Проект строительства в Казани мусоросжигательного завода прошел ключевой этап. Премьер-министр РФ одобрил строительство в республике завода, который сможет обратить в ноль все отходы Казани. А попутно подать в сеть 55 МВт электроэнергии по «зеленому тарифу». Эксперты «БИЗНЕС Online» подтверждают расчеты «РТ-Инвеста»: серьезного роста нагрузки на население и бизнес проект не принесет.
КОНКУРС НА ДВА ЛОТА
Татарстан официально утвержден в качестве субъекта, в котором предусмотрено строительство мусоросжигательного завода. На сайте федерального правительства накануне был опубликован пакет разработанных минэнерго документов, подписанных премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. И хотя для жителей республики основное значение данного предприятия видится в избавлении от завалов мусора, в правительственных документах обозначается лишь энергетическая составляющая. Так, указывается, что мощность будущего завода составит 55 МВт, а еще четырех подобных в Москве и Подмосковье — 280 МВт. Важность этого момента заключается в том, что именно за счет продажи электроэнергии, получаемой в процессе сжигания мусора, на оптовом рынке по повышенному «зеленому тарифу» инвесторы смогут вернуть вложенные инвестиции.
«Принятые решения позволяют распространить меры господдержки возобновляемых источников энергии на генерирующие объекты, функционирующие на основе сжигания твердых бытовых отходов (ТБО). Развитие и поддержка генерирующих объектов на основе ТБО направлена на решение экологических проблем, развитие соответствующих технологий на территории России», — сообщается на сайте российского кабмина.
Надо отметить, что вышедшие документы несколько смягчили первоначальный вариант, который предусматривал розыгрыш права на строительство всех пяти заводов общей мощностью 300 МВт единым лотом с объемом инвестиций порядка 120 млрд. рублей. В финальном варианте правительство приняло решение разделить лоты по региональному принципу: инвесторам предложили в каждом субъекте отобрать объем мощности, равный не менее 90% объема мощности, определенного для конкретного субъекта. Судя по всему, будет сформировано два отдельных лота: один крупный (на 280 МВт) для Москвы и Московской области, второй малый (на 55 МВт) — для Татарстана. Этот момент может стать приманкой для участия в конкурсе конкурирующих компаний, в том числе и зарубежных. С одной стороны, это вроде бы хорошо, так как позволит выбирать из возможных претендентов. С другой, как ранее заявлял в интервью нашему изданию инициатор проекта строительства в РТ мусоросжигательного завода, гендиректор «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов, на конкурс, к примеру, могут заявиться и иностранные конкуренты из Индии или Китая.
Компании этих стран, по его мнению, не отличаются высоким уровнем экологии. К тому же в дальнейшем могут возникнуть сложности с обслуживанием заводов, поскольку все технологии и комплектующие будут иностранного производства. «У проекта мощное контрлобби, состоящее из традиционных энергетиков и представителей иностранных производителей, для которых наш рынок является привлекательным», — ранее говорил Шипелов корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«ЗЕЛЕНЫЙ ТАРИФ» И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
В подписанных Медведевым документах указывается, что предельная величина удельных капитальных затрат на 1 кВт мощности должна составлять 380 тыс. рублей, а стоимость выработки электроэнергии должна держаться на отметке 1,336 тыс. рублей за МВт*ч (в 2020 году). Для сравнения: по состоянию на март 2017 года индекс равновесных цен в европейской части РФ и на Урале — 1,18 тыс. рублей за МВт*ч. Стоимость затрат на эксплуатацию в том же 2020 году должна составить 741 тыс. рублей за МВт в месяц.
В документах также прописан и долгожданный «зеленый тариф» на электроэнергию, которая будет вырабатываться в результате сжигания отходов. А сами мусоросжигающие ТЭС, по сути, причислены теперь к когорте «зеленой» (возобновляемой) генерации. Возврат инвестиций в строительство заводов будет осуществляться через договоры на поставку мощности (ДПМ), которые дают гарантию на возврат средств за счет повышенных платежей потребителей.
«Есть стандартная плата за поддержание готовности вырабатывать энергию. Она составляет порядка 115 тысяч рублей за мегаватт в месяц. Эта плата покрывает только работу действующих станций, которые были построены давно, в советское или раннее российское время, — разъясняет „БИЗНЕС Online“ директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. — При строительстве новых объектов необходимо, чтобы инвестиции окупались. Поэтому плата за мощность должна быть выше. Этот договор по предоставлению мощности, по сути, является самим инвестиционным механизмом, чтобы объекты строились. Все финансовые последствия уже просчитаны».
Немаловажным для татарстанцев моментом станет то, как цена на «зеленое» электричество скажется на общей стоимости электроэнергии в РТ. Ранее в СМИ была озвучена оценка эксперта АКРА Натальи Пороховой, которая дала прогноз на повышение стоимости электроэнергии для потребителей из Татарстана на 4%, а Московской области — и вовсе до 10%. Однако в компании «РТ-Инвест» привели расчеты, согласно которым максимальный рост цен на энергию для Татарстана составит 1,6%, причем начиная с 2022 года эта нагрузка начнет ежемесячно снижаться. Сегодня в пользу верности расчетов компании высказался экс председатель комитета Госдумы России по энергетике Иван Грачев. Он подтвердил, что на стоимости электроэнергии для жителей республики это не должно сильно сказаться. «Все зависит от объемов выработки электроэнергии, думаю, они небольшие будут, не гигаваттные. 55 мегаватт — это при том, что, как я думаю, республика потребляет порядка 4 гигаватт. Соответственно, даже если стоимость („зеленого“ электричества — прим. ред.) будет раз в пять дороже, эта доля будет не значимая в масштабах республики. Такого 10-процентного роста точно не будет», — сказал Грачев «БИЗНЕС Online».
