В целом на мусульманском Востоке принято уважать и почитать женщину, во многих исламских странах вы не встретите среди женщин официанток, уборщиц и тех, кто таскает шпалы на железной дороге, рассказывает первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. В своем материале на «БИЗНЕС Online» он объясняет, что женоненавистничество, характерное для исламских мракобесов, противоречит канонам религии.
«Ибн Араби писал, что через женщину мужчина может познать Бога»
СОЗЕРЦАНИЕ БОГА
Шейх Санаан из поэмы Аттара «Беседы птиц», помешавшийся от любви, на уговоры своих учеников отправиться в Мекку вместе с ними так объяснил свое нежелание ехать:
Моя Кааба — это девушка моя,
А Мекка — Храм, где с нею счастливы мы будем...
В этих словах схвачена самая суть того, как в исламе относятся к прекрасному полу. Аттар недвусмысленно дает нам понять, что женщина — кибла мужчины. И этим все сказано. Более возвышенного эпитета придумать невозможно.
Для людей, мало знакомых с исламской культурой, добавим, что кибла — вектор сосредоточения молитвенных помыслов человека. Мусульмане молятся в сторону Каабы в Мекке, и в этом смысле она является их киблой. Но Кааба — не что иное, как дом Бога, место богоявления (таджалли). И вот здесь мы начинаем понимать, насколько глубока метафора, изреченная устами шейха Санаана. И это не богохульство, а богопочитание.
Аттар в своих прозрениях далеко не одинок. Так, Ибн Араби писал, что через женщину мужчина может познать Бога. «Созерцание Бога в женщине, — добавлял он при этом, — есть наиболее великое и полное созерцание». И подобных интенций в исламской культуре огромное множество.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЯЗЫК
В Европе в последнее время стали появляться так называемые инклюзивные переводы Библии. В этих переводах предпринимается попытка отойти от языкового шовинизма мужчин. Ведь если Бог не мужчина и не женщина, то почему традиционно о Нем говорят исключительно в мужском аспекте? Инклюзивные переводы предлагают порвать с этой заскорузлой исторической традицией и говорить о Боге, избегая гендерной ангажированности.
В исламской культуре так вопрос не ставился. И все потому, что мусульманские теологи изначально пошли по пути описания Бога через слова женского рода. Так, понятие самости, сущности Бога выражается в богословии ислама термином зат, а понятие атрибута, свойства Бога — термином сифат. Собственно, это основные термины, через которые строится богословское описание Бога. И оба они женского рода.
Гностики ислама, метафорически описывая Бога, также тяготели к женскому полюсу бытия. Именно поэтому женщина — Лейли — всегда была символическим олицетворением Бога в мусульманской духовной поэзии, в то время как мужчина — Маджнун (букв. «сумасшедший», «одержимый») — олицетворял собой лишь человека, этого Бога ищущего. Если вам доведется читать любовную лирику мусульманского Востока, знайте, что Лейли и Маджнун не аналог Ромео и Джульетты, а символическое описание поисков человеком Бога, описание «мистической» любви к Нему. И в этой паре Бог обозначается непременно через образ женщины.
ТО, ЧТО СКРЫВАЕТ БОГА
В свете вышесказанного мы можем понять внутреннюю логику многих аспектов исламской культуры, например хиджаба. Западные люди видят в нем исключительно инструмент порабощения женщины, внешнее выражение собственнических устремлений мужчин. Но изнутри ислама хиджаб воспринимается совершенно в ином ракурсе.
Все дело в том, что хиджаб — очень многогранное смысловое понятие. Его использование в отношении женщины всего лишь частный случай. «Воистину между мной и Им семьдесят завес (хиджабов) из света. Если бы ты увидел ближайшую из них, ты бы сгорел», — говорил Пророк, отвечая на вопрос, видит ли он Бога. Иначе говоря, хиджаб, завеса — символ трансцендентности Бога. Поэтому когда Пророк во время небошествия встречался с Богом, то он беседовал с Ним через завесу — хиджаб. Другими словами, хиджаб — это то, что скрывает божественное.
Именно по этой же причине Кааба — дом Бога — завешивается черной тканью. С практической точки зрения покрывать целое здание тканевым материалом абсолютно нелогично. Однако здесь мы имеем дело с исключительно символическим явлением.
В этом же смысловом поле следует понимать и слово кашф («раскрытие»), которым обозначают в исламе процесс богопознания или, если хотите, просветления: имеется в виду раскрытие, срывание завес, хиджабов трансцендентности/непознанности между человеком и Богом. На Пути важно «стремиться приподнимать завесы, а не собирать книги», любят повторять суфии.
В силу этой же внутренней логики у мусульман женская, закрытая часть дома, как и территория вокруг Каабы, именуется одним и тем же словом «заповедная» — харам (в русском, опошленном, варианте «гарем»). Ибо в обоих случаях мы имеем дело, так сказать, с местом пребывания божественного начала на земле. Возможно, хотя настаивать наверняка нельзя, что от этого же корня образовано и русское слово «храм» (равно как и слово «хоромы»).
