. В привычной для Советского райсуда атмосфере ажиотажа проходило сегодня утром заседание об избрании меры пресечения в отношении задержанного главы ГК «Фон» Анатолия Ливады

ЛИВАДЕ ПРЕДЪЯВИЛИ ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ «ПРОКЛАДКУ»

В привычной для Советского райсуда атмосфере ажиотажа проходило сегодня утром заседание об избрании меры пресечения в отношении задержанного главы ГК «Фон» Анатолия Ливады. Назначенное на 9:30 заседание даже пришлось переносить из кабинета дежурного судьи Эрика Хабибуллина в зал попросторнее, который принадлежит заместителю председателя суда Сергею Жиляеву.

Самого Ливаду по новой сложившейся традиции провели через лестницу для тех, кто доставляется в суд с конвоем. Когда слушателей и журналистов запустили в зал, он уже сидел в клетке на скамье подсудимых и о чем-то беседовал со своим адвокатом Владимиром Гусевым. В начале заседания станет известно, что права одного из самых известных застройщиков республики защищает также адвокат Александр Епитифоров, который сегодня присутствовать на заседании не смог.

Первой с ходатайством выступила следователь ГСУ МВД по РТ Марина Проноза. Она рассказала, что Ливада был задержан в полдень в понедельник, 27 марта, а во вторник ему были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). В уголовном деле объединены четыре эпизода. Как считает следствие, впервые Ливада нарушил закон в сентябре 2013 года.

«Действуя с директором „Фон Ривьера“ Ахметзяновой, не имея намерений выполнить взятые на себя обязательства, через подконтрольную им организацию ООО „Персона+“ под видом реализации квартир в жилых домах комплекса „Симфония“, расположенного по улице Павлюхина города Казани, совершили хищения денежных средств», — прочитала из материалов дела следователь, отмечая, что по данному эпизоду пострадали не менее 252 человек, потерявших порядка 500 млн. рублей.

Из постановления о привлечении Ливады в качестве обвиняемого следует, что эпизод с хищением средств дольщиков «Симфонии» он запланировал еще в 2010 году. Чтобы купить квартиру в ЖК, дольщики должны были приобрести простые векселя у фирмы-прокладки (той самой «Персона+»), в которой и зависали все средства соинвесторов строительства, а уже векселя передавать в зачет заказчику строительства. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», деятельность фирмы «Персона+» была прекращена в 2016 году, при этом «прокладка» была накачана приличными деньгами. На балансе конторы в 2010 году было 266,3 млн. рублей, выручка — 99,5 млн. рублей, чистый убыток — 3,4 миллиона. Фирма прописана в Марий Эл, в городе Волжске. Директор организации — Александр Кириллов, учредитель — Игорь Рыбаков, однако фактическое руководство фирмой осуществлял Ливада. В дальнейшем в постановлении перечисляются все покупатели ЖК «Симфония».

«У следствия имеются достаточные основания полагать, что Ливада, находясь на свободе, может уничтожить доказательства по уголовному делу, скрыться от органов предварительного следствия и суда. В случае избрания в отношении него меры пресечения, не связанной с лишением свободы, может уведомить иных участников преступления о следственных действиях и проведении оперативных мероприятий», — резюмировала следователь и попросила суд отправить главу «Фона» под стражу до 13 мая.

Уже по ходу заседания в зале появился другой символ двухмесячника арестов, один из лидеров вкладчиков банкротящегося банка Дмитрий Бердников Уже по ходу заседания в зале появился другой символ двухмесячника арестов, один из лидеров вкладчиков банкротящегося банка Дмитрий Бердников

«НИКУДА УЕЗЖАТЬ, СБЕГАТЬ В ПЛАНАХ НЕТ. ВСЯ ЗАДАЧА — ДОСТРОИТЬ ДОМА»

Удивительно, но прокурор Артем Кривоносов ходатайство следствия не поддержал. Он посчитал заключение под стражу излишней мерой пресечения, предложив ограничиться домашним арестом.

Материалы дела, представленные суду в качестве обоснований ходатайства об аресте, зачитывать не стали. Судья Хабибуллин лишь перечислил список документов: среди них в первую очередь показания пострадавших вкладчиков «Фона», свидетелей по данному делу, медицинские справки Ливады и иные ордера и документы.

