. В митинг против сноса аварийного жилья превратилась задумка зеленодольских коммунистов поднять извечную проблему ЖКХ в минувшую субботу

«ПО РЕШЕНИЮ СУДОВ МЫ БОМЖИ. ЗА ЧТО?!»

В митинг против сноса аварийного жилья превратилась задумка зеленодольских коммунистов поднять извечную проблему ЖКХ в минувшую субботу, 25 марта. Местные члены КПРФ, обвязанные красными шарфиками и держащие в руках транспаранты с призывом «За услуги ЖКХ — не более 10% от дохода семьи» и с требованием «Принять закон «О детях войны!», оказались магнитом для зеленодольцев, протестующих против признания их жилья аварийным и перспектив переселения в соципотеку. Большинству из примерно 80 человек, пришедших к памятнику Владимира Ленина в довольно неприятную погоду, когда можно поскользнуться на льду, а через шаг наступить в лужу, было не до счетов-фактур за коммунальные услуги. Люди, в подавляющем большинстве пенсионного возраста, держали самодельные плакаты, гласящие: «Выселяют на улицу из хороших домов», «Защитим жилье от жулья», «По решению судов мы бомжи. За что?», «Суды против народа», «Позор Татарстану. Стариков на ипотеку». Выделялся среди митингующих маленький мальчик со смущенной улыбкой, державший в руках плакатик «Я не хочу жить на улице».

Горожане при этом не особо вслушивались в речи коммунистов, хотя, наверное, и были им благодарны за возможность публично выразить свой протест. Напомним, в чем камень преткновения. Постановлением кабмина от 26.09.2013 №681 была утверждена республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы. Изначально объем финансирования предусматривался на уровне 9,7 млрд. рублей, из которых 4,3 млрд. рублей должен был выделить фонд реформирования ЖКХ, а республиканский бюджет — добавить 5,4 миллиарда. Федеральные средства были выделены, республиканский вклад в последний момент был секвестрирован до 198 млн. рублей. В результате изначально предусмотренная выкупная цена рухнула вдвое, до 11 тыс. рублей за «квадрат» старого жилья. Разницу с ценой нового жилья зеленодольцам предложено доплатить из собственного кармана на условиях соципотеки. Но денег у людей, среди которых много одиноких пенсионеров, попросту нет.

. Горожане при этом не особо вслушивались в речи коммунистов, хотя, наверное, и были им благодарны за возможность публично выразить свой протест

Напомним, месяц назад стало известно, что список жилья, которое должно пойти под снос в Зеленодольском районе, стремительно сократился. Из прежних 310 домов в расстрельном перечне осталось лишь 194 здания (к слову, сейчас в программе 193 объекта, сообщил «БИЗНЕС Online» глава города Александр Тыгин). Но и в них проживают 4860 человек, многие из которых в ужасе от перспективы переезда. Они заявляют, что их дома еще простоят десятки лет — был бы капремонт. Наиболее активные горожане теперь судятся, чтобы их дом не тронули. Однако, по словам жильцов, в последнее время суды все больше встают на сторону исполкома. При этом власти не скрывают, что первоначально признание домов аварийным осуществлялось без привлечения экспертов. Более того, в своих протестах жители упирают на то, что их дома внесены в список аварийных задним числом. Официально считается, что дома признаны таковыми еще в 2009 году, однако первая публикация об их аварийности была только в 2014 году.

КОГДА ДАЖЕ ЖКХ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ПРОБЛЕМОЙ

Митинг пунктуально своим выступлением открыл Валентин Кострин — первый секретарь зеленодольского отделения КПРФ. Начав свою речь с того, что «только ленивый обыватель не критикует премьера Дмитрия Медведева, вопреки либеральным обещаниям которого капиталистического процветания не наступило», коммунисты вошли в резонанс с расследованием Алексея Навального. Далее они провозгласили резолюцию, в которой потребовали заморозить на три года рост тарифов на услуги ЖКХ, а заодно ограничить плату за услуги ЖКХ в пределах 10% от общего дохода семьи, если она имеет доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Также они призвали установить минимальный размер оплаты труда на уровне прожиточного минимума и принять закон, освобождающий уплаты за капремонт пожилых людей старше 65 лет.