«Женская, закрытая часть дома, как и территория вокруг Каабы, именуется одним и тем же словом «заповедная» — харам»
ЖЕНСКАЯ ТЮРЬМА
В целом на мусульманском Востоке принято уважать и почитать женщину. Во многих исламских странах вы не встретите среди женщин официанток, уборщиц и тех, кто таскает шпалы на железной дороге. Там немыслимо, чтобы чья-то мать занималась подобной работой. Ее мужчины берут на себя.
И в то же время нередко мы встречаем случаи откровенной дискриминации женщин в странах ислама. Например, Саудовская Аравия лишь 2015 году разрешила женщинам принимать участие в выборах в муниципальные органы власти. Кстати, там до сих пор женщинам запрещено водить машину. У многих мусульман в отношении женщин практикуется затворничество. Я лично знаю несколько турецких семей, в которых жены целыми днями сидят безвылазно дома и только раз в неделю, в выходной, могут выйти на улицу в сопровождении мужа. Самое страшное, что в ряде исламских стран по до сих пор действующим законам средневекового шариата позволяется выдавать замуж малолетних девочек. Такие дети быстро беременеют и зачастую бросают учебу. Исламские суды, как правило, стоят на стороне мужчины в делах по изнасилованию, ибо считают, что это сама женщина спровоцировала насильника на преступление. Излюбленной же темой некоторых деятелей ислама является тема избивания жен в целях воспитания. Так, Мухаммед Камаль в своей книге «Женщина в исламе» поучает, что супругу стоит бить не слишком толстым прутом, поскольку удары должны принести ей в первую очередь не физические, а духовные страдания. Наносить удары он рекомендует по чувствительным частям тела: лицу, груди, голове. Увы, но все это средневековое мракобесие под видом норм ханафитского мазхаба сегодня встречается и в Татарстане — остается надеяться, что большинство татарстанских мусульман, живущих в модернизированной среде не первое поколение, невосприимчиво к подобным книгам и пропаганде...
Конечно же, лидером исламских мракобесов по женоненавистничеству является Саудовская Аравия, которую давно окрестили самой большой в мире женской тюрьмой, хотя и в других мусульманских странах есть немало мужчин-шовинистов. «Женщин в моей стране игнорируют отцы, третируют братья и оскорбляют мужья» — пишет в своей документальной книге «Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии» Джин Сэссон. «Мужчины верят, что они высшие существа, и ведут себя соответственно этому, — поясняет писательница. — Авторитет саудовского мужчины безграничен. Он казнит и милует, и его жена и дети будут жить, если только он этого пожелает. У себя дома он представляет высшую власть. С самого детства мальчикам внушают мысль, что женщина не имеет никакой ценности и служит лишь для удобства и удовольствия. Ребенок видит пренебрежение, с которым относится отец к его матери и сестрам, и начинает, в свою очередь, относиться презрительно ко всем представителям противоположного пола, что в дальнейшем делает невозможным дружеские отношения с женщинами».
Почему же многие мужчины так хотят запереть и унизить женщин и жутко боятся равноправия с ними? Почему мужчины отходят от действительно исламских ценностей в этом вопросе? Думаю, ответ кроется в их внутренней слабости. Давно замечено, что сильный мужчина никогда и ни в чем не ограничивает свою женщину. Напротив, весь мир, который он смог завоевать, он складывает к ее ногам без каких либо условий и оговорок. И лишь слабаки вечно борются с женщинами, пытаются их задавить и ущемить, вместо того, что бы признать, что они избранницы Бога и великий дар для мужчин.
«Женщина исполняет на земле безо всякого преувеличения божественную миссию: творит жизнь. Бог — Творец, женщина — мать»
БОГ ПРЕКРАСЕН!
Подлинное учение ислама всегда возвышало женщину, считая, что именно в ней прежде всего раскрывается божественное присутствие. Возникает вопрос: почему именно в ней? Во многом потому, что она исполняет на земле безо всякого преувеличения божественную миссию: творит жизнь. Бог — Творец, женщина — мать. Это единый смысловой ряд. По этой причине в арабском языке термин, обозначающий Божье милосердие (рахма) и соответствующие Его эпитеты (рахман, рахим), используемые, например, в популярной мусульманской формуле басмалы, восходит к понятию «материнской утробы», «женского лона» (рахм).
К тому же, как гласил Пророк, «Бог — прекрасное и любит красоту». Именно поэтому, Бог-прекрасное и есть объект «мистической» любви в исламе, которой отдался шейх Санаан и одержимый Маджнун и о которой мы говорили выше. Бог присутствует во всем красивом, «проявляется во всем любимом». Единая живая красота, разлитая в бесчисленных формах мира, с особой яркостью воплощается в женщине.
С праздником! — хочется сказать в этот день нашим соотечественницам. Чувствуйте себя и будьте любимыми!
Рустам Батыр
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.