Ибн Араби писал, что через женщину мужчина может познать Бога «Ибн Араби писал, что через женщину мужчина может познать Бога» Фото: «БИЗНЕС Online»

СОЗЕРЦАНИЕ БОГА

Шейх Санаан из поэмы Аттара «Беседы птиц», помешавшийся от любви, на уговоры своих учеников отправиться в Мекку вместе с ними так объяснил свое нежелание ехать:

Моя Кааба — это девушка моя,

А Мекка — Храм, где с нею счастливы мы будем...

В этих словах схвачена самая суть того, как в исламе относятся к прекрасному полу. Аттар недвусмысленно дает нам понять, что женщина — кибла мужчины. И этим все сказано. Более возвышенного эпитета придумать невозможно.

Для людей, мало знакомых с исламской культурой, добавим, что кибла — вектор сосредоточения молитвенных помыслов человека. Мусульмане молятся в сторону Каабы в Мекке, и в этом смысле она является их киблой. Но Кааба — не что иное, как дом Бога, место богоявления (таджалли). И вот здесь мы начинаем понимать, насколько глубока метафора, изреченная устами шейха Санаана. И это не богохульство, а богопочитание.

Аттар в своих прозрениях далеко не одинок. Так, Ибн Араби писал, что через женщину мужчина может познать Бога. «Созерцание Бога в женщине, — добавлял он при этом, — есть наиболее великое и полное созерцание». И подобных интенций в исламской культуре огромное множество.

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЯЗЫК

В Европе в последнее время стали появляться так называемые инклюзивные переводы Библии. В этих переводах предпринимается попытка отойти от языкового шовинизма мужчин. Ведь если Бог не мужчина и не женщина, то почему традиционно о Нем говорят исключительно в мужском аспекте? Инклюзивные переводы предлагают порвать с этой заскорузлой исторической традицией и говорить о Боге, избегая гендерной ангажированности.

В исламской культуре так вопрос не ставился. И все потому, что мусульманские теологи изначально пошли по пути описания Бога через слова женского рода. Так, понятие самости, сущности Бога выражается в богословии ислама термином зат, а понятие атрибута, свойства Бога — термином сифат. Собственно, это основные термины, через которые строится богословское описание Бога. И оба они женского рода.

Гностики ислама, метафорически описывая Бога, также тяготели к женскому полюсу бытия. Именно поэтому женщина — Лейли — всегда была символическим олицетворением Бога в мусульманской духовной поэзии, в то время как мужчина — Маджнун (букв. «сумасшедший», «одержимый») — олицетворял собой лишь человека, этого Бога ищущего. Если вам доведется читать любовную лирику мусульманского Востока, знайте, что Лейли и Маджнун не аналог Ромео и Джульетты, а символическое описание поисков человеком Бога, описание «мистической» любви к Нему. И в этой паре Бог обозначается непременно через образ женщины.

ТО, ЧТО СКРЫВАЕТ БОГА

В свете вышесказанного мы можем понять внутреннюю логику многих аспектов исламской культуры, например хиджаба. Западные люди видят в нем исключительно инструмент порабощения женщины, внешнее выражение собственнических устремлений мужчин. Но изнутри ислама хиджаб воспринимается совершенно в ином ракурсе.

Все дело в том, что хиджаб — очень многогранное смысловое понятие. Его использование в отношении женщины всего лишь частный случай. «Воистину между мной и Им семьдесят завес (хиджабов) из света. Если бы ты увидел ближайшую из них, ты бы сгорел», — говорил Пророк, отвечая на вопрос, видит ли он Бога. Иначе говоря, хиджаб, завеса — символ трансцендентности Бога. Поэтому когда Пророк во время небошествия встречался с Богом, то он беседовал с Ним через завесу — хиджаб. Другими словами, хиджаб — это то, что скрывает божественное.

Именно по этой же причине Кааба — дом Бога — завешивается черной тканью. С практической точки зрения покрывать целое здание тканевым материалом абсолютно нелогично. Однако здесь мы имеем дело с исключительно символическим явлением.

В этом же смысловом поле следует понимать и слово кашф («раскрытие»), которым обозначают в исламе процесс богопознания или, если хотите, просветления: имеется в виду раскрытие, срывание завес, хиджабов трансцендентности/непознанности между человеком и Богом. На Пути важно «стремиться приподнимать завесы, а не собирать книги», любят повторять суфии.

В силу этой же внутренней логики у мусульман женская, закрытая часть дома, как и территория вокруг Каабы, именуется одним и тем же словом «заповедная» — харам (в русском, опошленном, варианте «гарем»). Ибо в обоих случаях мы имеем дело, так сказать, с местом пребывания божественного начала на земле. Возможно, хотя настаивать наверняка нельзя, что от этого же корня образовано и русское слово «храм» (равно как и слово «хоромы»).