«Каких-либо безусловных доказательств того, что мой подзащитный может скрыться от предварительного следствия, которое около полутора лет уже ведется, нет. Нет данных о том, что мой подзащитный оказывал на кого-то какое-то давление, на подчиненных сотрудников. Кроме тяжести содеянного, о котором предварительное следствие и следователь представили документы, иных обстоятельств нет. Необходимости избрания меры содержания под стражей не имеется», — выступил в защиту своего клиента адвокат Гусев.

В числе остальных аргументов защиты, к примеру, наличие заболеваний, которые могут усугубиться по мере нахождения в СИЗО. «В удовлетворении ходатайства следователя прошу отказать», — добавил защитник.

В заключительной части заседания слово предоставили самому обвиняемому, который оказался довольно многословен и даже эмоционален. «Никуда сбегать, уезжать у меня в планах нет. Тем более те деньги, о которых говорят, что я похитил, я не имею возможности... уже был на съемной квартире. Вся задача, которая стоит передо мной, — это достроить дома и выполнить договорные обязательства с дольщиками по передаче их квартир», — обратился Ливада к суду.

Он, например, рассказал, что «несмотря на условия, которые сложились вокруг его фирмы и него лично», «Фону» удалось за время следствия сдать 5 домов — в Казани и Набережных Челнах. На подходе заключительный этап строительства еще нескольких жилых объектов.

Дальнейший спич застройщика был довольно невнятным. Ливада заявил, что у него есть письменные заверения о намерениях финансового участия в стройках от Сбербанка, подписанные якобы лично Германом Грефом. Он также пожаловался суду на то, что его как крупного застройщика не приглашают на отраслевые совещания.

«Это наталкивает на какую-то непонятную мысль, что кому-то выгодно содержать на улице людей с транспарантами. Моя задача, и те структуры, которые со мной в Москве разговаривали, просили к выборам президента постараться использовать все возможности и реалии, постараться, чтобы к выборам президента на улице не осталось ни одного обманутого дольщика. Эту задачу я лично и выполняю, — словно оправдываясь, заметил глава ГК „Фон“. — Сегодня мы ищем фирму, которая готова принять до 2 миллиардов рублей, чтобы их направить на строительство. Но еще раз хочу подчеркнуть, что у структур от министерства строительства, от [вице-премьера РТ Алексея] Песошина, который назначен президентом по работе с такими фирмами, как мы, нет никаких непониманий. Мои записи на прием полностью игнорируются, и вопрос большого финансирования с моей фирмой не решается. У меня также была договоренность с „АК БАРСом“, который был готов профинансировать в тот момент, когда у нас кончились оборотные средства».

Впрочем, Ливада сделал и реверанс в направлении исполнительной власти республики, например, мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, который, по словам Ливады, выработал систему взаимодействия с застройщиком и успешно достраивает дома. «Схема великолепная, она работает, ее отслеживают все. Такую же схему мы хотим наладить и в Казани. Фирма „Бриз“ уже зашла на один проект, там идет завершение, снимаются все вопросы. Остается проект „МЧС“, где я руководитель. Поэтому я попрошу рассмотреть возможность дать мне выполнить все обязательства, взятые перед дольщиками, в том объеме, который как директор я должен выполнять, не ограничивая меня в решениях о принятии и подписании документов», — добавил он.

Суд к доводам Ливады и его защитников в итоге не прислушался и отправил его в следственный изолятор сроком на 1 месяц и 16 дней — до 13 мая включительно. Таким образом, свой день рождения в апреле он встретит в СИЗО.

. Свое задержание Ливада сравнил с еще одним «плевком» в сторону дольщиков, которые могут и на демонстрации выйти

«СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМ С ДЕНЬГАМИ ДЛЯ ФИРМЫ «ФОН» НЕТ. СЕГОДНЯ МЫ ТОЛЬКО ЗАПАЧКАНЫ»

В перерыве, когда судья удалился в совещательную комнату и ближайшее будущее Ливады еще было под вопросом, директор ГК «Фон» еще немного пообщался со СМИ. Крах «Фона» он объяснил «экономическими проблемами».

