. У Красных ворот в парке им. Петрова, всегда служивших символом революционной активности казанцев, собирались вкладчики ТФБ, обманутые дольщики, противники мусоросжигательного завода и жильцы сносимых домов

«НАШЕ ГОСУДАРСТВО ПРОСТО КИНУЛО НАС, ЗАЩИЩАТЬ НАС НЕ СОБИРАЕТСЯ...»

До начала митинга было еще полчаса, но у Красных ворот в парке им. Петрова, всегда служивших символом революционной активности казанцев, уже собирались его первые участники. В этот день, казалось, сама природа, набросав снега, словно возвращала собравшихся в декабрь прошлого года, когда еще была надежда, что митингами и флешмобами можно что-то исправить. Но начавший таять после полудня снег словно размывал и эти надежды — уж слишком часто активисты вкладчиков слышали в ответ на свои требования и ультиматумы от правительства только «нет»... Однако кое-чего выступавшим все-таки удалось достичь. Лишь наметившееся на предыдущем пикете объединение различных протестных групп — обманутых дольщиков, противников строительства в Казани мусоросжигательного завода и жильцов сносимых домов, оказавшихся на пути газо- и нефтепроводов, — на этом митинге расцвело полным цветом. Это же объясняло и рекордное количество собравшихся — явно больше 400 человек, чего раньше никогда не было. Впрочем, по сравнению с количеством пострадавших и эта цифра выглядит не очень-то убедительной, к тому же среди собравшихся были не только вкладчики ТФБ, но и дольщики, заложники газопровода в Салмачах и т. д.

Неудивительно, что митинг открыла лидер пострадавших Александра Юманова, поблагодарившая пришедших и отметившая, что «только в единстве наша сила». Из ее выступления чувствовалось, что члены инициативной группы решили больше внимания уделять оргвопросам. «Наша группа в соцсети „ВКонтакте“ называется „Спасение пострадавших в Татфондбанке, ИнтехБанке“. Если у вас нет интернета, познакомьтесь с человеком, у которого он есть, общайтесь с ним», — давала ЦУ лидер вкладчиков. Она рассказала, что с понедельника начнет работать офис, где можно будет бесплатно оформить документы для возврата вкладов. «Не обращайтесь ни в какие платные консультации... Каждый, у кого остались деньги в Татфондбанке и ИнтехБанке, лично должен подать документы, чтобы попасть в реестр кредиторов. Обращайтесь за помощью к нам — улица Восход, 5, офис 107», — сказала Юманова.

Судя по всему, предупреждение о том, что на горе пострадавших кто-то захочет нажиться, было нелишним. На одном из телеканалов уже пошла бегущая строка с предложением юридической помощи вкладчикам «всего» за 8 тыс. рублей. А буквально за несколько минут до начала митинга его разгневанные участники выгнали с площади парнишку, раздававшего визитки некой «общественной организации», предлагавшей юридическую помощь вкладчикам. О том, что эта помощь будет оказываться бесплатно, ничего сказано, естественно, не было.

«Мы оказались брошенными... Мы работаем, ничего от государства не требуем. У нас дети, семьи, за нами наши сотрудники. И наше государство просто кинуло нас, защищать нас не собирается», — продолжала Юманова. По ее словам, вчера пришел ответ на подписанное на прошлом пикете письмо президенту РФ Владимиру Путину. В результате письмо было спущено для ответа в Центробанк, при контроле которого и произошло падение Татфондбанка. «Это позор! Позор руководителям нашей страны!» — так оценила женщина происходящее.

.

«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ! МЫ ВАС ОЧЕНЬ ПРОСИМ И НАДЕЕМСЯ НА ВАС!»

Впрочем, вскоре выяснилось, что, когда граждане проявляют активность и инициативу, надежда на благополучный исход дела может быть оправданна. Сергей Царев из Набережных Челнов рассказал, как эффективно у них в городе решаются вопросы с долевым «недостроем». «На сегодняшний день мы добились завершения строительства 3 проблемных домов из 6», — похвалился он, укорив своих казанских собратьев по несчастью в неактивности.

