Из шести проектов, вынесенных накануне на рассмотрение градсовета Набережных Челнов, архитекторы одобрили лишь... две входные группы. Забраковали и эскизы гипермаркета питерской «Ленты», и четырехэтажный пристрой к торгово-деловому центру «Единство» Рамиля Галеева, которому рекомендовали на треть уменьшить аппетиты. На этом фоне Ринат Абдуллин, Юрий Петрушин и все-все-все поспорили о том, куда движется автоград, в котором, по версии главы правления ТПП Закамья, «бизнес существовать не может».
Из шести проектов, вынесенных накануне на рассмотрение градсовета Набережных Челнов, архитекторы одобрили лишь две входные группы / Фото: nabchelny.ru
«ЕЩЕ НЕ ЗАБИТЫ СВАИ, А УЖЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ ВИСИТ О СДАЧЕ В АРЕНДУ»
За несколько минут до начала заседания градостроительного совета, состоявшегося накануне вечером в мэрии автограда под председательством сити-менеджера Рината Абдуллина, председатель правления ТПП Закамья Юрий Петрушин попросил внимания собравшихся. «Уважаемые члены градостроительного совета, обратите внимание на то, сколько в городе висит объявлений о продаже объектов, торговых и офисных площадей — там продается, там продается... Еще не забиты сваи, а уже объявление висит о сдаче в аренду. Задайте себе несколько вопросов: зачем это строится, кто дает разрешение, к каким приводит это последствиям? В Набережных Челнах торговых площадей больше норматива в три раза! Сегодня в городе малый и средний бизнес в сфере торговли практически убит, убит офисный бизнес, общественное питание убито! Информирую вас, предпринимательские структуры из города уходят — в Башкирию, в Марий Эл, в Москву и в другие регионы. Многие вопросы зависят не от власти, а от нас с вами. Мы сами создали в городе такие условия, что бизнес здесь существовать не может. Мы сами своими руками все задушили. Поразмышляйте на эту тему, пожалуйста. Ведь эта зараза в городе длится уже несколько лет».
Статистика вполне перекликается со словами Петрушина. Согласно опубликованным исполкомом города данным, Челны действительно занимают второе место в республике после Казани по обеспеченности торговыми площадями, но норматив превышен не в три, а только в 1,7 раза. На тысячу жителей в автограде приходится 1143 кв. метра торговых площадей.
Сложно однозначно сказать, какое впечатление на архитекторов произвел «экспромт» Петрушина: многие члены градсовета если и слушали его спич, то вполуха. Но, видимо, на подсознательном уровне посыл председателя ТПП засел в нужном месте подкорки головного мозга. Из шести заявленных к рассмотрению проектов в итоге приняты были только два, да и те не претендуют на звание полноценных. Немного покритиковав, члены градсовета приняли большинством голосов проект входной группы в частную стоматологическую клинику «Нур» в 62-м микрорайоне и согласились с измененным входным узлом в помещение бывшего кафе «Самолет», которое сменило собственника. Были отправлены на доработку эскизные проекты многофункционального центра с кафе, магазинами и офисными помещениями, который хотят расположить на месте снесенного летнего кафе «Акватория» рядом с ТЦ «Сити Молл», и офисного помещения на ул. Машиностроительной. В первом случае собственник для организации парковочных мест на своем объекте «позарился» на муниципальные земли, да еще засаженные полувековыми соснами, а во втором — архитектор города Алмас Идрисов настоятельно рекомендовал придать, в общем-то, и так довольно симпатичному проекту «больше динамики».
