.

«КТО-ТО ПОСТРАДАЛ, А ОН ПОГИБ»

Супруга погибшего сотрудника МЧС России по РТ Сергея Костина выступила 10 апреля на судебном процессе по громкому уголовному делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Сделав глубокий вдох, Наталья Костина вернулась в роковой день, унесший жизнь ее супруга. С ее слов, 11 марта примерно в 23:00 начальство Костина сообщило, что ее супруг пропал без вести. Спустя три страшных для семьи дня Наталья опознала тело мужа в морге. На допросе адвокатов вдова рассказала, что Сергей не мог отказаться ехать на пожар: «Тушение пожара не его обязанность, но была его смена. Кто-то пострадал, а он погиб». Гражданский иск Костина заявлять отказалась, пояснив, что получила страховку. К слову, она, как и погибший супруг, работает в МЧС, но радиотелефонистом.

В день пожара подполковник внутренней службы ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РТ», заместитель начальника службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Костин был дежурным смены. Его звено на пожаре состояло из пяти человек. Спасая пострадавших на пожаре в «Адмирале», начальник смены дал команду экстренного выхода своим подопечным, только сам не успел и на связь больше не вышел. Костина обнаружили под завалами в 10:30 утра 13 марта. Еще три сотрудника МЧС получили серьезные травмы во время обрушения крыши здания.

Ранее многие потерпевшие на допросе с возмущением отзывались о пожарных, отмечая, что те долгое время стояли в стороне. Этот вопрос бурно обсуждался и в СМИ, одним из поводов послужило селфи двоих сотрудников на фоне пожара. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Костина назвала эти разговоры ерундой. Однако и потерпевший Растун Алиев, уроженец Азербайджана, на допросе рассказал о бездействии пожарных. На шести торговых точках мужчина продавал ремни, зонтики и перчатки. Материальный ущерб от пожара предприниматель оценил в 4 - 5 млн. рублей, однако подтвердить заявленную сумму накладными или иными финансовыми документами о товаре он не смог, а свои претензии адресовал к Роберту Хайруллину — гендиректору «АС Менеджмент». В ответ защита подсудимого заявила ходатайство о ложных показаниях потерпевшего. Спустя три дня после пожара в ходе предварительного допроса мужчина заявлял иск на 15 млн. рублей. «Я заявлял на 5 - 6 миллионов. иск, я не знаю, откуда появилась цифра в 15 миллионов рублей, я не говорил этого. Следователи завышали суммы», — недоуменно прокомментировал потерпевший.

.

Впрочем, с проблемой двояких показаний и различий в цифрах ущерба суд сталкивается не впервые. Потерпевшие и ранее сообщали о том, что сотрудники правоохранительных органов в ходе предварительного допроса советовали им завышать суммы материального ущерба. Что заставляло потерпевших подписывать бумаги с ложным свидетельством, остается для участников заседания загадкой. Другая странность: ни один из потерпевших так и не смог назвать фамилию следователя, который советовал ему завысить сумму.

Допрошенная третьей 31-летняя уроженка Приморского края Екатерина Ширалиева была индивидуальным предпринимателем лишь на бумагах, формально торговой деятельностью занимался ее супруг. «На двух торговых точках велась продажа обуви, а на третьей продавалась женская одежда», — рассказывала девушка. По словам Екатерины, материальный ущерб от пожара составил 2 млн. рублей. Однако после очередного ходатайства адвокатов выяснилось, что потерпевшая сторона ранее заявляла иск на 3 млн. рублей. «Следователи ставили большую сумму почему-то, говорили, что так надо и это запутанная история», — потерянно объяснила девушка.

.

«РАЗВЕ ЛЮДЕЙ УВЕДОМИЛИ О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ СЕМИНА?»

И вновь встала проблема языкового барьера. Многие из потерпевших — уроженцы Азербайджана и Узбекистана, и они с трудом разговаривают на русском, что затягивает судебные заседания, превращая процедуру допроса в каламбур. К слову, адвокаты и сами потерпевшие не раз поднимали вопрос о предоставлении переводчиков, однако суд в удовлетворении этой просьбы отказывает.

Еще одна особенность процесса — ни один потерпевший не был ознакомлен с материалами уголовного дела и заключением экспертиз. Гособвинитель Ольга Зарипова объяснила это тем, что предприниматели один за другим писали заявления об отказе от ознакомления с материалами.

Поверхностное знакомство с материалами уголовного дела приводит к тому, что потерпевшие с завидным постоянством продолжают направлять гражданские иски в адрес миллиардера, владельца компании ASG. Так, 48-летний уроженец Азербайджана Гадин Фараджов потребовал взыскать с него 1 млн. рублей. Предприниматель оценил имущественный вред от пожара в 2 млн. рублей.

.

— Семина у нас нет на скамье подсудимых, — спокойно объяснила предпринимателю прокурор.

— Тогда с Хайруллина, — быстро нашелся мужчина. Свою позицию он уверенно обосновал выводами, которые сделал после просмотра видеоролика на видеохостинге YouTube. — И по телевизору говорили, что Хайруллин виноват, и в интернете. На YouTube я смотрел.

Защита Хайруллина в ответ заявила любопытное ходатайство, из которого следовало, что потерпевший Фараджов состоит в родственных связях с гендиректором ООО «Заря» Гульгусейном Наджафовым — якобы его двоюродная сестра замужем за подсудимым. В диалог вмешался судья Кировского районного суда Феликс Сабитов.

— Вам небезразлично будущее подсудимых Гахраманова и Наджафова? — спросил судья.

— В смысле как безразлично? — непонимающе переспросил Фараджов.

— У вас имеется двоюродная сестра? — терпеливо продолжил судья.

— Да, есть, одна по отцу, брата дочь, — ответил предприниматель.

— Вы понимаете, что такое двоюродная сестра? — уточнил Сабитов.

— Да знаю, у нас бывает дочка брата, это как родная и кровная. А если так посчитать, то четыри или пять есть, — на ломаном русском разъяснил тот.

— Из ваших родственников кто-либо замужем за Наджафовым? — обратился к сути вопроса служитель Фемиды.

— Да по-моему, его жена есть одна из наших, не из родных которая, — растерянно ответил потерпевший, что, впрочем, не прояснило картины. Судья отступился с вопросами.

.

Таким образом, на двух заседаниях были допрошены пять потерпевших. Всего из 703 пострадавших свои показания дали 43 человека. Повторно Кировский суд приступит к допросу погорельцев 18 апреля.

Напомним, первое открытое судебное заседание по уголовному делу о трагедии в торговом центре «Адмирал» состоялось 9 марта, на нем в обязательном порядке присутствовали 12 подсудимых. Собственник и гендиректор ООО «Заря» Гусейн Гахраманов и его отец Наджафов, гендиректор «АС Менеджмент» Хайруллин, заместитель Гахраманова по пожарной безопасности Николай Каекин, судебные приставы Минзиля Сафина, Алпарова, специалист инспекции Госстройнадзора РТ Галия Исаева и рабочие Альберт Халиков, Наиль и Нияз Габдулхаевы, Фердинанд Ульданов и Фанис Мухаметханов. Все обвиняются в причастности к пожару в ТЦ «Адмирал», который произошел 11 марта 2015 года. Сначала загорелся пристрой у торгового центра, затем огонь перекинулся на все здание. Конструкция не выдержала, обвалилась часть кровли. Под завалами погибли 19 человек, еще 61 получил травмы различной степени тяжести. Общая сумма материальных претензий составила 1,4 млрд. рублей, в денежном выражении требования по компенсации морального вреда достигли 11,2 млрд. рублей.