть договоренности с «Красным&Белым» о значительных объемах поставок продукции в «Красное&Белое» на 2017 год. Одновременно достигнуто соглашение о том, что компания построит в Татарстане свой распределительный центр для поставок в регионы Поволжья, в связи с чем «Красное&Белое» берет на себя обязательства по созданию большого количества рабочих мест.
Оба решения выглядят для Студенникова вполне оправданно с точки зрения логистики. Как говорил сам бизнесмен, 90% логистики от производителей приходится на Москву, а магазинов у него больше всего на Урале. Соответственно, «освоив» УФО, сеть двинулась в Поволжье, которое расположено как раз на этой логистической оси. Вступая в союз с «Татспиртпромом», который лидирует среди производителей водки в стране, занимая 16% рынка, «Красное&Белое», во-первых, укорачивает транспортное плечо, во-вторых, распредцентр в Казани — отличная база для «взятия» ПФО.
Рустам Минниханов, Ирек Миннахметов и владелец сети Сергей Студенников провели переговоры еще 1 декабря минувшего года в Москве
Для ТСП альянс станет продолжением уже реализуемой с приходом Миннахметова стратегии. Если раньше продажи продукции за пределы республики у госкомпании составляли лишь 10%, то сейчас за пределы Татарстана продается вдвое больше, чем внутри. И в первую очередь — за счет массированного вхождения в федеральные торговые сети.
Договорившись на берегу, власти Татарстана, по всей вероятности, не станут оказывать на сеть Студенникова «сильнейшего давления». Да и вряд ли смогли бы его оказать — времена, когда был возможен жесткий алкогольный протекционизм, в прошлом.
При этом, как уточнили в «Татспиртпроме», никаких договоренностей о разделе сфер влияния между его сетью «Арыш мае» из 1,1 тыс. точек и «Красным&Белым» нет, будет обычная конкуренция.
Рынок специализированной алкогольной розницы в последние годы растет как грибы. Только в Казани работает несколько сетей, в числе которых, помимо «Арыш мае», «Бристоль» (26 точек), «РусАлка» (32 точки), «Пивоман» (83 точки), «Глобус» (22 точки), «АлкоДьюти» (5 точек).
«Татспиртпром» обладает в республике своей сетью розничных магазинов «Арыш мае» из 1,1 тыс. точек
«В РАЙОННЫХ ЦЕНТРАХ ПРИ ОТКРЫТИИ «КРАСНОГО&БЕЛОГО» МОГУТ ЗАКРЫТЬСЯ ВСЕ ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ»
Что ждет рынок алкогольной розницы Татарстана по мере разрастания «Красного&Белого»? Один из наиболее вероятных сценариев — ценовые войны. Ретейлер работает как жесткий дискаунтер, декларируя, что по каждой из его позиций в городе невозможно найти цену ниже (даже с учетом маркетинговых акций). Сам основатель «Красного&Белого» объяснял это премией за лидерство у производителя, умением лучше договариваться по условиям аренды и, главное, эффективностью борьбы с воровством и коррупцией внутри самой сети.
Неудивительно, что в Татарстане у сети Студенникова уже появились противники. В редакцию «БИЗНЕС Online» поступило письмо с подробным комментарием от исполнительного директора алкогольной ассоциации Татарстана Лейсан Шишкиной, в котором она дает понять, что приход «Красного&Белого» перевернет рынок вверх дном.
Учредителями алкогольной ассоциации Татарстана, согласно базе данных «Контур.Фокус», выступают 10 компаний, занимающихся поставками алкоголя («Квантор», фирма «Саман», «Россич», холдинг-компания «Реал», «Неско-Казань», «Компания «Премьер», «Патриот», «Агроторг», ТД «Кристалл-Казань», ТК «Санкар»). Однако, по словам Шишкиной, кроме оптовиков против сети выступают и работающие в республике торговые сети.
