«ПУБЛИКЕ ЯКОБЫ НРАВЯТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, А ИМЕННО БАЛЕТЫ НАСЛЕДИЯ И СОВЕТСКИЙ ДРАМБАЛЕТ»

Сегодня в Казани в театре оперы и балета открывается старейший в стране международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Фестиваль пройдет в 30-й раз с 13 по 30 мая. К сожалению, красивая круглая дата не стала поводом для превращения добротного феста в креативный форум. Как и прежде, фестиваль предлагает зрителям слишком традиционные вещи — одну премьеру, репертуарные спектакли, в которых примут участие свои и приглашенные звезды, и два праздничных гала-концерта. В таком неизменном формате Нуриевский фестиваль существует из года в год.

Хотя однажды в 2014 году на фестивале случилась маленькая революция — на гастроли приезжал прекрасный Дортмунд-балет со спектаклями «Сказки Венского леса» и «Триптих». Экстравагантные гастрольные балеты, встроенные между «Жизелью» и «Дон Кихотом», вызвали большой резонанс в СМИ, передовые критики рассчитывали, что грядут приятные изменения, которые коснутся и репертуарной политики театра, но тщетно.

Вместо ожидаемых обновлений началась реакция. Следующие фестивали потекли по старому руслу. Театр открыто дал понять, что не собирается реформировать форум, так как публике якобы нравятся традиционные ценности, а именно балеты наследия («Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка») и советский драмбалет. Между тем и в рамках классического искусства можно интересно лавировать, не потеряв постоянной аудитории.

В Мариинском театре сложился гениальный тандем руководителя феста и его куратора, идеолога — это были худрук балетной труппы Махар Вазиев (на фото) и его помощник Павел ГершензонФото: ©Сергей Гунеев, РИА «Новости»

«ЛЮБОМУ ФЕСТИВАЛЮ, КРОМЕ РУКОВОДИТЕЛЯ, НУЖЕН ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ КУРАТОР»

Не секрет, что Россия в целом серьезно отстала с фестивальным движением. Наверстать упущенное получилось только к концу 90-х годов прошлого века, а довести фестивальную культуру до совершенства лишь в середине нулевых. С балетом дело обстояло получше, так как здесь отставать было не от кого. Такого количества первоклассных балетных театров не было и нет ни у одной страны мира. На Западе проходили фесты современного танца, аналоги которых, как только рухнул железный занавес, появились у нас в разных городах. Но смотры contemporary dance чисто жанровые, они устроены по универсальному принципу — чем больше у фестиваля средств, тем знатнее приедут гостевые компании и тем больше отечественных перформеров смогут представить свои новинки. Государственным театрам эта схема не подходит, так как театры должны прежде всего занимать своих артистов. Татарский театр оперы и балета, будучи пионером фестивального движения, так с самого начала и сделал, и у него вышел фестиваль с плотной праздничной афишей и только.

Первая попытка организовать «другой» фестиваль балета состоялась в Санкт-Петербурге в Мариинском театре в 2001-м. Как видно по опыту Казани, добавка прилагательного «международный» гарантирует лишь присутствие иностранных танцовщиков, что само по себе приятно, но формат феста в виде домашнего праздника не меняет.

Любому фестивалю, кроме руководителя, нужен по меньшей мере куратор. Но не надо путать куратора с продюсером. Последний может организовать на фестивале отличные гастроли зарубежной труппы или устроить приезд мегазвезд. А куратор — это независимый (в идеале) эксперт, который неустанно следит за балетным процессом в мире, ловит тенденции, отсматривает премьеры в ключевых балетных компаниях, открывает новые имена хореографов, суммирует эти знания и затем долго ломает голову над тем, что из всего этого изобилия можно будет вплести в фестивальную афишу, а что — отвергнуть как бессмысленное в нашей реалии, и так далее — без устали и сна.

В Мариинском театре сложился гениальный тандем руководителя феста и его куратора, идеолога — это были худрук балетной труппы Махар Вазиев и его помощник Павел Гершензон. Пилотный фестиваль балета «Мариинский» прошел по традиционной схеме — премьера, спектакли с участием своих и зарубежных звезд и гала-концерт. Но следующие фестивали делались с учетом опыта, приобретенного во время первого феста.

«ВСЕ ЭТИ НАЗВАНИЯ ИМЕЮТСЯ В РЕПЕРТУАРЕ, ПУБЛИКА ИХ ЗНАЕТ, НО КОНТЕКСТ ПОЛУЧИЛСЯ СТОПРОЦЕНТНО ФЕСТИВАЛЬНЫЙ, ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ...»

Уже на второй год появились интересные, специально подготовленные тематические вечера. Так был собран вечер балетов Михаила Фокина, которые обычно идут в парах со спектаклями других хореографов. «Шопениану» танцевали мариинские балерины и наш соотечественник Владимир Малахов, тогдашний директор Берлинского государственного балета. Он же исполнил Петрушку в одноименном балете. В «Шехеразаде» вышел варяг из Москвы Николай Цискаридзе. Казалось бы, все эти названия имеются в репертуаре, публика их знает, но контекст получился стопроцентно фестивальный, экстраординарный. Потому что на сцене встретились несколько персонажей Нижинского, плюс «столкнулись лбами» артисты мирового класса, соперники, которые в обычной жизни никогда не танцуют даже в одной стране, не говоря уже о театре.

