Сегодня генеральный директор ГК «ФОН» Анатолий Ливада был помещен в изолятор временного содержания при МВД по РТ сразу после допроса в ГСУ МВД по РТ Сегодня генеральный директор ГК «Фон» Анатолий Ливада был помещен в изолятор временного содержания при МВД по РТ сразу после допроса в ГСУ МВД по РТ

ПОСЛЕДНИЙ ОПРОС — ПОЛГОДА НАЗАД

Сегодня генеральный директор ГК «Фон» Анатолий Ливада был водворен в изолятор временного содержания при МВД по РТ сразу после допроса в ГСУ министерства внутренних дел по Татарстану. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал адвокат Ливады Владимир Гусев. Задержание было проведено в рамках уголовного дела, возбужденного еще в январе 2016 года по представлению прокуратуры РТ. Интересно, что следователь по делу — Марина Проноза, которая именно сейчас ведет другое громкое расследование — по делу «ТФБ Финанс». Позднее пресс-служба МВД по РТ подтвердила факт задержания кратким сообщением: «По подозрению в совершении мошенничества в рамках расследования уголовного дела по деятельности ООО „Фон“ задержан директор данного общества».

Упомянутое дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц, и за 14 месяцев расследование не выявило ни одного подозреваемого. Первым и пока единственным фигурантом дела стал сам Ливада. «Обвинение моему клиенту не предъявлено, он находится в статусе подозреваемого по этому уголовному делу, — рассказал Гусев. — Я со своим клиентом пришел по приглашению следователя на ознакомление с заключениями экспертиз по уголовному делу. В числе этих экспертиз была компьютерная, строительная, бухгалтерская...»

Для адвоката в деле остается очень много белых пятен. «Мой клиент подозревается в мошенничестве, но в каком конкретно, на какую сумму и по каким эпизодам, мне неизвестно», — отметил Гусев. По словам адвоката, допрос его клиента длился порядка двух часов. «Следователь задавала общие вопросы — например, хочет ли мой клиент достраивать объекты или нет, — отметил Гусев. — Естественно, Ливада все дома достраивать намерен, у него есть план по реконструкции всех проектов, но не все так быстро получается».

Адвокат отметил, что расследование протекало в довольно вялом темпе. С января 2016 года было проведено несколько опросов Ливады, последний случился полгода назад, после чего дело внезапно «зашевелилось». О повышении интереса к своей персоне Ливады знал: договор с известным адвокатом Гусевым, который, к слову, на протяжении нескольких лет представляет интересы экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина, он заключил лишь неделю назад.

Владимир Гусев: «Мой клиент подозревается в мошенничестве, но в каком конкретно, на какую сумму и по каким эпизодам, мне неизвестно» Владимир Гусев: «Мой клиент подозревается в мошенничестве, но в каком конкретно, на какую сумму и по каким эпизодам, мне неизвестно»

«АХМЕТЗЯНОВОЙ АКТИВНО ПОМОГАЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛКОМА КАЗАНИ»

Главный вопрос, который сейчас задают себе дольщики, — как задержание Ливады повлияет на стройку? Соинвесторы «Фона» сегодня приходили в офис компании для покупки некоего имущества. Однако сделки не получилось, как рассказали дольщики «БИЗНЕС Online», Ливада будто что-то предчувствовал, забрал печати общества.

Диана Ахметзянова, узнав о случившемся от корреспондента «БИЗНЕС Online», не стала комментировать арест своего бывшего супруга. Ранее она говорила, что между ними разделены полномочия: Ахметзянова ведет стройки, а Ливада ищет средства. «Анатолия Николаевича я в офисе фактически не вижу, он занимается вопросами в Москве», — говорила экс-директор «Фон-Ривьеры».

Один из лидеров инициативной группы дольщиков ЖК «МЧС» Ирина Князева на момент звонка корреспондента «БИЗНЕС Оnline» уже знала о задержании Ливады. По ее мнению, руководить строительными проектам «Фона» сейчас некому. «Диана Наилевна [Ахметзянова] не всесильна. У нее физически сил не хватит поднимать и дома высокой степени готовности, и те, что на фундаменте. У нас совсем разные истории. Уверена, что сейчас стройка встанет», — с горечью в голосе заявила женщина. «Чего нам ждать от своего правительства? Справедливости? Кого они арестовали? Он деньги в руках не держал!» — задалась риторическим вопросом дольщица.