У оптовиков в данном случае свой интерес: «Красное&Белое» создаст свой распределительный центр, куда будет привозить собственный алкоголь, минуя сложившийся рынок поставок, причем продавать его по ценам ниже рынка. По словам Шишкиной, от этого пострадают все звенья цепи татарстанского бизнеса: как татарстанские алкопроизводители, так и поставщики и небольшие торговые сети. Если закроются небольшие сети, то и доставлять товар оптовикам будет некуда.
«На данный момент объем продаж алкоголя через федеральные сети на рынке РТ колеблется от 60 до 80 процентов. Федеральные сети стабильно демонстрируют увеличение своей доли на рынке РТ. Федеральные игроки подходят к подбору своих поставщиков с точки зрения своей максимальной доходности, что объяснимо с точки зрения конкурентной борьбы. Местные производители оказываются в условиях, неподъемных для них, по данным критериям проходят только крупнейшие производители, которые в связи с большим объемом производства имеют возможность работать с минимальной рентабельностью. При повышении объемов производства снижается качество продукции», — утверждают в ассоциации.
Как говорит исполнительный директор, представители ассоциации пообщались с коллегами из других российских регионов и сделали вывод: местные небольшие торговые сети после прихода сети «Красное&Белое» начинают сворачиваться. Так, в Башкортостане с появлением сети «Красное&Белое» во всех торговых точках якобы снизилась выручка в среднем на 15%, приводят пример в ассоциации со ссылкой на председателя Башкирской торговой ассоциации Виталия Черевкова. Похожая ситуация сложилась в Пермском крае, Челябинской, Свердловской, Тюменской областях. «Там, где открывается одна торговая точка „Красного&Белого“, все торговые точки неорганизованной розницы в пределах квартала закрываются», — констатирует Шишкина.
Она же приводит выкладки, насколько эффективна челябинская сеть по сравнению с привычными алкомаркетами. «Товарооборот в „Красном&Белом“ составляет от 3 до 5 миллионов рублей; товарооборот неорганизованной розницы — не более 1 миллиона рублей, то есть, „Красное&Белое“ замещает от 3 до 7 торговых точек. И если в неорганизованной рознице работают 20 человек, то в „Красное&Белое“ будет трудоустроено 6 человек. В районных центрах при открытии магазинов „Красное&Белое“ могут закрыться все торговые точки. Как видите, это может привести как к сокращению рабочих мест, так и к снижению налоговых сборов республики», — резюмируют в ассоциации.
По мнению Шишкиной, нужно законодательно «ввести условия, позволяющие рентабельно работать представителям малого и среднего бизнеса». Например, ограничить присутствие в городах крупных ретейлеров — «ограничить общую долю торговых федеральных сетей на рынке города, региона или муниципального района — не более 50%».
Пока же Татарстану остается ждать новый раунд уплотнения и без того довольно насыщенной сетью алкомаркетов, потребителям — снижения цен, а участникам рынка — непростой схватки на выживание.
Сергей Студенников ранее отмечал, что за три года может на 100% «полностью накрыть» любой регион страны вне зависимости от ситуации на рынке
«ДРУГИЕ СЕТИ В ТАТАРСТАНЕ МЕСТА СЕБЕ НЕ НАЙДУТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали выход нового игрока в Казань.
Гульнара Постнова — директор по маркетингу ОАО «Эдельвейс Групп»:
— Сеть «Красное&Белое» очень хорошо представлена в российских регионах. Они имеют обширную сеть алкомаркетов. Продукция «Татспиртпрома» долго не могла попасть на их полки.
Власти РТ, дав разрешение на открытие «Красного&Белого» в Татарстане, сделали это в интересах ТСП и разыграли карту присутствия алкоголя «Татспиртпрома» в других регионах России на полках этой сети, те сыграли в интересах ТСП. Точно так же было сделано в случаях с «Магнитом» и Х5. Именно в этом кроются успехи продаж ТСП.
Вхождение любого крупного розничного игрока в рынок не останется бесследным. Однако от его присутствия будут терять долю продаж те магазины, которые находятся в непосредственной близости. Специально в «Красное&Белое» за два-три квартала население ходить не будет.
