. В КФУ состоялся круглый стол «Стратегия роста татарского народа: условия, состояние и пути», организованный по инициативе первого президента РТ Минтимера Шаймиева

«САМОЕ ОПАСНОЕ — ЭТО ТО, ЧТО ЛИНИЯ ФРОНТА ТАТАРСКОГО НАРОДА СЕГОДНЯ ПРОХОДИТ ПО ШКОЛЕ»

«Мы здесь только пар выпускаем, никакой политической силы у нас нет», — эти слова театрального критика Нияза Игламова, пожалуй, можно считать квинтэссенцией вчерашней дискуссии в КФУ, организованной центром Tataristica. По словам модератора встречи Гузель Сагитовой, дискуссионный клуб, на котором предполагается и в дальнейшем обсуждать актуальные проблемы татарского мира, организован по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, хотя сам госсоветник РТ накануне в университете замечен не был. Любопытно, что главный вуз региона, еще недавно обвинявшийся в антитатарской политике, теперь практически сменил отношение к проблеме с минуса на плюс. Сагитова, преподаватель Казанской консерватории, руководитель творческого национального объединения «Калеб» и бывшая ведущая ТНВ, в конце прошлого года должна была стать главой пресс-службы министерства культуры РТ. Но буквально за несколько дней до официального назначения она провела в консерватории круглый стол, посвященный музыкальному фестивалю «Узгэрэш жиле», где нашлось немало критиков у амбициозного государственного проекта. Видимо, реакция дошла до самого верха, поэтому министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин решил повременить с назначением Сагитовой, а та ждать у моря погоды не захотела. Курировать проект нового дискуссионного клуба Гузель, по ее словам, позвал директор Института филологии и межкультурной коммуникации им. Толстого КФУ Радиф Замалетдинов. Пока собираться будут раз месяц, уже известна тема второго форума — «XXI век и Тукай».

Первым слово дали одному из авторов декларации о суверенитете Татарстана, историку Индусу Тагирову, который сразу же задал достаточно пессимистичный тон разговору Первым слово дали одному из авторов декларации о суверенитете Татарстана, историку Индусу Тагирову, который сразу же задал достаточно пессимистичный тон разговору

На вчерашнюю же встречу под громким названием «Стратегия развития татарского народа: условия, состояние и пути» были приглашены едва ли не все известные пассионарии татарского национального движения последней четверти века, а также руководители творческих союзов республики. Правда, добрались до КФУ не все, из заявленных спикеров отсутствовали директор Института им. Марджани Рафаэль Хакимов, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, глава союза композиторов РФ и РТ Рашид Калимуллин... Также не удалось осуществить и прямые включения из нескольких регионов с представителями местных татарских диаспор — техника подвела, такое бывает. Тем не менее собрание все же выдалось достаточно представительным.

Первым слово дали одному из авторов декларации о суверенитете Татарстана, историку Индусу Тагирову, который сразу же задал достаточно пессимистичный тон разговору. Он заявил, что татарам пока не до развития, основная цель нации на сегодняшний день — сохраниться. «Какие факторы могут сохранить татарский народ сегодня? — задался Тагиров вопросом и сам же на него ответил. — Основная сила, которая сохранила наш народ, — это религия. В самые сложные времена религия нас спасала. И, естественно, образование. Татары в России до революции были самым образованным народом, народом, который выпустил самое большое количество книг». «Ислам — основной фактор сохранения языка. Если бы мы перешли в другую религию, то давно бы растворились в другом народе. На примере наших соседей — их все меньше и меньше», — поддержал Тагирова председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов, но тема религии не стала главенствующей в дискуссии.

Фаузия Байрамова: «В советское время была национальная школа. Даже если и была советская идеология, школа была наша, татарская» Фаузия Байрамова: «В советское время была национальная школа. Даже если и была советская идеология, школа была наша, татарская»

«А как же советское время?» — спросила модератор, вспоминая атеистический период нашей страны. Тут беседа повернулась в сторону, как оказалось, самой наболевшей темы — национального образования. «Татары не исчезли ни при царе, ни при советском режиме. Наш народ сохранился в национальном образовании, национальной школе! При царе у нас была своя образовательная система, свои школы, никто не смог ее разрушить. В советское время была национальная школа. Даже если и была советская идеология, школа была наша, татарская», — заявила пламенный трибун Фаузия Байрамова. «Наша сегодняшняя самая большая потеря — национальное образование. Национальную школу мы потеряли. Боролись, суверенитет завоевали, попытались университет открыть и все это потеряли. Самое опасное — это то, что линия фронта татарского народа сегодня проходит по школе», — эмоционально добавила она.

