Взрыв в питерской подземке 3 апреля нарушил негласное табу, которому прежде следовали все поколения исламских террористов: не трогать Петербург. В качестве одной из версий вчерашнего теракта уже получила распространение информация о смертнике из Казахстана. Между тем, как отмечают эксперты «БИЗНЕС Online», еще в 90-е годы сложились особые отношения между радикальным исламским подпольем и культурной столицей, поэтому не исключено, что в деле о теракте будет найден «украинский след».
Президенту РФ бросили вызов: теракт в его родном городе, Санкт-Петербурге, случился, когда он приехал туда, чтобы провести несколько важных встреч
УТРОМ ПРЕЗИДЕНТ ЕЛ РИСОВУЮ КАШУ, А ВЕЧЕРОМ ВОЗЛАГАЛ ЦВЕТЫ В ПАМЯТЬ ПО ПОГИБШИМ ЗЕМЛЯКАМ
Президенту РФ бросили вызов: теракт в его родном городе, Санкт-Петербурге, случился, когда он приехал туда, чтобы провести несколько важных встреч. Более того, террористы для своих действий выбрали «памятные места», так или иначе связанные с национальным лидером, отмечают наблюдатели. К примеру, недалеко от станции «Технологический институт», где прогремел взрыв, унесший жизни, по последним данным, 11 человек и искалечивший еще 45 судеб, находится школа №281, среди знаменитых учеников которой значится Владимир Путин. Отсюда он, согласно официальной биографии, выпустился в 1970 году, а до этого учился в восьмилетке, которая находилась в Басковом переулке. По стечению обстоятельств этот переулок — всего в километре от «Площади Восстания» (для СПб это не расстояние), то есть от второй станции метро, где взрывотехники в тот же день обнаружили неразорвавшуюся бомбу мощностью в 1 кг в тротиловом эквиваленте, замаскированную под огнетушитель. Разумеется, вряд ли преступники, прежде чем предпринять свой дерзкий замысел, изучали в подробностях жизнеописание второго президента РФ, но никто не исключает таких знаний у возможных заказчиков теракта. Выбор времени теракта тоже не выглядит случайным — именно 3 апреля 1995 года Борис Ельцин подписал указ о создании ФСБ. Провести операцию в этот день под носом у президента — это осознанный вызов.
Между тем день начинался для Путина вполне мирно — со встречи с региональными журналистами на медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость». Пленарное заседание с участием президента является традиционным, так же, как традиционна и атмосфера царящего здесь благодушия. Путин шутил с симпатичными и не очень корреспондентками, рассказывал по их просьбе любимые анекдоты, признавался, что ел сегодня на завтрак рисовую кашу, говорил, что ему сложно вставать по утрам, а на вопрос, с чего начинается родина, простосердечно признавался: с мамы. Взрыв в подземке на перегоне «Сенная площадь — Технологический институт» произошел, как известно, в 14:30 в третьем вагоне очередного курсирующего состава — в этот момент глава государства еще говорил об успехах сельского хозяйства и росте рождаемости. А в питерском метро в это же время из искореженных взрывом вагонов уже вытаскивали пострадавших, и кто-то кричал истошным голосом: «Здесь дети!»
Сообщение о трагедии поступило президенту, судя по всему, накануне его встречи с белорусским коллегой Александром Лукашенко, который в этот день также находился в Петербурге. Лидер Беларуси принес Путину свои соболезнования и наверняка — если не на словах, то в мыслях — вспомнил о чудовищном теракте в минском метро в апреле 2011 года, когда умерли 15 человек, а пострадали 204. Исполнители того злодеяния, 25-летние белорусы Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев, были позднее расстреляны, но мотивы, подвигнувшие их на такой радикальный поступок, так и остались неясными. Еще больше тумана — вокруг питерского взрыва (эквивалентом всего в 200 - 300 граммов тротила): Кавказ давно считается относительно мирным регионом, а все угрозы запрещенной в РФ ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) пока что оставались сотрясанием воздуха и интернета. Но не исключены, как мы это увидим, и другие трактовки петербургской трагедии.
