Судебное следствие по громкому уголовному делу бывшего предводителя «двадцатьдевятников» Рузаля (Рузалика) Асадуллина завершилось накануне в Верховном суде РТ Судебное следствие по громкому уголовному делу бывшего предводителя «двадцатьдевятников» Рузаля (Рузалика) Асадуллина завершилось накануне в Верховном суде РТ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Судебное следствие по громкому уголовному делу бывшего предводителя «двадцатьдевятников» Рузаля (Рузалика) Асадуллина завершилось накануне в Верховном суде РТ. Перед прениями адвокат подсудимого Алевтин Захаров приобщил к материалам дела отказ о возбуждении уголовного дела в отношении своего клиента за истечением сроков давности. Речь идет об убийстве из-за личной неприязни в 1994 году. Впрочем, прокурора Ангелину Оленину больше интересовали обстоятельства отъезда подсудимого в 2001-м: сначала Рузалик переехал в семьей в Москву, а оттуда — уже один — отправился в Одессу, где прожил вплоть до задержания в 2012 году.

— Зачем вы переехали на Украину? — задала вопрос Оленина.

— По делам, по работе, — уклончиво ответил ей Асадуллин. Потом он все же уточнил. — В Одессе занимался торговлей на 7-м километре — так называется рынок в 7 километрах от города.

По его словам, о розыске, будучи в Москве, он не знал, а возвращаться на родину из соседнего государства не захотел, поскольку был в курсе задержаний «товарищей». На Украине он поддерживал связь с одним из лидеров «29-го комплекса» Юрием Еременко и бойцом Валерием Слободиным.

— При каких обстоятельствах вас задержали на Украине? — поинтересовался судья Ильфир Салихов.

— Ехал на машине, задержали. Другого паспорта, как говорили, не было. По своему имени, — объяснил Рузалик. О том, что он находится в розыске, бывший лидер ОПГ знал примерно с 2002 года.

По мнению гособвинения, оснований для освобождения Рузалика нет

Судебные прения Оленина начала с событий 20-летней давности, когда в мае 1993 года Асадуллин добровольно вошел в устойчивую вооруженную группировку. В конце того же года он уже возглавил ее. Прокурор перешла к первому преступному эпизоду, вменяемому Асадуллину, — убийству «двадцатьдевятника» Алексея Флегонтова, который начал хвастаться о преступных делах группы. Устранить Флегонтова было поручено Марату Латыпову, но в качестве напарника тот выбрал себе Рузалика. Второе преступление, в котором обвиняется «двадцатьдевятник», — убийство елабужского депутата Айдара Исрафилова. «С целью личного обогащения и обогащения преступного сообщества убил Исрафилова из корыстных побуждений», — заявила Оленина. Показания свидетелей, вызванных в суд, стали одними из главных доказательств виновности Асадуллина. Третий и последний эпизод — двойное убийство Гурьева и Бондарева. «При осмотре деревни Семивраги Домодевского массива Московской области были найдены останки Гурьева и Бондарева», — зачитала в прениях прокурор. Также она напомнила о гражданском иске к Асадуллину родственников потерпевших на 1,5 млн. рублей.

«С учетом характеризующих данных и других преступлений, совершенных подсудимым, оснований считать, что Асадуллин перестал быть опасным для общества, не имеется», — заявила Оленина. По мнению гособвинения, оснований для освобождения Рузалика также нет. Так, подсудимый находился в розыске, скрывался от уголовной ответственности за пределами РФ. Тем не менее Оленина назвала смягчающие обстоятельства — признание вины, активное содействие следствию. Среди отягчающих — использование оружия, боеприпасов и все та же активность, но уже в совершении преступлений. Прокурор пришла к выводу, что челнинец представляет исключительную опасность для общества.

«Прошу назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием первых 15 лет в тюрьме, остальных — в колонии особого режима», — вынесла вердикт Оленина. Подсудимый внешне на это никак не отреагировал. Эту «закалку» он получил еще два года назад, когда услышал подобное от прокурора в том же Верховном суде Татарстана. Однако вместо пожизненного Рузалик получил 24,5 года заключения. Адвокат Захаров, кажется, к такому раскладу был готов и рвался в ответное выступление в прениях.

«СМЕРТЬ ФЛЕГОНТОВА ПРОИЗОШЛА НЕ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЙСТВИЙ АСАДУЛЛИНА»

Первым делом защитник Асадуллина напомнил, что его клиент заключил досудебное соглашение со следствием, поэтому попросил назначить подсудимому наказание по правилам, предусмотренным досудебным соглашением о сотрудничестве. Согласно ему, срок и размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или наказания, предусмотренного статьей УК. При этом Захаров заявил, что вина Асадуллина во время судебного следствия подтвердилась, а значит, «досудебное соглашение о сотрудничестве выполнено в полном объеме».