Главным вопросом повестки был эскизный проект торгового комплекса «Лента», который компания планирует реализовать в географическом центре города, на месте почившего в бозе в конце нулевых ПАТП-1
«ПРИЗНАТЬСЯ, МНЕ ЖАЛКО АРХИТЕКТОРОВ»
Главным же вопросом повестки, был, безусловно, эскизный проект торгового комплекса «Лента», который компания планирует реализовать в географическом центре города, на месте почившего в бозе в конце нулевых ПАТП-1. Питерский ретейлер, уже построивший в городе один гипермаркет, пользующийся у челнинцев достаточной популярностью, теперь, судя по всему, вознамерился развить свой успех. «Лента» планирует поставить свой новый объект на главной транспортной артерии, соединяющей старую и новую части города, — Набережночелнинском проспекте. С 2012 года огромный участок в комплексе 17А поселка ЗЯБ площадью более 63 га целиком принадлежал калининградской компании «ВестРусДевелопмент», входящей в ГК «Вестер». Компания объявляла о намерениях построить на этом лобном месте крупнейший в городе торговый центр с не менее громким названием Grand Voyage. Планировалось, что в нем расположатся гипермаркеты продовольственных товаров, бытовой техники и электроники, спортивных товаров и другие. Торговая галерея по задумке должна была включить в себя более 120 магазинов одежды, обуви и сопутствующих товаров. Кроме этого, была запланирована и развлекательная часть с кинотеатром и зоной общепита. Общая площадь торгового комплекса должна была составить 106 тыс. кв метров. В строительство челнинской «Меги» калининградцы планировали в 2012 году вложить более 2,2 млрд. рублей. Однако этим грандиозным планам не суждено было сбыться. Очевидно, свои коррективы в них внес не вовремя разразившийся финансово-экономический кризис, из-за которого компания сначала несколько раз откладывала начало строительства, а в итоге и вовсе отказалась от проекта, уступив большую часть своего земельного участка ретейлеру из культурной столицы. В какую сумму обошелся участок питерцам, история умалчивает, однако, забегая чуть вперед, скажем, что за весь массив в 63 га «Вестер» запрашивал 700 млн. рублей.
Архитектор проекта Касим Тулебаев, представляя типовой, абсолютно без каких-либо видимых архитектурных изысков эскизный проект гипермаркета общей площадью 9,5 тыс. кв. метров, попытался обратить внимание на экономическую сторону вопроса. По его словам, предусмотрена круглосуточная работа торгового объекта, в его составе будет функционировать собственное производство — пекарня, кулинария и производство полуфабрикатов из мяса и рыбы. Подразумевается создание 250 - 300 новых рабочих мест. Тулебаев обратил внимание слушателей и на то, что «Лента» будет находиться на налоговом учете в Набережных Челнах, что также должно способствовать пополнению городской казны. Площадь участка, на котором предполагается строительство, составляет 36 га, вторая половина участка осталась в собственности «ВестРус Девелопмент». Парковочными местами торговый объект будет обеспечен, исходя из нормы 10 машино-мест на 100 кв. метров торговых площадей, пообещал докладчик.
— Там столько народу ходит, что просто напрашивается подземный или надземный переход, — начал торпедировать проект кто-то из архитекторов.
— Принимается, я согласен, Там действительно напрашивается переход, — поддержал критику Абдуллин.
«Сегодня остановка «Пединститут» — это центр наших пробок. Посадив такой объект в этом месте, мы просто в два раза увеличим их протяженность»
— Сегодня остановка «Пединститут» — это центр наших пробок, — взял слово Уел Хусаинов, экс-гендиректор «Челныводоканала». — Посадив такой объект в этом месте, мы просто в два раза увеличим их протяженность .Безусловно, место очень привлекательное, но надо продумать, как расширить пропускную способность и по Набережночелнинскому проспекту, и по улице Низаметдинова, и по улице Сергея Титова. На последней улице, кстати, две легковые машины еле-еле разъезжаются, а если там и грузовой транспорт пойдет, а мы видим, судя по проекту, что именно там он и пойдет, эта ветка просто будет забита. В этом районе в часы пик не проехать, а мы просто запрем этот центр города. Здесь действительно нужны какие-то решения, связанные с расширением проезжей части.
