«Матч ТВ» планирует запустить региональную вкладку в ближайшие пару лет, но может и ускориться, если Татарстан проявит инициативу. «БИЗНЕС Online» рассказывает, как проект спортивного телеканала на базе федеральной кнопки может придать новый смысл татарстанскому спорту, который пребывает в концептуальном тупике — с каждым годом жить с миллиардными бюджетами при полупустых трибунах становится все неуютнее.
ПОЧЕМУ ПОБЕДЫ НЕ ЗАПОЛНИЛИ ТРИБУНЫ?
Татарстан по насыщенности спортивными событиями высшего уровня уступает в России разве что Москве и Санкт-Петербургу. С августа по май в городе практически каждую неделю проходит как минимум один спортивный матч. «Рубин» играет дома 15 матчей плюс несколько игр Кубка страны, «Ак Барс» проводит 30 домашних матчей, столько же выездных встреч, есть еще УНИКС, два волейбольных клуба и хоккей с мячом. Объем событий запредельный и значительно превосходит масштаб зрительского интереса в самом городе. Только «Ак Барс» может хоть как-то рапортовать о неплохой посещаемости, в среднем на играх «барсов» собирается около 7 тыс. болельщиков, где-то около 73% от вместимости арены, что хорошо лишь на общем удручающем фоне. У «Рубина» средняя посещаемость домашних матчей текущего чемпионата России составляет 9,1 тыс. зрителей, что для футбола не так много. На УНИКС ходит около 3 тыс. человек, на мужской волейбол также 2,5 - 3 тысячи в лучшем случае. Открытой статистики посещаемости волейбольного чемпионата — как мужского, так и женского — в России не существует. На «Динамо», по экспертным оценкам, в среднем приходит около 1000 зрителей — кому нужна команда, в которой нет ни звезд, ни собственных воспитанников?
Один вариант решения проблемы «БИЗНЕC Online» уже предложил — развести команды по городам республики. «Барс» уже вот-вот отправился осваивать Зеленодольск, но можно насытить еще и Набережные Челны, Чистополь, Бугульму, Лениногорск и Елабугу. Это города не могут похвастаться большим выбором вариантов досуга, а спорт в них может стать этакой национальной идеей и социальным лифтом для множества детей. В противном случае с каждым годом, особенно на фоне кризиса, все сложнее будет отвечать на резонные вопросы о том, зачем и кому нужны огромные траты на профессиональный спорт. Формулировки в стиле «ну объекты же построили, что с ним делать-то?» не очень убедительны.
Как клубному спорту в республике обрести массовый зрительский интерес и смысл существования? Один из ключей — появление собственного спортивного телеканала, который вещал бы только на территории республики. Во всем мире спортивное ТV — необходимый элемент спортивной индустрии, без которого популяризировать соревнования практически невозможно.
Сейчас в ТV-эфире системно показывают игры только «Ак Барса» (ТНВ показывает все матчи в полном объеме) и «Рубина» (50% в эфире платного канала «Наш футбол»), иногда в эфир ТНВ и КХЛ-ТВ пролезают матчи «Нефтехимика», порой «Матч ТВ» снисходит до баскетбола, когда УНИКС играет с ЦСКА или встреча проходит в пустой день, когда нет иных альтернативы вроде английского или итальянского футбола. Показ волейбола случаен и бессистемен. Встречи «Зенита» и «Динамо» показывают на платных каналах «Матча» второго порядка. Немудрено, что у этих клубов самые большие в городе проблемы с посещаемостью, как бы активно ни работал их маркетинг. Без ТV полных трибун не будет — это аксиома в спорте. Самая большая глупость говорить, что телевизор, наоборот, может как-то отнять зрителя. Только магия ТV способна создавать звезд, которых можно продать зрителю. УНИКС до 2005 года мог похвастаться полными трибунами, но стоило ТНВ перестать показывать баскетбол, как интерес к команде в городе и республике стал снижаться, особенно на фоне бардака, который творится в российском баскетболе в целом.
В Казани 90% игр показывают, к сожалению, с помощью морально устаревшей техники ТНВ Ильшата Аминова
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА ИЛЬШАТУ АМИНОВУ?
Создание отдельного 24-часового проекта силами одной республики невозможно. В этом смысле провал в 2013 году подобного рода проекта ITV сына гендиректора ТАИФа Руслана Шигабутдинова вполне закономерен.
Первая причина банальна до обидного — попросту нет специалистов, способных сделать привлекательный зрителю спортивный проект. На ТНВ даже такой бриллиант, как трансляции хоккея, умудрились закопать в пыль посредственности и серости. «Дерби, в котором „Салават“ уже победил», — так назывался наш аналитический материал, посвященный сравнительному анализу телепродукта канала Ильшата Аминова и БСТ. Помочь здесь могут, пожалуй,только кадровые решения, на которые акционеры пойти не готовы, в отличие опять же от властей соседней республики.