Если эта сеть в РТ сделает упор на реализацию продукции ТСП, то их цены не будут сильно отличаться от цен местных игроков, а значит, и конкуренция будет минимальной. Но если «Красное&Белое» будет завозить в РТ дешевый алкоголь, то татарстанские ретейлеры почувствуют их присутствие. Однако местная власть будет искать способ, как ограничить продажи завозного алкоголя.
Руслан Якушев — генеральный директор ОАО «Булгарпиво»:
— «Красное&Белое» — сеть из Челябинска, но присутствует во многих регионах страны, поэтому назовем ее федеральной. У сети очень жесткая ценовая политика, я бы даже сказал, на грани фола. Объясню на примере тех позиций, где мы пересекаемся. У «Красного&Белого» есть пиво в розлив, литр которого они продают за 29,9 рубля. При этом средняя цена на полке — 70 - 75 рублей. Кроме того, акциз на литр пива плюс НДС сегодня с учетом повышения акциза составляет практически 25 рублей. Но мы же понимаем, что себестоимость пива не может быть 5 рублей. Есть несколько вариантов: или производитель работает в убыток себе, или сеть работает в убыток себе, или же сеть продает безакцизный товар. Других вариантов просто нет — такую цену дает либо сам производитель, либо сеть, или они договорились поровну, или это безакцизное пиво. Сегодня реальная себестоимость литра пива — около 20 рублей. Это прямые затраты. Еще плюс акциз, плюс НДС. Поэтому если на полке пиво дешевле 60 рублей, что-то здесь нечисто.
Рынок сам определит, хорошая это сеть или нет. Невозможно долго держать низкие цены. Рано или поздно все равно произойдет отскок от минимальной цены. Пример с сетью «Бристоль» — достаточно серьезный, но не думаю, чтобы рынок Татарстана проиграл с ее приходом. Тем более открыть за год тысячу магазинов нереально. Ну откроют 50 или 100 магазинов, но в масштабах республики это некритично. Сложно сказать, как воспримет это именно рынок Татарстана. Говорю так, потому что мы немного теряем из-за всем известной сети «Пивоман», которая громко выходила на местный рынок. С выходом «Красного&Белого», думаю, больше проблем будет у производителей водки.
Анастасия Гарафиева — владелица магазина алкогольной продукции «АлкоТи»:
— «Красное&Белое» — достаточно известный игрок в России в дешевом сегменте алкоголя. Если они будут работать совместно с «Татспиртпромом», то прогнозы по поводу их конкурентоспособности неясны. Но на 2017 год в Казани достаточно большой выбор алкогольных магазинов, открытых от разных поставщиков. Ценовые предложения при этом не во всех магазинах выгодные. Если «Красное&Белое» будет продавать что-то помимо казанской продукции, то конкуренция будет очень жесткая — какие-то одиночные бутики даже не смогут бороться. Если бренды, которые не представлены в России, и если они будут у «Красного& Белого», то они смогут составить здоровую конкуренцию сети наших магазинов.
Ввиду того, что «РусАлка» и «Глобус» открывались в 2016 году со скоростью света, был, конечно, спад. Но все-таки продажи зависят от цены и качества обслуживания. У нас уже есть сформированная база своих клиентов, и мы думаем, что они не будут нам изменять.
Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра»:
— На мой взгляд, актуальность специализированной розницы в ближайшие годы резко упадет. Почему данная система развивается специально года три-четыре? За это время рванули «Бристоль», «Красное&Белое». Потому что была угроза рознице — с 2012 года началась реформа розничных сетей с алкоголем. Сначала запретили продажу пива в киосках, все пиво ушло в магазины. С 2012 года депутаты начали стращать розницу, что ее вот-вот переведут в специализированные магазины. Одновременно говорили, что в магазинах могут быть созданы спецотделы. Якутия ввела у себя в республике спецторговлю, но ничего позитивного за два с лишним года это не принесло — ни пить меньше не стали, ни проблем меньше не стало. Поэтому, думаю, у нынешней Госдумы эта тема немного угасла.