В настоящее время по факту случившегося уже возбуждено уголовное дело по статье о терроризме и изготовлении взрывных устройств. Отмечают, что жертв от взрыва могло быть намного больше, но машинист состава не растерялся, узнав о ЧП, и дотащил поезд до ближайшей платформы, как это и предписано ему инструкцией. Если бы электричка застряла в закрытом пространстве туннеля, эвакуация и спасение пострадавших были бы сильно затруднены. Теперь машиниста собираются представить к награде за спасение пассажиров.
Рабочий график российского президента после сообщений о взрыве, конечно же, резко изменился. Поздним вечером 3 апреля, около 23:00, Путина видели у станции метро «Технологический институт». Глава государства вышел из автомобиля с огромным букетом алых роз и возложил его туда, где уже стараниями петербуржцев образовался стихийный мемориал в память о погибших. Чуть раньше здесь же побывал глава следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин, взявший расследование уголовного дела по факту случившегося под свой личный контроль.
В ночь на 4 апреля и Путин, и Бастрыкин переместились в здание управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (известен среди старожилов города как «Большой дом на Литейном»). Здесь с участием президента РФ прошло оперативное совещание с представителями ФСБ, МВД, МЧС и Росгвардии. Как скупо сообщил СМИ путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, хозяину Кремля доложили о первых результатах начавшихся следственных действий.
В ночь на 4 апреля и Путин, и Бастрыкин переместились в здание управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
«ВОКРУГ ПЕТЕРБУРГА В ПЕРЕОБОРУДОВАННЫХ БЫВШИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ И ДОМАХ ОТДЫХА МНОГИЕ БОЕВИКИ ЛЕЧИЛИСЬ»
До вчерашнего дня бывшая императорская столица, «блистательный Санкт-Петербург», считалась заговоренной от терактов. Все крупные террористические атаки обходили Питер стороной. Город помнит многое: и дореволюционные подполья «бомбистов» — народовольцев и эсеров, и государственный красный террор, и взрыв партклуба в 1927 году, и убийство Кирова, и пульс метронома под завывание блокадных сирен, но с терроризмом новейшего времени он был незнаком. По сравнению с тем, что происходило в постсоветский период в Москве, где бомбами мощностью в 4 кг в тротиловом эквиваленте взрывали целые поезда подземки и поднимали на воздух дома, культурная столица жила тихой патриархальной жизнью. Ее синодик короток: в 2007 году националисты взорвали здесь «Макдоналдс» на Невском проспекте (пострадали 6 человек, организатору преступления дали 15 лет), в 2009-м взорвали автобусную остановку (1 человек ранен), в 2010-м — дрезину (пострадал машинист). Пожалуй, и все.
Что касается крупных терактов, то они обычно настигали петербуржцев за пределами их города. Так, злоумышленники дважды взрывали скоростной поезд «Невский экспресс», курсирующий между Москвой и Питером. Причем в 2009 году, когда экспресс подвергся террористической атаке во второй раз, в катастрофе погибли 27 человек, среди них — Сергей Тарасов, сенатор от Петербурга, бывший зять актрисы Алисы Фрейндлих, а также глава Росрезерва Борис Евстратиков. Ответственность за случившееся взял на себя Доку Умаров. Вторая крупная катастрофа случилась осенью 2015 года, когда в небе над Синайским полуостровом террористами был уничтожен пассажирский лайнер, летевший из Египта в Северную столицу — на его борту находились преимущественно петербуржцы (всего вместе с экипажем погибли 224 человека). Однако в самом городе масштабных терактов не происходило, и это, говорят, не случайно.
