ЭТО УЖЕ ВТОРОЙ БИЗНЕС-ДЖЕТ В ПАРКЕ ТАТАРСТАНСКОЙ КОМПАНИИ
Вчера в международный аэропорт «Казань» с завода в Монреале прибыл реактивный бизнес-самолет Bombardier Global 5000. По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли Татарстана, самолет приобретен ОАО «ТАИФ». До этого дня такие самолеты в российском реестре еще не регистрировались.
КУХНЯ, ДВА САНУЗЛА И ШЕСТЬ СПАЛЬНЫХ МЕСТ
Global 5000 – очень серьезная машина. Хотя это модификация известного самолета Global Express канадского производителя Bombardier Aerospace, создание «5000-го» (мировая эксплуатация началась в 2005 году) - это, по сути, появление новых стандартов в классе деловых и административных самолетов. В том же 2005 году Global 5000 установил новый рекорд для самолетов деловой авиации – с четырьмя пилотами (два сменных экипажа) и восемью пассажирами он долетел от Чикаго до Парижа (более 6500 км) за 7 часов 15 минут.
Global 5000 имеет самый большой и наиболее технологически продвинутый салон в своем классе. Салон разделен на три секции для размещения пассажиров, кухню и два санузла. В зависимости от компоновки, на борту могут разместиться от 8 до 17 человек. Global 5000 оборудован высокоскоростной компьютерной системой с подключением к Интернету, что позволяет эффективно использовать время в деловых поездках. Для отдыха при дальних перелетах предусмотрено до шести спальных мест. Интересно, что, рассказывая порталу aerojetstyle об особенностях работы с российскими клиентами региональный директор Bombardier пo продажам бизнес-джетов Кристоф Дегумуа заметил: «Российские заказчики очень требовательны к выбору вариантов отделки самолета. Могу сказать, что самолеты с самыми красивыми салонами были поставлены российским операторам».
Два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce разгоняют Global 5000 до максимальной скорости 950 км/ч и позволяют набирать высоту до 15,5 км. Максимальная дальность полета – 9 630 км. Стоимость такого самолета, в зависимости от комплектации, составляет $47,5-60 млн.
ЧТОБЫ ЛЕТАТЬ К АМЕРИКАНСКИМ БАНКИРАМ
Напомним, что в парке техники ТАИФ уже есть бизнес-джет - Challenger 300 все той же фирмы Bombardier. Для сравнения приведем характеристики этого самолета. Экипаж - два пилота, пассажировместимость – 8-9 человек, максимальная скорость - 870 км/ч, максимальная дальность - 5 741 км, потолок - 13 716 м. Серийное производство началось в 2004 году. Стоимость базовой комплектации – $18-19 млн., в наиболее популярных вариантах компоновки – $23 млн.
Принадлежащий ТАИФ Challenger 300 (он был приобретен в начале 2008 года) обслуживает казанская авиакомпания «Тулпар Эйр». По данным «БИЗНЕС Online», она же будет обслуживать и Global 5000. Отметим, что таможенная пошлина на Challenger 300 составила 20% от его стоимости.
Вчера пресс-секретарь ТАИФ Дмитрий Неманов не смог ответить на какие-либо вопросы «БИЗНЕС Online» о Global 5000, в том числе: «Зачем ТАИФ машина межконтинентальной дальности?». Но ответ, возможно, дал на одной из наших интернет -конференций генеральный директор ТАИФ Альберт Шигабутдинов, рассказав, что компания планирует развивать связи с европейскими и американскими банками.
По данным «БИЗНЕС Online», помимо ТАИФ, в республике бизнес-джетами владеют: правительство РТ (Challenger 604, Challenger 605), ОАО «Татнефть» (Challenger 604), ООО «Группа компаний «Профит» (Challenger 300).
ЭЛИТА ТАТАРСТАНА ПРЕДПОЧИТАЕТ КАНАДСКИЕ КРЫЛЬЯ
Обращает на себя внимание то, что республика явно «подсела» на продукцию фирмы Bombardier Aerospace. По словам профессионалов, это логично: обслуживать самолеты какого-то одного производителя гораздо выгоднее. А началось все с приобретения в 2005 году Challenger 604 для правительства РТ. Сегодня пять региональных самолетов Bombardier CRJ 200 эксплуатирует на регулярных и чартерных линиях одна из самых динамичных республиканских авиакомпаний - ОАО «Ак Барс Аэро», в январе должны быть взяты в лизинг еще две аналогичных машины.