Вторая, гораздо более серьезная проблема, — деньги, в том числе на покупку прав на телетрансляции. Некоторые клубы готовы даже сами приплачивать за трансляции своих матчей, но это не касается рейтинговых видов спорта, где правила игры задают федерации. К примеру, пару лет цена прямой трансляции одного матча «Рубина» для ТНВ и только на территории Татарстана оценивалась в $50 тысяч. При таких ценах овчинка не стоит выделки, реклама не способна отбить и трети затрат.
И все-таки выход есть. На помощь может прийти телеканал «Матч ТВ», создав в Татарстане филиал по принципу ВГТРК, когда в регионе создают местный контент и показывают его взамен федерального. Условно, «Матч ТВ» выбирает к показу игру ЦСКА — «Динамо», а параллельно в это же время в Казани играют «Ак Барс» и «Салават Юлаев». Почему бы не показать для татарстанской аудитории заведомо более интересный ей матч? При этом, что важно, выполнив все требования по качеству показа, что вполне реально. В Казани базируется ПТС «Матча» на 24 камеры. К слову, именно она производила картинку на Матче всех звезд КХЛ в Уфе, но в Казани 90% игр показывают, к сожалению, с помощью морально устаревшей техники ТНВ.
Еще во время презентации нового спортивного телеканала осенью 2015 года говорилось, что в планах у нового субхолдинга НСТ (национальное спортивное вещание), который владеет всей линейкой проектов «Матч ТВ» и входит в холдинг «Газпром-медиа», создание филиалов на местах. Их задача — формировать местный контент в ключевых регионах. Уже летом прошлого года глава «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал, что в компании провели технические испытания по сплайсингу — технической врезке в эфир для регионального контента: «Не очень все просто, но, если получится, будет прецедент. Очевидно, что опорные регионы — это Казань, Питер, Москва, Екатеринбург и Новосибирск».
То есть идея простая и понятная. «Матч ТВ» отдает часть временных слотов под региональный контент. Игру ЦСКА и СКА показывают в федеральном эфире в 19:00, а в это же время в Татарстане идет трансляция матча «Ак Барс» — «Салават Юлаев» или вообще любого другого матча «Ак Барса», который уж точно будет популярнее дерби питерских и московских армейцев. Кто-то может сказать, что хочет увидеть игру именно столичных команд? Ок! Есть интернет и платные каналы от КХЛ. Да и матч УНИКСа или волейбольного «Зенита» в Татарстане сможет соперничать с футболом средней смотрибельности. Плюс все производство пойдет по лекалам «Матч ТВ». То есть выездные студии, эксперты, комментаторы у поля, полноценный разогрев публики — то, до чего так и не дорос ТНВ.
«Матч ТВ» Тины Канделаки планирует запустить региональную вкладку в ближайшие пару лет, но может и ускориться, если Татарстан проявит инициативу
МОДЕЛЬ «СПОРТИВНОГО ВГТРК» ДЛЯ «МАТЧ ТВ»
Заинтересован в этом проекте должен быть не только Татарстан и вся его спортивная индустрия, но и сам спортивный телеканал. Рейтинги «Матч ТВ» меряются по Москве, вся эфирная сетка формируется на основе принципа «будет ли она интересна москвичам». Отчасти поэтому лишь одну встречу из четырех суперрейтингового «зеленого дерби» в регулярном чемпионате КХЛ показали в федеральном эфире. СМИ, критикуя Тину Канделаки и ее команду, жонглируют прежде всего цифрами рейтингов «Матч ТВ» именно в столичном регионе, где собраны все основные рекламодатели телеканала.
До регионов пока руки не доходят, а ведь здесь при наличии массового зрителя вполне можно продавать и региональную рекламу. Пока что, если сравнить рейтинги «Матч ТВ» и канала «Россия-2» по Казани, который ранее вещал на частоте и был полуспортивным проектом, можно заметить снижение интереса к кнопке. В 2014 году (последний полноценный год вещания) у «России-2» было 2,3% доли, у «Матча» по итогам 2016 года — 1,3 % доли. А если посмотреть только мужскую аудиторию возрастом от 14 лет, то у «России-2» были неплохие 4,1%, «Матч» же показывает 3%, и тенденции к росту нет. Все цифры приведены на основе отчета компании Mediascope по Казани, подготовленного специально для «БИЗНЕС Online».
И еще один свежий пример. «Рубин» в субботу играл против «Урала», и матч на платной платформе сайта Sportbox (разовый просмотр игры стоит 75 рублей), принадлежащего «Матчу», посмотрели около 200 человек. Данные по количеству подписок на платные каналы, входящих в спортивный холдинг, получить не удалось. Серый рынок трансляций в целом по стране сжирает огромную часть доходов у платного ТV, и Татарстан тут не исключение.