В качестве объяснения, почему террористы до сих пор не трогали культурную столицу, называлось несколько причин. Первая, самая фантастическая: «Город очень красивый, жалко». Но после того что произошло в сирийской Пальмире или в не менее красивом Париже, эта версия не выдерживает критики, да и в рядах экстремистов вряд ли найдешь такого количества эстетов.
Вторая версия говорит о том, что между исламским подпольем на Кавказе и кавказской диаспорой в центральной России существовал некий негласный договор: Питер не трогаем. Москву можно, а вот Петербург... Бывший начальник петербургской милиции, а позднее и депутат местного законодательного собрания, генерал-майор внутренней службы Аркадий Крамарев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объяснил это тем, что Питер «якобы использовали как место для отдыха всех террористов». Во всяком случае, в прежние времена бытовал такой слух. Более подробно об этом «слухе» рассказал «БИЗНЕС Online» писатель и директор агентства журналистских расследований, автор брендового «Бандитского Петербурга» Андрей Константинов. По его словам, в те времена, когда в Москве взрывали дома и захватывали «Норд-Ост», терроризм на территории России был связан в основном с чеченским направлением (как следствие войны в Чечне). А это, в свою очередь, обусловило особое отношение террористов к Северной столице.
«Это не означает, кстати, что тогда все террористы были чеченцами по национальности, — говорит Константинов. — Но тем террористам было невыгодно проявлять свою активность на территории Санкт-Петербурга по нескольким причинам. Во-первых, Петербург был воротами на скандинавское направление, на Запад. Через эти ворота боевики уходили либо для постоянного проживания, либо для ведения бизнеса, потому что нужна была финансовая подпитка. Во-вторых, вокруг Петербурга в переоборудованных бывших пионерских лагерях и домах отдыха многие боевики лечились. И в этой связи они поступали по формуле „не надо гадить там, где ты живешь или ведешь какую-то небоевую деятельность“. К тому же в Петербурге была достаточно сильная, крепкая чеченская диаспора, которая тоже была крайне не заинтересована в том, чтобы в Северной столице происходили какие-то безобразия. Ведь когда приезжают в город новые люди, им нужна опора на земляков. Если диаспора ведет какой-то серьезный бизнес, она с него что-то отчисляет и заинтересована в том, чтобы у нее не было никаких проблем в виде проверок и т. д.».
Однако, как отмечает автор «Бандитского Петербурга», с тех пор прошло значительное время, и террористический тренд сильно изменился. «Сегодня обстановка на Северном Кавказе и в Чечне другая, — рассуждает Константинов. — Ситуация внутреннего террора неактуальна. Зато чрезвычайно активизировался международный терроризм. Это прежде всего Ближний Восток и все, что связано с так называемой ДАИШ. Для террористов из этой организации Петербург уже не является сакральным местом, в котором невыгодно себя проявлять. Наоборот, для них важно, что это родина российского президента. Поэтому не случайно, что и самолет, который был взорван над Синаем, тоже был питерским. То есть ситуация поменялась. А если посмотреть на общую ситуацию в мире, то мы видим, что почти все европейские столицы являются мишенью для международных террористов. Это и Париж, и Лондон, и другие города. Сегодня террористы, как правило, выбирают крупный город, потому что для них важен резонанс. При этом технически предотвратить все проявления террористов полностью невозможно нигде. Особенно в последнее время, когда радикалы постоянно меняют свой тактический почерк. Это и тяжелые автомобили, которыми можно давить людей, и расстрелы из стрелкового оружия, как это было в Париже. Главное — идеология и наличие тех людей, кто готов совершать теракты».