Есть у республики и отрицательный опыт, связанный с Bombardier. В ноябре 2006 года ОАО «НУР-авиа» (владевшее тогда ОАО «Авиакомпания «Татарстан») купила у Bombardier Aerospace два региональных CRJ 900. Но уже в 2007-м стало понятно, что, в случае сертификации в России, канадская машина станет прямым конкурентом активно лоббировавшегося правительством РФ проекта SukhoiSuperJet. Поэтому сертификация CRJ 900 в России становилась предельно маловероятной. В итоге два купленных борта пришлось сдавать в аренду. Насколько успешно – неизвестно. До недавнего времени, по некоторым данным, они базировались в одном из аэропортов ОАЭ. А в августе гендиректор холдинговой компании «НУР» Ронни Мюллер сообщил о продаже обоих самолетов – для погашения задолженности перед кредиторами.
Между тем, канадцы возлагали на эти машины немалые надежды. Во всяком случае, в 2006 году, находясь в Казани, президент Bombardier Aerospace Пьер Бедуан на встрече в кабинете министров РТ заметил, что рад возможности начать с республики внедрение CRJ 900 на российский рынок.
Тимур Латыпов
Самолеты российских олигархов
Место |
Персона |
Статус |
Оценка состояния, $ млрд |
Марка воздуш- ного судна |
Цена на первичном рынке, $ млн* |
1 |
Роман Абрамович |
Владелец Millhouse Capital, председатель Думы Чукотского АО |
17,00 |
Boeing 767-300 |
100 |
2 |
Сулейман Керимов |
Владелец Nafta Moskva, член Совета федерации |
14,50 |
Boeing 737-7BJ/W BBJ |
50–52 |
Gulfstream G-V |
35 |
||||
3 |
Давид Якобашвили |
Совладелец «Вимм-Билль-Данна» |
0,53 |
Gulfstream G550 |
55 |
Bombardier Challenger 604 |
26–28 |
||||
4 |
Михаил Прохоров |
Президент группы «Онэксим» |
17,85 |
Gulfstream GV-SP |
45 |
Falcon 900 EX |
28–30 |
||||
5 |
Шалва Чигиринский |
Экс-совладелец Sibir Energy |
0,17 |
Gulfstream G550 |
55 |
6 |
Рустам Тарико |
Председатель совета директоров и владелец |
1,60 |
Boeing 737-7BJ/W BBJ |
50–52 |
7 |
Андрей Скоч |
Совладелец «Металлоинвеста», депутат Госдумы |
2,45 |
Airbus A319-115CJ |
>50 |
8 |
Михаил Фридман |
Основной владелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» |
14,30 |
Bombardier Global Express |
48 |
9 |
Олег Дерипаска |
Гендиректор и владелец «Базового элемента» |
13,80 |
Gulfstream GV-SP |
45 |
10 |
Сергей Пугачев |
Владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации |
2,40 |
Falcon 2000 Ex Easy |
25 |
Gulfstream IIB |
10 |
||||
11 |
Григорий Аникеев |
Депутат Госдумы от «Единой России» |
н.д. |
Falcon 2000 Ex Easy |
33 |
12 |
Вагит Алекперов |
Президент и совладелец «Лукойла» |
10,65 |
Falcon 900EX |
28–30 |
Як-142 (переделка Як-42) |
2–2,5 |
||||
13 |
Алексей Мордашов |
Генеральный директор и основной владелец |
10,00 |
Bombardier Challenger 604 |
26–28 |
14 |
Владимир Потанин |
Президент «Интерроса» |
9,95 |
Gulfstream |
25–33 |
15 |
Владимир Богданов |
Гендиректор «Сургутнефтегаза» |
0,12 |
Gulfstream IV-SP |
25–31 |
16 |
Владимир Евтушенков |
Председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система» |
6,50 |
Embraer-135BJ Legacy |
23–25 |
17 |
Игорь Макаров |
Основной акционер «Итеры» |
19,70 |
Embraer-135BJ Legacy |
23–25 |
18 |
Виктор Вексельберг |
Председатель наблюдательного комитета |
8,35 |
Bombardier BD-700 Global Express |
22–24 |
19 |
Кирилл Миновалов |
Президент и владелец банка «Авангард» |
0,56 |
Cessna 750 Citation X |
21 |
20 |
Игорь Возяков |
Коллекционер и меценат (бывший топ-менеджер «Транснефти») |
н.д. |
Learjet 60 |
19–20 |
Финанс
Классификация реактивных самолетов бизнес-авиации
Категория |
Модели |
Диапазон |
Бизнес-лайнеры |
Семейство BBJ |
45 – 82,7 |
Дальне-магистральные |
Gulfstream 650* |
47,4 – 60 |
Большие |
Challenger 850 |
26,9 – 36,9 |
Средние |
Citation Sovereign |
12,5 – 23,3 |
Легкие |
Citation Bravo |
2,9 – 11,8 |
Сверхлегкие |
Eclipse 500** |
до 2,2 |
aerojetstyle.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.