«ПОКА В ЭТОЙ СФЕРЕ ВСЕ МЫ ДИЛЕТАНТЫ, ПОТОМУ ЧТО У НАС НИКОГДА И НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ МУСОРОСЖИГАНИЕМ»
«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов о том, создадут ли принятые постановления сложности при выборе стратегического инвестора в Татарстане.
Иван Грачев — экс председатель комитета Госдумы России по энергетике:
— Безусловно, заводы по переработке мусора в Подмосковье нужны, и в Татарстане, помню, были большие свалки. Но японский вариант не самый худший и не самый лучший в мире. В Татарстане я бы пробовал высокотемпературные, плазменные технологии. На мой взгляд, Татарстан имел хорошие разработки, интересные технологии в этом направлении, раньше ко мне приходили ученые-теплофизики. Я бы занимался в республике более современными идеями. А план построить завод к 2021 году, на мой взгляд, вполне реалистичен.
Николай Атласов — финансовый директор ООО «Проминдустрия»:
— Теоретически участие в этом проекте может принять любая компания, обладающая достаточными финансовыми ресурсами. Но, по моему глубокому убеждению, строительством и эксплуатацией мусоросжигательного завода должны заниматься профессионалы этого дела. А их в нашей республике, да и в целом в России, не так уж и много. Мусоросжигательных заводов в нашей республике никогда не было, соответственно, и опыт взять неоткуда. Для строительства такого завода должна быть достаточная не только финансовая, но и научная, и правовая, и экологическая грамотность. Нюансов в таком проекте очень и очень много, поэтому нужно использовать опыт стран, где такие заводы уже функционируют, чтобы не совершать их ошибок.
Что касается того, хуже или лучше будет, если победит не «РТ-Инвест»... У этой компании есть хотя бы опыт работы на рынке сбора и удаления ТКО. А о других компаниях, которые могли бы принять участие в этом проекте, я пока еще не слышал. Учитывая, что премьер-министр России уже утвердил «зеленый тариф» для мусоросжигательных заводов, можно предположить, что власти республики вопросы, связанные со строительством таких заводов, будут отрабатывать очень пристально. Потому что этому проекту уделяет серьезное внимание и руководство страны, учитывая Год экологии. Но как быстро все это будет реализовано, для меня пока вопрос.
Но уже сейчас есть понимание, что обсуждение этого проекта ведется у нас на абсолютно непрофессиональном уровне. Пока в этой сфере все мы дилетанты, потому что у нас никогда и никто не занимался мусоросжиганием. И для того, чтобы избежать экологических рисков, нужно привлекать ученых, чтобы они этот вопрос основательно проработали и для проекта были привлечены самые современные технологии.
Сергей Петров — совладелец «Поволжской Экологической компании»:
— Я думаю, что никто, кроме «РТ-Инвеста», и не будет реализовывать этот проект. Я по крайне мере не слышал, чтобы кого-то еще звали на роль оператора мусоросжигательного завода. В принципе, участие в строительстве могли бы принять какие-нибудь иностранные компании, но их, по всей видимости, никто не звал, и их еще у нас никто не видел. Поэтому за оставшийся небольшой промежуток времени до конкурса вряд ли кто-то еще может заявиться. Ну кто еще может заняться у нас строительством мусоросжигательного завода, если с этим проектом уже пять лет бегает «РТ-Инвест», с самого первого дня как они в республике появились?
Я полагаю, что для Татарстана абсолютно не имеет значения, какая компания будет реализовывать этот проект. Если этот проект будет успешно реализован, то совершенно не имеет значения, какая вывеска будет висеть на заборе этого завода.
Думаю, что в этом году строительство завода, однозначно, не начнется. Подумайте сами, как можно начать строительство в этом году, если сейчас нет еще ни проекта, ни расчетов, ни экспертизы, ни «зеленого тарифа» — ничего нет. Чтобы начинать строить в этом году, нужно начинать в апреле месяце. Чтобы начинать строить в апреле, нужно, чтобы в марте у вас было разрешение на строительство и огороженный участок. Этого же ничего нет.
Сергей Пикин — директор фонда энергетического развития:
— Основная задача мусоросжигательного завода — это утилизация отходов, чтобы не плодить полигоны, которые образуются в крупных мегаполисах. Не знаю, сколько их под Казанью, но под Москвой их даже не два и не три — с десяток. А если посмотреть на зарубежный опыт, Северная Европа даже импортирует мусор из других стран... Выработка энергии — это следствие, хотя постановление, которое выпустил Медведев, касается поддержки с точки зрения рынка энергетической энергии и затрат на вывоз. Есть рынок энергетической оптовой энергии, где все крупные электрические станции продают энергию, а все покупатели из бытовых крупных компаний и промышленных предприятий закупают. Станции, которые будут построены, станут участниками этого рынка. Если они будут вырабатывать и продавать электрическую энергию, то станут получателями средств за поддержание готовности. Есть стандартная плата за поддержание готовности вырабатывать энергию, она составляет порядка 115 тысяч рублей за мегаватт в месяц. Эта плата покрывает только работу действующих станций, которые были построены давно, в советское или раннее российское время. Все новые объекты требует, чтобы инвестиции окупались, поэтому плата за мощность должна быть выше. Этот договор по предоставлению мощности, по сути, является самым инвестиционным механизмом, чтобы объекты строились. Все финансовые последствия уже просчитаны. Вопрос именно в том, что технологии иностранного происхождения, которые строятся нашими компаниями, в последующем могли бы поддерживаться на долгосрочной основе нашими специалистами или с привлечением иностранных специалистов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 182
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.