250 делегатов съезда сегодня на пленарном заседании в НКЦ «Казань» постановили учредить всетатарское общество краеведов, руководителем которого стал один из известных татарских бизнесменов и меценатов Камиль Аблязов. Какое пожелание выразил в приветственном письме к участникам Рустам Минниханов, что делал на форуме краевед из Иваново Игорь Антонов и кто вернул татарский фактор в историю Магнитогорска — об этом в материале «БИЗНЕС Online».
Пленарное заседание первого всероссийского съезда татарских краеведов прошло сегодня в НКЦ «Казань»
«СЛЕДОВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ — ОДИН КОРЕНЬ»
Человек околопенсионного возраста, но с искоркой в глазах и внешними признаками энтузиаста-исследователя. Таков примерный портрет участника первого всероссийского съезда татарских краеведов, пленарное заседание которого прошло сегодня в НКЦ «Казань». Все они изучают историю родного края, процентов 80 - 90 либо на заслуженном отдыхе, либо занимаются в свободное от основной работы время. Среди почетных гостей курултая не было высоких татарстанских чиновников, зато приехал 93-летний генерал армии в отставке Махмут Гареев — известный военный историк, который на юбилейном параде Победы 9 мая 2015 года сидел слева от Владимира Путина. Сегодня в НКЦ героя татарского народа под левую руку вела начальник информационно-аналитического управления исполкома всемирного конгресса татар Гульназ Шайхи.
Кстати, а может ли историк быть при погонах? Почему бы и нет, оказывается, прежний опыт даже помогает стать добросовестным краеведом. Например, экс-прокурор Татарстана Кафиль Амиров лично написал пять книг, посвященных пяти селам: где он сам появился на свет, его родители, близкие. По мнению нынешнего советника председателя совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим» Амирова, из недр «государева ока» выходят хорошие и любознательные поклонники старины далекой. «Обратите внимание, что следователь и исследователь — один корень. Работа в архиве, работа с людьми облегчается опытом, который у меня есть. Вот, следователь, например, мы учим всех молодых, что не должен встревать, задавать наводящие вопросы, а вначале выслушать, возможно, скажут о то, чего ты не знал. Это как раз хорошо тем, кто работает над историей сел. Потому что приходится разговаривать с людьми, и люди должны спокойно, свободно рассказать», — рассказал Амиров «БИЗНЕС Online».
А вот краевед из Москвы Ахмет Галимов о том, чем занимался до пенсии, говорить не стал, но, судя по выправке, это было место, где учат бережно хранить тайну. Но говорил он больше о задачах на сегодняшний день, скажем, о необходимости изучать историю татарских аулов, расположенных недалеко от Москвы: «Да, татарских деревень в ближайшем Подмосковье нет, все татары в городе. Но ведь в Подмосковье есть Касимов, сейчас он относится к Рязанской области, но еще в 1920 - 1930-е годы этот город входил в Московскую область. А там достаточно татарских сел. В Тульской области татары в шахтах работали, жили, а эта область раньше также входила в Московскую область». По мнению Галимова, татарская Москва недостаточно изучена. Хотя в ней соотечественников проживает больше, чем в самой Казани, и чуть меньше, чем во всем Башкортостане.
«НАЦИЯ ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ТУТ, В ТАТАРСТАНЕ»
Татарские краеведы собрались на свой первый съезд в Казани, чтобы выполнить историческую миссию — учредить всетатарское общество краеведов, а также выбрать его председателя. Удивительно, но многие не знали перед началом заседания, за кого будут голосовать, мол, им не говорили имен кандидатов. Так, руководитель библиотеки музея Хади Атласи, что находится в поселке Карабаш Бугульминского района, Фазыл Валиахметов очень удивился, услышав от корреспондента «БИЗНЕС Online» о предстоящем голосовании: «А кого мы выбираем?» Автор четырех книг о родном крае издал их исключительно на свои деньги. От съезда ждет, что в дальнейшем и от государства будет какая-то помощь любителям родного края.
