Шамиль Зарифов С Шамиля Зарифова — в прошлом управляющего делами президента Татарстана — требуют 45 млн. рублей за долги сына Фото: Сергей Елагин

ПОГОРЕЛИ НА РАПСОВОМ МАСЛЕ

В центре судебного спора оказалась разорившаяся компания Яна Зарифова УК ООО «ХК «Тетра-Инвест», в которой он владеет 96,3% доли. Бизнес активно кредитовался в 2012 - 2013 годах: кредитные линии были открыты в Сбербанке (43,7 млн. рублей), в Банке Казани (62,9 млн. рублей) и Татсоцбанке (40,3 млн. рублей).

Также Ян Зарифов взял в общей сложности еще 40,6 млн. рублей лично у отца Шамиля Зарифова, на тот момент совладельца, а ныне просто гендиректора ТРК «Тандем». Отметим, что Зарифов-старший — в прошлом влиятельнейший человек в республике. В 1995 - 1997 годах был постоянным представителем РТ в Чешской и Словацкой Республиках. С 1997 по 2002 год — управляющий делами президента Татарстана (в то время Минтимера Шаймиева). Но, пожалуй, ярче всего о его значимости в тот момент говорил номер служебного автомобиля — 005 ОАА. Не забыт Зарифов и ныне: в ноябре 2015 года Шамиля Абдрахмановича наградили медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». Награда была учреждена в апреле того же года, так что директор «Тандема» стал одним из первых ее обладателей.

На какие цели брались столь крупные кредиты? Компания «Тетра-Инвест» известна как поставщик рапса на КЖК и оптовый закупщик сельхозпродукции у сельчан, фирма даже занималась санацией почившего ОАО «Татрапс». Официально деньги были нужны на пополнение оборотных средств, а также на приобретение недвижимости в Казани на улице Серова, 2 — подвальных и офисных помещений на первом этаже. Источники «БИЗНЕС Online» рассказали, что одна из кредитных линий была открыта под строительство завода в Германии, также связанного с переработкой рапса. Не исключено, что об него и споткнулась известная семья. Во всяком случае, ранее газета «БИЗНЕС Online» писала, что у «Тетра-Инвест» возникли проблемы с производством рапса в России. При этом один из банков отказался выдавать данной компании второй транш в рамках открытой кредитной линии на строительство завода, поскольку увидел, что на тот момент она и так была сильно перекредитована. Собственных же средств дотянуть проект, видимо, не хватило.

Впрочем, тучи над Яном Зарифовым и его «Тетра-Инвестом» стали сгущаться не только из-за проблем с заводом. Газета «БИЗНЕС Online» несколько лет назад писала, как компания пыталась через суд вернуть 50 млн. рублей с компании «Агрохолдинг «Нижегородский». Спор был связан с поставками маслосемян рапса, и долг перед «Тетра-Инвестом» составлял более 50 млн. рублей. Истец утверждал, что за должником стоит семья бывшего замминистра минсельхоза Нижегородской области и основателя обанкротившейся агроимперии «Сантимир» Зиннятуллы Ситдикова. Неизвестно, насколько повлиял в целом на компанию данный спор, но в августе 2014 года на «Тетра-Инвест» подали иск на банкротство — инициатором выступило некое ООО «имени Ленина» с требованиями около 1 млн. рублей. Вскоре подтянулись и остальные кредиторы.

Однако чуть ранее, в апреле того же года, Ян Зарифов решил рассчитаться с долгами перед отцом. Для этого он заключил сделку, по которой Шамиль Зарифов купил за 45,3 млн. рублей у компании сына производственную базу в Высокогорском районе РТ. Это два земельных участка площадью 79 тыс. и 6,4 тыс. кв. м общей стоимостью 7,4 млн. рублей, пять складов, магазин и пекарня, административное здание, небольшие здания лаборатории, зерносушилки и ряд других. Однако реальной передачи денег почти не было (было оплачено только около 3,5 млн. рублей), вместо этого был оформлен зачет долгов, то есть ранее выданных отцом миллионов. Добавим, что проведенная экспертиза признала, что сделка была совершена по рыночной цене.

Пытался Ян Зарифов рассчитаться и с другими кредиторами. Так, долг перед Татсоцбанком в октябре 2014 года был выкуплен неким ООО «Кевлар». Данная компания зарегистрирована в Казани на улице Дзержинского 18/19, где находится также ООО «Тандем-СТ» (70% доли в котором владеет Шамиль Зарифов). Можно предположить дружественность этих компаний. В Сбербанке газете «БИЗНЕС Online» также подтвердили погашение задолженности компании «Тетра-Инвест». И только с Банком Казани она рассчитаться то ли не смогла, то ли не успела. В мае 2015 года «Тетра-Инвест» решением Арбитражного суда РТ был признан банкротом.