Как и гособвинитель, адвокат прошелся по убийствам, в которых обвиняется его подзащитный. В лишении жизни Флегонтова Асадуллин никак не мог отказать Латыпову, поскольку был ниже по статусу. Защитник объяснил, что роль Рузалика была в том, чтобы вывезти и помочь закопать труп. Съехав с трассы, он остановился у леса. Латыпов застрелил Флегонтова в то время, как сам Асадуллин стоял у машины. «Смерть Флегонтова произошла не вследствие действий Асадуллина, он его жизни не лишал. Иных материалов дела, свидетельствующих об обратном, в деле не имеется», — уверенно заявил Захаров. Но если руководствоваться этим тезисом защиты, то собственноручно Асадуллин не устранял ни Исрафилова, ни Гурьева, ни Бондарева. Захаров вспомнил и то, что уголовное дело было возбуждено по эпизоду с убийством Флегонтова только 7 апреля 2014 года, после дачи показаний самим подсудимым. «Прошу по данному эпизоду Асадуллина оправдать», — обратился Захаров к судье.

Что касается убийств Исрафилова, Гурьева, Бондарева, то в этих случах, по мнению защитника, сроки давности истекли. «Если суд не посчитает нужным освободить от ответственности за истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются», — сослался на уголовный кодекс адвокат. Он продложил перечислять заслуги своего клиента, к которым отнес и то, что заказное убийство Исрафилова было раскрыто за счет Асадуллина. Последний даже не разыскивался за совершение преступления, пока уголовное дело в Москве было утеряно.

Последним доводом защиты стало и то, что по убийству 1994 года уголовное преследование Рузалика было прекращено из-за истечения сроков давности. «Избирательность недопустима», — констатировал Захаров, подводя к тому, что по этой логике нужно прекратить уголовное преследование и по остальным эпизодам.

«Асадуллин характеризуется положительно по месту жительства, по месту наказания, деятельно раскаялся в совершении преступлений», — сообщил суду Захаров. Также он добавил, что престарелая мама подсудимого тяжело больна, как и он сам. «Прошу при назначении наказания данные обстоятельства учесть как смягчающие», — обратился к Салихову защитник.

Рузалик ничего добавлять к речи адвоката не захотел, от участия в прениях отказался. Зато сегодня он намерен выступить с последним словом.

.

ПРИГОВОРОМ РАНЕЕ

Напомним, ВС РТ вынес обвинительный приговор 32 участникам «29-го комплекса» еще 17 июля 2006 года. Тогда бывший лидер челнинской ячейки Адыган Саляхов получил 25 лет лишения свободы, остальные отправились в тюрьму на срок от 6 до 20 лет. В общей сложности преступники получили около 500 лет заключения на всех. Подсудимых признали виновными в совершении 21 убийства, 7 похищений людей, мошенничествах, торговле наркотиками и других тяжких и особо тяжких преступлениях, всего они обвинялись по 56 эпизодам преступной деятельности. Впрочем, по признаниям бывшего соратника Асадуллина Дмитрия Бульбы, давшего показания на суде, за все время существования члены ОПГ убили 50 - 60 коммерсантов. Об арсенале ОПГ красноречиво говорит тот факт, что только один из боевиков группы, Алексей Гриценко, сдал в полицию несколько мешков с оружием.

Сам судебный процесс проходил в спортивном зале УВД Советского района Казани, настолько велико было количество участников.

История «двадцатьдевятников» получила продолжение в 2013 году, когда Верховный суд РТ отправил за решетку еще двоих группировщиков — 42-летнего Александра Беленко и 45-летнего Валерия Слободина. С января 2003 года Слободин находился в международном розыске и скрывался на Украине. Суд приговорил Слободина к 16 годам лишения свободы, а Беленко — к 25.

Развал настиг «29-й комплекс» после задержания их лидера Асадуллина. Его задержали в Киеве 1 апреля 2012 года, операция была тщательно законспирирована. Следователи располагали информацией, что Асадуллин занимается бизнесом, владеет гостиницей и рестораном на территории Украины. Он жил по поддельному паспорту, согласно которому родился в Греции, и представлялся всем вторым именем — Янисом.

На процессе по делу Рузалика раскрылся коммерческий масштаб ОПС — в автограде «29-й комплекс» контролировал Автозаводский рынок, крышевал КАМАЗ, а в Елабуге распоряжался мясокомбинатом «Модуль». В довесок ко всему «двадцатьдевятники» осуществляли махинации с векселями «АК БАРС» Банка, взяли под контроль Баженихинский ликеро-водочный завод в Удмуртии и т. д.