ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ 2010 ГОДА ПО ВЕРСИИ «БИЗНЕС ONLINE»
Сегодня «БИЗНЕС Online» называет людей бизнеса, которые в 2010 году нас удивили. Тех, кто сумел проявить себя ярче других, тех, кто олицетворяет собой важные явления в жизни республики. В этом году решением редакции звание человека года переходит от героя-2009 Сергея Когогина в слабые, но цепкие руки владелицы вьетнамского рынка мадам Дао Тхи Кой. О других кандидатах на это высокое звание читайте в нашем материале.
МИННИХАНОВ: ПОЛИТИКА В СТИЛЕ iPad
Напомним, что героев по итогам года «БИЗНЕС Online» выбирает только из людей бизнеса, но не из политиков. Хотя соблазн нарушить правило в этом году был очень силен: еще никогда властный пантеон республики не переживал такой встряски.
Что и говорить, на звание человека года, безусловно, мог бы претендовать новый президент РТ Рустам Минниханов. Хотя недавно он признался журналистам, что так и не привык к новой должности и опасается погрязнуть в суете, резкую перемену в политическом стиле и скоростях нельзя не заметить. И дело тут не только в нацпроекте «iPad – каждому чиновнику»…
Нельзя не упомянуть здесь и вознесшиеся мощно карьеры «двух Маратов». Бариева, который после назначения на должность исполнительного директора Олимпийского комитета России уже пережил инфаркт. И Хуснуллина, взявшегося искоренять «лужковщину» и насаждать те же iPad-ы в стройкомплексе Москвы. А вот званный, как говорят, в столицу самим Германом Грефом 28-летний Николай Никифоров остался в Казани и не прогадал, став сразу вице-премьером РТ. Широкие шаги в карьере сделали и новый премьер-министр РТ Ильдар Халиков, и новый мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев.
Среди отставников года можно было бы упомянуть Марата Сафиуллина, потерявшего пост министра экономики РТ, и его бывшего влиятельного зама - Алевтину Кудрявцеву. Громкая отставка произошла и в мэрии Казани, где своего поста лишился всесильный Эмиль Хуснутдинов, ответивший таким образом за невыполнение планов по соципотеке.
МАДАМ КОЙ И БАРЫШЕВ КАК ЗЕРКАЛО ТАТАРСТАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
И все-таки почему Дао Тхи Кой – человек года? Ее случай, как нам кажется, важен не сам по себе, а как символ. История с закрытием вьетнамского рынка «доблестными» пожарными, по мнению наблюдателей, больше походила на рейдерскую атаку, санкционированную на высоком уровне. Однако немолодая вьетнамская женщина невысокого роста явила пример того, что даже под таким «напалмом» можно выстоять и победить.
Важно понять, что Левиафан поперхнулся на сей раз только по одной причине: вьетнамский рынок оказался чрезвычайно социально значимым. Мадам Кой лила слезы на телеэкранах не столько за саму себя, сколько за «свой народ» - сотни и тысячи работников рынка, часть из которых пришли митинговать к зданию Верховного суда РТ. Любопытно, что в эти же дни подобная история разыгралась в Москве: пожарные закрыли башню «Федерация», принадлежащую Mirax. Правда, поддержать Сергея Полонского никто почему-то не вышел.
История с Кой, к сожалению, символична и еще в одном отношении: спасение пришло не через механизмы права, а через прямое «царское заступничество». Суд же, две инстанции которого сменили «казнить» на «миловать» за один день, показал свою независимость и компетентность во всей красе.
Впрочем, как нам представляется, в борьбе за свои права бизнесу важно не переходить некую грань, за которой защита справедливости перерастает в удовлетворение амбиций, а трагедия - в фарс. Так, еще один ярчайший персонаж года Леонид Барышев делает, кажется, все, чтобы поддержать имидж символа предпринимательской фронды. Перерегистрация компании в Самарскую область, налоговые суды с Набережными Челнами и репутационные – с Равилем Муратовым, наконец, богословские диспуты с духовным управлением мусульман РТ. Что дальше? Запасемся поп-корном.
ЮБИЛЕЙ У ЛИГАЯ И ДЕТИ КОЛЕСОВА
Если судить не по публичной активности, а по результатам работы, то героев капиталистического труда в Татарстане найдется довольно много.
Особенно радуют успехи казанского вертолётного завода – как ни крути, а это самое высокотехнологичное в республике предприятие среди крупных и самое крупное – среди высокотехнологичных. Вадим Лигай (на снимке) имел все основания помпезно отпраздновать в оперном театре 70-летие своего предприятия: вот уже второй кризисный год его выручка растет больше, чем на треть.
Выпукло проявил себя в этом году и другой оборонщик – Николай Колесов, окончательно оправившийся после амурских потрясений благодаря теплым отношением с главой ГК «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. Правда, запомнился Колесов не столько успехами возглавленного им в прошлом году госконцерна «Радиоэлектронные технологии», сколько делами семейными. Пресса, в том числе федеральная, взахлеб обсуждала приобретение заводом «Элекон» (входит в госконцерн) Татсоцбанка и доли в КАН-АвтоВАЗе. При этом Татсоцбанк возглавила 26-летняя дочь Колесова Анастасия, а у руля автодилера стоит его сын Александр (КАН – это «Колесов Александр Николаевич»). «Элекон», производящий электросоединители для оборонной и космической промышленности, возглавил муж Анастасии – 30-летний Николай Ураев.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ДЬЯЧКОВ И ТЕРПЕЛИВЫЙ БАШИРОВ
Если говорить о модной ныне модернизации, то место ее символа, похоже, прочно закрепилось за компанией ICL КПО ВС под руководством Виктора Дьячкова (на снимке). Его имя мы постоянно слышим от чиновников, рассуждающих на эти темы. Причем больше всего воодушевляет открывшийся у компании экспортный потенциал: сотни программистов, сидящих в казанском офисе, обслуживают десятки тысяч серверов и рабочих станций в 26 странах мира.