— Если смотреть на эту территорию сверху, то получается какая-то асфальтовая сковородка, очень много машино-мест. Обычно они устраиваются под зданием, а у вас открытая автостоянка. Все полностью засфальтировано, так же не делается, — упрекнул коллегу Алмаз Файзиев, сотрудник архитектурно-проектной мастерской «Эксклюзив проект». — Не хватает зелени. Это же делается для людей, а не для машин. А что касается самой коробки, пожалуйста, ставьте ее на первой автодороге. Но здесь?!...
«Если смотреть на эту территорию сверху, то получается какая-то асфальтовая сковородка, очень много машино-мест»
Волна критических замечаний к проекту только нарастала. Смачными эпитетами одарил проект Ильдус Камалов, глава инженерного центра «Синергия».
— Признаться, мне жалко архитекторов. С умным видом мы сейчас что будем обсуждать? Как туда предлагают коробку поставить? Да какая к черту разница — желтой она будет, оранжевой или серой! Архитектуры-то нет! — начал рубить правду-матку Камалов. — Самая интересная видовая точка, 36 гектаров! Там вообще нужно было сделать так, чтобы на стадии проекта планировки территории архитекторы спорили бы до драки о том, какой объект вообще туда нужно посадить. Там настолько сложное место, там ведь рекорды бьются по количеству ДТП. Категорически нельзя ставить туда этот магазин! Такие магазины во всех нормальных городах сгоняют на окраины. Я считаю, что это просто угробит наш город. В этом месте напрашивается какое-то транспортное кольцо. Туда ведь будут постоянно приезжать фуры... Это же не магазин, это склад! Никакой архитектуры нет! Коробка и есть! Посылочный ящик! Что здесь обсуждать?! Я считаю, что те, кто дал землю под этот объект, поступили неправильно, они не пожалели наш город, поэтому думаю, что нормальные архитекторы не могут поддержать этот проект. Там будут постоянные пробки, поэтому инвестору нужно дать хороший участок в другом месте.
— Такой спич у вас, Ильдус Хабибович. Это же вы продали это место и ПАТП-1 кончили! — напомнил Абдуллин. — Вы же депутатом были, когда это все происходило! Вы же до этого у власти были! ПАТП разгромили и продали под торгово-развлекательный комплекс! Разрешенный вид использования этого участка уже на протяжении десятка лет „под торгово-развлекательный комплекс!“ Что же вы до этого-то молчали?! „Лента“ купила этот участок. Об архитектуре говорите, если вы профессионал!
— А кто говорит, что я молчал? И какая там вообще архитектура может быть? — возмутился в ответ на претензии аксакал.
— А что теперь-то говорить, если земля была уже отдана под торгово-развлекательный центр? Об архитектуре говорите! — вновь призывал Абдуллин.
Смачными эпитетами одарил проект Ильдус Камалов, глава инженерного центра «Синергия» / Фото: «БИЗНЕС Online»
«МАГАЗИНЫ И ЖИЛЬЕ — ЭТО НЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА, ЭТО ПОГИБЕЛЬ!»
В спор Абдуллина с Камаловым вмешался Петрушин, предложив пригласить руководство «Ленты» в город и сесть с ними за стол переговоров, чтобы уговорить их на равноценную площадь в другом месте.
— Но этот участок у них уже в собственности. Это же надо будет вести речь об изъятии. Пойдут они на мену или не пойдут? — начал размышлять вслух Абдуллин — Они ведь только часть участка „Ленте“ продали. У них еще остался кусок. И что у них там будет дальше, еще тоже вопрос.
Впрочем, сити-менеджер предположил, что с руководством города у компании наверняка встречи еще будут, так как вопросы и по транспортной развязке и по пешеходным переходам обсуждать придется, после чего опять призвал собравшихся говорить все же об архитектуре.