СТРЕЛКИ БУДУТ ПЕРЕВЕДЕНЫ В СТОРОНУ КИЕВА, ИЛИ ПОЧЕМУ НА УКРАИНЕ ВЗРОСЛЫЕ МУЖЧИНЫ МОГУТ ПЛАКАТЬ ВСЮ НОЧЬ НАПРОЛЕТ
В настоящее время по подозрению в подготовке и осуществлении взрывов в петербургском метро в розыск объявлены два человека. Предполагаемое изображение одного из них, снятое с камер наблюдения, накануне широко разошлось в интернете. С первого взгляда вроде бы становится понятным, кто перед тобой — высокий плечистый мужчина в темно-синей одежде, лицо скрыто под черной бородой, на голове тюбетейка или головной убор, чрезвычайно похожий на нее. Если бы кто-то на карнавале вздумал нарядиться террористом, он вряд ли смог придумать для себя более удачный костюм. Внешность «злоумышленника» выглядит настолько театральной, что в нее верится с большим трудом. Не говоря уже о том, что человек с обликом «иконописного бен Ладена» никак не подходит под характеристику «парня», который, по словам очевидцев, заглянул в вагон незадолго до взрыва и оставил там то ли рюкзак, то ли портфель.
«Мужчина был в глухой одежде ярко-синего цвета, как будто ритуальный костюм, — вспоминает в разговоре с РБК петербургский адвокат Марина Козлова, ставшая невольной свидетельницей теракта. — Высокая шапка без орнаментов, раза в два выше обычной тюбетейки. Тоже синего цвета, как один комплект. Он прямо держал спину, никуда не торопился. Он был роста около 185 сантиметров, по крайней мере, выше остальных прохожих».
Уже к ночи информагентства сообщили, что мужчина с внешностью «иконописного бен Ладена» сам пришел в полицию и сообщил о своей невиновности. Так что первая фотография, всплывшая в СМИ, вроде бы стала неактуальной.
Впрочем, как сообщил ряд СМИ со ссылкой на источник в силовых структурах, следствие не исключает, что взрыв мог произвести террорист-смертник. По этому поводу журналисты припоминают появившееся в интернете фотографическое изображение оторванной головы — якобы с места взрыва в питерской подземке. Снимок продержался какое-то время на сайте, затем был удален, а через какое-то время всплыл вновь. Эксперты считают, что оторванная голова может принадлежать смертнику, так как в момент взрыва именно он находится в эпицентре и страдает больше всего. По состоянию на поздний вечер 3 апреля СМИ сообщили предполагаемое имя человека, который больше всех пострадал при теракте: это 23-летний гражданин Казахстана Максим Аришев. Следствие не исключает связей смертника с радикальными исламскими группировками.
Второй человек, которого правоохранительные органы разыскивают в связи с терактом в Петербурге, — тот, кто предположительно оставил неразорвавшееся СВУ на станции метро «Площадь Восстания». Ему также приписывают «восточную внешность». Судя по фотографии, опубликованной Пятым каналом, это достаточно молодой мужчина, в синей шапке и в парке темно-красного цвета с мехом на капюшоне и с черным рюкзаком за спиной. Насколько восточен его внешний вид — трудно судить из-за ретуши, наложенной большинством СМИ на лицо подозреваемого.
«Восточная внешность — это понятие растяжимое, как, к примеру, и европейская внешность, — заметил по этому поводу в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ известный журналист и член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Максим Шевченко. — В эту внешность укладываются француз, португалец, норвежец, итальянец и чех. Что такое восточная внешность, можно ли считать ее образцом китайца, вьетнамца или узбека? Кавказцы — это не Восток, кавказцы обладают устойчивой европейской внешностью и даже, можно сказать, являются образцом европейской расы, особенно чеченцы, ингуши и многие другие. Недаром в Европе европейская раса называется caucasian. Поэтому хотелось бы детализации относительно личности подозреваемых».