«Выход есть — нужно восстановить национальную систему образования, — добавила Байрамова нотки оптимизма. — Законодательная основа для этого есть. На месте Минниханова я бы с треском и шумом открыла национальный университет. А он у нас был! В этом есть и наша вина — мы не смогли воспитать национальную элиту...»

Фандас Сафиуллин Фандас Сафиуллин: «Чтобы решить какую-то проблему, нужно в первую очередь поставить правильный диагноз, каким бы он печальным ни был»

«ЕГЭ — ТОПОР, КОТОРЫЙ РУБИТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОД КОРЕНЬ»

«Чтобы решить какую-то проблему, нужно в первую очередь поставить правильный диагноз, каким бы он печальным ни был. Основная причина нашего такого положения — национальная политика России. Ее цель — сделать из всех один народ с одним языком и одной религией. И этого никто не скрывает...» — уверен экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин. — Получать образование на татарском языке, а сдавать ЕГЭ исключительно на русском — это вынуждает родителей отказываться от татарского языка... ЕГЭ — топор, который рубит национальное образование под корень».

«29-я статья Конституции РФ гласит: „Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства“. Почему ни один из 14 депутатов от Татарстана в Госдуме не выступает в защиту наших прав, не внес ни одну поправку в законы, которые ущемляют наши права? Почему они единогласно голосуют за эти законы?» — заметил он. «Надо было позвать сюда тех самых депутатов!» — обратился к модератору главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев. «Приглашали. Не пришли», — ответила Сагитова. Действительно, заявленный в списке участников депутат Госдумы и даже председатель профильного комитета Гильмутдинов на встречу не пришел, несмотря на то что весь сегодняшний день провел в Татарстане. «Ну напишем мы этим депутатам письмо, им дела нет до этого, у них только одна проблема — коттедж на Рублевке, их национальные вопросы не интересуют», — заявил афористичный в этот вечер Игламов. А его шеф по театру им. Камала Бикчантаев привел еще один красноречивый пример на тему состояния национального образования в Татарстане: «Одна наша артистка отдала своего ребенка в еврейскую школу. Я спрашиваю: „А почему ты отдала его в эту школу?“ „А куда отдать? В татарскую, что ли? Здесь же уровень знаний намного выше, после нее он сможет поступить в университет. А с татарским языком он что будет делать?“ — ответила она мне. Это действительно очень большая проблема».

Фарид Бикчантаев привел красноречивый пример на тему состояния национального образования в Татарстане Фарид Бикчантаев привел красноречивый пример на тему состояния национального образования в Татарстане

«Должна быть элитная татарская школа. Минимум трехязычная», — заметил директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов. «Последние годы в Казани открылось шесть новых школ, оборудованных по последнему слову техники, туда на экскурсии иностранцев водят. И ни одну из них не отдали под татарскую! На республиканские совещания собирают глав районов. С них жестко спрашивают: сколько вы молока надоили и сколько зерна вырастили? Хоть бы раз спросили, почему в вашем районе нет татарской школы! Ни разу! Вот он — показатель отношения к нашему родному языку», — возмущался Сафиуллин. «В Казани нет ни одной татарской школы — кампуса, где собрали бы всех талантливых татарских детей со всего мира. У башкир такая школа была еще в советское время. Ее выпускники составляют сегодня всю национальную элиту республики», — указал лауреат Тукаевской премии, драматург Ркаил Зайдулла.

«У нас есть гимназия №2, у которой есть свой детский сад, подписано соглашение с КФУ. Готовится к открытию новая современная татарская школа. Есть Актанышская гимназия для одаренных детей, интернат для девочек на улице Баруди», — попыталась возразить начальник управления национального образования минобрнауки РТ Гульназ Исмагилова, но остальными спикерами всерьез услышана не была. «Татарские школы должны быть самыми лучшими, начиная с детских садов, а у нас они в очень старых зданиях расположены, даже в бывшей бане одна школа находится. Отсюда и начинается отношение родителей к татарскому языку», — парировал бывший ректор Педагогического института Рузаль Юсупов.

