Наталия Фишман Наталия Фишман: «Наметили пунктиры и дальше будем прорабатывать. Над каждым проектом работает отдельная команда, когда мы будем подходить к реализации, то будут общественные обсуждения»

ЧТО МОСКОВСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ ПОДГОТОВИЛИ ТАТАРСТАНУ ЗА «СОТНИ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»?

В Казани подвели итоги второго татарстанского архитектурного воркшопа (семинара) «Весенний МАРШ’17» с участием 6 московских архитекторов-практиков. То, что за 7 дней с выездом «в поля» удалось сделать москвичам, районным архитекторам, главам районов и студентам КГАСУ, показали на презентации в казанском IT-парке 21 апреля.

«Большая часть того, что мы демонстрируем, — это концепции развития территорий, которые будут доработаны и реализованы в 2018 году, — предупредила помощник президента РТ Наталия Фишман, открывая итоговую встречу. — Однако некоторые проекты мы можем реализовать и в 2017-м». В этом году специалисты предложили решения для сел Старое Дрожжаное, Мингер, а также городов Зеленодольска, Бугульмы, Верхнего Услона и Елабуги. Как уточнила «БИЗНЕС Online» Фишман, в той или иной степени представленные проекты готовы к реализации, но в республиканском бюджете пока нет на них средств. Однако о серьезности воркшопа говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году архитекторы сделали 7 проектов, пять из них в практически неизмененном виде реализовали в 2016 году — это набережная реки Кама в поселке Красный Ключ, набережная «Солнечный Ик» в селе Муслюмово, парк им. Фардиева в Заинске, набережная реки Нурминки в Кукморе и набережная реки Ошмы в Мамадыше. Еще два проекта воплотят в этом году в Менделеевске и Богатых Сабах.

По сравнению с прошлым годом в два раза больше стало и участников практического семинара — он открыл свои двери не только для сотрудников «Архитектурного десанта», но и студентов КГАСУ, собрав свыше 400 участников по республике. Более 250 человек из районов постоянно слушали лекции по видеосвязи. В целом проект несет не только практическую функцию, но и школу мысли для архитекторов, формируя умение мыслить категориями общественных пространств. На вопрос нашего издания помощник президента РТ сообщила, что подготовка и проведение воркшопа обошлись в «сотни тысяч рублей».

Ирек Файзуллин Ирек Файзуллин: «Жизнь постоянно требует принятия новых решений, иначе мы закостенеем, застынем. Все равно надо убеждать, в том числе и нас, руководство республики, в необходимости комплексного освоения территорий»

Неожиданно для всех на мероприятие пришел министр строительства и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин. По мнению министра, подобные обсуждения позволяют избавить глав администраций и заказчиков от некрасивых решений — хотя бы потому, что позволяют расширять кругозор. А таких «нехороших» решений бывает, к сожалению, предостаточно, сказал он. «Очень много сказано про городские пространства, про комфортную среду. Уже третий год мы меняем свое отношение и приходим к необходимости принятия комплексных решений по территориям, — сказал он во вступительной речи. — Жизнь постоянно требует принятия новых решений, иначе мы закостенеем, застынем. Все равно надо убеждать, в том числе и нас, руководство республики, в необходимости комплексного освоения территорий».

Фишман еще до начала обсуждения сразу уточнила, что пока это только концепции. «Наметили пунктиры и дальше будем прорабатывать, — сказала помощник президента РТ. — Над каждым проектом работает отдельная команда, когда мы будем подходить к реализации, то будут общественные обсуждения».

Александр Тыгин Александр Тыгин: «У любого общественного пространства должен быть якорь, это принципиально. А вот у ДК „Родина“ этого якоря нет»

В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ СХЕМА НЕ «ЗАКИПЕЛА», НО В РЕНОВАЦИЮ «ПОДЗАСОХШЕГО» МЕСТА У ДК «РОДИНА» МОГУТ ВЛОЖИТЬ 4 МЛН. РУБЛЕЙ

Но перейдем к самим проектам. Свои решения по благоустройству парка у дома культуры «Родина» с площадью и фонтаном в Зеленодольске предложила команда под руководством основателя архитектурного бюро XYZ Светланы Головиной. Как выразились архитекторы, сейчас сам парк и прилегающая к нему площадь — «это необустроенное пространство без ясного зонирования с устаревшими архитектурными формами и наружной теплотрассой».