По словам дольщика ЖК «МЧС» Михаила Николаева, в последнее время Ливада ничего на своих объектах не решал, в отличие от Ахметзяновой. «Мы его видели крайне редко — последний раз где-то неделю назад, после того как он свой фильм выпустил, все вопросы решала его бывшая жена, — пояснил Николаев. — И она не одна — ей активно помогает заместитель руководителя исполкома Казани, опытный строитель Азат Нигматзянов. Он ездит к нам на стройку каждую пятницу, проводит совещания».

Дольщица дома №2 ЖК «Молодежный» Гульнара не думает, что арест Ливады ускорит или замедлит достройку объектов «Фона». «Что касается мошенничества, не знаю, было оно или нет, но нецелевое использование денег — наверняка, — подозревает женщина. — Нам кажется, есть несовпадение по привлеченным и по вложенным деньгам. У нас есть представления о том, что были аффилированные лица, их действия наверняка можно трактовать как мошенничество. Действовали ли они от имени Ливады или сами по себе — точно ответ на этот вопрос, как и на другие, должно дать следствие».

Внутри группы компаний до сегодняшнего дня существовало формальное разделение полномочий: Ахметзянова ведет стройки, а Ливада ищет средства Внутри группы компаний до сегодняшнего дня существовало формальное разделение полномочий: Ахметзянова ведет стройки, а Ливада ищет средства

КАК ЛИВАДА «ПОРВАЛ ШТАНЫ»

Ливада возглавляет ГК «Фон», которая работает на рынке жилищного строительства с 1995 года. За это время компанией было построено более 70 многоэтажных жилых домов общей площадью более 700 тыс. кв. метров. Еще в 2013 году у компании стали проявляться проблемы в связи с тем, что одновременно строилось несколько крупных жилых комплексов с длинным инвестиционным циклом: в Набережных Челнах — «Яшьлек», в Казани — МЧС, «Молодежный», «Симфония», «Царицынский бугор», «Солнечный город». Для их завершения требовались значительные средства, у компании их не было, а спад на рынке жилья (проекты стартовали в кризисном 2008 году) привел к сокращению потока средств от дольщиков. Тогда источники «БИЗНЕС Online» красочно обрисовали положение: «Видимо, компания переоценила свои силы. «Широко шагать — штаны порвать!»

На начало 2014 года у ГК «Фон» на различных стадиях незавершенного строительства находилось 25 объектов площадью на 410,8 тыс. кв. метров на 6,8 тыс. квартир в Казани и Набережных Челнах. Огромное количество дольщиков по сути сформировало свое движение и требовало от властей помощи в решении их проблем. Дольщики «Фона» стали выходить на пикеты и митинги, писать лично Рустаму Минниханову в «Инстаграм», ездить в Москву. Наконец в 2015 году был создан штаб во главе с первым заместителем премьер-министра РТ Алексеем Песошиным, а президент Татарстана несколько раз лично встречался с дольщиками. Был разработан антикризисный план, который подразумевал выведение активов «Фона» из-под залога, их продажу и достройку объектов на вырученные средства.

За два года с помощью правительственного штаба во главе с Песошиным, минстроя РТ, исполкомов Казани и Челнов удалось достроить и сдать часть домов, но в настоящее время остаток достаточно велик. Необходимо завершить строительство 20 домов площадью 338,1 тыс. кв. метров на 5 593 квартиры (4 тыс. дольщиков). И если в автограде власти взяли на себя обязательство в 2017 году решить проблему полностью, расплатившись с новыми подрядчиками земельными участками, то в столице пока конца и края не видно, хотя подвижки тоже есть.

ГК «ФОН» работает на рынке жилищного строительства с 1995 года. За это время компанией было построено более 70 многоэтажных жилых домов общей площадью более 700 тыс. кв. метров ГК «Фон» работает на рынке жилищного строительства с 1995 года. За это время компанией было построено более 70 многоэтажных жилых домов общей площадью более 700 тыс. кв. метров

«ЧЕРНУЮ МЕТКУ» ПОЛУЧАЛ, НО...

