Представители 60 университетов России и зарубежья сегодня собрались в Казани, чтобы обсудить насущные проблемы образовательной отрасли. Основной вопрос, на который сегодня должны отвечать педагоги, — идти в ногу с вызовами общества, чего, к сожалению, по оценкам собравшихся экспертов, пока сделать не получается. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, какие изменения планируются в программах обучения учителей и почему Россия не может рассчитывать на технологическую модернизацию.
«МЫ УЖЕ СТОЛЬКО НАРЕФОРМИРОВАЛИ, И СЕЙЧАС КАК РАЗ САМОЕ ВРЕМЯ ОЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ПОЗАДИ»
Долгожданная публичная встреча ректора КФУ и министра образования и науки РТ состоялась сегодня в Казани, где на базе Казанского федерального университета стартовал третий международный форум педагогического образования, который собрал около 500 участников из 60 университетов России и зарубежных стран. Ильшат Гафуров перед самым открытием предупредил журналистов, что форум рассчитан не на учителей, а на тех, кто их готовит. «В подготовке учительских кадров всегда были споры: как их готовить, что делать... Этот форум — площадка, где обсуждаются данные вопросы», — объяснил ректор. Энгель Фаттахов, в свою очередь, уверил, что все существующие программы по подготовке учителей в Татарстане будут продолжены и в следующем учебном году. «Как для основного заказчика подготовки педагогических кадров для нас это первостепенная задача... Немало у нас пилотных проектов именно по профессиональному развитию человеческих кадров, начиная с целевого приема первого курса КФУ, заканчивая аттестационным процедурами, повышением квалификации. Те же проекты и в этом году продолжатся. Для нас это вопрос номер один», — убеждал министр образования РТ, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
Специальным гостем форума стал сенатор Олег Морозов, некогда доцент еще КГУ, который пытался убедить собравшуюся аудиторию, что изменений в российском образовании уже предостаточно: «Мы уже столько нареформировали, и сейчас, наверное, как раз самое время, во-первых, оценить то, что позади. Во-вторых, если что-то менять, то с холодной головой, понимая, для чего ты это делаешь». Уже на самом форуме член Совета Федерации от РТ заявил, что на подобных мероприятиях очень важно услышать социальный заказ и только исходя из этого формировать необходимые изменения. «Ведь все-таки это (реформа — прим. ред.) — очень острый скальпель. Сама система очень чувствительна, и, наверное, в нее нужно вторгаться только тогда, когда у тебя есть серьезные основания. Мы уже многое натворили в этой системе, с чем приходится потом сталкиваться, исправлять, менять, понимая, что что-то сделали не так», — признал Морозов.
Но если тема всероссийской реформы образования действительно уже всем изрядно поднадоела, то без постепенных преобразований в процессе обучения педагогов не обойтись. Фаттахов, выступая перед преподавателями и педагогами, заявил, что необходимо увеличивать объем практических занятий при подготовке учителей, менять формат обучения и повышать персональные навыки студентов на занятиях. «Если учитель привык к пассивным занятиям, то он так и будет преподавать своим ученикам», — настаивал министр образования РТ.
«ЕСЛИ У НАС ГЛАВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА МОЛОТОК И ШВАБРУ, ТО МОЖНО НЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ»
Пленарная сессия началась с доклада Гафурова, больше похожего на рекламу вуза, что, впрочем, и оправдывало его название («Педагогическое образование в КФУ: наш ответ на современные вызовы»). Ректор университета рассказал, как готовят татароязычных педагогов, преподающих, например, естественные науки, как учителя получают знания вместе в профильных институтах, как внедряют онлайн-курсы и следят за тенденциями образовательного рынка. Тут многим участникам конференции, очевидно, захотелось «живинки», и свою изюминку в дискуссию поспешил внести член ученого совета НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Нам нужно проводить очень серьезные перемены в педагогическом образовании в стране, — согласился он с сенатором Морозовым и назвал Казанский университет серьезным примером в этом плане. — Мы видим, что речь идет как о структурных переменах в подготовке педагогов, так и о содержательных требованиях». Тем не менее Фрумин заметил, что в первую очередь обучение преподавателей должно отвечать внешним вызовам общества. «Представим себе замечательного учителя. Он и рефлективный, и практические умения у него есть, и замечательные знания предмета... Но преподает он черчение. Таким образом, он оказывается ненужным школе со своим предметом. Мы должны помнить, что школа — это часть огромной системы, воспроизводящей людей и обновляющей культуру. И вопрос о соответствии нашей системы образования этим внешним изменениям представляется очень остро», — привел пример член ученого совета. По его словам, специалисты ВШЭ заинтересовались данной проблемой после того, как приняли участие в разработке предложений по ускорению экономического роста России.