— Там нужно транспортное кольцо делать на перспективу с подземными или наземными пешеходными переходами. Проекта планировки нет, генплана нет. Когда им выдавали разрешение, архитекторы ведь не принимали никакого участия, решали-то не архитекторы! — кинул камень в адрес прежней городской администрации Камалов.
— Да не в этом дело! — не согласилась с Камаловым Татьяна Хайман, экс-руководитель детской школы архитектуры и дизайна «Да-Да». — Целая куча объектов появилась в городе, которых не должно было быть вообще! Какой смысл сейчас винить кого-то?
— Минуточку! — решительно прервал ее Петрушин. — Если мы так вопросы ставить будем, мы никогда никаких вопросов в городе не решим. Вам нужно проехать по городу, посмотреть вокруг! Везде объявления: продается и сдается в аренду. Но почему на хребтах малого и среднего бизнеса кто-то делает свой бизнес? Ну когда-то ощетиниться же надо, в конце-то концов! В этом городе жить кому-то надо! Ведь 70 процентов молодых людей уезжают из города! Вы подумайте, ваши же дети уезжают! Никого не остается в городе, город превращается в рабочий поселок! Неужели это никого не интересует?! Ладно, мы уйдем, умрем, но ведь здесь же дети остаются!
— Спасибо Юрий Иванович, но я не согласен с тем, что город превращается в рабочий поселок. Город развивается, город растет. Вы зря говорите так. Да, молодежь уезжает учиться и... — начал Абдуллин.
— И не возвращается... — позволила себе по-своему продолжить его фразу Хайман.
— Кто-то возвращается. Не надо наговаривать, нормально город развивается, — дал свою оценку сити-менеджер.
— Ринат Азгарович, не трогайте мою больную рану. Ни одного института в городе нет! Последний КамПИ был — закрыли, все разваливается. Было 60 докторов наук, осталось 7. Науки нет в городе! Как можно говорить, что город развивается? Магазины и жилье — это не развитие города, это погибель Мы же о другом речь ведем!. Мы говорим о том, что город должен развиваться в социальном, культурном, научном плане. Вот о чем идет разговор. А то, что мы там столько-то объектов понастроили — это не город, это поселок. Действительно рабочий поселок! Я это с цифрами на руках докажу кому угодно! — активно жестикулируя, вошел в раж Петрушин.
Юрий Петрушин: «Это вы, архитекторы, виноваты, что город у нас оказался в таком состоянии! Это вы пальцы свои спрятали, засунули куда не надо и молчите!» / Фото: «БИЗНЕС Online»
Словно в подтверждение слов Петрушина Хайман в свою очередь напомнила, что она сейчас пишет статью в некое издание, и, согласно ее исследованию, в рейтинге городов-полумиллионников Набережные Челны находятся далеко не на первых местах. «Мы можем писать в нашей энциклопедии все что угодно, но факт остается фактом. У нас русский драмтеатр находится в бывшем „Интерклубе“, татарский драмтеатр — в приспособленном помещении райкома партии. Все всё знают, даже смешно об этом говорить. В городах, сопоставимых с Челнами по количеству населения, уже давно есть оперные театры, филармонии, планетарии, кукольные и драмтеатры и т. д. Мы, конечно же, моногород, но совсем уже доходить до ручки тоже нельзя! — взмолилась преподавательница. — Если читать генплан Рубаненко, у нас же совершенно другим город должен быть! Поэтому отсюда молодежь и уезжает! Не мне ли лучше всех об этом знать?! За 24 года существования архитектурной школы сколько у меня выпускников уезжает из города и сколько возвращается обратно! Мы такими вещами мало занимаемся. Поэтому считаю, что тех, кто приходит и старается такие лакомые куски взять, нужно обременять какими-то вещами, которые они в этом городе могут построить! Ну так же невозможно! Торговых площадей море, а, извините меня, здравомыслящему человеку некуда даже сунуться со своим здравомыслием и культурными потребностями! Я понимаю, что это не только ваш вопрос, что он тянется много лет. Но когда-то же хоть лбом ткнуться надо в эту проблему! Поэтому считаю, что „Лента“ напротив Пединститута и БСМП — это совсем как-то уже грустно».