Впрочем, среди участников курултая были и те, кто знал, для чего пришел. Тот же самый москвич Галимов решил отдать свой голос за доктора исторических наук Дамира Исхакова, по мнению одного гостя из Сибири, руководителем общественной организации должен стать крупный саратовский бизнесмен и меценат Камиль Аблязов, а вот «железной леди татар», писательнице Фаузие Байрамовой не важно, кто станет главой всетатарского общества краеведов. «У Аблязова есть один недостаток — мы его редко видим, где он работает — не знаем... Если будет больше общаться с народом, можно избрать, почему бы нет. Дамир Исхаков также хорошо работает, на местах я тоже кое-что делаю. Здесь не надо стремиться стать главным, главное — чтобы работа шла», — высказалась она в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Исследовательница татарских сел от Татарского пролива до Кавказских гор с болью в сердце констатирует: нация исчезает! «За пределами Татарстана есть татарская история, есть татары, но нет нации. Нация осталась только тут, в Татарстане, Башкортостане, на территории Волги — Урала. Нация — это там, где сохранились язык, религия, школы, где идет обучение родной речи, где книги издаются. Поэтому я все время говорю, что нужно беречь Татарстан», — говорит Фаузия апа. И добавляет: «Бросать татар, живущих за пределами, мы не должны, надо писать о них, ведь своих историков там нет. Я встречалась с некоторыми, они в основном русские, изучающие Золотую Орду, но они не работают в нашу пользу, не изучают родословные, не умеют читать шамаили и так далее».
Видимо, краевед из Иваново Игорь Антонов, приехавший на съезд в Казань, исключение из правил. Русский по духу, он посвящает себя изучению татарских сел Ивановской области. Игорь Павлович даже написал книгу о том самом князе Дмитрии Пожарском, который дружил с татарами: «Пожарский был очень тесно связан с татарами, потому что отец у него здесь в ссылке был, Иван Грозный послал его. И он сблизился с татарами и относился к ним очень хорошо. И когда Пожарский пошел на Москву, ему татары дали два отряда и 12 тысяч серебром. И эти отряды очень помогли, когда Пожарский гетмана Ходкевича бил. Когда Ходкевич прижал ополчение, татарская конница помогла победить. Татары практически поставили на престол царя Михаила Федоровича Романовича, и наши юртовские татары охраняли его».
Сегодня же татарам предстояло не охранять, а избрать себе главного исследователя старины. Потому сразу же, как в зал зашла вице-спикер республиканского парламента Римма Ратникова, первый всероссийский съезд татарских краеведов объявили открытым.
Вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова поприветствовала собравшихся от имени президента Татарстана Рустама Минниханова
МИННИХАНОВ: «НАДЕЮСЬ, ЧТО ЦЕПЬ ТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ НИКОГДА НЕ ПРЕРВЕТСЯ»
Началось заседание с того, вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова поприветствовала собравшихся от имени президента Татарстана Рустама Минниханова. «Работа, которую ведут исследователи родного края, особо важна в сегодняшней исторической плоскости. Сохранить язык, культуру, обычаи, традиции народа в эпоху глобализации является одной из важнейших проблем. На просторах России расположилась тысяча татарских сел, все они имеют глубокую историю, известны своими выходцами. Радует то, что наши историки-любители никогда не прекращали исследования богатейшей истории народа. Изучение истории деревень сегодня стало поднимающимся явлением. Наши сегодняшние деяния завтра будут уже историей, которую с любопытством будет изучать новое поколение. Надеюсь, что цепь татарской истории никогда не прервется», — отметил Минниханов в своем приветственном письме.
Сразу после приветствия президента слово взял тот самый Аблязов, главный претендент на руководство всетатарским обществом краеведов. «Краеведение может и должно стать важной частью татарской историографии, поможет нам избавиться от булгаризма и прочих измов», — начал Аблязов, который сегодня в блоге на «БИЗНЕС Online» уже выступил с рядом программных заявлений на заданную тему. Он обратил особое внимание на необходимость тщательного изучения наследия Золотой Орды. «На территории Золотой Орды насчитывалось более 140 городских поселений — больших, средних, малых. И практически все сегодняшние татары, рассеянные на территории России, живут в той или иной степени на территории этих городских поселений. Необходимо изучать историю татарских деревень, семей, памятников. Все это густой сетью покрывает территорию РФ — везде есть наши памятники», — добавил бизнесмен из Саратова.