То есть в самом спортивном регионе страны после Москвы «Матч ТВ» не пользуется адекватной популярностью, а из-за особенностей формирования сетки вещания особых перспектив к перемене положения нет. Развитие в регионах чуть ли не единственный способ показывать рост как в цифрах рейтингов, так и в объемах рекламных доходов. Что интересно, эксперты именно развитость регионального контента у сети ВГТРК называют одним из важнейших факторов того, что государственный холдинг в начале года впервые в истории измерений в России обогнал Первый канал по аудитории.
«ТАТАРСТАН — ОДИН ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВАЖНЫХ РЕГИОНОВ»
«БИЗНЕС Online» удалось связаться с заместителем генерального директора «Матч ТВ» Бориславом Володиным. По его словам, у субхолдинга «ГПМ Матч» существуют вполне реальные планы по созданию полноценных филиалов в регионах, и Татарстан фигурирует в них в числе первых.
«У нас есть планы по развитию регионов, мы понимаем целесообразность именно таких вставок и понимаем, что зрительский интерес в регионах отличается от московского, и мы работаем на этим, — заявляет Володин. — Тут вопрос не только нашего желания, необходимы аппаратные, нужен персонал, соответственно, определенные вложения. Думаю, что речь в данном случае может идти о паре лет, за это время мы хотим охватить все регионы, в которых есть значительное присутствие целевой аудитории „Матч ТВ“ и заинтересованность региональных властей в развитии спорта и в проведении крупных спортивных турниров на высоком профессиональном уровне. Что касается Казани, то это будет делаться однозначно. Во-первых, у нас есть уже свой производственный филиал, во-вторых, мы видим в республике большой интерес к спорту и большую активность и насыщенность спортивных мероприятий. Татарстан — это один из стратегических важных регионов», — добавил Володин.
Также топ-менеджер «Матч ТВ» отметил, что если местные клубы и власти проявят инициативу в ускоренном развитии региональных «включений» в федеральный эфир, то вполне реально и сокращение сроков по реализации этих планов. Спортивный субхолдинг готов работать с теми, кто проявляет интерес в развитии регионального спортивного ТV.
С точки зрения финансов серьезных инфраструктурных вложений не требуется. У «Матч ТВ», как уже говорилось, уже есть в Казани филиал подразделения по производству трансляций. Необходима аппаратная для врезки в эфир и небольшое количество передатчиков, стоимость всего оборудования, по экспертным оценкам, может составлять несколько миллионов рублей. В масштабах телевидения это незначительные суммы. Не страшно филиалу будет и отключение аналогового ТV: «Матч ТВ» входит в мультиплекс, и региональным филиалам позволяется врезаться в сетку федерального старшего брата — технологические возможности для этого существуют.
Как уже было сказано, спортивный телеканал в Казани что-то сможет зарабатывать и сам, но в целом, особенно на первых порах, ему будет нужна поддержка. Тот же ТНВ сейчас платит КХЛ около 100 тыс. рублей за показ каждого матча и еще самостоятельно производит картинку. То есть в год компания тратит около 6 млн. живых денег только на покупку прав, плюс расходы на доставку сигнала с выездных матчей и около 1,5 млн рублей на гонорары творческой бригаде. На круг набирается сумма близкая к 10 млн. рублей, а на рекламе не отбивается и 50%. Разницу, как и все убытки ТНВ, покрывает бюджет Татарстана.
Ясно, что отдать хотя бы часть этих денег профильному каналу с устойчивой аудиторией любителей спорта было бы эффективно. Часть средств могли бы собрать и клубы. Тут важно расставить приоритеты — миллионы сжигаются на контрактах игроков, еще больше — на трансферах, но никто толком не видит игры команд. Возможно, кто-то только этого и хочет, сидеть тише воды и ниже травы и не получать никакого внимания от публики. Но нужно понимать, что звенящая пустота на трибунах может убить клуб и желание спонсора его поддерживать. А рост зрительского интереса за счет телетрансляций вернется сторицей.
Первым интересантом, кстати говоря, может выступить «Ак Барс». Если ТАИФ не хочет адекватно современным требованиям показывать игры клуба «Татнефти», то почему бы Наилю Маганову не пойти своим параллельным путем? Поставленной цели вывести клуб на самоокупаемость не достичь, если основа маркетинговой пирамиды в руках равнодушных людей...
Так не пора ли звать Тину Гивиевну в Татарстан спасать татарстанский спорт? Тем более для республики и ее руководства автор бренда «Наследие Татарстана» и проводник Рустама Минниханова в «Твиттере» отнюдь не чужой человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.