Ркаил Зайдулла: «В Казани нет ни одной татарской школы — кампуса, где собрали бы всех талантливых татарских детей со всего мира» Ркаил Зайдулла: «В Казани нет ни одной татарской школы — кампуса, где собрали бы всех талантливых татарских детей со всего мира»

«МЫ УПУСТИЛИ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ ЕЩЕ В 1990-Х»

«Эти проблемы были и в XIX, и в XX веке. Это вечная проблема для татар. И в Российской империи, и во времена СССР численность русских составляла 50 процентов, а сейчас — 80. Поэтому решение данных проблем на сегодняшний день стало намного сложнее, — начал свое выступление представлявший за круглым столом всемирный конгресс татар историк Дамир Исхаков. — В начале 1990-х в Тюменской области было около 95 татарских школ, сегодня осталось четыре-пять. И во всех регионах такая ситуация. В 30 процентах татарских сел Пензенской области татарский язык не преподается. А там, где преподается, учебных часов с каждым годом все меньше и меньше. В Татарстане пытаются сохранить татарские школы, но даже и у нас не во всех районных центрах есть татарская школа!»

По словам Исхакова, позитивные изменения сложившейся ситуации могут произойти только в условиях... демократии: «Необходимо вернуть демократию. Но это зависит не только от нас. Большинство населения России не хочет и не собирается жить в демократических условиях. Образовательная система не в наших руках, мы даже не можем добиться сдачи ЕГЭ на родном языке. А вот в советское время такое было возможно — можно было даже при поступлении в институт сдавать экзамен на родном языке. Лично я сдавал на татарском. Мы и здесь сдали свои позиции... И на руководство нашей республики мы повлиять не можем, потому что они несвободны, они часть одной общей политической элиты России. Если бы они были свободны, то смогли бы добиться возможности сдавать ЕГЭ на двух языках. Поэтому я очень пессимистично смотрю на такие вещи. Наш народ пытается выжить экономически, культура его мало интересует. Мы не нашли выхода». По сути, историк так определил результат всех усилий национальной интеллигенции на этом поприще за последние четверть века.

«Выход-то какой, — поинтересовалась модератор, — если революция и выход на площади неактуальны?» «Нет тех, кто способен выйти на площади, — ответила за Исхакова его коллега Байрамова. — Молодежь сидит в интернете и считает, что все проблемы можно решить там. Народ обманулся — за 25 лет он ни с экономической точки зрения, ни с национальной ничего не получил. А мы, в свою очередь, радовались мелочам — вот у нас своя энциклопедия появилась, вот институт открылся... Но народу нужны были более масштабные вещи... Люди получают зарплату, платят за квартиру, детский сад — и все, денег у него не остается. Где уж здесь до национальных чувств...» А следующей своей репликой писательница вызвала аплодисменты в зале, процентов на 80 заполненном студентами КФУ: «Посмотрите на точки роста татар: 1905-й — начали массово выпускать газеты, периодику, 1917-й — проводить многочисленные съезды, 1991-й — референдум провели, декларацию приняли. Будет еще одна волна возрождения России. РФ так дальше не может. Посмотрите, вон в выходные молодежь в кроссовках вышла на улицу! Вышли дети голодных!»

«Я на 146 процентов согласен с Фаузией Байрамовой, но вслух это озвучить не могу, мне еще детей растить надо. До стратегии нужна тактика. Мы любим вспоминать и говорить о 1930 - 1945 годах, а о том, что будет завтра, не думаем. Мы упустили свои возможности еще в 1990-х. Надо было быть хитрее, терпеливее, а не кричать на площадях», — заметил Игламов.

По словам Дамира Исхакова, позитивные изменения сложившейся ситуации могут произойти только в условиях... демократии По словам Дамира Исхакова, позитивные изменения сложившейся ситуации могут произойти только в условиях... демократии

«МЫ ВСЕ ВРЕМЯ ТВЕРДИМ: ТАТАРЫ — ВЕЛИКИЙ НАРОД, МЫ ВЕЛИКИЕ. БЕССПОРНО. НО МОЖЕМ ЛИ МЫ ЭТО ПОКАЗАТЬ?»