Банк Казани, контролируемый Оскаром Прокопьевым, посчитал, что его права нарушены — должник сначала рассчитался с отцом, хотя должен был с банкомФото: «БИЗНЕС Online»

ЗАСТУПНИЧЕСТВО ТАМАРЫ ЗАРИФОВОЙ НЕ ПОМОГЛО

Еще в ноябре 2014 года Банк Казани подавал иск о включении в реестр требований кредиторов. Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» начальник управления по судебной работе ООО КБЭР «Банк Казани» Алексей Федоров, должник частично погасил задолженность за счет реализации залогового имущества, так что долг снизился с 62,9 до 39 млн. рублей. При этом переговоры с Яном Зарифовым, который лично выступает поручителем по кредиту, продолжаются. «Рассматриваются различные варианты. К окончательному обоюдному решению мы пока, к сожалению, не пришли», — отметил начальник управления.

Более того, кредитная организация, контролируемая Оскаром Прокопьевым, посчитала, что ее права нарушены — должник сначала рассчитался с отцом, хотя должен был с банком. В итоге Банк Казани воспользовался правом оспорить сделки, совершенные в пределах 6 месяцев до даты, когда было подано заявление о банкротстве. По мнению кредитной организации, это был вывод средств с целью причинения вреда остальным кредиторам «Тетра-Инвеста». И татарстанский арбитраж, и апелляция уже встали на сторону банка, взыскав с Зарифова-старшего 45,3 млн. рублей. Недавно, 5 марта, решение устояло и в кассации.

Интересно, что в суде прозвучал и довольно необычный аргумент. Супруга Шамиля Зарифова Тамара Зарифова предприняла попытку оспорить решение о взыскании с ее мужа миллионов, объявив, что «взыскиваемая сумма является значительной для семьи», а она не давала согласия на совершение мужем оспариваемых банком сделок. Однако суды отклонили аргументы супруги, отметив, что они в данном споре правового значения не имеют, так как обязанность по возврату денег возложена именно на главу семейства, «допускается существование у каждого из супругов собственных обязательств». Однако апелляция при этом дополнила решение татарстанского арбитража абзацем про то, что, в свою очередь, у Шамиля Зарифова восстановлено право требовать у «Тетра-Инвеста» причитающиеся ему 44,2 млн. рублей, но, как говорится, в порядке общей очереди.

Отметим, что в суде из шкафов вылезли и другие скелеты. Так, оказалось, что кредит в Сбербанке в 2011 и 2013 годах — это уже было перекредитование для возврата средств в банк «БТА-Казань», где «Тетра-Инвест» прокредитовался на 32 млн. рублей.

«НЕ НАДО БЫЛО ДОВОДИТЬ СИТУАЦИЮ ДО СКОРЕЙШЕЙ ПРОДАЖИ»

На заседании в Арбитражном суде Поволжского округа Камилла Хайруллина, представитель Шамиля Зарифова, заявила, что, хотя он и отец одного из учредителей «Тетра-Инвеста», нет никаких доказательств причинения убытков сделкой по производственной базе. Также указано, что у компании на момент оспариваемой сделки была и дебиторская задолженность в размере 212 млн. рублей, которая могла вернуться в активы. Также Зарифов считает, что банк пропустил годичный срок исковой давности по оспариваемой сделке, так как узнал о ней еще в апреле-мае 2015 года.

Банк Казани в ответ заявил, что о наличии признаков неплатежеспособности «Тетра-Инвеста» отец и сын знали, поскольку являлись заинтересованными лицами. И сделка принесла вред кредиторам: если бы база не выбыла из конкурсной массы, то средства были бы распределены между кредиторами. А в данном случае Зарифов получил преимущественное удовлетворение своих требований и нарушил порядок погашения задолженности.

По поводу исковой давности заявляется: «Право на оспаривание сделок наступает именно с момента введения конкурсного производства. Мы обратились в сроки, установленные законом, полагаем, что срок исковой давности не пропущен».

Представитель конкурсного управляющего заявила, что по поводу оспариваемой сделки они имеют нейтральную позицию и оставляют ее на разрешение суда.

Шамиль Зарифов В залоге у Банка Казани находились нежилое помещение на улице Серова, производственный цех в Чистополе и квартира на улице Калинина. Все это было оценено в 50 млн. рублей
Фото: Сергей Елагин

Однако нашему изданию конкурсный управляющий ХК «Тетра-Инвест» Сергей Мясников дал довольно критичный комментарий в адрес банка. По его наблюдениям, должник должен был быть заинтересован в погашении задолженности перед кредиторами. В залоге у Банка Казани находились упомянутое выше нежилое помещение на улице Серова, 2, «подвал метров 300 и метров 500 офисных», производственный цех в Чистополе и квартира на улице Калинина. Все это было оценено в 50 млн. рублей. Имущество было выставлено на аукцион с повышением цены при нахождении потенциальных покупателей.

