Александр Тыгин, заявив, что «вопрос очень сложный», сделал важное уточнение: оказывается, в суды обращается и сам исполком, причем «с сотнями исков» об изъятии жилых помещений Александр Тыгин, заявив, что переселение граждан из аварийных домов — «вопрос очень сложный», уточнил: в суды обращается и сам исполком, причем «с сотнями исков» об изъятии жилых помещений Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК 20 ТЫС. РУБЛЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В 11

Стремительно сокращается в Зеленодольском районе список жилья, которое должно пойти под снос. Из прежних 310 домов в «расстрельном» перечне осталось лишь 194 здания. В них проживают 4860 человек, многие из которых в ужасе от перспективы переезда — на это просто нет денег. Городской суд тем временем не устает рассматривать иски жильцов, которые пытаются отстоять свое право жить пусть в «не первой свежести», но вполне еще крепких домах — по крайней мере, по мнению жильцов.

Напомним корни конфликта. Постановлением кабмина от 26.09.2013 года №681 была утверждена республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы. Изначально объем финансирования предусматривался на уровне 9,7 млрд. рублей, из которых 4,3 млрд. рублей должен был выделить фонд реформирования ЖКХ, а республиканский бюджет — добавить 5,4 миллиарда. Федеральные средства были выделены, республиканский вклад в последний момент был секвестрирован до 198 млн. рублей.

В результате цена, по которой «трущобникам» предлагали выкупить их старое жилье, рухнула почти вдвое: с 20 тыс. до 11 тыс. рублей за метр. Остальное людям предложили доплатить через соципотеку (тем, у кого нет наличных на доплату), но ее размер для многих «переселенцев» оказался просто непосилен.

В 2014 году успокаивать возмущенных зеленодольцев, чьи дома неожиданно оказались в программе сноса аварийного жилья, приехали глава ГЖФ Талгат Абдуллин и замминистра строительства РТ Алексей Фролов. Зеленодольск на тот момент был лидером по числу домов, подлежащих сносу.

Из прежних 310 домов в «расстрельном» перечне осталось лишь 194 зданий, где проживают 4860 человек, многие из которых в ужасе от перспективы переезда Из прежних 310 домов в «расстрельном» перечне осталось лишь 194 здания, где проживают 4860 человек, многие из которых в ужасе от перспективы переезда Фото: Сергей Елагин

«Я могу сказать почему, — объяснил Абдуллин секвестр выплат. — Аварийная программа не единственная, для ее выполнения пришлось бы остановить все остальные. 26 программ необходимо выполнять бюджету Татарстана! И я бы посмотрел на вас, как бы вы выглядели, если бы все остальные сказали: почему у нас нет детских садов, ФАПов и дальше».

Неудивительно, что многие из зеленодольцев предпочли считать, что их жилье вовсе не является аварийным. По мнению тех, кто сопротивляется сносу, только прихоть чиновников (дома признаются аварийными не только без уведомления жильцов, но и без участия экспертов) заставляет их переселяться в «ипотеку» из домов, которые могли бы простоять еще лет 50 минимум. Повесив же «аварийный» ярлык, как считают жильцы, можно убить двух зайцев — освободить лакомые места в центре и подкинуть работы строителям за счет федеральных средств. Земельные участки под приговоренными зданиями после расселения должны передаваться ГЖФ.

Впрочем, можно понять и благие намерения администрации: снос старых зданий действительно дал бы толчок развитию города. Правда, на данный момент снесено только три объекта: это Гоголя, дом 62, Красный переулок, дома 1 и 2.

В 2014 году успокаивать возмущенных зеленодольцев, чьи дома неожиданно для многих оказались в программе сноса аварийного жилья, приехали глава ГЖФ Талгат Абдуллин и замминистра строительства РТ Алексей Фролов В 2014 году успокаивать возмущенных зеленодольцев, чьи дома неожиданно для многих оказались в программе сноса аварийного жилья, приехали глава ГЖФ Талгат Абдуллин и замминистра строительства РТ Алексей Фролов Фото: «БИЗНЕС Online»

АДМИНИСТРАЦИЯ ДЕЛАЕТ ШАГ НАЗАД И ИДЕТ В КОНТРАТАКУ

«Неужели вы думаете, мы такие бестолковые, что будем сносить крепкие здания?» — вопрошал Абдуллин зеленодольцев на памятной встрече 2014 года. Однако за это время «бульдозерный» список постепенно скорректировала межведомственная комиссия — она вычеркнула 97 адресов. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Зеленодольского муниципального района, небольшие 2 - 3-квартирные дома спасла проведенная реконструкция, а двухэтажки — положительные результаты строительно-технической экспертизы. Во многом жильцам помог тот самый волюнтаризм чиновников: как уже говорилось, состояние строений оценивались на глаз — без проведения экспертиз. Собственно, этого не скрывает и исполком — в его ответе говорится следующее: «Все дома включены в программу на основании актов и заключений межведомственной комиссии. Экспертные организации не привлекались. Были привлечены: государственный жилищный инспектор ГЖИ РТ, специалисты БТИ, специалисты управления архитектуры, градостроительства исполкома и т. д.». По всей видимости, по крайней мере, часть исключенных домов — это исторический район «Полукамушки», за который вступились сначала градозащитники, а затем с их подачи и президент РТ Рустам Минниханов.