Как говорит Шевченко, даже если мусульманин был исполнителем теракта в СПб, то источник и заказчик случившейся трагедии, скорее всего, был немусульманским. «Понятно, что теракт был приурочен к визиту Владимира Путина, но при этом, как обычно, был направлен не на органы государства и власти, а на ни к чему не причастных людей в метро. Причем могли погибнуть и мусульмане, которых очень много ездит в питерской подземке. Когда эсеры в начале ХХ века совершали террористические атаки, они не нападали на людей на улицах. Они совершали теракты в отношении губернаторов, полицмейстеров и других представителей власти. А когда атакуют гражданских, за этим всегда стоят какие-то частные или государственные спецслужбы. Потому что всегда это постановка, осуществляемая руками какого-то психопата или ненормального самоубийцы», — замечает журналист.
Поразительно и то, что до сих пор ни одна из террористических организаций, включая одиозное и тысячу раз запрещенная в РФ ДАИШ не взяла на себя ответственность за происшедшее 3 апреля. «Это очень странно, — признается по этому поводу Константинов. — Обычно какие-то силы берут ответственность достаточно быстро. Хотя это не является гарантированной маркировкой того, кто действительно это сделал. Очень часто бывает, что различные группировки по разным причинам берут на себя ответственность за происшествия, к которым не имели отношения. Например, палестинские группировки могли по пять штук брать на себя ответственность за теракт. У нас, например, был такой чеченский полевой командир Салман Радуев, который брал на себя все, включая то, что происходит в Намибии, пока его жизнь в конечном итоге не закончилась. А у нас пока никто не взял ответственность. И поэтому нельзя исключать ни одну из версий, включая бытовую. Кретинов полно. Мировая практика знает много случаев, когда под теракт стилизовали обычный криминал. А Ближний Восток — это не единственное направление напряжения для России. Если б я был в погонах, я бы отрабатывал и другие направления».
Под другими направлениями Константинов подразумевает, например, Украину. «Мало кто из живущих в России понимает, насколько тяжело психологически воспринимают там люди события последних лет, — свидетельствует глава агентства журналистских расследований. — Для них это национальное унижение. Когда взрослые мужчины могут, например, ночь напролет плакать. На Украине это массовое явление. В результате происходят странные истории, включая убийство журналиста Павла Шеремета. Также на Украине огромное количество людей, которые себя накрутили и считают, что их поставили на колени. Может ли это привести к чему-то? Бог их знает».
Шевченко также не исключает, что стрелки после петербургской трагедии будут переведены в сторону Киева. «Я не думаю, что новая эскалация конфликта с Кавказом выгодна сейчас Кремлю, — говорит он. — Внутри власти, собственно, есть две партии. Первая зарабатывает на войне с террором на Кавказе (Сергей Ченчик, замруководителя Росгвардии и т.д.). Эти, на мой взгляд, больше связаны с медведевской группировкой. А другую партию — эфэсбэшников и силовиков, условных сеченцев — как раз очень устраивает, что на Кавказе террор по большому счету побежден. И для них главный вектор конфликта связан с Западом. А символ западной агрессии сегодня — это Киев. То, что как раз не нужно медведевско-олигархической группе. Им как раз с западным миром необходим консенсус и отвержение путинского дискурса. Я не утверждаю, что это изнутри России организовано, потому что есть внешние силы, которые борются за влияние. Есть и финасово-олигархические группы внутри России, которые связаны с мировым капиталом. Закрытие России для вывода из нее денег является для них большой проблемой, они этого категорически не хотят и пойдут на любую дестабилизацию, лишь бы сохранить зависимое положение нашей страны по отношению к мировому финансово-спекулятивному капиталу».
По словам известного телеведущего, взрыв в питерском метро может оказаться «страшной террористической постановкой с целью дестабилизации общества, развязывания атмосферы недоверия и закручивания гаек». Зачем это нужно? Вероятно, для того, чтобы «отвлечь внимание от конфликта российских элит, от массового социального протеста, который существует сегодня в обществе», добавляет эксперт. «Когда происходит всякий ненаправленный теракт, первая мысль, которая при этом возникает, что он направлен именно на это, на то, чтобы обо всем забыть и кинуть все силы на борьбу с террором», — заключает Шевченко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.