Концепция же предлагает облегчить доступ в парк с разных сторон, насытить его функциями, в том числе теми, с которыми парк исторически ассоциируется у горожан. В качестве примера разработчики почему-то привели только танцевальную площадку, хотя когда-то зона отдыха включала в себя целый парк аттракционов с колесом обозрения и небольшой американской горкой. Среди идей оказались также яблоневый сад, неизменные (и столь нелюбимые местным главой) велодорожки и обзорная площадка на вершине водонапорной башни, которую в Зеленодольске пока используют как тренажер для скалолазов. Но в целом предложения, по оценкам главы города Александра Тыгина, показались размытыми.

«У любого общественного пространства должен быть якорь, это принципиально. А вот у ДК „Родина“ этого якоря нет», — сказал градоначальник. Говоря о якоре, Тыгин обратил внимание на то, что в проекте должно быть место для субъектов малого и среднего бизнеса. «Иногда нужно предусмотреть пятачок 10 на 10, чтобы там могли поставить надувную горку для детей, — обратился мэр города к разработчикам и предложил до конца проработать вопрос с логистикой пешеходов и транспорта. — Цифры понятны, схема понятна, но она не „закипела“. Хочется в проекте видеть время суток и время года. Кто в 6 утра вышел на пробежку и кто в 5 утра ушел оттуда с легким состоянием похмелья? Если мы это видим 24 часа, то территория удалась».

Зеленодольск. Концепция предлагает облегчить доступ в парк с разных сторон, насытить его функциями, в том числе теми, с которыми парк исторически ассоциируется у горожанЧтобы открыть, нажмите

Видят ли власти реализацию проекта? Как пояснил Тыгин нашему корреспонденту, в этом году муниципалитет выделит 4 млн. рублей на реновацию фонтана и озеленение площади у ДК «Родина». В целом же проект прорабатывается в рамках уже обсуждаемых планов благоустройства городских пространств. «Мы занимаемся сейчас проектами на 2018 - 2019 годы, но некоторые элементы этого плана будут реализованы уже в этом году, — сказал Тыгин. — Нормальной организации свойственна этапность, и чем глубже и заранее мы возьмемся, тем получится лучше». Вместе с тем сама эта территория довольно сложна с точки зрения пешеходного трафика, добавил глава. «Работая с озером (с 2016 года в Зеленодольске ведется реконструкция городского парка с водоемомприм. авт.), мы поняли, что у него есть транзит. А наше место у ДК... оно несколько на обочине жизни и немножко подзасохло. Геннадий Егорович (Емельянов — бывший глава Зеленодольского района — прим. ред.) тоже пытался его реанимировать».

Геннадий Емельянов: «Елабуга — она особая, ей тысяча лет...»

КАК СВЯЗАЛИ ДРЕВНЮЮ КРЕПОСТЬ ЕЛАБУГИ С «ЧЕБУРАШКОЙ» И «ПИОНЕРСКИМ», А В БУГУЛЬМЕ ПОПРОСИЛИ 68 МЛН. РУБЛЕЙ

Немного опоздавший на презентацию глава Елабужского района Емельянов вспомнил, как работал в Зеленодольске с вопросами благоустройства. «И четыре фонтана, и благоустройство озера, и заборы... Чего только не было!» — сказал он. Тут стоит напомнить, что именно в период мэрства Емельянова городской парк со стороны ул. Ленина в Зеленодольске отделили забором из необрезной доски, за что горожане шутливо нарекли этот дизайн «деревней». Бывший глава Зеленодольского района, впрочем, отметил, что тогда ситуация требовала действий, обновления в городе.