Критика главы союза архитекторов города Рината Сафиуллина была направлена исключительно на автора типичного проекта. «Я считаю, что работа сделана плохо. Очень плохо. Градостроительные, планировочные, транспортные вопросы и архитектура вообще не решены! Я обычно архитектуру на градсовете не обсуждаю, это остается на совести архитектора, но здесь... Тот фасад, который вы нам здесь предлагаете, был актуален 20 лет назад. Сегодня другое время! Мне кажется, не надо ничего рассматривать, не надо никого винить — ни администрацию города, ни кого-то еще. Нужно просто вернуть проект обратно и все переработать. А то, что вы здесь сегодня нам рассказали и показали — это просто детский лепет», — обращаясь к Тулебаеву, прямо заявил Сафиуллин.
«А я вопрос вообще по-другому ставлю, — снова встал Петрушин. — Давайте от имени архитектурного сообщества, от имени общественности я соберу совет старейшин, и мы обратимся к руководителю города, чтобы он пригласил руководство „Ленты“ и сохранил этот участок для другой застройки, которая необходима городу. А инвестору предложить равноценную площадь в другом месте!»
В ответ прозвучала реплика Сафиуллина, заявившего, что подобный подход неправильный. Но это вызвало бурю возмущения у Петрушина: «Это вы, архитекторы, виноваты, что город у нас оказался в таком состоянии!. Это вы пальцы свои спрятали, засунули куда не надо и молчите! Зайдите в 7-м микрорайоне в арку, посмотрите, что там творится! Сходите, сходите, как архитектор сходите! Тогда давайте будем привлекать к ответственности тех, кто это допустил! Это прежняя власть сделала, но никто ни за что не отвечает! Но это же не может продолжаться! Мы же не можем согласиться с тем, что если участок продали, то пусть теперь новые собственники делают все что хотят?! Надо помочь руководству города войти в контакт с ними и найти какое-то решение! Это же немыслимо, чтобы это появилось в центре города! К нам приезжают делегации, такой завод у нас есть, рядом особая экономическая зона — и будет стоять этот одноэтажный торговый барак... Вы же архитектор! Я в корне не могу с этим согласиться!»
После столь эмоционального выступления главы совета старейшин Абдуллин решился раскрыть детали переговорного процесса, который вел в свое время с калининградской компанией исполком. «Мы совершали попытки с владельцем этого участка договориться, чтобы они продали его нашим бизнесменам. Но они запросили 700 миллионов рублей за это участок! За такую сумму ни один наш инвестор не захотел его выкупать. Потом мы их начали подталкивать, чтобы они хотя бы строить на участке начали свой торговый комплекс. Что-то же делать надо с этим участком! Но они на контакт не шли и сейчас не идут. Вот вам история. Хозяева этой земли не идут на контакт, зарегистрированы они в Калининграде. „Лента“, зная о назначении участка, заплатила, наверное, какую-то сумму за него. Ситуация сейчас патовая. Она, может быть, мне тоже не нравится. Но сегодня с хозяевами „Ленты“ нужно говорить о том, чтобы архитектуру изменить. Или, может быть, как предлагает Юрий Иванович, место поменять. Какой-то компромисс надо находить. И сколько бы сегодня Ильдус Хабибович ни кричал, но частная собственность превыше всего. Если бы у них была аренда, нам было бы проще с ними разговаривать», — объяснил Абдуллин, предположив, что архитектор проекта передаст руководству компании все пожелания, после чего, возможно, и мэр Наиль Магдеев пообщается с руководством компании.
«СТРОИТСЯ ОБЪЕКТ 6 ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ! И ОСТАЕТСЯ ПОД ПАРКОВКУ ВСЕГО 300 «КВАДРАТОВ»! НАС ОБМАНЫВАЮТ!»