Однако еще 21 дом добился признания своего жилья годным к эксплуатации через суды. Уточним, что список аварийного жилья в рамках программы не планируется к расширению — в нее входят лишь дома, признанные аварийными до 1 февраля 2012 года. Таким образом, возникла уникальная даже в масштабах России ситуация: жителям удалось если не обыграть власти, то нанести по их планам чувствительный удар — «расстрельный» список сократился на треть.

Хотя срок действия республиканской программы в этом году подходит к концу, бои местного значения в самом разгаре. Массив аварийного жилья только в Зеленодольске остался немалый — 146 зданий, и часть их обитателей до сих пытается оспорить решение администрации. «БИЗНЕС Online» обнаружил, что при поиске на ресурсе sudact.ru словосочетания «признать незаконным постановление о признании дома аварийным» начиная с января 2014 года высвечивается 72 решения. Если из них только 21 было вынесено в пользу жильцов, получается, что еще более полусотни заявителей не смогли оспорить аварийный статус (оговоримся, что по одному дому могло быть вынесено несколько решений). К сожалению, традиция районных судов публиковать «подчищенные» от конкретики вердикты не позволяет понять, жители каких именно зданий оспаривают их ветхость.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» позвонил главе Зеленодольского района Александру Тыгину с просьбой более развернуто прокомментировать ситуацию. Чиновник заявил, что «вопрос очень сложный», и даже предложил выделить отдельных сотрудников, которые на месте объяснят ситуацию вокруг аварийных домов. Однако в итоге мы получили лишь еще один письменный ответ. При этом Тыгин сделал важное уточнение: оказывается, в суды обращается и сам исполком, причем «с сотнями исков» об изъятии жилых помещений, — акцентировав внимание на том, что это иски «именно об изъятии, а не о выселении». В официальном ответе исполкома нам уточнили, что иски поданы в отношении 307 жилых помещений. С вопросом, сколько горожан не смогли оспорить аварийный статус жилья, нас отправили в Зеленодольский городской и Верховный суд РТ.

Земельные участки под приговоренными зданиями после расселения должны передаваться ГЖФ Земельные участки под приговоренными зданиями после расселения должны передаваться ГЖФ Талгата Абдуллина Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫИГРАЛИ, НО ДО СИХ ПОР ВИСИТ ТАБЛИЧКА О СНОСЕ»

Источники «БИЗНЕС Online» в Зеленодольске, знакомые с ситуацией, подтверждают, что связанных с аварийным жильем споров в городе много: «Буквально каждый день кто-нибудь да судится». Наши собеседники также говорят, что ситуация кардинально меняется. Если в прошлом году суды удовлетворяли иски населения, то сейчас один за другим идут отказы.

Проживающий по улице Декабристов, 3 Владимир Сапунов рассказал «БИЗНЕС Online», что в городе есть 11 совершенно идентичных трехэтажных «сталинок», из которых 8 попали в аварийную программу. Его дом 1940 года постройки, но со ссылкой на экспертизу зеленодолец заявляет, что здание рассчитано на 150 лет эксплуатации (при этом капремонт здания проводился всего 10 лет назад).

Пять «сталинок» уже вышли из списка — например, дома по Декабристов 1 и 11 были вычеркнуты из программы по непонятным для Сапунова мотивам, а их собратья на Ленина, 12 и 14 «вышли» через суды, причем даже без проведения экспертиз. Теперь и жители дома на Декабристов, 11 оспаривают в суде его аварийность, но им уже приходится идти через экспертизы. Что характерно, жильцы требовали назначить экспертов не из Татарстана, опасаясь давления со стороны властей, однако суд им отказал. Однако даже местные эксперты, по словам Сапунова, пришли к выводу, что дом не является аварийным, за исключением двух балконов. Однако УК «Жилкомплекс» не реагирует на просьбы их заменить: как считают жильцы, специально, чтобы был повод отправить здание под снос. Как и часть других опрошенных, наш собеседник, с одной стороны, боится, что зеленодольский суд попал под дурное влияние исполкома, с другой — надеется на справедливое решение.