Дальше тематическое направление развивалось еще интереснее. В 2003-м, например, был устроен вечер «Темы и вариации классического балета», куда вошли вариации на романтическую тему во главе с «Па де катром» Антона Долина, на славянскую тему («Венгерская рапсодия» из балета «Конек-Горбунок»), и знаменитое Гран па из «Пахиты» украсило вариации на испанскую тему. Эти номера и фрагменты забытых спектаклей нужны было реконструировать, но для знающих людей, которых у нас в стране имеется как минимум двое (Сергей Вихарев и Юрий Бурлака), это посильная задача.

Проходили вечера советской хореографии, где показывали фрагменты «Лауренсии», еще до всех реконструкций Михайловского театра. Знатоки этого периода тоже живут в России и будут счастливы поучаствовать в новых реконструкциях. Там же в Мариинском театре придумали еще одну небанальную форму фестивального спектакля. В один год провели три вечера, посвященные ведущим балеринам театра. Тогда это были Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Дарья Павленко. Получился настоящий агон, битва стилей и коррида темпераментов. Для каждого вечера был придуман постер с фотографией балерины крупным планом. Эти черно-белые плакаты развесили по всему городу. Программу вечера и партнеров балерины выбирали себе сами. На следующий год эстафету переняли мужчины — Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Цискаридзе выступили в авторских программах. Некоторые из артистов смогли заказать себе новый спектакль по такому случаю, не беспокоясь, задержится ли он в репертуаре, так как на фестивальные постановки (гонорары хореографам, художникам и композиторам) для солистов средства дали частные спонсоры, поддерживающие конкретно этих артистов, а не махину театра.

Хотя зрителям нравились нововведения фестиваля (особенно тематические и сольные вечера балерин и премьеров), куратор не унимался и искал все новые и новые ходы для развития форума. К этому моменту (примерно 2005 год) в недрах труппы подросло поколение танцовщиков, которые начали или хотели начать пробовать себя в качестве хореографов, но делали это в рамках полулюбительских концертов вне стен театра. Тогда фестиваль провел мастерскую современной хореографии, где были представлены работы хореографов-артистов из Мариинки и для контраста — постановки сторонних хореографов. Из разового проекта мастерская превратилась в ежегодный смотр работ молодых хореографов. Танцовщиками выступали артисты труппы, мастерские театра готовили декорации и костюмы. Затраты минимальные. На такие вечера, которые каким-то зрителям казались поначалу непонятными, хуже продавались билеты, но этот период уже давно позади.

Следующий этап продвижения фестиваля — трансляции в интернете. В Мариинском театре показы осуществляются через mariinsky.tv. Как показал опыт, на продажи билетов подобные трансляции отрицательно не влияют, скорее, наоборот, подогревают интерес зрителей новых категорий к походу в театр.

ПОЧЕМУ В ПЕРМЬ ЕДУТ СТОЛИЧНЫЕ ЗРИТЕЛИ?

Последние годы международный балетный фестиваль «Мариинский» больше консервируется, чем развивается. Вряд ли стоит брать пример с него сейчас. В отсутствие куратора (Гершензон из театра уволился) никаких интересных тематических вечеров не проводят, творческие вечера танцовщиков называют по старинке бенефисами, и их программы устроены тривиально.

Тем не менее благодаря гастрольным проектам и мастерской современной хореографии фестиваль выгодно выделяется на карте российских балетных фестов, опережает многие региональные смотры, но без развития, без новых идей даже такой прихотливо разработанный формат ветшает.

Хотя аналогичных Мариинскому фестивалю смотров больше в России (да и в мире) нет, один достойный форум, чей опыт тоже стоит иметь в виду, назвать можно. Это Дягилевский фестиваль в Перми (он открывается как раз 14 мая), в котором присутствует солидный балетный контент. Из своего Пермский балет обычно показывает на фестивале новейшую премьеру и предыдущую, никаких заигранных репертуарных названий типа «Жизели» и «Дон Кихота» здесь не будет. Эти балеты можно смотреть весь год, а фест призван настраивать зрителя на новое, обращенное в будущее искусство. И всегда выступает одна или две зарубежные компании с новыми спектаклями, причем стараются привозить раритеты, посмотреть которые съедутся и столичные зрители.

...Не выходит из головы тот год в Казани, когда приезжал Дортмунд-балет, никогда и нигде в России ранее не выступавший. Учитывая, что в «Жизели», которая стояла в афише рядом с немецкими гастролерами, танцевали Светлана Захарова и Сергей Полунин, можно было с уверенностью утверждать, что тогда Казань превращалась на три вечера в балетную столицу...

Екатерина Беляева