НА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ В "БИЗНЕС ONLINE" ШЕФ БАРС-МЕДИА РАСКРЫЛ ЗАКУЛИСНУЮ ЧАСТЬ ТАТАРСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА. ЧАСТЬ 1-Я
Сегодня мы публикуем стенограмму интернет-конференции с человеком, который за десятилетие работы доказал, что татарская музыка, газеты, телевидение могут быть рыночными и самоокупаемыми. Председатель совета директоров инновационного делового центра "БАРС-МЕДИА" Марат Гараев рассказал нам, как он 11 лет проводит крупнейший фестиваль татарской песни "Татар Жыры", который собирает политическую и деловую элиту республики, чем занимаются 800 человек из его группы компаний, как его центру удалось получить права на 20 тыс. песен и еще о многом другом.
НЕ РИСКУЕМ МЕНЯТЬ ФОРМАТ "ТАТАР ЖЫРЫ"
- Марат Мавлютович, пожалуйста, расскажите о вашем традиционном международном музыкальном фестивале татарской песни "Татар жыры"…
- Главное, о чем хочу напомнить, - наш эстрадный фестиваль проводится одиннадцатый год подряд. Больше в республике нет ни одного эстрадного фестиваля национального масштаба с такой долгой историей, который проводится без бюджетных средств в условиях рыночной экономики. Прошлогодний, юбилейный фестиваль мы сделали, если можно так сказать, более классическим. Упор был на "живую" музыку, на классическое пение - в основном, и подбор песен был такой. Мы тогда не определяли номинантов, просто выбрали десять самых перспективных певцов и десять мэтров татарской эстрады. Так была выстроена концепция: 10 + 10 = 10. Ведь фестиваль был десятым…
В этом году мы учли, что на прошлом фестивале, поскольку он был особым, юбилейным, мы не смогли отметить тех исполнителей, которые этого, безусловно, заслужили, у кого есть хитовые песни в течение года. Так что в этом году у нас в качестве компенсации - сразу 30 номинаций. И они все разноплановые, ни одна не похожа на другую. Единственное, что встречаются номинации, которые отмечают заслуги и мужчин, и женщин, например, "Певец года", "Альбом года", "Лучший видеоклип года". Наши 30 номинацией показывают, наверное, все, что есть на сегодняшний день на татарской эстраде. А если не всё, то максимально приближенное к тому, что есть.
- Каков бюджет фестиваля?
- Он составляет порядка десяти миллионов рублей и зависит, безусловно, от продажи билетов, - это его основная часть. Вторая часть - от спонсоров, которые уже в течение 11 лет вкладывают средства в этот проект. Третья – это вклад учредителей.
- Можно назвать первую тройку основных спонсоров?
- Если говорить о тройке крупнейших… В нынешнем году нашим генеральным спонсором выступил жилой комплекс - "Экопарк "Дубрава". До этого в течение трех лет с нами сотрудничала компания "Ак Барс Страхование". Есть еще много других - близких по уровню, по степени значимости. Они перечислены на нашем сайте. Хочу подчеркнуть, что деньги на фестиваль они перечисляют не по указке, а потому, что это проект, который имеет высокий статус, который широко освещается в прессе, на который приходит бизнес-элита, первые лица государства…
- Как изменился бюджет фестиваля по сравнению с 2008, 2009 годом?
- Не скажу, что он претерпел существенные изменения. Но бюджет фестиваля зависит и от того, сколько дней мы его проводим. Последние два года фестиваль проходит в один день. До этого проводили в два дня, в три дня, бывало в самом начале и пять дней… В этом году на фестиваль отведен только один день, то есть количество участников больше. А это за собой тянет количество музыкантов, подтанцовок, обслуживающего персонала… Поэтому бюджет растет. Число билетов - на 1100 мест. Мы в этом году не пошли на изменение цены билетов, хотя могли процентов на 30 поднять цены. Ведь за полтора месяца билетов уже не было, все раскупили…
- А нет желания концепцию фестиваля поменять - чтобы не тысяча человек пришли, а гораздо больше и по меньшей цене?
- Мы об этом уже думали. В Казани есть большие залы, самые большие из них – это Татнефть-Арена и Баскет-холл. Но насколько комфортно будут люди чувствовать себя в этих залах? К ним больше привыкла молодежная публика. А на итоговый концерт "Песня года" ходит, в основном, элита, это же совершенно другая аудитория. Так что мы не рискуем менять формат концерта…
- Вопрос вам от читательницы Хузиахметовой Гульназ: "Марат Мавлютович, почему ведущей "Татар жыры" всегда назначается Гульназ Сафарова?.."
- Но мы не зря же, наверное, в течение пяти лет оставляем ее в качестве ведущей фестиваля. Гульназ является ведущей хит-парада "Музыкаль Каймак" на ТНВ, она – конферансье на наших концертах и ди-джей на TATAR RADiOSI… Мы смотрим отзывы, смотрим, какой у нее рейтинг. Исходя из рейтинга, артисты даже зарплату получают. Сегодня мы не можем ее заменить, пока она №1 - однозначно.
В 2008-М МЫ ЧЕТКО ПОНИМАЛИ, ЧТО КРИЗИС ПРИДЕТ И К НАМ
- Есть блок вопросов от читателей по вашей компании, потому что вы занимаетесь очень интересным бизнесом. Каковы итоги деятельности компании в этом году, основные достижения по сравнению с 2009 годом?
- В кризис, в начале 2008 года, когда пошли первые симптомы из Америки, мы четко понимали, что к нам он тоже придет. И стали думать, что делать. До осени 2008 года нами был разработан стратегический план, как выйти из этой ситуации. Основной упор был сделан на закрытие непрофильных активов. Мы оставили лишь те направления, которые приносят доход компании, то ядро, за счет которого она и держится. 2010 год продемонстрировал, что эти решения были правильными. Мы в этом году показали прибыль на 20 процентов больше, чем в прошлом году. И это несмотря на то, что продолжается падение спроса на основные носители. Но мы сделали больше концертов, больше торжественных мероприятий… Радио у нас работает, реклама вверх пошла…
У НАШЕГО ПРОДЮСЕРСКОГО ЦЕНТРА ПРАВА НА 20 ТЫС. ПЕСЕН
- Расскажите, пожалуйста, о структуре компании. Что входит в нее, каковы основные "локомотивы"?
- Особенность нашей компании - то, что она рассчитана на полный цикл. То есть начинаем со слов и музыки и заканчиваем доведением продукта до потребителя - через носитель, через концертную программу, через радио... Мы полностью покупаем авторские права, смежные права. Заключаем договора и контракты. Это все - основа компании.
Если говорить о том, что входит в компанию… Это продюсерский центр, который уникален в Поволжье, в нем сегодня сосредоточены права на 20 тысяч песен! Это рекорд. Далее - дистрибьютор, реализующий товар. К нему прилагается концертный отдел, но он существует отдельно. Есть издательский дом. Любой, кто хочет выпустить медианоситель, может к нам прийти, и его заказ мы можем выполнить, - начиная от дизайна и заканчивая конечным продуктом. Сегодня коммерческих проектов становится все больше, и презентации без носителя не обходятся. Издательский дом является не только выпускающей компанией, при этом он и сам создает продукт. Мы собираемся выпускать аудиокниги. Издательский дом может издавать для тех компаний, которые могут работать на различных рынках. Есть эвент-агентство. Мы можем организовать любое мероприятие любого уровня с приглашением зарубежных, татарских, российских певцов. Такой опыт у нас есть, начиная с просчета оценки интеллектуальной собственности, охраны гостя, обеспечения его безопасности...
Ну и, конечно, надо сказать про сеть радиостанций. Плюс две газеты, которые очень близки по духу к нашей компании. Это "Каеф ничек?" и "Музыкаль каймак". Пока они конкурируют. Наш сегмент - это все-таки больше "Музыкаль каймак", это шоу-бизнес, эстрада. А "Каеф ничек?" движется в сторону новостных газет. Мы в этом году впервые в республике запустили газету, которая полностью посвящена шоу-бизнесу - российскому, татарскому и зарубежному. Выходит в месяц один раз. Освещает все, что происходит на эстраде, в кинематографии, в области этой индустрии. Моя точка зрения - обе газеты республике нужны.
ПОКАЖИТЕ ЕЩЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ СЕТЬ,
КОТОРАЯ ВЕЩАЕТ 24 ЧАСА НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
- Ваш инновационно-деловой центр – это управляющая компания?
- Это управляющий центр. Компания, которая предоставляет услуги любому предпринимателю, любой фирме... До 2009 года мы работали только над своими проектами, старались сделать полный цикл. После ребрэндинга открыли двери для всех предпринимателей, которые в этой области работают. Сказали,- пожалуйста, у нас есть интеллектуальная собственность, у нас есть люди, активы, финансовые возможности... Готовы сотрудничать.
- В чем заключался смысл ребрэндинга? Какую задачу решали?
- Задача простая. Компания работала на внутренний рынок. Мы сделали ребрэндинг, чтобы показать, что мы открыты для всех. Чтобы люди понимали, что мы можем оказывать различные услуги - юридические, консалтинговые, по подбору персонала, по финансовому менеджменту... Это то самое, чего сегодня так не хватает малому бизнесу. А мы можем грамотно эти услуги оказывать. На сегодняшний день к нам приходят немало заказчиков с собственными проектами, после их анализа и составления бизнес-плана мы продвигаем их дальше. Даже есть вещи, непрофильные для нашей компании, - и недвижимость, и фонды. Там мы тоже работаем. Смотрим дополнительные проекты, которые совершенно не относятся к нашей индустрии.
- Могли бы вы назвать общее количество людей, занятых в вашей фирме, в вашем бизнесе?
- Около 800 человек.
- А почему ваш центр называется инновационным? Как правило, так называют предприятия, которые создают ноу-хау. Однако трудно представить ноу-хау в шоу-бизнесе.
- Если вернуться к 1998 году, когда компания образовалась, то уже тогда мы начинали инновационные вещи. Было время, когда существовал носитель VHS. В 1998 году впервые в Поволжье, мы поменяли аудионоситель на цифровой формат. Вообще, наш завод был третьим в России: Москва, Екатеринбург и мы. Понятно, что мы не сами это изобрели. Но в то время это было ноу-хау - переход на совершенно новый формат, цифровой формат, который позволяет дать продукт качественно, быстро, обеспечивает его сохранность на долгие годы…
Понятно, что мы ничего не изобретаем, не выпускаем, например, хорошие новые полимеры. Но мы делаем такие вещи, как татарское радио. Покажите еще национальную сеть, которая вещает 24 часа на татарском языке. Вещание в трех городах. Думаю, таких больше нет. Или взять то, что мы делаем в сфере создания молодежной татарской музыки. Это танцевальная молодежная музыка. Такого никто до нас не делал. Все, что ориентировано на татарскую молодежь, создаем мы.
То же самое касается газет. Полноцветных татарских газет в области шоу-бизнеса больше нет. Понятно, что это не ноу-хау, но это инновация. Мы нисколько не претендуем на роль министерства культуры. Мы делаем свое дело. Спрос рождает предложение. Мы, безусловно, тоже его рождаем. Работаем над тем, чтобы в дальнейшем у нас был свой покупатель. А то поколение, которое покупало Ильхама Шакирова, к сожалению, уже в возрасте. Оно не может обеспечить потребности современной молодежи. Нужно воспитывать молодежь. Нужны новые подходы в музыке, в ее подаче…
ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ…
- Ваша оценка состояния современной татарской культуры? Чего ей не хватает, чтобы выйти на международный уровень?
- Дать оценку сложно, не оценив то, что же там есть. Для этого надо понять, чем министерство культуры занимается, какой бюджет у него, на что он направлен... Сегодня даже нет критериев оценки состояния культуры. Кто-то скажет, что культура в упадке. Кто-то говорит, что все хорошо. А есть ли критерии, оценки, которые позволяют сказать, в каком состоянии находится современная татарская культура?
Я понимаю, что у нас спорт развивается. Туда деньги вкладываются. От этого республика становится узнаваемой. Появляется целая индустрия, связанная со спортом. Повышается привлекательность Татарстана для инвесторов.
Но не меньше внимания надо уделять культуре. С моей точки зрения, важно, в первую очередь, кино. Хорошие фильмы, снятые в республике, - это ее популяризация, ее узнаваемость на международной арене. Но таких фильмов пока, к сожалению, у нас нет. Безусловно, нужно еще хорошее телевидение. А я не скажу, что оно у нас на таком уж хорошем уровне. Нужны сильные театры, нужны концерты с хорошими исполнителями. И все это должно выходить за пределы республики. За счет этого республика будет узнаваемой, больше туристов будет приезжать, будут инвестировать в нашу экономику.
НАС НАЧИНАЮТ КРИТИКОВАТЬ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО МЫ ЗАБИРАЕМ РЫНОК
- Вопрос Рахимовой Васили Шайхулловны: "Уже десяток лет возглавляемая вами компания находится под огнем критики со стороны деятелей традиционной татарской культуры. Вас обвиняют в том, что продукт, который вы производите, - не только музыкальный ширпотреб, но и разрушает песенную культуру татарского народа. Как вы реагируете на такие выпады?!".
- Это продолжение темы о состоянии нашей культуры. Те, кто нас обвиняют, они сами-то что могут сказать? Чему мы не соответствуем? Пусть скажут. Что тогда брать за образец? С точки зрения экономики все очень просто: если мы миллионные тиражи продаем в течение года, то это и считаем образцом. Мы выпускаем то, что люди потребляют. Из этого миллиона только полтора-три процента слушают классическую музыку и говорят, что это круто. Сегодня у нас в компании сосредоточено около 20 тысяч песен. Но мы выставляем на продажу только те, которые популярны. Мы не можем на полках держать то, что не продается… Критиковать можно, но пусть скажут, что же - эталон? Когда мы новые проекты делаем, нас ведь начинают критиковать из-за того, что мы забираем рынок. Раньше эти критики делали концерты за счет государства. И сегодня продолжают это делать. А мы это делаем на рентабельной основе, за счет окупаемости. Мы никогда болезненно на эти вещи не реагировали. Неприятно, да. Но еще раз говорю, что надо не голословно, а аргументировано что-то утверждать.
- Спрашивает Ахметова Диляра: "На мой взгляд, основная проблема ваших молодых воспитанников в незрелости. Они искренне полагают, что для того, чтобы выйти на сцену, достаточно иметь голос и концертное платье. Они не заводят публику ни своей энергетикой, ни ментально, ни душевно… Им нечего дать аудитории. Это не концертные артисты, а радийные - их можно только слушать. Согласны ли вы с этим и верите ли, что на татарской эстраде появится когда-нибудь интеллектуальная ниша?".
- Те артисты, то поколение, которое работает до сегодняшнего дня, оно работало только на концертах. Они не понимали дискотеку, банкеты. Мы как раз этим занимаемся. Если Диляра, которая задает вопрос, хоть один раз сходит на наше молодежное мероприятие, в Ривьеру, например, то пусть внимательно посмотрит, что там происходит. Как там люди танцуют, работают. Не все легко. Их нужно учить ходить, правильно разговаривать, подавать себя. Даже красиво одеваться. Но все это годами дается. Мы берем артистов не только по внешней привлекательности, учитываем, прежде всего, голосовые данные. Но когда есть голос, порой отсутствуют другие вещи. Очень кропотливая, трудная работа - подготовить артиста. Мы понимаем, что там есть проблемы. Но сегодня у нас много певцов, которые могут на любой площадке работать. Они у нас распределены: кто-то выступает только на радио, кто-то на банкетах, кто-то на дискотеках...
ПРОФИ ДЛЯ ЗАКУЛИСЬЯ
- Ахметова Диляра прислала такой вопрос: "Судя по всему, на татарской эстраде кризис перепроизводства молодых артистов и вместе с тем острая нехватка концертных сценаристов, режиссеров, продюсеров, мастеров звука и света. Вы работаете в этом направлении в плане подготовки профессионалов для закулисья?".
- Это большая проблема, действительно. Кризиса перепроизводства нет. Есть исполнители, которых можно озвучить, их около ста человек, не более. Хотя их может быть и 600, тех, которые участвуют в фабриках. А с продюсерами, режиссерами - большая проблема. Школы-то нет. Мы одни в этом направлении работаем. Проводим "Татар жыры" с огромными бюджетами, - это тот локомотив, который заставляет индустрию работать. Ведь во время фестиваля нужны режиссеры-постановщики, музыканты, продюсеры, модельеры. Даже институт культуры не выпускает продюсеров, их в помине нет. Мы их сами растим на национальных фестивалях, сами воспитываем. В нашей компании есть специалисты, которые работают у нас уже по 12 лет! Это наше богатство, наш багаж. Работа с артистами всегда сопряжена с огромными рисками. Сегодня он с тобой работает, завтра он может уйти. Даже если ты вложил в него миллион рублей, он все равно может написать заявление и уйти, Трудовой кодекс это позволяет.
КАК РАСКРУТИТЬ АРТИСТА
- Сегодня появилось много молодых артистов. Можете сказать, какие нужны инвестиции, чтобы артиста раскрутить?
- Все зависит от задач. Если он хочет просто показаться и быть узнаваемым - это одно. Или он хочет вырасти и расти в течение пяти-шести лет - другое. Пик артиста - десяток лет. Только через десять лет он приходит к своему пику. Это все так прошли - и Салават, и Хания, и наши артисты...
Минимальную цену тяжело назвать. Еще раз повторю - в зависимости от того, что хочет артист. Хочет, чтобы с ним полностью работали, – с клипами, показами на экране, выступлениями на сцене? Тогда цифры, они не маленькие, ведь все везде платно. Клип стоит денег, ротация стоит денег, аранжировка, запись в студии стоит денег. Еще нужно уметь подобрать ему репертуар. Это самое главное. Нужно подобрать первые две песни, за счет которых дело пойдет. Это работа продюсера, который, пообщавшись с этим человеком, с будущим артистом, поймет, что он должен петь, как он должен себя вести. Это уже интеллектуальные дела. Только продюсер может определить, какую песню петь. Тут тоже свои проблемы - слова нужно правильные найти, музыку подобрать, аранжировать, а еще и преподнести надо хорошо. Надо контролировать, когда и как нашего артиста показывают на телевидении, в какое время. Могут показать или ночью, когда никто не увидит, или днем, когда только бабушки смотрят телевизор...
- Вопрос на эту же тему от Сергея Магданова: "Расскажите, можно ли, по-вашему, "раскрутить" татарских исполнителей так, чтобы они были интересны, как российским слушателям, так и за рубежом? Много ли надо в это вложить? И кто, по-вашему, из современных татарских исполнителей по своему уровню профессионализма готов выйти на международную арену?".
- Все это только вопрос денег и времени. Больше ничего. Но мы над проектами, которые бы позволяли выйти на международную арену, не работаем. Ради чего? Ради того, чтобы показать артиста? Мы же там рынок не контролируем, это невозможно. На Евровидение попасть – вообще не проблема, если у тебя есть время и деньги. Но что дальше? Там ведь не дадут заработать. Там сразу подписывают контракты с артистом, забирают его и выставляют жесткие требования, что он должен дальше делать. Если задачи выйти на международный уровень будут поставлены, мы можем над этим поработать. Вы посмотрите, кто выигрывает на Евровидении, там, что, голос выигрывает? Есть вещи, которые связаны с межгосударственными отношениями. А у нас есть песни, известные не только в Татарстане. Так, одной из самых наших узнаваемых является "Туган Як", она в рингтонах существует. Это мы создали лет семь-восемь назад. И эта песня до сих пор популярна, ее крутят на всех дискотеках.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА
- Прислала вопрос Dilara Khafizova: "Сейчас в Казани появились новые молодежные татароязычные группы альтернативного направления. Та же самая Зуля Камалова, которая с удовольствием бы сотрудничала с татарстанскими компаниями. Понятно, что кассовыми сборами они не порадуют, деревенские слушатели их не поймут. Но все равно публику надо воспитывать. Есть ли у вас в проектах выпуск, если не сольного, то хотя бы сборника песен разных альтернативных коллективов?".
- Мы изучали эту проблему. И, кстати, Зуля Камалова у нас выступала на "Татар жыры". Мы одни из первых ее пригласили, заметив ее альбом. Я совершенно случайно услышал ее произведение, и мне показалась, что это очень специфичная музыка. А дальше мы ее пригласили, и она выступала с большим успехом. Ниша у альтернативной музыки маленькая, у нас есть проекты альтернативные – и шансон, и Зульфия Камалова. Это опять дело времени и сегмента рынка. Есть музыка танцевальная, ничего не сделаешь, если такую молодежь просит. Почему бы не дать ее вместо зарубежной, российской? Может быть, не все в порядке с уровнем исполнения, но зато это наше, татарское.
- Пишет Люция Фатыхова из Ханты-Мансийского округа. Спрашивает, есть ли планы у компании по организации распространения дисков за пределами Татарстана?
- У нас дистрибьюция построена таким образом: везде, где татары проживают, она есть. У нас нет розницы, и я объясню, почему. Розница – это тот сегмент, где необходимы большие вложения. Открывать только татарский отдел – просто невыгодно. Мы по этому пути и не идем. У нас есть оптовики, и мы отправляем диски в любую точку мира из Казани - самолетом, поездом, как угодно. Мы даже в Америку отправляем без проблем. Делаем быстро, грамотно, дешево. И пока не видим перспектив с точки зрения розницы.
- Но можно было бы открыть интернет-магазин…
- Над открытием интернет-магазина тоже работаем. Но опять же дело в спросе. Интернет-магазин у нас полностью готов, средства для этого есть. По опыту российских компаний мы туда идем, просто сеть еще не развита.
Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко
Продолжение следует
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.