Ну а воркшоповцы тем временем перешли к вариантам благоустройства общественных пространств Елабуги. По версии разработчиков под руководством главы архитектурного бюро «А-Б» Андрея Чельцова, природный ландшафт с древней крепостью, живописными оврагами и крутыми склонами недостаточно связан с городским пространством в виде парков «Пионерский», «Старый Майданъ» и «Чебурашка». «Туристические маршруты к руинам крепости идут в обход парка, визуальные и пешеходные связи паркового комплекса с ландшафтом нарушены оградами, частными владениями, отсутствием дорожек, — так описывались проблемы местности. — Комплекс не имеет целостного образа, состоит из разобщенных частей, разделенных препятствиями». Проект же предлагал объединить парки в единую систему с устранением границ между ними, созданием единого стилевого решения, системы навигации и освещения. Глядя на слайды, казалось, что там, где ранее не ступала нога человека, не останется и травы из-за различных точек активностей.

Елабуга. Проект предлагал объединить парки в единую систему с устранением границ между ними, созданием единого стилевого решения, системы навигации и освещенияЧтобы открыть, нажмите

«Мне понравилось то, что вы хотите воплотить в Елабуге совместно с нами, но это, я бы сказал, начало начал, — дал оценку проекту Емельянов. — Елабуга — она особая, ей тысяча лет...»

Острожной в оценке этого и других проектов оказалась и завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова. «Меня пригласили сюда экспертом, к сожалению, пригласили очень поздно, — сказала Мингазова. — Сегодня продемонстрировали огромное количество стилей, направлений, фантазийных решений. Что-то можно сделать, что-то пока заоблачно, но всегда берегите природу — мать вашу! Как концепции проекты могут существовать, заявила эксперт «БИЗНЕС Online», но при реализации обязательно должны быть учтены инженерно-экологические изыскания. «Нельзя дальше проектировать, не имея таких изысканий, — считает Мингазова. — Концепция — это не рабочее проектирование, это идея».

Бугульма. Проект благоустройства главного водоема Бугульмы с прилегающим к нему неиспользуемым элеватором разработчики оценили в 68 млн. рублейЧтобы открыть, нажмите

А вот проект благоустройства главного водоема Бугульмы с прилегающим к нему неиспользуемым элеватором разработчики оценили в 68 млн. рублей. Глава Зеленодольска едва ли не присвистнул. «Счет в Бугульме — это просто удар под дых! — не сдержал эмоций Тыгин. — 68 миллионов... И сразу закисаешь, понимаешь, что далеко мечта не улетит...»

За основу разработчики взяли подготовленный год назад «Архдесантом» проект, часть которого уже реализовали в прошлом году. В планах на 2017 год наметили превращение ул. Гашека в пешеходный бульвар. «Самое главное, что мы предложили, — это вернуть территорию элеватора городу. Открыть к ней доступ, придумать, каким образом ее наполнить активностями, событиями, — сказал сооснователь и партнер архитектурного бюро „Практика“ (Москва) Григорий Гурьянов в общении с нашим изданием. — Это место станет магнитом для тех, кто по каким-либо причинам не имеет в городе своего пространства — это художники, в целом молодежь». Ядро проекта — территория старого элеватора, который сейчас представляет собой комплекс старых зданий постройки с 1913 по 1960 годы. Безудержная фантазия проектировщиков превратила его в центр притяжения: тут тебе и бассейн с солярием (в корпусе 1960 года постройки!), и площадки стритбола, пляжного волейбола, и фуд-корт, и коммерческая зона, и кафе на набережной... Сложность реализации подобного проекта на основе старой промзоны почему-то сразу вызывает в памяти судьбу завода «Серп и Молот», ставшего печально знаменитым торговым центром «Адмирал»...

«МЫ НИКУДА НЕ УЛЕТЕЛИ, БОЛЬШИХ ДЕНЕГ НЕ ПРОСИЛИ»

В Верхнем Услоне разработчики бились за туристическое будущее поселка, где сейчас нет ни одной гостиницы, чтобы развивать это направление. В первую очередь архитекторы предложили создать возможность комфортного отдыха на городском пляже, а затем объединить культурные и природные достопримечательности единым туристическим маршрутом.

