.... Поддержку местных производителей стройматериалов обсудили накануне на коллегии министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, организованной в Камском Устье на заводе по производству гипсовых материалов «Фоника Гипс»

«ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЗАГРУЖЕНЫ ЛИШЬ НА 58 ПРОЦЕНТОВ»

Поддержку местных производителей стройматериалов обсудили накануне на коллегии министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, организованной в Камском Устье на заводе по производству гипсовых материалов «Фоника Гипс» Александра Синельникова. В коллегии приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, министр строительства РТ Ирек Файзуллин, а также представители заводов «Евростройхолдинг», «Фоника Гипс» и «Винербергер Куркачи».

Открывая коллегию, Файзуллин сообщил, что база строительных материалов республики сегодня включает в себя 561 предприятие и является одной из крупнейших в России. По данным Татарстанстата, в период с 2011 по 2016 год инвестиции в промышленность строительных материалов республики составили более 42 млрд. рублей. За это время на территории республики введено в строй и модернизировано 121 предприятие промышленности строительных материалов, из них 17 — за последний год. В числе крупнейших — цементный терминал «ЦемМаркет» и Камско-Устьинский завод строительного гипса, рассказал министр. «В ближайшее время в республике появится и собственное производство по выпуску стекла, цемента и керамической плитки», — анонсировал он запуск ООО «Татцемент» известного в Менделеевске бизнесмена Назимуллы Ахметова на территории ОЭЗ «Алабуга». Планируется, что завод по производству наномодифицированного цемента с мощностью 600 тыс. т в год откроется на территории особой экономической зоны уже в этом году. Объем солидный — для сравнения: общая потребность Татарстана в «строительном хлебе» составляет порядка 2 млн. тонн. Известно, что территория завода, строительство которого было одобрено на заседании наблюдательного совета ОЭЗ «Алабуга» в ноябре прошлого года, займет 7 гектаров. Прочие подробности проекта, включая объем инвестиций и источники сырья, не сообщаются. Параллельно на территории Набережных Челнов, как в прошлом году в Казани, запустится цементный терминал АО «Евроцемент груп» Филарета Гальчева.

Объем продукции, отгруженной производителями стройматериалов в 2016 году, составил 26,9 млрд., продолжил министр. Несмотря на кажущуюся масштабность, в последнее время наметилась тенденция к снижению объемов отгружаемой продукции, констатировал он. Объясняется это тем, что многие стройфирмы приобретают продукцию за пределами Татарстана, несмотря на то что аналог производится и в республике. Решающим фактором становятся более низкие цены, которые устанавливают производители из других регионов и которые пока не могут позволить себе местные поставщики.

При этом сами местные производители стройматериалов (строительный кирпич, изделия ЖБИ, товарный бетон и раствор) сегодня загружены лишь на 58%, обозначил Файзуллин вторую проблему. Потребность республики в этих видах продукции сегодня ниже, чем мощности республиканских заводов. Так, общая мощность производителей гипсового камня сегодня составляет 1 млн. т в год при потребности в 500 - 600 тыс. тонн. Такая же ситуация с сухими строительными смесями и гипсокартонными плитами: возможности в 2 - 4 раза выше спроса. Выход видится в продвижении республиканской продукции за пределы РТ по такой же схеме, как это происходит с гипсом: сегодня 80% производимой в республике гипсовой продукции вывозится за ее пределы и только 20% остается в Татарстане, рассказал Файзуллин. Сейчас завод планирует расширять охват, включив в него и ближнее зарубежье. Как пояснил «БИЗНЕС Online» замгендиректора ООО «Фоника Гипс» Андрей Серебряков, сегодня производственные мощности рудника (с которого начинается весь цикл работ) позволяют в год добывать 200 тыс. т гипсового камня. При этом в течение 7 лет компания планирует нарастить эти объемы до миллиона тонн в год.


«В НАЧАЛЕ СЕЗОНА МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ ВНЕ РЫНКА»

Сами игроки рынка, получив слово, основной проблемой назвали вопрос логистики.Так, гендиректор ООО «Фоника Гипс» Зуфар Ситдиков рассказал, что компания поставляет свою продукцию в ПФО, Южный федеральный округ и Центральный федеральный округ. «Не принимая в расчет Москву, доставка продукции на расстояние более 400 километров осуществляется по железной дороге», — заметил он. При этом в компании, по его словам, отгрузку выполняют только автомобильным транспортом — либо до подрядчика, либо до перевалки на железнодорожной станции. «Это серьезный сдерживающий фактор для увеличения объемов реализации. Будучи на аналогичных заводах в регионах, я обратил внимание, что отгрузка продукции зачастую производится прямо в цехах в железнодорожные вагоны», — обратил внимание выступающий.