Правоохранительные органы не раз присылали Ливаде «черную метку». Сначала в сентябре 2015 года следственный комитет распространил пресс-релиз о возбуждении в отношении Ливады уголовного дела по подозрению в неуплате НДФЛ на 3 млн. рублей. Сумма мизерная (в «Фоне» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что в тот же день долг был погашен). Однако сигнал был очевиден: крутись как хочешь, продавай все, доставай тайные заначки, но решай созданную проблему. Иначе — потеря не только собственности, но и свободы.

В январе 2016 года СК по РТ из-за неуплаты налогов задержал Ахметзянову. Задолженность в 5 млн. рублей была оперативно погашена, но двое суток она провела в ИВС. Так власти показали, что не намерены церемониться с руководством некогда мощной строительной компании, совершив в отношении Ахметзяновой и Ливады некую психологическую атаку. Правда, тогда же Ливада сразу заявил: если будут задержания, он даст команду начать процедуру банкротства компании. Заметим, что сегодня эта угроза уже не подействует — основные юрлица «Фона» и так признаны несостоятельными.

Тогда же прокуратура РТ обратилась в ГСУ МВД по РТ с требованием возбудить дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). Фамилии виновных не определены, дело возбуждено в отношении «неопределенного круга лиц», а всех пострадавших дольщиков приглашали написать заявления.

Огромное количество дольщиков по сути сформировало свое движение и требовало от властей целенаправленных и четких ответов по домам Огромное количество дольщиков по сути сформировало свое движение и требовало от властей целенаправленных и четких ответов по домам

Тем не менее последнюю отмашку не давали. Как говорит источник «БИЗНЕС Online», смотрели на поведение Ливады: он был нужен, чтобы работа компании не была парализована. Возможно, последней каплей стал документальный фильм известного журналиста Андрея Караулова «... И приказано умереть», который был размещен на YouTube 7 марта и набрал почти 100 тыс. просмотров... В фильме Ливада сделал ряд эпатирующих заявлений. Во-первых, он рассказал, что на его фирму «Фон» «идет интенсивное давление»: «Давит и администрация республики, и министерство строительства и администрации двух городов. Такое ощущение складывается, что сегодня республике выгодно нас убрать со строительной площадки». Во-вторых, Ливада сообщил, что, согласно некоему договору, его компания передала министерству внутренних дел РТ «в районе 9 процентов жилья» в ЖК «Солнечный город» и «Яшьлек» для сотрудников полиции. Речь идет о 500 квартир, которые «Фон» передал, по словам Ливады, безвозмездно, что вкупе с кризисом на рынке и подкосило компанию. Правда, в «расследовании» Караулова не было предоставлено слово другим участникам процесса — ни правительству РТ, ни минстрою, ни исполкомам двух городов, ни, наконец, МВД. А затем Ахметзянова, которая вместе с Ливадой осуществляла контроль и управление ГК «Фон», заявила, что со своим партнером абсолютно не согласна.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», схема на примере «Солнечного города» была следующей: «Фон» должен передать 10% жилой площади в данном ЖК сотрудникам полиции безвозмездно. От оставшейся доли в 90% еще 20% должны были быть проданы по строительной себестоимости. Но за это «Фону» дали тот земельный участок, на котором он начал строить ЖК. Причем компания не покупала его, а взяла в аренду. В итоге в «Солнечном городе» свои условия улучшили 123 сотрудника МВД, а всего по республике их было 499 (кроме того, часть квартир была передана в ЖК «Молодежный», часть — в челнинский «Яшьлек»). Естественно, ни о каких земельных участках в программе Караулова не сказано ни слова.

Эффект от фильма был только один: если у властей и были какие-то моральные обязательства перед Ливадой, то теперь он их перечеркнул, заставив тех, кто знаком с ситуацией, усомниться в собственной адекватности. Стала ли внезапная активность застройщика на информационном поле катализатором задержания, неизвестно, но, по некоторым данным, буквально на днях он вновь ездил в Москву к Караулову...