«Когда проводился анализ территории, выяснилось, что пляж пользуется огромной популярностью. Туда приезжают в основном жители Казани на один-два дня, — сообщила ведущий архитектор „Архитектурного десанта“, участник разработки концепции Верхнего Услона Лилия Гиззятова. — Это дикий отдых, но поток стабилен и регулярен. Летом между Казанью и Свияжском курсируют катера с остановкой в Услоне, часть пассажиров выходит именно в Услоне и идет на пляж — вода там прохладнее, лучше проточность, хорошая видовая точка — панорама Казанского кремля».

Природу, по словам Гиззятовой, проект не затронет, потому что пляж уже используется. А зимой это место можно использовать в качестве точки рыболовного туризма.

«Мы объединяем территории, выходим на единственный открытый в Татарстане геологический разрез, где видны все окаменелости рыб, моллюсков, — сказала Гиззятова. — Этот потенциал не освоен, а люди туда приезжают. Есть полуразрушенные трубы для обжига, еще сохранились штольни, карстовые пещеры... Туристический каркас сформирован, но пока разрознен».

Верхний Услон. Архитекторы предложили создать возможность комфортного отдыха на городском пляже, а затем объединить культурные и природные достопримечательности единым туристическим маршрутомЧтобы открыть, нажмите

Глава Верхнеуслонского района Марат Зиатдинов по поводу будущего проекта был полон оптимизма. «Меня успокаивает то, что мы никуда не улетели, больших денег не просили, а ходили по земле, — сказал Зиатдинов о проекте. — Есть хорошая концепция, ее нужно детализировать и в 2017 году начать ее воплощать». Впрочем, этому заявлению несколько удивилась Фишман. «Я не знаю, о каких деньгах говорил глава, это, наверное, его деньги, но бюджетные средства на этот проект не заложены», — сказала помощник президента РТ в общении с «БИЗНЕС Online» по итогам обсуждения.

Проблемно звучал проект развития общественных пространств села Старого Дрожжаного — поселения с отрицательной динамикой численности населения. «Некоторые скептически относятся к селу, но комфортные места нужны, чтобы жители села, районного центра тоже чувствовали себя удобно», — рассуждал о проекте глава Дрожжановского района Александр Шадриков.

Старое Дрожжаное. Разработчики предложили построить концепцию возрождения села вокруг развития локального бренда экополиса с брендированием всей местной продукции для продвижения территорииЧтобы увеличить, нажмите

Разработчики во главе с руководителем архитектурного бюро UNK project Юлием Борисовым предложили построить концепцию возрождения села вокруг развития локального бренда экополиса с брендированием всей местной продукции для продвижения территории. «Проблемы нашего объекта типовые для села. Село хорошее, там есть большой потенциал, неплохая экология, есть полезные ископаемые, но оттуда уезжает молодежь, — рассуждает Борисов. — Эта проблема не только села Татарстана, эта проблема актуальна для сельской местности во всем мире. Собственно, проект наш был даже не про благоустройство, а про то, как создать условия людям, которые будут жить здесь через 5 - 10 лет». Сам проект включал в себя приведение в порядок главной пешеходной улицы, создание скейт-парка, навесной мост над рекой Цильной, энергоэффективный экодом и прочее: как выяснилось в результате опроса населения, 45% считают, что молодежи просто не хватает парков, скверов, кинотеатров и прочих рекреационных благ. Треть, правда, добавили, что есть еще проблема с рабочими местами. Так что нужно не что-нибудь, а «Экополис Дрожжаное» — так назвали свой проект разработчики и предложили, во-первых, вести строительство только из экологичных материалов (прощай, столь любимый на селе дешевый пластиковый сайдинг, здравствуй, керамический кирпич!), сами сельчане должны заниматься экоземледелием, а самим жителям экополиса рекомендовали забыть мат, бросить курить и пересесть на велики. На слайдах мелькнула и стоимость проекта: энергоэффективный пилотный экодом площадью 150 кв. м — 14 млн. рублей, тропа науки и природы — 62 млн. рублей, встроенный в холмы инфоэкоцентр площадью 3,6 тыс. кв. м — 180 млн. рублей... Крутые расходы, но зато в результате — выход на положительную кривую демографии с нынешних 4,2 тыс. жителей до 17 тыс. человек к 2030 году. Что ж, мыслить надо стратегически!