Еще одна серьезная проблема — сезонное закрытие дорог. При базовых тарифах стоимость доставки продукции в ЦФО составляет 30 тыс. рублей, рассказал Ситдиков. Такой тариф позволяет предприятию конкурировать на рынке с 15 - 20-процентной маржинальностью. Но 1 апреля дороги в ЦФО закрываются, и в период до 15 мая, пока их не открывают, тарифы вырастают до 60%, что приводит либо к убыткам на предприятии, либо к неконкурентной цене и отсутствию продаж. «Ежегодно весной мы начинаем терять денежную выручку за счет удорожания. Потребители не готовы брать нашу продукцию в прежних объемах. Как следствие — в начале сезона мы оказываемся вне рынка, нам приходится наверстывать это упущение в течение июня, — делился проблемой спикер. — Если бы хотя бы до ближайшей транспортной станции мы могли отгружать продукцию по льготным транспортным пропускам, то могли бы оставаться на рынке со своей продукцией».

Высокая стоимость пропусков действительно ложится на себестоимость продукции, и она становится менее конкурентоспособной, пояснил журналистам замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев. «Потому что крупняки, которые уже имеют свои логистические базы, в этот момент могут спокойно отгрузить на более мелкие расстояния. Тот же „Леруа Мерлен“, OBI, „Мегастрой“ — они на объекты Казани элементарно доставляют [товары] по городу на тех же „газельках“, которые не подпадают под ограничение по нагрузке на ось транспорта. Если у местных поставщиков будут созданы такие же логистические центры, у них будет возможность до закрытия дорог затаривать свои центры и потом разгружать. Это решается именно соглашениями крупных покупателей, поставщиков и заказчиков», — рассказал Гимаев.

... Местные производители стройматериалов сегодня загружены лишь на 58%. Потребность республики в этих видах продукции сегодня ниже, чем мощности республиканских заводов

«ДОРОГА, ПОСТРОЕННАЯ В БОРОВОЕ МАТЮШИНО, ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ НАМНОГО ЭФФЕКТИВНЕЕ»

Крик о помощи не остался без внимания — на проблему отреагировал Минниханов, отметивший, что конкурентность местной продукции нужно повышать всеми возможными способами. «Есть несколько тем, в которых в любом случае надо находить решение. Это транспортная логистика — здесь, кроме автомобильной дороги, пока других схем не отработано. Отрабатывается водный транспорт», — заметил он.

По словам Гимаева, водный транспорт действительно хотят использовать интенсивнее. «Это первое направление, по которому „Фоника Гипс“ будет работать с местными властями. И второе — на дальнюю перспективу — это создание ж/д ветки, потому что если будет от завода построена ж/д ветка, то фактически решается вопрос вагонных отгрузок — они будут уже прямо с завода», — пояснил замминистра. Вопрос железнодорожной ветки также будет включен в протокол президента, но его решение может растянуться до двух-трех лет, поскольку проект предполагает многомиллионные затраты, добавил он.

Возвращаясь к вопросу ценообразования, президент РТ призвал Файзуллина «договариваться с крупными компаниями», чтобы продукция местных поставщиков использовалась не только на соцобъектах, но и в промышленном строительстве. «Эта тема есть, тем более есть некое решение правительства РФ. Наш федеральный центр экспертизы, я уверен, является пилотом в этом», — заметил Минниханов. «Фарит, надо эту работу четко организовать. Ценообразование — тема очень важная», — обратился он к своему помощнику Фариту Ханифову.

Следующим вопросом, который обозначил президент РТ, стало строительство цементных дорог. Рустам Нургалиевич напомнил, что Татарстан является крупнейшим потребителем цемента. «С учетом того, что мы видим, насколько сложно обеспечивать качественные автомобильные дороги, исходя из той цикличности, которая есть у нас, нам все-таки надо рассмотреть строительство дорог в том числе из цемента», — обратился Минниханов к Файзуллину. «Потому что дороге, которая построена в Боровое Матюшино, уже больше 15 лет. Она, конечно, по эксплуатации намного эффективнее», — заметил он. Напомним, задачу «изучить практику и перспективы строительства в республике дорог с цементобетонным покрытием» Минниханов поставил еще в сентябрьском послании Госсовету. А уже 18 октября министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин официально анонсировал эксперимент по строительству цементобетонных дорог. Но с тех пор о проекте, по поводу которого сами дорожники, надо сказать, не в восторге, ни слуху ни духу.