Валентин Кострин (справа) Митинг пунктуально начался с выступления Валентина Кострина — первого секретаря зеленодольского отделения КПРФ (справа)

По иронии судьбы многие пожилые люди, пришедшие на митинг, и не платили за капремонт — при признании дома аварийным данная строка перестает включаться в счет-фактуру. Может быть, именно поэтому народ, вполне подходящий под электорат КПРФ, слушал речи ораторов довольно пассивно. Впрочем, одна из пожилых участниц заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что ее беспокоит именно жадность коммунальщиков. Мол, дому моему ничто не угрожает, но осенью не постеснялись прислать счет за отопление за полный месяц, хотя «топили» всего последние пять дней. Она считает это несправедливым и желает перерасчета по «факту».

Однако митинг перестал быть томным, когда после коммунистов под глухое одобрение толпы на постамент вбежала жительница «Полукамушков» Зайтуна Короткова. Начало ее энергичной речи на сцене охарактеризовалось тем, что голуби, во время выступления коммунистов мирно сидевшие на памятнике вождю мировой революции, покинули насиженное место и дружненько улетели. Короткова начала с требования убрать с поста главу Зеленодольского района Александра Тыгина и «вышестоящее руководство». Она рассказала, что именно к ней в июне прошлого года заглянул на пироги президент РТ Рустам Минниханов. И после его посещения у них появилась надежда, что их дома в «Полукамушках» не снесут. Только радости от этого никакой. По словам Зайтуны, принято решение их дома сохранить (очевидно, с их реконструкцией прим. ред.), однако жильцов все равно решено-таки выселить на условиях соципотеки! Корреспонденту «БИЗНЕС Online» она с выступившей на глазах слезинкой сообщила, что ипотечный платеж за «двушку» в размере 17 тыс. рублей в месяц позволить себе не может никак.

Зайтуна Короткова Митинг перестал быть томным, когда после коммунистов под глухое одобрение толпы на постамент вбежала жительница «Полукамушков» Зайтуна Короткова

Нашлись в толпе и другие страдальцы. Молодая жительница дома по улице Союзной, 5 Марина Родина рассказала «БИЗНЕС Online», что купила в 2013 году квартиру в ипотеку. Само собой, никаких обременений по документам не было (а иначе банк не дал бы ни копейки), а потом ей сообщают, что дом был признан аварийным еще в 2011 году. Она удивляется, что ей сейчас ничтоже сумняшеся предлагают платить сразу две ипотеки: старую — за квартиру, которая будет снесена, и новую — за квартиру в доме ГЖФ. По ее словам, муниципальные власти фактически стравливают жильцов друг с другом. Если кто-то согласится переехать, а дом потом удастся вычеркнуть их списка аварийных, то им приходится возвращаться обратно в уже заброшенные квартиры. В ответ окружающие принялись скандировать: «Беспредел!» Ее соседка с Союзной, 3 Миляуша Терскова продолжила, что их дом 1959 года постройки и она там живет с тремя детьми: «Изымают единственную собственность. Из меня и моих детей фактически делают бомжей. Просто грозят выселением на улицу... Ипотеку я не потяну, да они ее и не предлагали ни разу». Собственница квартиры по улице Загородной, 28 Ксения Куварзина также купила квартиру сравнительно недавно — в 2012 году. По ее словам, дом признали аварийным и написали, что, например, там «побелка в трещинах» и «трубы в хомутах». Она возмущается, говоря, что дом у них из голого кирпича и без всяких хомутов. Он построен в 60-х годах прошлого века и, по ее мнению, находится в хорошем состоянии. Куварзина воспитывает ребенка одна и, в отличие от судьи, который пришел к мнению, что она способна выплачивать ипотеку, не знает, как это сделать. У Ксении, как и у других, одно требование — вычеркнуть дом из списка аварийных.

Также одна из женщин рассказал, что купила квартиру на деньги материнского капитала. Долго искала квартиру, пересмотрела много вариантов. И вдруг выяснилось, что чиновники признали жилье аварийным.

Впрочем, одна бабушка, наоборот, заявила, что ее дом на улице Пугачева аварийный, «ему уже более 60 лет». Она недовольна тем, что его не включили в программу аварийного жилья. В ответ на дружное замечание, что новую квартиру пенсионерке при этом дадут в соципотеку с доплатой, она удрученно обмолвилась: «Конечно, хотелось бы бесплатно». Другая бабушка сунула в руку журналиста исписанный вручную листок, в котором содержалась просьба проверить качество домов, в которые их хотят переселить. Мол, люди, которые переселились, жалуются на тонкие стены и боятся, что дома развалятся. В противовес указывается, что в их «нынешних» стенах нет утеплителей, зато они в «два-три кирпича».