«Наша работа, надо признать, бескорыстная, — продолжил Аблязов и после небольшой паузы добавил. — Я считаю необходимым издание реестра фондов России и бывших республик СССР и методики работы с этими фондами для вас, я попробую эту задачу выполнить к следующему съезду, чтобы каждому краеведу он был роздан». После этого татарский олигарх, чей совокупный оборот предприятий составляет 7 млрд. рублей, перешел на общие вопросы, волнующие татарский народ. «Надо добиться от татарских депутатов в Москве, чтобы наши дополнительные шесть букв из татарского алфавита включили в русский алфавит, чтобы наши имена и фамилии не коверкали. Чтобы записи наших имен в свидетельствах о рождении, паспортах, свидетельствах из загса, военных билетах, да хоть и в свидетельстве о смерти писали правильно», — сорвал аплодисменты зала оратор. «Ринат Зиннурович, может, поговорите с ними, может, они поработают?» — обратился Аблязов к председателю всемирного конгресса татар. «Слышу, слышу», — после продолжительной паузы ответил Ринат Закиров.
Сразу после приветствия президента слово взял тот самый Камиль Аблязов, главный претендент на руководство всетатарским обществом краеведов
Остановился бизнесмен и на работе канала ТНВ, обратив особое внимание на качество контента: «Нет ни одной нормальной научно-популярной передачи для детей, передачи о природе или как минимум мультфильма „Маша и Медведь“ на татарском языке. Как-то что-то здесь недорабатывается», — отметил он. «Ринат Зиннурович, может быть, все вместе обратимся с подписью к Аминову, подпишем прошение», — в очередной раз обратился Аблязов к Закирову. На что тот ответил: «Мне кажется, вы не все передачи на ТНВ видели, есть там одна передача для детей „Тамчы-шоу“. Я не хочу сказать, что все хорошо, у нас есть свои пожелания по работе ТНВ, и мы их всегда доносим до руководства телеканала. Но основная цель ТНВ — держать в своей орбите татар, живущих за пределами республики. Если вы смотрите этот канал, хоть немного да интересуетесь его работой, значит, он держит вас в своей работе, значит, он добился своей цели?»
«Я не согласен, конечно, — парировал Аблязов и продолжил. — Нужно понимать: мы себя ассоциируем с исламом, если к этому добавить еще язык, традиции и историю, нам придется принципиальное решение принимать. Так вот, если мы себя ассоциируем с исламом, то почему мои дети или внуки должны смотреть бегущей строкой, которую пропускает господин Аминов: „Молодая стройная татарка ищет себе мужика на авто для встреч“? Зачем нашим детям смотреть на это?»
«Правильно все!» — вновь сорвал аплодисменты зала бизнесмен. «Десять минут прошло», — пошутил Закиров, намекая на регламент, не захотев мусолить эту тему. Но потом добавил: «Многие вещи Камиль Алимович имеет право говорить исходя из своего большого опыта. Он выпустил книгу об истории татарского народа, создал новую концепцию происхождения татар, занимается китайскими источниками, которые касаются нашей истории».
«Татары могут жить только в условиях демократии. В истории есть тому подтверждение», — поддержал бизнесмена доктор исторических наук Исхаков. И, вернувшись к теме съезда, продолжил: «Помните, как евреи ходили в поисках земли, опомнившись. Как бы и нам не докатиться до такого. Есть риск остаться без земли. В ближайшие несколько десятков лет нам придется кормить Индию и Китай. Если наши деревни начнут пустеть, хозяин на них найдется очень быстро». И выдвинул идею создания общества краеведов журнала «Туган җир» («Родной край»). «Необходимо объединить татарских баев, создав попечительский фонд. Татарские бизнесмены очень жадные, из них трудно вытянуть деньги. Но в складчину, возможно, будет легче. Для выпуска одного журнала необходимо 250 тысяч рублей, если он будет ежеквартальным, то это 1 миллион в год. Плюс расходы на редактора, корректора и т. д.», — прикинул Исхаков.