«В 2013 году 90 процентов дольщиков покупали жилье по ипотеке. Если до этого квартиры приобретались малыми предприятиями, фирмами, чекистами на собственные заработанные средства, то 2013 год показал, что экономика нездоровая, — заметил Ливада. — Когда мы в Сбербанке, ВТБ, Спурте брали справки, то возврат по ипотеке составлял 40 процентов. Это тоже говорит о нездоровой экономике. Я лично писал письмо президенту, где обращался с просьбой оказать помощь — выделить финансы через «АК БАРС» Банк. К примеру, возвратные кредиты: 1 миллиард рублей — на ипподром, 1 миллиард — на ЖК «МЧС».

По словам обвиняемого, письмо с сигналом SOS дошло до президента, он его перенаправил в минфин и минстрой. «Минстрой проигнорировал эту просьбу. Минфин давал добро на возможность получения кредитования. Сегодня стоит вопрос — этими действиями (уголовным деломприм. ред.) мы заблокированы, заблокированы большие финансы. Есть структуры, готовые направить деньги на строительство», — туманно намекнул Ливада. По его словам, предприниматели, желающие помочь с достройкой объектов «Фона», находятся в Москве, Новгороде и на Кавказе. «Сегодня проблем с деньгами для фирмы „Фон“ нет. Сегодня мы только запачканы, и эта непонятная ситуация, которая вокруг нас крутится, не дает возможности кредитовать. Но есть официальное письмо Грефа, который готов финансировать наши стройки», — вновь сослался на отношения с президентом Сбербанка владелец ГК «Фон».

Свое задержание Ливада сравнил с еще одним «плевком» в сторону дольщиков, которые могут и на демонстрации выйти. «Если мне дадут срок, то у меня конфискуют все земли и дольщиков выкинут на улицу», — пригрозил он. Впрочем, от дольщиков заслуженный строитель РТ резко перешел к политике и своим знакомствам, которые могут помочь ему удержаться на плаву. «Те друзья и те структуры, которые со мной в Москве работали, не допустят к выборам президента Владимира Путина такого бардака — именно по фирме «Фон», — провозгласил Ливада. По его мнению, в зоне риска сейчас находится и «Сувар Девелопмент». Туда же он примешал и исполнительного директор «Госжилфонда» Талгата Абдуллина, которого сейчас «трясут».

«Нельзя ли спросить того же президента, для чего забран директор „Сувара“, финансовый директор? Все подрядчики, которых я знаю, звонят, спрашивают, что может случиться. А им нужны деньги, надо достраивать объекты. Это полный саботаж. Дальше про политику рассказывать? Кому-то выгодно, чтобы у нашего президента такой бардак творился в Казани», — продолжал настаивать на политическом контексте своего дела задержанный. Саботажем он объясняет и выезд дольщиков, выстроившихся у здания минстроя РФ при его визите в Москве. По словам Ливады, поездку протестантов профинансировало татарстанское отделение КПРФ. «Это на что наталкивает? На то, что „Фон“ кому-то мешает, что у фирмы есть сведения, которые могут быть оглашены», — делился своей версией гендиректор компании. Однако раскрыть эти сведения он не пожелал, лишь сухо понадеявшись на то, что «суд разберется».

От ответа на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об интервью Андрею Караулову Ливада уклонился. Однако назвал видео, появившееся в интернете, предупреждением администрации Челнов и Казани. «К Казани лично у меня и Караулова претензий нет. Мэрия города в лице зама градостроительства принимает большое участие в строительстве наших домов. Когда мы с Метшиным разговаривали, я сказал, что проблема в том, что у нас преждевременно ушел великий строитель, Виктор Буланкин. Два года назад он скончался. Доведение строек, которыми занимается „Фон“, — это больше, чем трест. На мою просьбу Метшин отреагировал, и Азат Нигматзянов (первый заместитель руководителя исполнительного комитета Казани по градостроительной политикеприм. ред.) очень четко, качественно, высококвалифицированно проводит совещания на наших стройках. Нам навстречу идут все службы, которые подают тепло, воду, газ, электроэнергию. Если такое отношение к стройкам, как у „Фона“, будет у других фирм, то это царство небесное. Такой контроль со стороны города и государства — небывалое», — похвалил городские власти владелец «Фона».