Далее люди, уже не представляясь, начали хором говорить, что суды назначают экспертов, на которые указывает исполком, и что они не верят в нейтральность этих экспертов.

В компании «ОНИКС», которой в случае сноса дома на Гоголя, 35 грозит просто потеря коммерческих площадей, рассказали, что не знали о проведении митинга. При этом компания успела выиграть процесс в татарстанском арбитраже, но в городе параллельный иск проиграла. «В Зеленодольске уже невозможно выиграть», — резюмировал собеседник «БИЗНЕС Online».

ДВОЙНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПУТИНУ

К моменту, когда коммунисты начали свертывать свои транспаранты, был уже четко виден водораздел между ними и митингующими. Так, лидер местного отделения прокомментировал «БИЗНЕС Online», что их митинг был посвящен только проблемам в сфере ЖКХ и выступления против аварийного жилья зеленодольские активисты провели по собственной инициативе. И если проблемы ЖКХ они считают общероссийскими, то вопрос жилья — локальным. Коммунисты отметили, что, видя потребность общества, обсудят ее включение в свою программу. Само собой, организаторы пришедшим на митинг препятствий не чинили.

Тем временем «аварийщики», немного отойдя от памятника Ленину, записали сразу два обращения к президенту России Владимиру Путину. Так, Ольга Титова — жительница дома по адресу ул. Украинская, 23 — обратилась к главе государства на фоне более 30 горожан с плакатами против сноса жилья, признанного чиновниками аварийным. «Уважаемый Владимир Владимирович! Взываем к вашей помощи. Кто, если не вы, поможет нам, если все: местная власть, включая суды, прокуратуру, МВД, следственный комитет, органы опеки, — против нас — простых жителей», — заявила женщина. По ее словам, местные власти совершили «служебный подлог, оформив задним числом всю старую часть города под аварийное жилье, 80 процентов которого аварийным не является». А суды, по словам Титовой, превратились в «конвейер по изъятию нашей собственности».

Под одобрительные восклицания собравшихся спикер продолжила, что у многих в городе зарплата недотягивает и до 10 тыс. рублей и они не в состоянии платить соципотеку за предоставляемые взамен квартиры. Также зеленодольцы раскритиковали выкупную цену в 11 тыс. рублей за квадратный метр их старого жилья: «Что можно купить за такую компенсацию?» В заключение они пообещали «не позволить пройтись бульдозером по нашим судьбам».

АЛЕКСАНДР ТЫГИН: «ВСЕ МНЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫ, ПОЭТОМУ ИДУТ СУДЫ»

Тем временем Тыгин в разговоре с «БИЗНЕC Online» обратил внимание на то, что далеко не все иски об исключении домов из программы сноса «аварийщики» проигрывают, хотя, по его словам, примерно в 30% случаев суд отказывает жителям в исключении из программы, если экспертиза доказала аварийность домов. «Все мнения людей индивидуальны и не основаны на технических знаниях, — отметил глава Зеленодольского района. — В итоге суд назначает экспертизу, рассматривает полученные материалы и выносит решение». «При этом есть решения, когда действительно суд говорит, что претензий к вашему дому нет, его нужно отремонтировать, реконструировать, и из программы его исключают», — сообщил Тыгин.

«Мы обсуждаем открытые вещи — реконструкция, переселение людей. И все эти вещи связаны с исполнением тех или иных нормативов. Есть программа расселения аварийного жилья. У людей выкупается жилье, допустим, муниципалитетом, предоставляется новое. Что в дальнейшем делает с этим жильем муниципалитет, регулируется 185-м законом. Процедура в рамках закона такая: выселение людей с предоставлением нового жилья и с компенсацией его стоимости, оно в рамках этого закона и идет», — сказал он.

Также глава города подчеркивает, что год назад жильцам аварийных домов были высланы официальные предложения реконструировать свои дома: «Соберитесь всем домом, примите решение, определите стоимость, которую вы готовы инвестировать в ваш дом в рамках софинансирования. Мы не получили ни одного решения».