Три основных вызова современности — это технологическая модернизация, экономический рост через наращивание человеческого капитала и социальная стабильность, заявил Фрумин. И быстрый рост, по мнению эксперта, можно обеспечить только за счет увеличения качества человеческого капитала. «Школа может способствовать именно появлению талантливой и высокомотивированной молодежи в этих областях», — заметил он. Исследования, которые проводили в ВШЭ, показали, что специальной задачи — рассмотреть мотивацию ребенка и поддержать ее — учителя себе не ставят.
Не получается пока и продвинуться по технологической модернизации школ. «Здесь надо сказать, что мы имеем некую катастрофу, потому что предмет „Технология“ — это позор нашей школы, — заявил Фрумин. — Мы закрываем на это глаза. По популярности это второй снизу предмет, то есть он конкурирует с ОБЖ». По его словам, профессиональное сообщество неплохо знает, что происходит с преподаванием математики и языков, но ничего не знает о технологии. «Я спрашиваю региональных министров образования: у вас какая доля школ изучает технологию по альтернативной программе, где есть робототехника? И их этот вопрос застал врасплох», сказал член ученого совета НИУ ВШЭ. Один из министров все-таки ответил ему, что из 400 школ есть в 7, а в остальных — «как положено»: у девочек — домоводство, а у мальчиков — слесарная работа. «После этого не приходится удивляться, что наши инженерные профессии непопулярны», — разводил руками спикер.
«Если мы считаем, что у нас главная ориентация на молоток и швабру, то можно не рассчитывать на технологическую модернизацию», — восклицал представитель ВШЭ. По его словам, до сих пор нет активного внедрения инноваций в школах даже того, что в повседневной жизни используется дома и на работе. И эта архаичность педагогов — колоссальная проблема целой системы образования.
«МЫ НЕ УЧИМ В НАШИХ ШКОЛАХ ТОМУ, КАК ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ»
«Я не совсем с этим согласен. Школы разные. Гимназия, которую я представляю (речь о 172-й гимназии Казани, в которой наш собеседник проработал 19 лет, — прим. ред.), совсем другая. Там на протяжении многих лет все это используется — еще в 90-х в ней были компьютер, принтер. Но, конечно, школ много: есть элитные, есть и послабее», — прокомментировал в беседе с «БИЗНЕС Online» выступление московского коллеги доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РТ Петр Осипов.
Тем не менее доводы Фрумина казались убедительнее. «Мы выпускаем из школы огромную группу людей с функционалом, не подготовленным даже на базовом уровне», — пытался уверить аудиторию московский эксперт. По его словам, такие данные легко обнаружить в различных исследованиях. Например, если по TIMSS (международное мониторинговое исследование качества школьного
«Все выводы, который привел Исак Давыдович, основаны на исследованиях, поэтому не согласиться с теми выкладками, которые он сегодня показал, невозможно, — считает заместитель директора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ Роза Валеева. — На самом деле так и есть по всей стране. И возраст педагогов увеличивается, потому что молодые учителя не идут в школы или не задерживаются там... Это реальные вызовы для того, чтобы изучить систему педагогического образования и ситуацию в целом, чтобы в школы приходили талантливые и заинтересованные люди».
Образовательный форум будет проходить в Казани до 26 мая. В его рамках эксперты из Беларуси, Великобритании, Словении, Болгарии, Казахстана, Ирландии, США и Польши поделятся опытом своих стран в обучении мигрантов, расскажут о роли семьи в образовании и подадут идеи по саморазвитию. Также в последующие два дня в рамках форума состоятся три крупные международные научно-практические конференции: «Социально-устойчивая и безопасная среда для детей: психология и педагогика ненасилия в семье и школе» и «Транснациональная и региональная адаптация детей-мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.