В завершение судебного откровения Ливада вступился за свою бывшую спутницу жизни и партнера по бизнесу Диану Ахметзянову. «Диана Наилевна — самостоятельный девелопер, работает по всей стране, приходит в любую фирму, не только «Фон», берет на реализацию недвижимость, берет под это кредиты, финансирует стройки. Да, она выходец ГК „Фон“. Но сегодня это самостоятельный высококвалифицированный специалист, у которого большие связи в сфере финансов, банковских систем, частного капитала. Мы используем законные и правильные механизмы, которые позволяют финансировать стройку», — заверил Анатолий Николаевич.

Ливада не ответил, с чем связывает обвинения в свой адрес и задержание спустя полтора года следствия. «Мое дело — не догадываться, мое дело — достроить. Но есть друзья, есть те, кто понимает эту обстановку, они пытаются не допустить этого безобразия», — объявил о поддержке неведомых сил застройщик.

. Было выявлено 10 фактов двойных продаж квартир ЖК «Симфония», по которым возбуждены уголовные дела, соединенные в одно производство Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО «ФОНА»: ПЯТЬ ЭПИЗОДОВ, ДВА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОКОЛО 2 МЛРД. РУБЛЕЙ УЩЕРБА И 3200 ПОТЕРПЕВШИХ

Практически одновременно с новостью об аресте директора «Фона» МВД по РТ разослало пресс-релиз, в котором сообщалось о том, что Ливаде предъявлено обвинение. «Квартиры в жилых комплексах (всего 13 зданий), согласно договорам, должны были сдать в 2014 году, однако застройщик своих обязательств не выполнил, — процитировало республиканское ведомство официального представителя МВД России Ирину Волк. — Следствием установлено, что застройщик нарушил законодательство, заключая договоры и собирая денежные средства с дольщиков, не имел разрешения на строительство 4 домов. Всего по данному уголовному делу установлены порядка 3200 дольщиков».

Гусев подчеркнул, что сторона защиты будет оспаривать единственный пока предъявленный его подзащитному эпизод, касающийся ЖК «Симфония». «Из 272 человек 75 потерпевших уже отказались от своих претензий, а часть из них получили свои квартиры, — заверил он корреспондента издания. — Кроме того, мы будем оспаривать и сумму вменяемого ущерба. Следователи посчитали, сколько было собрано денег, вычли затраты на строительство домов и полученную разницу сейчас вменяют как похищенные средства. Но в предпринимательстве есть и другие расходы, есть строительство других домов, зарплата сотрудников и прочее».

Еще одна претензия следователей к застройщику касается вывода активов фирм застройщика, сформированных в том числе за счет средств, привлеченных от соинвесторов строительства. В частности, было выявлено 10 фактов двойных продаж квартир ЖК «Симфония», по которым также возбуждены уголовные дела, соединенные в одно производство. Ущерб оценивается примерно в 16 млн. рублей. Сейчас по делу «Фона» проводятся строительные и бухгалтерские экспертизы, по результатам которых будет установлена окончательная сумма причиненного потерпевшим ущерба. «Кроме этого наложен арест, как на имущество организации, так и личное имущество подозреваемых», — подчеркнули в МВД по РТ. Между тем в беседе с журналистами сам Ливада всячески опровергал саму возможность двойной продажи квартир в подконтрольных ему объектах недвижимости. «У наших проектов четкая система учета квартир. Бухгалтерия не примет на баланс квартиру, если она не зарегистрирована в Регпалате. О какой двойной продаже можно говорить?» — заявил Ливада.

Всего в деле пять эпизодов. Еще один пакет вопросов у следоваталей возник к Ливаде на почве продажи квартир в строящемся ЖК «МЧС». По версии ГСУ МВД по РТ, Ливада в сговоре с Ахметзяновой с 2011 по 2014 годы похитил средства 727 дольщиков на сумму 1,2 млрд. рулей. Наконец, есть еще и не вполне ясный пока эпизод с выводом средств из «Фона» на сумму в 199 млн рублей. Примечательно, что часть средств составляли сбережения дольщиков, которыми они расплатились по ранее составленным договорам. Наконец, пятый эпизод связан со строительством домов на улице Фучика (ныне они расположены на Ноксинском спуске), он примечателен тем, что в роли подозреваемой на пару с Ливадой выступает Ахметзянова. Вместе они, по версии следствия, «совершили хищение средств» на сумму 287 млн. рублей. В числе потерпевших 174 человека.