Обе попытки провести аукцион оказались неудачными, было принято решение о продаже недвижимости путем публичного предложения, в котором, наоборот, идет постепенное снижение цены на объект. В результате часть имущества «Тетра-Инвеста» была реализована залоговым кредитором с большим дисконтом, всего лишь за 20 млн. рублей.

С точки зрения конкурсного управляющего, если бы банк оставил имущество за собой в счет погашения задолженности, то через некоторое время мог бы найти покупателя и продать его за полную стоимость, которая, вероятно, могла бы покрыть и большую часть долга. «Мой вывод — не надо было доводить ситуацию до скорейшей продажи путем публичного предложения», — отмечает Мясников.

В целом, согласно определению суда от апреля 2016 года, на балансе должника было выявлено имущества на 189 млн. рублей, из них «дебиторки» — чуть более 100 млн. рублей. За счет вырученных средств были погашены требования залоговых кредиторов на 55,8 млн. рублей.

Шамиль Зарифов Компания «Кевлар», 70% доли в которой владеет Шамиль Зарифов, выкупила долги Яна Зарифова у Татсоцбанка. Интересно, что фирма зарегистрирована в том же доме, что и одна из компаний старшего Зарифова
Фото: Ирина Ерохина

«ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО РАСЦЕНИВАТЬ КАК ЛОЯЛЬНОСТЬ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО К ДОЛЖНИКУ?»

Начальник управления по судебной работе ООО КБЭР «Банк Казани» Алексей Федоров с критикой управляющего не согласен. Он указывает, что, оставив предмет залога за собой, кредитор должен был бы перечислить 20% его стоимости должнику-банкроту. Кроме того, появлялись расходы, связанные с принятием, обслуживанием имущества. Особенно это было актуально для чистопольской производственной базы (оплата налогов, электроэнергии, охраны), появлялись и дополнительные расходы, связанные с дальнейшей реализацией, в том числе и НДС. Взвесив все, банк принял решение не брать на баланс непрофильные активы.

Также Федоров отмечает, что Банк Казани обращался к конкурсному управляющему с требованием оспорить сделки «Тетра-Инвеста», в том числе с отцом, однако Мясников не усмотрел оснований для их оспаривания. Поэтому банк сам подал данное заявление. «Возможно ли это расценивать как лояльность конкурсного управляющего к должнику, вопрос риторический», — говорит начальник управления по судебной работе ООО КБЭР «Банк Казани».

Иск о банкротстве подан и лично на Яна Зарифова. Этот шаг выглядит мерой защиты, так как инициатором выступает та самая компания «Кевлар», которая выкупила долги у Татсоцбанка. На ее долю приходится 41 из 64 млн. рублей долгов. Неудивительно, что финансовым управляющим утвержден все тот же «лояльный» Мясников.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на судебном заседании, в ходе которого представитель ответчика объявила, что сейчас он трудоустроен в Горгазе с зарплатой в 8,3 тыс. рублей. А судебный пристав пояснила нашему корреспонденту, что сын директора «Тандема» фактически находится в розыске у службы.

Так или иначе, сейчас в отношении Яна Зарифова введена процедура реструктуризации долгов, он находится в шаге от признания банкротом.

Шамиль Зарифов до сих пор возглавляет «Тандем», считающийся одним из самых успешных ТЦ КазаниШамиль Зарифов Шамиль Зарифов до сих пор возглавляет «Тандем», считающийся одним из самых успешных ТЦ Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ЗАРИФОВ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ СОУЧРЕДИТЕЛЕМ «ТАНДЕМА»

Напомним, что отнюдь не безоблачны дела и у Шамиля Зарифова. В июле 2014 года банковская группа «Ак Барс» (в лице ООО «УК «Ак Барс Капитал») консолидировала 100% акций ЗАО «ИСК «Тандем», владеющего одноименным казанским торговым центром. С 2007 года структуры банка постепенно увеличивали свою долю в ЗАО и в итоге приобрели оставшиеся 26% за 600 млн. рублей. Эксперты считают, что торговый центр формально мог перейти банку в счет задолженности («АК БАРС» кредитовал данный проект).

Судя по отрывочно опубликованной информации, можно сделать вывод, что структуры «АК БАРС» Банка выкупали доли у Марата Гиниятуллина (последний известен тем, что развивал магазины сначала под брендом федеральной сети Ile de Beaute, затем вместе с «Л’Этуаль» под собственным брендом Bon Joli, а позже Degal) и Шамиля Зарифова. Но процесс смены собственника, похоже, шел непросто. Так, Зарифов и ИСК «Тандем» обменялись несколькими исками по поводу годового общего собрания акционеров и отмены части пунктов устава компании. Однако стороны отозвали свои иски, урегулировав дело миром. Зарифов до сих пор возглавляет «Тандем», считающийся одним из самых успешных ТЦ Казани.

Сторона Зарифовых на момент публикации не прокомментировала процесс. Только один из собеседников издания отметил: «Не надо считать Шамиля Абдрахмановича кошельком, с которого можно бесконечно требовать».