Назвав правительство республики, при котором Татфондбанк был доведен до банкротства, «недееспособным», Марсель Шамсутдинов потребовал его отставки

Выступивший вслед за ним лидер местного «Парнаса» Марсель Шамсутдинов назвал суммы зарплат, которые получали члены правления Татфондбанка (прозвучали на вчерашнем суде по избранию меры пресечения зампреду Рамилю Насырову), что, естественно, вызвало гул недовольства присутствовавших. «Это прямое воровство наших денег! Наших денег, которые мы вложили в этот банк!» — сделал вывод Шамсутдинов. Назвав правительство республики, при котором банк был доведен до банкротства, «недееспособным», он потребовал его отставки.

.

Перед собравшимися выступили Ольга Зинатуллина, возмущавшаяся тарифами по ЖКХ, активист Илья Новиков, ввернувший яркую фразу о республиканских властях, которые «снимают с нас последнюю кожу», и Гульназ Смирнова, уверенная в том, что мусоросжигательный завод под Казанью будет построен «по устаревшей технологии». Все сказанное вызывало недовольный гул слушавших, в руках которых неожиданно оказались наполненные гелием воздушные шарики черного цвета. От этого площадь перед входом в парк приобрела мрачный и инфернальный вид. И здесь опять пригодился знаменитый «гроб Татфондбанка». Положенная в него голова от манекена на сей раз должна была напоминать о некоей пенсионерке с Дальнего Востока, потерявшей в ходе банкротства Татфондбанка квартиру.

«Беда у нас общая», — то и дело повторяли те или иные выступавшие. «В единстве наша сила», — продолжали эту мысль другие. А третьи вообще предполагали, что расследование дела Татфондбанка может пойти как в армейском анекдоте: «Разберемся как следует, накажем кого попало».

На окраине митинга скромно стоял общественный активист Дмитрий Бердников с группкой своих приверженцев. По его словам, он не оставил идеи ехать в Москву для разговора о судьбах вкладчиков Татфондбанка с Путиным...

Митинг тем временем подходил к концу. После выступления экозащитницы Волги Юлии Файзрахмановой казалось, что все эмоции уже выдохлись, и в этой усталой тишине неожиданно резко прозвучал девичий голосок обманутой вкладчицы Татфондбанка Венеры Салаховой, обратившейся к президенту Рустаму Минниханову.

«Рустам Нургалиевич, почему вы не можете заступиться за свой народ перед этой ужасной государственной корпорацией — АСВ? Мы вас очень просим, надеемся на вас и будем до конца ходить и просить, пока не получим свои деньги от этого агентства... Мы хотим, чтобы суды не затягивали рассмотрение этих дел... Может быть, даже не нужно доводить до судов, лишь бы АСВ положительно ответило на наши письма в виде внесения нас в реестр выплат...» — говорила Салахова, что, надо сказать, полностью отвечало чаяниям всех собравшихся вкладчиков...

.

Вскоре после этого митинг закончился. Тем временем лидер вкладчиков ТФБ Юманова покинула мероприятие еще до его окончания, возможно, не дожидаясь задержания, каким закончился ее предыдущий поход в парк им. Петрова. В завершение его участники приняли резолюцию, в которой прозвучало требование рассчитаться с клиентами Татфондбанка и ИнтехБанка в полном объеме, для чего необходимо создать фонд и наполнить его бюджетными средствами, а также средствами крупных компаний. Они также требовали отменить строительство мусоросжигательного завода и достичь договоренности с «Газпромом» и «Транснефтью» о выносе магистральных трубопроводов за границы поселков Салмачи и Осиново, а еще выработать конкретный план достройки домов дольщиков. Также от объединенной группы «обманутых жителей республики» прозвучало требование провести встречу с президентом РТ.

Розданные участникам митинга черные шарики предполагалось, наверное, выпустить в небо под очередной призыв, но организаторы забыли это сделать, и люди понесли траурные шарики домой, как бы соглашаясь с невысказанным мнением о том, что «черная роза — эмблема печали» и пока еще радоваться нечему. Будут ли на одном из митингов в небо выпущены белые шарики в ознаменование победы над коварным АСВ и прочими напастями — покажет время.