Дамир Исхаков: «Татары могут жить только в условиях демократии. В истории есть тому подтверждение»
«КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КАТОРГЕ В САХАЛИНЕ БЫЛ ТАТАРИНОМ...»
Еще большую долю пессимизма добавил генерал Гареев. «Нам не досталось такого счастья — жить на родной земле и разговаривать на татарском языке», — начал генерал на языке Тукая. «Занимаетесь вы хорошим и полезным делом. Единственный недостаток состоит в том, что вы даже сами себе не отдаете отчет, какое большое хорошее дело вы делаете», — продолжил на языке Пушкина 93-летний ветеран ВОВ. «Во время войны нам все время говорили: „Потерпите все эти невзгоды. Кончится война, будем жить спокойно“. Но я вижу, что жизнь идет и все больше усложняется, и все труднее становится жить. Не только в материальном отношении, но и в духовном. Сейчас главное оружие, которое направлено против нас, — как раз духовное оружие, чтобы отнять у нас чувство национальной гордости, как-то принизить, прижать».
Гареев подпустил и немного конспирологии. «Когда еще Бильдербергский клуб (неофициальная ежегодная конференция, на которую по персональным приглашениям собираются влиятельные люди в области политики, бизнеса, банковского дела, главы СМИ — прим. ред.) в 1990-е годы начинал свою деятельность, тогда он ставил две цели, две главных задачи: первое — нападки на на Россию, подорвать нашу систему образования; второе — по военной части, нанести внезапный массивный ядерный удар и другими видам оружия. Последствия известны. Вот эти ЕГЭ и прочие выдумки Бильдербергского клуба уже принесли нашей стране, особенно в воспитании молодежи, очень большой ущерб, — продолжил он. — И вот сейчас, когда главный удар наносится по нашей духовной сфере, по сознанию людей, борьба за то, чтобы отстоять наших людей, правильно проинформировать их, в том числе в области истории, — это самая важная задача. Сейчас борьба идет за умы людей, за духовную сферу».
Возвращаясь к истории татар, генерал Гареев отметил: «Вот везде говорят: татары откуда-то пришли. Лаперуз (французский мореплаватель — прим. ред.), который дал название Татарскому проливу, кстати, в татарской энциклопедии слово «Татарский пролив» исключено, там его нет, он в конце XVIII века плыл, видит, справа континент, берег, справа остров и дал ему название — Татарский пролив. Почему? Посмотрите, в Париже, в Бельгии, в Лондоне висят огромные карты нашей страны, и везде на картах XV века написано — Тартария, а южнее, где Китай, написано — Сhina-Тартария... Возьмите топонимику, все названия, не только Татарского пролива, но и города Тюмень, Енисей, Иртыш и другие — все они татарского происхождения. Ниоткуда мы не пришли, мы веками жили, живем на этих землях и, слава Богу, будем жить», — резюмировал генерал.
Байрамова же в своем выступлении обратила внимание на то, что в рамках краеведения необходимо раскрыть и изучить еще три важных темы, которые остались в тени: «Нельзя останавливаться только на истории татар. Необходимо досконально изучить тему высылки татар, историю тюрем и насильственной христианизации татар. К примеру, каждый десятый человек на каторге в Сахалине был татарином. Каждый четвертый сгубленный в тюрьмах Екатеринбурга или казненный — татарин. А на высылке татары также заложили основу многим населенным пунктам, в том числе и крупным городам», — отметила она. Словно доказательство ее словам прозвучало выступление руководителя магнитогорского филиала Института истории им. Марджани Салавата Ахметзянова, который на основании архивных документов и фотографий доказал, что город Магнитогорск заложили не только энтузиасты-комсомольцы, но и высланные раскулаченные татары из Татарстана и Башкортостана. «Нам удалось вернуть татарский фактор в историю города», — добавил он.
В завершение съезда был избран его совет, председатель и заместители. Так, как и ожидалось, всетатарское общество краеведов возглавил Аблязов. Его замами стали археолог Альберт Бурханов, краевед из Башкортостана Ильдар Габдрахиков и Дамир Исхаков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 240
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.