Критиковали и госудрственные СМИ. «Гласности нет, — считает Сафиуллин. — Вот у нас есть такая структура — „Татмедиа“, куда входит более 100 СМИ. Один только пример. Закон об исключении национального компонента из образования, на основании которого ЕГЭ стало возможным сдавать исключительно на русском языке, был принят в 2007 году. За 10 лет ни одно издание „Татмедиа“ не написало об этом! Ни с тем, что такой закон принят, ни с критикой этого закона не вышел! До сегодняшнего дня нет ни одной публикации! За 10 лет не донесли до народа!» По словам общественного деятеля, для того, чтобы отторгнуть народ, необходимо всего два-три года: «Первый год народ злится, что его обманывают, второй год — равнодушие, третий год он вообще перестает интересоваться».

И что же будет с татарским языком? «Язык будет расти только тогда, когда его можно связать с зарабатыванием денег и карьерным ростом», — высказался член координационного комитета всемирной ассамблеи тюркских народов Рафаэль Мухаметдинов. Сегодня же, по его словам, есть только четыре сферы, где можно работать и зарабатывать татарским языком: школа, религиозная сфера — имамы, СМИ и искусство. «Да, семья одна не может сохранить язык. Чтобы язык сохранился, он должен быть языком науки, языком политики, языком высокой культуры, языком управления государства. Только в семье этого добиться невозможно. Для этого нужны национальные высшие учебные заведения», — Сафиуллин.

«Нам надо подстраиваться под глобальные условия. Молодежь сегодня перебирается в крупные города, а в мегаполисах татарскости вовсе нет, — включился, наконец, в дискуссию представитель молодого поколения — председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. — Нам больше нужны открытые структуры. Если государство что-то не делает или не доделывает, значит, мы сами должны это делать — организовывать частные детские сады, частные школы и т. д. Тем, которые есть, помогать, там, где нет, открывать. Уже есть первые шаги по созданию открытого университета — посредством интернета. Необходимо шагать в ногу со временем: учредить стипендии, фонды для тех, кто интересуется татарским языком и историей».

Табрис Яруллин: «Нам надо подстраиваться под глобальные условия. Молодежь сегодня перебирается в крупные города, а в мегаполисах татарскости вовсе нет» Табрис Яруллин: «Нам надо подстраиваться под глобальные условия. Молодежь сегодня перебирается в крупные города, а в мегаполисах татарскости вовсе нет»

«Татары по большей части сейчас живут в городах. Татарская городская субкультура растет сама по себе. Кто обращает на нее внимание?» — поддержал молодежь Гилязов. «У нас нет стратегии национальной пропаганды. Мы все время твердим: татары — великий народ, мы великие. Бесспорно. Но можем ли мы это показать? Для многих русских татарин — это колхозник. У нас есть великие деятели, а как мы их показываем? Музыканты, спортсмены и т. д. Пропаганды нет! В Европе достаточно тех, кто смотрит на нас с симпатией... Давайте делать татарские проекты», — добавил директор института Татарской энциклопедии.

В ходе дискуссии не обошли вниманием и национальное телевидение. Так, Салихов отметил, что на ТНВ нет увлекательных передач для детей, которые задержали бы ребенка на этом канале: «Ребенок просыпается и какой канал включает? „Карусель“. Татарский канал не смотрит! Передач, которые могут завладеть вниманием детей, увлечь их, на татарском телевидении нет. Мы не должны экономить на этом. На это должны выделяться такие же средства, как и на спорт», — возмутился он. В данном вопросе его поддержал и Гилязов: «Татарское телевидение нужно менять — мы там только поем и танцуем. Больше там ничего нет», — добавил он.

Конечно, за два с половиной часа дискуссии невозможно было прийти к пониманию пресловутой стратегии развития татарского народа, хотя болевые точки и были обозначены. «Что касается стратегии роста, то у нас ее нет, есть стратегия уничтожения татарского народа. Равенство народов — это утопия. Что делать? Это извечный вопрос и для самих русских, они и сами мучаются», — печально резюмировал Зайдулла.