Проект четырехэтажного пристроя к уже существующему бизнес-центру «Единство», которым владеет известный в Татарстане медиабизнесмен Рамиль Галеев, тоже вызвал немало споров. Представлял проект архитекторам главный инженер компании «Единство капитал» Ринат Залалтдинов. «Согласно выданному ГПЗУ, нам разрешено строить здание не выше 16 метров. Наше здание имеет высоту 15,9 метра. Оно четырехэтажное, мы хотим разместить в нем офисные помещение и сдавать в аренду», — выйдя к трибуне, начал презентовать проект Залалтдинов. По его словам, компания планирует пригласить разместиться в пристрое в числе других арендаторов школу раннего развития детей, так как в микрорайоне остро ощущается недостаток детских дошкольных заведений. Общая площадь застройки составит 470 кв. м, в то время как общая площадь пристроя торгово-делового центра превысит 2,2 тыс. кв. метров.
— Согласно строительным нормам, у нас там должно быть 86 машино-мест на парковке, но мы имеем сейчас 106 машино-мест. После постройки здания парковочных мест останется 86, — докладывал защитник проекта.
— Там проехать сегодня-то вообще невозможно, а вы еще здание к проспекту двигаете, — бросил камень в огород проектировщиков Айрат Насыбуллин, глава управления административно-технической инспекции исполкома.
— Мы же строим не на дороге, а на своем участке! У нас земля в собственности. ГПЗУ у нас есть, все нормы соблюдены, — парировал главный инженер.
«Согласно выданному ГПЗУ, нам разрешено строить здание не выше 16 метров. Наше здание имеет высоту 15,9 метра. Оно четырехэтажное, мы хотим разместить в нем офисные помещение и сдавать в аренду»
Однако Александр Кислов, глава администрации Комсомольского района, напомнил, что буквально вчера был рядом с этим зданием и наблюдал, как мусоровоз, загрузившись контейнерами на заднем дворе «Единства», минут 40 не мог выехать оттуда, так как проезд был загорожен машинами.
— У вас есть предложения конструктивные? — спросил у архитекторов Абдуллин. — Человек собирается строиться, земля у него в собственности. ГПЗУ на руках. Какие от вас предложения-то будут к его проекту? Размер, может быть, уменьшить?
По словам Сафиуллина, при работе над проектом должны были учесть нормативы градостроительного проектирования, утвержденные соответствующим постановлением кабмина РТ, а этого, по его словам, сделано не было.
— У вас 106 машино-мест. Вы изымаете практически треть площади парковки, добавляете дополнительные «квадраты» и при этом не создаете никаких новых парковочных мест. Вы же не соблюдаете закон! Ринат Азгарович, строится объект общей площадью (с учетом уже имеющегося здания) 6 тысяч (!!!) квадратных метров! И остается площадка под парковку размером всего в 300 квадратных метров! Нас обманывают! — воззвал к сити-менеджеру Сафиуллин.
— По расчетам у нас проект проходит. 5 - 7 машино-мест на 100 работающих в ТДЦ человек, — уточнил Залалтдинов.
— А где у вас ГПЗУ? — спросил Ленар Сальманов, директор службы градостроительного развития, которая и занимается выдачей ГПЗУ.
Выяснилось, что застройщик превысил допустимую зону застройки, когда главный инженер предоставил ему документ.
— Когда «рисуется» зона застройки, это не означает, что ее нужно застраивать на 100 процентов, как у вас, — начал объяснять Сальманов. — В пределах этой зоны нужно брать где-то 70 процентов, а 30 процентов дается на благоустройство. А вы хотите застроить всю зону на 100 процентов.
— Это что, получается, нам нужно на треть объект уменьшать? — растерялся Залалтдинов. После утвердительного кивка директора СГР Абдуллин порекомендовал проектировщикам еще раз встретиться с Сальмановым, чтобы исключить в дальнейшем аналогичные нестыковки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.