Местные эксперты пришли к выводу, что дом по ул. Декабристов, 3 не является аварийным, кроме двух балконов Местные эксперты пришли к выводу, что дом по улице Декабристов, 3 не является аварийным, кроме двух балконов Фото из личного архива жильцов

Кому-то повезло, и он успел проскочить раньше. Ольга Ерамасова (ул. Мира, 10) рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что им удалось отстоять статус дома «еще летом 2016 года, суды тогда пропускали». Тем не менее на здании, по ее словам, до сих пор висит табличка о сносе: «Говорят, что самим снимать нельзя, нужно опять судиться по этому поводу». Также власти не дают приватизировать землю под домом, и он не включен в программу капремонта. Из-за этого жильцы не вполне уверены в своей дальнейшей судьбе и все еще опасаются подвоха, хотя одну из квартир дома уже купили новые собственники по ипотеке, «через банк прошло». Сам дом 1958 года постройки и по сей день не видел капремонта, но его обитателей это не смущает: «Нужно только починить крышу и канализацию — и все».

Предложения переехать в новое жилье отвергаются наотрез. Ерамасова говорит, что условия соципотеки слишком суровы для местных жителей — под 7%, от 5 тыс. рублей за однокомнатную квартиру и от 8 тыс. за «двушку» ежемесячно, с постоянным ростом. Платить столько возможности нет, особенно у пенсионеров: «Одна бабушка получает пенсию в 8 тысяч рублей, и у нее на жизнь остается 1 тысяча рублей. Вынуждена просить помощи у родственников, даже кушать у них, а что остается?» По словам собеседницы газеты, ГЖФ якобы уже начал подавать иски о выселении из нового жилья, «так как давали ипотеку всем, не проверяя платежеспособность».

Попалась нам и локальная success story. Жительница другого «счастливого дома» — по улице Мира, 16 — рассказала корреспонденту, что и здание выведено из черного списка, и зловещая табличка снята. Более того, здесь уже планируется капремонт.

Фрагмент проведения экспертизы в доме на ул. Декабристов, 3 показывающее хорошую сохранность балок под половицами Фрагмент проведения экспертизы в доме на улице Декабристов, 3, показывающий хорошую сохранность балок под половицами Фото из личного архива жильцов

МЫТАРСТВА БИЗНЕСА: СНАЧАЛА ВЫКУПИТЕ, ПОТОМ ПОД СНОС

Под раздачу попали и юридические лица, да и бюджетные организации. По нашим данным, часть малого бизнеса не рискует обращаться в суды. Не желая конфликтовать с властями, эти предприниматели пытаются вести переговоры с исполкомом. Однако другая часть отправилась прямиком в арбитраж, сразу решив качать права за пределами Зеленодольска. Так, Арбитражный суд РТ и апелляционная инстанция встали на сторону компании «Ак Каен», признав незаконным изъятие земельного участка под домом на улице Рогачева, 18. Тем не менее здание до сих пор пребывает в «расстрельном» списке.

В арбитраж обратилось и ООО «Оникс», специализирующееся на услугах по противопожарной безопасности. Директор компании Алексей Уколов сообщил «БИЗНЕС Online», что им принадлежит более 200 кв. м на первом этаже дома по улице Гоголя, 35. Там у предприятия располагается офис, где работают около 50 человек. Еще более 66 кв. м в том же доме принадлежат ООО «Дитейл», которое ранее держало там автомагазин, а сейчас сдает площади в аренду. Бизнесмены категорически отказываются считать свои дома аварийными и надеются спасти их также через Арбитражный суд РТ.

Повесив «аварийный» ярлык, считают жильцы, можно убить двух зайцев — освободить лакомые места в центре и подкинуть работы строителям за счет федеральных средств Повесив «аварийный» ярлык, как считают жильцы, можно убить двух зайцев — освободить лакомые места в центре и подкинуть работы строителям за счет федеральных средств Фото из личного архива жильцов

Уколова особенно возмущают резкие перемены курса исполкома. По его словам, площади у муниципалитета были арендованы в далеком 2004 году. А в 2008-м исполком поставил бизнесменов перед выбором: прекратить аренду или выкупить помещения в собственность. Компании решили выкупить помещения на первом этаже, при этом ООО «Дитейл» они обошлись в 900 тыс. рублей, а ООО «Оникс» — более чем в 2 млн. рублей. Малый бизнес даже не смог сразу «потянуть» такую сумму, часть платежа была осуществлена в рассрочку. Интересно, что в отчете об оценке рыночной стоимости, подготовленном по заказу исполкома, процент износа был указан в 48% (официальных нормативов нет, но аварийными кирпичные или железобетонные дома признаются обычно при достижении 70% износа).