«Вопрос в том, что задачи возникли новые и нетиповые, это вам не распилить землю, посадить травку или облицевать домик другим материалом! — сказал Борисов, давая оценку воркшопу в целом. — Мы как архитекторы не только проектируем среду, а осознаем, гармонизируем ее под определенные процессы».

Мингер. Разработчики предложили свои идеи для создаваемого вдоль реки Меши пойменного парка с «Сабантуй-тропой» (единый туристический комплекс с экскурсионно-познавательными маршрутами и событийным наполнениемЧтобы открыть, нажмите

«В СЕЛЕ ЕСТЬ АКТИВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА... ГРУБО ГОВОРЯ, ХОЗЯИН»

Пожалуй, единственным проектом, под который деньги, без сомнения, найти реальнее всего, стала задумка комплексного развития общественных пространств села Мингер, известного как место ежегодного проведения крупнейшего в РТ Сабантуя. Там же находится полноразмерная копия башни Сююмбике. Мингер — это родовое село главы фонда газификации РТ Джаудата Миннахметова.

Разработчики предложили свои идеи для создаваемого вдоль реки Меши пойменного парка с «Сабантуй-тропой» (единый туристический комплекс с экскурсионно-познавательными маршрутами и событийным наполнением). Сам по себе парк может стать музеем под открытым небом, где постоянной экспозицией является самобытная природа края. Начинается маршрут с прогулки по ландшафтному парку, далее — пляж и гостевые домики, катание на качелях и переход по мосткам над ручьями, а завершается все смотровой площадкой на местной башне Сююмбике. Но все это можно приурочить, к примеру, к такому событию, как свадьба, — и тогда маршрут будет называться «Туй мәҗлесе». Старт — выкуп невесты и никах, закат и рассвет в гостевых домах, обряд 7 мостов и конная прогулка свадебного поезда завершаются в загсе, размещенном во все той же башне имени казанской царицы. Все элементы любовно разработаны — вот вид моста-водопада, а вот — облик музыкального мостика...

Мингер. Площадка может являться местом отдыха, общения с природой
Чтобы открыть, нажмите

«Каждый фрагмент, который мы проработали, очень маленький. Но мы сделали акцент на конкретике, и этот проект можно начинать реализовывать уже завтра, — сказал московский куратор, архитектор-дизайнер Владимир Кузьмин. — Я надеюсь, что, быть может, так и случится... В селе есть активная движущая сила, грубо говоря, хозяин, который развивает эту территорию исходя из своих собственных, исторических, семейных и прочих традиций. Его деятельность выходит из локальных границ села, потому что создается пространство, которое в принципе предполагает более масштабное вовлечение жителей соседних сел, районов. Это площадка под общереспубликанские мероприятия, которые могут проходить в течение сезона, площадка может быть многократно использована. Эта территория может являться местом отдыха, общения с природой для повседневной жизни в районе, нескольких тысяч человек».

Узнать, начнут ли «уже завтра» реализовывать проект, у вероятного инвестора Миннахметова не удалось — его на обсуждении не было, хотя организаторами он был приглашен.

«Цифры я сказать не могу. Стояла задача не определить бюджет, а наметить направление развития и конкретные шаги, два из которых мы в своей работе продемонстрировали. Работы уже идут — сделаны пруды, новые озера, организованы дороги», — сообщил Кузьмин.

В целом, по словам московского куратора, это работа многоступенчатого планирования, в которую должны быть вовлечены специалисты по экологии, организации туристического бизнеса, изменению производственной базы.