Более того, в прошлом году даже федеральный ретейл начал поговаривать о создании своих проектов по спецторговле. Но и эти проекты практически не стали развивать. Почему? Потому что федеральный ретейл тоже понял, что нормальную розницу прижимать никто не будет. Поэтому у нас есть определенная доля спецторговли, которая в разных городах занимала скромное место, и тот бум, который был в последние два-три года, продолжится максимум в 2017 году. После этого вряд ли будет рост, потому что особого смысла в данных магазинах нет. Все-таки покупателю удобнее совершать покупки, в том числе алкоголь, в обычных магазинах.
Дальнейшего роста алкомаркетов в стране я не предвижу и думаю, что будет стабильная ситуация. Какой рынок они смогли занять, такой и будут держать. Единственное, может быть, получится с уклоном в винные — винотеки и тому подобное. У них есть будущее, а крепкий алкоголь нет смысла покупать в специализированных магазинах. «Красное&Белое», конечно, может душить производителей, минимизировать цены, но все равно, мне кажется, потребителю — если это не вино — удобнее покупать алкоголь в обычном магазине.
Известная сеть «Пивоман» громко выходила на местный рынок
У «Красного&Белого» нет никакой фишки. Это компания с мощной, наглой — в хорошем смысле — маркетинговой стратегией. Цель сети — создание торговых точек с минимальными ценами. Учитывая количество магазинов сети, можно любого производителя прижать к ногтю и опустить закупочные цены до минимума, получить максимальную скидку. Сеть имеет свою политику по занятию рынка, удушению конкурентов низкими ценами, но Татарстан — особый регион, где это может и не пройти. Думаю, может, в РТ какие-то магазины они и откроют. Но задача республики — не допустить чужую продукцию на свой региональный рынок. И эту задачу республика решает 20 лет, причем достаточно успешно. Открытие магазинов «Красное&Белое» — это максимальное расширение ассортимента у компании-конкурента. Посмотрим. В Татарстане работает «Бристоль», но вряд ли у сети больше 100 магазинов — как видим, масштабы с «Арыш мае» несопоставимы.
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ГК «Финам»:
— Рынок алкомаркетов является одним из самых быстрорастущих в России. К примеру, лидер рынка — сеть «Красное&Белое» — в прошлом году показал прирост выручки около 75 процентов г/г до 82,5 миллиардов рублей. В 2016 году ожидается рост на 45 процентов г/г до 120 миллиардов рублей. Вторая по величине — сеть «Бристоль», третья — «Ароматный Мир», четвертое — «Горилка». В отличие формата магазинов «у дома» рынок алкомаркетов еще слабо насыщен, что позволяет поддерживать высокие темпы роста. При этом у алкомаркетов меньше требований к торговым площадям с точки зрения общей площади, то есть легче найти место под магазин.
Отличие сети «Красное&Белое» в ассортименте — доля российской продукции оценочно составляет более 80 процентов против, к примеру, 50 процентов в «Ароматном Мире».
В первую очередь алкомаркеты составляют конкуренцию мини-маркетам, которые зачастую располагаются на площадях до 100 квадратных метров, не подходящих для магазинов формата «у дома» (им требуется в три-четыре раза большая площадь). Основное преимущество алкомаркетов заключается в практически полном отсутствии потерь по сроку годности и широком ассортименте. Тем не менее прямой конкуренции сетям типа «Магнита» и «Пятерочки» алкомаркеты не составляют, так как у них сильно различается структура товарных матриц и рыночное позиционирование. Сейчас на продовольственные сети в России приходится лишь 49 процентов оборота. Таким образом, современные форматы торговли имеют значительный потенциал для роста, в том числе за счет сегментов гипермаркетов, магазинов «у дома» и алкомаркетов. Сейчас в том числе в регионах с каждым днем растет проникновение сетей. Монополизированных рынков благодаря закону о торговле почти не осталось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 301
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.