История получила продолжение в конце ноября 2015 года. Компании получили официальные письма, где говорилось, что дома были признаны аварийными еще в 2009 году. «Когда даже рассрочка не была погашена! — возмущается Уколов. — А процент износа каким-то образом указан в 75 процентов». В итоге выяснилось, что исполком в 2009 и 2011 годах действительно принял постановления о признании 310 домов аварийными, однако, по словам наших собеседников, они до сих пор не опубликованы. «Получается, в 2009 году дома признали аварийными, включили их в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2013 - 2017 годов, никого не известив. А потом в 2014 году, чтобы придать законность этим действиям, напечатали статью в газете. Хотя по закону они обязаны известить каждого собственника в течение месяца о том, что его дом признан аварийным. А у нас с 2009 года 7 лет прошло, прежде чем они нам письмо прислали», — утверждает Уколов.

В арбитраж обратилось ООО «Оникс», которому на праве собственности принадлежит более 200 кв.м. на первом этаже дома по ул. Гоголя, 35 В арбитраж обратилось ООО «Оникс», которому на праве собственности принадлежит более 200 кв. м на первом этаже дома по улице Гоголя, 35 Фото из личного архива жильцов

ИСКИ ОТКЛОНЯЮТСЯ ПО СРОКУ ДАВНОСТИ

Тем не менее в Зеленодольском городском суде соответствующий иск ООО «Оникс» отклонили, при этом отметив, что, согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, срок давности по подобным делам составляет всего... три месяца с момента извещения об аварийности дома.

Как утверждает Уколов, большинство исков в городском суде сейчас отклоняется именно на этом основании. Почему? Вероятно, потому что, если применить трехлетние сроки оспаривания (как указал Верховный суд РФ) в обзоре 2015 года, это может сорвать всю программу по переселению зеленодольцев — слишком много может быть положительных решений. К слову, наши собеседники сослались и на решение Верховного суда РТ, по которому срок исковой давности по одному из зеленодольских дел также признан в три года. Правда, говорят, что это единичный случай.

Заметим, что ООО «Дитейл» обратилось в Арбитражный суд РТ в феврале 2016 года — в течение трех месяцев с момента, когда реально узнало о существовании постановления 2014 года. Что интересно, арбитраж встал на сторону компании! Однако на это исполком заявил, что действует на основании того «невидимого» постановления 2009 года и все равно считает дом аварийным. Теперь компания снова подала иск в арбитраж. А по злополучному дому по инициативе компаний и жильцов была проведена экспертиза, согласно которой степень его износа составляет... 46%!

Если все сказанное верно, остается поразиться действиям зеленодольских властей. Несколькими росчерками пера они заставили бегать по судам значительную часть горожан. Напомним, согласно первоначальному списку аварийным был признан каждый третий дом в городе.

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК УСТУПИЛ ПАЛЬМУ ПЕРВЕНСТВА ЧИСТОПОЛЮ

Согласно ответу минстроя РТ на запрос «БИЗНЕС Online», всего в Татарстане на данный момент подлежат расселению 22287 граждан из 8764 помещений. При этом в частной собственности находятся 6027 помещений (221,91 тыс. кв. м), в муниципальной — 2737 помещений (95,94 тыс. кв. метров).

Данные министерства несколько отличаются от муниципальных. По информации минстроя, по количеству аварийных многоквартирных домов в республике лидирует город Чистополь — 205 домов. Далее идет Зеленодольск — 160 домов, Казань — 96 домов, Мамадыш — 52 дома, Арск — 41 дом, Болгар — 29 домов и Мензелинск — 29 домов.

Отметим, что в конце прошлого года СМИ также писали, что в Чистополе (перехватившем первенство после зеленодольского «секвестра») около 70 жителей митинговали, требуя экспертизы неаварийных домов и выступая против компенсации в 11 тыс. рублей. При этом в Чистопольском городском суде поисковики находят пока лишь 18 решений по искам о «неаварийности» домов.

P. S. Накануне глава Зеленодольского района и мэр Зеленодольска Тыгин в ходе отчетной сессии районного совета сообщил, что одной из основных задач 2016 года было продолжение программы переселения жителей города из аварийного жилья. По его словам, треть всего аварийного жилфонда республики находится именно в Зеленодольске. В планах на 2016 год было возведение и заселение 11 домов на 1863 квартиры. «К сожалению, мы заселили только один дом, сейчас завершаем строительство трех домов, — сказал он. — Думаю, в течение года завершим и остальные».

Для завершения программы переселения в целом и обеспечения жильем социальных категорий граждан в городе нужно начать строительство еще двух 18-этажных домов (строительство первого дома такой высотности уже ведется на окраине микрорайона Мирного) и двух домов в поселке городского типа Васильево. «Этот вопрос еще предстоит решить», — сказал глава района.