Женская, закрытая часть дома, как и территория вокруг Каабы, именуется одним и тем же словом «заповедная» — харам «Женская, закрытая часть дома, как и территория вокруг Каабы, именуется одним и тем же словом «заповедная» — харам» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЖЕНСКАЯ ТЮРЬМА

В целом на мусульманском Востоке принято уважать и почитать женщину. Во многих исламских странах вы не встретите среди женщин официанток, уборщиц и тех, кто таскает шпалы на железной дороге. Там немыслимо, чтобы чья-то мать занималась подобной работой. Ее мужчины берут на себя.

И в то же время нередко мы встречаем случаи откровенной дискриминации женщин в странах ислама. Например, Саудовская Аравия лишь 2015 году разрешила женщинам принимать участие в выборах в муниципальные органы власти. Кстати, там до сих пор женщинам запрещено водить машину. У многих мусульман в отношении женщин практикуется затворничество. Я лично знаю несколько турецких семей, в которых жены целыми днями сидят безвылазно дома и только раз в неделю, в выходной, могут выйти на улицу в сопровождении мужа. Самое страшное, что в ряде исламских стран по до сих пор действующим законам средневекового шариата позволяется выдавать замуж малолетних девочек. Такие дети быстро беременеют и зачастую бросают учебу. Исламские суды, как правило, стоят на стороне мужчины в делах по изнасилованию, ибо считают, что это сама женщина спровоцировала насильника на преступление. Излюбленной же темой некоторых деятелей ислама является тема избивания жен в целях воспитания. Так, Мухаммед Камаль в своей книге «Женщина в исламе» поучает, что супругу стоит бить не слишком толстым прутом, поскольку удары должны принести ей в первую очередь не физические, а духовные страдания. Наносить удары он рекомендует по чувствительным частям тела: лицу, груди, голове. Увы, но все это средневековое мракобесие под видом норм ханафитского мазхаба сегодня встречается и в Татарстане — остается надеяться, что большинство татарстанских мусульман, живущих в модернизированной среде не первое поколение, невосприимчиво к подобным книгам и пропаганде...

Конечно же, лидером исламских мракобесов по женоненавистничеству является Саудовская Аравия, которую давно окрестили самой большой в мире женской тюрьмой, хотя и в других мусульманских странах есть немало мужчин-шовинистов. «Женщин в моей стране игнорируют отцы, третируют братья и оскорбляют мужья» — пишет в своей документальной книге «Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии» Джин Сэссон. «Мужчины верят, что они высшие существа, и ведут себя соответственно этому, — поясняет писательница. — Авторитет саудовского мужчины безграничен. Он казнит и милует, и его жена и дети будут жить, если только он этого пожелает. У себя дома он представляет высшую власть. С самого детства мальчикам внушают мысль, что женщина не имеет никакой ценности и служит лишь для удобства и удовольствия. Ребенок видит пренебрежение, с которым относится отец к его матери и сестрам, и начинает, в свою очередь, относиться презрительно ко всем представителям противоположного пола, что в дальнейшем делает невозможным дружеские отношения с женщинами».

Почему же многие мужчины так хотят запереть и унизить женщин и жутко боятся равноправия с ними? Почему мужчины отходят от действительно исламских ценностей в этом вопросе? Думаю, ответ кроется в их внутренней слабости. Давно замечено, что сильный мужчина никогда и ни в чем не ограничивает свою женщину. Напротив, весь мир, который он смог завоевать, он складывает к ее ногам без каких либо условий и оговорок. И лишь слабаки вечно борются с женщинами, пытаются их задавить и ущемить, вместо того, что бы признать, что они избранницы Бога и великий дар для мужчин.

Женщина исполняет на земле безо всякого преувеличения божественную миссию: творит жизнь. Бог — Творец, женщина — мат «Женщина исполняет на земле безо всякого преувеличения божественную миссию: творит жизнь. Бог — Творец, женщина — мать» Фото: «БИЗНЕС Online»

БОГ ПРЕКРАСЕН!

Подлинное учение ислама всегда возвышало женщину, считая, что именно в ней прежде всего раскрывается божественное присутствие. Возникает вопрос: почему именно в ней? Во многом потому, что она исполняет на земле безо всякого преувеличения божественную миссию: творит жизнь. Бог — Творец, женщина — мать. Это единый смысловой ряд. По этой причине в арабском языке термин, обозначающий Божье милосердие (рахма) и соответствующие Его эпитеты (рахман, рахим), используемые, например, в популярной мусульманской формуле басмалы, восходит к понятию «материнской утробы», «женского лона» (рахм).

К тому же, как гласил Пророк, «Бог — прекрасное и любит красоту». Именно поэтому, Бог-прекрасное и есть объект «мистической» любви в исламе, которой отдался шейх Санаан и одержимый Маджнун и о которой мы говорили выше. Бог присутствует во всем красивом, «проявляется во всем любимом». Единая живая красота, разлитая в бесчисленных формах мира, с особой яркостью воплощается в женщине.

С праздником! — хочется сказать в этот день нашим соотечественницам. Чувствуйте себя и будьте любимыми!

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции