«В свое время Казанскую икону Божией Матери разыскал именно ваш покорный слуга. Православным клерикалам особенно неприятно, что возвращению иконы в Казань содействовал такой националист, как я», — считает директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов и вспоминает, что при этом на торжественную передачу иконы в Казанском кремле его не пригласили.
Рафаэль Хакимов
«ВЫ ИЗВЕСТНЫ КАК НАЦИОНАЛИСТ...»
Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин
В продолжение темы о моих отношениях с русскими и татарами. Опять-таки какой-то журналист начал с довольно банальной фразы:
— Вы известны как националист...
В принципе, я это слышу перманентно, но на сей раз остановил разговор вопросом:
— С чего это Вы взяли?
— Это всем известно...
— Пожалуйста, факты.
Собеседник мычал, но факты привести не смог. Когда говорят «Всем известно», но не могут назвать источник, это означает, что кто-то, точнее, какая-то организация намеренно распространяет подобные слухи. Меня досужие разговоры мало трогают. В принципе, я не обижаюсь на распространителей, у них такая работа. А журналисты должны были бы спросить себя, почему меня называют законченным националистом. Если же объективно посмотреть мои статьи, интервью, публичные выступления за четверть века, оттуда видно, что я горячий сторонник русской культуры, знаю русский язык, причем не хуже русских. Правда, при этом боролся с псевдорусскими стереотипами, с самовосхвалением и некритичностью в прославлении всего русского только потому, что это русское, выступал против несуществовавших побед вроде Куликовской битвы. Интерес к своей родной культуре вовсе не означает, что я националист.
При всем при этом я был и остаюсь горячим сторонником нашей республиканской идентичности. Вообще-то, вне республики нас не делят на татар и русских, поскольку жители Татарстана отличаются своей ментальностью. Особенно это заметно в Москве. На Старой площади один функционер из аппарата президента РФ сказал мне: «Вы из Татарстана интересные люди, вы точно знаете, чего хотите».
Этот функционер увидел больше общего в татарстанцах, чем различий, и заметил отличие наших граждан от москвичей. Впрочем, Москва — это отдельная страна, это уже не Россия и тем более не Татарстан.
Понятно, что для татар я просто приверженец татарской культуры, но и среди русских далеко не все меня считают националистом. В то же время в республике есть небольшая группа активистов псевдорусского толка, для них я кость в горле. Они время от времени выступают против преподавания в школах татарского языка, или ревностно выступают за защиту каких-то памятников, или рьяно отстаивают Свияжск как цитадель Ивана Грозного, хотя там люди жили с незапамятных времен. Кстати, в старину этот полуостров называли «Шайтан-тау» («Чертова гора»), поскольку там из ручья текла гнилая вода.
В Свияжске произошел казус, когда археологи нашли артефакты золотоордынского периода. Псевдорусские активисты подняли было шум, но археологи оказались московские, они объяснили, что могут говорить только то, что видят воочию. Активистам претит, что в Свияжске была «Татарская слободка». Они очень-очень православные. Кстати, им неведомо, или они не хотят вспоминать, что в свое время Казанскую икону Божией Матери разыскал именно ваш покорный слуга. Православным клерикалам особенно неприятно, что возвращению иконы в Казань содействовал такой националист, как я.
Произошло это в силу обширности моих знакомств. Как-то католики из Кельна мне сообщили, что после покушения на Папу Римского в Лиссабоне ему подарили Казанскую икону Божией Матери как защитницу от покушений. Голландские католики подтвердили этот слух. Мы послали письмо от имени президента республики Папе Римскому с просьбой вернуть икону. Ответа не было. После чего Шаймиев сказал, что «мои католики» какие-то авантюристы.
К поискам иконы подключилась команда Камиля Исхакова. В нашей команде поисковиков только Людмила Николаевна Андреева была православной. Этому есть объяснение. Православные иерархи не шли ни на какие контакты с католиками, а татары могли общаться как с православными, так и католиками. Муфтий чего-то там хотел сказать, но как-то невнятно, типа того, что, мол, ты скоро начнешь креститься. Мне его мнение не указ (фетва).
Кроме документов мы отыскали профессора Гиссенского университета Адольфа Хампеля, который долгие годы работал в Ватикане и сам видел эту икону в опочивальнях Папы. Он подтвердил, что Папа ежедневно молится, глядя на эту икону.
Ватикан. Папа Иоанн Павел II
«ТВОЯ ГАЗЕТА ПИШЕТ, ЧТО Я В ВАТИКАНЕ...»
Второе наше письмо было подкреплено документами, и мы получили согласие на возвращение иконы. Загвоздка заключалась в том, что Папа сам хотел привезти икону в Россию, а православные иерархи не могли этого допустить. С их подачи в московских газетах писали, что я занимаюсь политическими интригами.
Помню, я сидел у Шахрая в кабинете, в этот день выходит газета, которую он курировал, и там прописано, что я нахожусь в Ватикане и интригую. Возмущенный, я обращаюсь к Шахраю:
— Сергей Михайлович, я сижу у тебя в кабинете, а твоя газета пишет, что я в Ватикане. Как это понимать? Мне что, нужна эта икона? Я мусульманин, но твои православные не могут вернуть икону, а мы, татары, можем. Ты же друг патриарха. Скажи ему, что я ничего не имею против православных. В конце концов, мне наплевать, вернется икона или нет. Она вам, православным, нужна, а не мне. Я этим занимаюсь только по одной причине — она Казанская.
Он ответил:
— Напиши опровержение.
— Нужно мне это опровержение, как и сама икона. Провались все.
Икона вернулась в Россию. Меня в составе делегации из Татарстана пригласили в Московский кремль, где мы слушали несколько часов литургию и смотрели торжественную передачу иконы от нунция патриарху всея Руси.
Затем состоялась торжественная передача иконы в Казанском кремле. Тут уж меня не пригласили. Я нежелательная фигура среди православных иерархов и настоящих русских активистов. Я же националист. В принципе, легко мог попасть на эти торжества, но хотел, чтобы православные обо мне вспомнили. Они, конечно, вспомнили и не пригласили.
Впрочем, иудеи такие же неблагодарные. Я им помог вернуть синагогу. На открытии были кто угодно, кроме меня, хотя я евреям за всю жизнь ничего плохого не сделал. Потом они от имени еврейской общественности всей России извинялись, но в синагогу не позвали.
Впрочем, мусульмане такие же. Когда учреждали Российский исламский университет муфтии Татарстана и России боялись первыми ставить свои подписи в качестве учредителей. Они расписались только после меня, но с тех пор в университет не приглашали. Я, как джадид, нежелательная фигура среди истинных ханафитов.
Клерикалы всех мастей не любят меня. Я привык. Это надо воспринимать как осеннюю погоду, моросит.
Для псевдорусских активистов я приготовил подарочек: «Указом главы Российского императорского дома, верховной начальницы российских императорских и царских орденов великой княгини Марии Владимировны от 28 февраля / 12 марта 2016 года в воздаянии заслуг в деле сохранения исторической памяти и традиций Отечества и во свидетельство особого нашего благоволения всемилостивейшее возвели... Рафаэля Хакимова... в достоинство кавалера Императорского и Царского ордена Святого Станислава, в ознаменование чего мы собственноручно подписали и вручили сему кавалеру настоящую грамоту на право ношения орденского знака второй степени». Грамота дана в Мадриде 28 февраля / 12 марта 2016 года.
Орден второй степени дают нехристианам. Одновременно я получил дворянское звание, а следующим указом дворянство стало наследственным. Я бы не сказал, что великая княгиня раздает ордена направо и налево. Наши доблестные татарстанские псевдорусские ревнители монархии не скоро удостоятся такого звания.
Конечно, для получения такой награды были причины, о которых далеко не все знают. Уже много лет под эгидой Института истории выходит серия книг под названием «Татары на службе Отечества». Инициатор этой серии, руководитель петербургского филиала Института истории Ш.К. Ахметшин получил за данные работы Государственную премию Татарстана. Труды не только капитально изданы, они во многом уникальны, поскольку многие документы, извлеченные из архивов и музеев, впервые увидели свет. В этой серии книги о Державине, смолянках, Кочубее, Гумилеве и т. д.
Последняя работа называется «Династия Романовых и мусульмане империи». Такой работы еще не было в истории Дома Романовых. Великая княгиня помогла с подбором документов и оценила наши усилия высокими наградами.
Теперь к моей характеристике в качестве националиста придется добавлять: «националист-монархист». Более того, я настоящий указной мурза с подлинными документами на руках. В случае больших торжеств мне придется являться ко двору с орденом на шее.
Ягода, добытая без труда, не доставляет наслаждения.
Татарская пословица
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 382
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.