Нельзя не вспомнить и про гиганта наноиндустрии - «Данафлекс» Айрата Баширова, на который Роснанотех вот уже года два обещает пролить «золотой» дождь. Последнему в уходящем году выпала честь в узком кругу еще десяти инноваторов посидеть за чаем с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Впрочем, первый транш от Анатолия Чубайса нашел героя лишь в октябре этого года.
БАНКИРЫ: С ПЛЕЧ ДОЛОЙ!
Для банковской отрасли нынешний год войдет в историю как время кадровой революции. Однако круг топ-менеджеров, способных руководить банком, видимо, настолько узок, что все это напоминало передвижки по цепочке.
Геннадий Захаров уступил место у руля Сбербанка Рушану Сахбиеву. В Сбербанк перешел бывший глава Татфондбанка Камиль Юсупов. Замом в Татфондбанк ушел из Банка Казани Айдар Хамидуллин, сменив возглавившего Татагропромбанк Андрея Юшканцева.
Если же говорить о бизнес-свершениях, то хочется выделить главу Автоградбанка Венеру Иванову, сумевшую сделать свой банк безоговорочным лидером по ипотеке в республике. Судя по итогам девяти месяцев, скромный по размерам челнинский банк выдал большее количество ипотечных кредитов, чем все остальные татарстанские банки, вместе взятые. Один из секретов успеха в том, что челнинцы сумели вовремя оседлать волну, связанную с материнским капиталом.
ЗУБАРЕВ РУЛИТ
Когда кризис только начинался, все говорили о том, что для кого-то он окажется таким же звездным часом, как и дефолт 1998 года. Похоже, компания ТТС Вячеслава Зубарева как раз и стала таким примером. Да, рынок сжался в два раза, но зато и конкуренты – Сапсан, НУР-Авто, Фольксваген Групп Рус и другие – мягко говоря, «отъехали». В итоге теперь, когда рынок восстанавливается, ТТС принадлежит до 40% рынка, и, по оценкам самого Зубарева, он растет на 20 - 30% быстрее остальных игроков.
Что касается НУР-Авто то его крах, как оказалось, был лишь первым актом растянувшейся на весь год драмы группы «НУР» Маннафа Сагдиева, терзаемого кредиторами. Его, кстати, можно назвать, пожалуй, одним из главных неудачников года.
АПК: БАНКРОТСТВА И ОТСТАВКИ
Невыполнимой оказалась задача найти в этом году счастливчиков в агропромышленном комплексе. А вот в неудачниках недостатка нет. №1 среди них - Ринат Губайдуллин, чья обширнейшая агро-империя оказалась под угрозой краха ввиду конфликта с основным кредитором – «АК БАРС» Банком.
Но если Губайдуллин все же сумел договориться, то бывшего главу Татспиртпрома Рашита Шайхутдинова, возглавлявшего этот холдинг 14 лет, уже ничто не спасло. Интересно, что вскоре после его смещения последовала частичная продажа алкогольных активов республики главе «Русского стандарта» Рустаму Тарико.
Весьма заметным событием стало и закрытие казанского «Холода», но тут назвать конкретного антигероя сложно.
ПРОРАБЫ УНИВЕРСИАДЫ: ЗИГАНШИН И НИГМАТЗЯНОВ
Подводить итоги по персонам года из числа строителей сложно – свое веское слово здесь обещал сказать на предстоящем заседании совбезе президент РТ. Пока же главным отставником из числа представителей бизнеса можно называть главу Татстроя Ленара Губайдуллина, который не усидел в кресле после отъезда в Москву своего патрона Хуснуллина. Не исключено, что на это решение повлиял и срыв сроков сдачи ряда домов по соципотеке.
Впрочем, несмотря на общий провал планов по соципотеке, в казанском строительстве есть и свои герои. Тут уместно вспомнить главу Казаньцентрстроя Азата Нигматзянова (на снимке), который ввел все порученные ему дома в срок и плюс построил первую очередь деревни Универсиады – всего 250 тыс. кв. метров жилья за год!
Ну а бенефициант года, конечно же, глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин (на снимке), осваивающий гигантские деньги в рамках подготовки к Универсиаде. Репутацию строительного гиганта и его владельца «ТАИФ», впрочем, портит ставшая притчей во языцех развязка на перекрёстке пр.Амирхана - Ямашева, все сроки сдачи которой давно сорваны.
* * *
Вы прочитали перечень героев и антигероев 2010 года, который вспомнили мы, редакция «БИЗНЕС Online». А кого предложили бы поставить в этот ряд вы, уважаемые читатели?
БИЗНЕС Online
Сергей Когогин – человек года 2009
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.