«МЫ УЖЕ СТОЛЬКО НАРЕФОРМИРОВАЛИ, И СЕЙЧАС КАК РАЗ САМОЕ ВРЕМЯ ОЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ПОЗАДИ»

Долгожданная публичная встреча ректора КФУ и министра образования и науки РТ состоялась сегодня в Казани, где на базе Казанского федерального университета стартовал третий международный форум педагогического образования, который собрал около 500 участников из 60 университетов России и зарубежных стран. Ильшат Гафуров перед самым открытием предупредил журналистов, что форум рассчитан не на учителей, а на тех, кто их готовит. «В подготовке учительских кадров всегда были споры: как их готовить, что делать... Этот форум — площадка, где обсуждаются данные вопросы», — объяснил ректор. Энгель Фаттахов, в свою очередь, уверил, что все существующие программы по подготовке учителей в Татарстане будут продолжены и в следующем учебном году. «Как для основного заказчика подготовки педагогических кадров для нас это первостепенная задача... Немало у нас пилотных проектов именно по профессиональному развитию человеческих кадров, начиная с целевого приема первого курса КФУ, заканчивая аттестационным процедурами, повышением квалификации. Те же проекты и в этом году продолжатся. Для нас это вопрос номер один», — убеждал министр образования РТ, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Специальным гостем форума стал сенатор Олег Морозов, некогда доцент еще КГУ, который пытался убедить собравшуюся аудиторию, что изменений в российском образовании уже предостаточно: «Мы уже столько нареформировали, и сейчас, наверное, как раз самое время, во-первых, оценить то, что позади. Во-вторых, если что-то менять, то с холодной головой, понимая, для чего ты это делаешь». Уже на самом форуме член Совета Федерации от РТ заявил, что на подобных мероприятиях очень важно услышать социальный заказ и только исходя из этого формировать необходимые изменения. «Ведь все-таки это (реформа прим. ред.) — очень острый скальпель. Сама система очень чувствительна, и, наверное, в нее нужно вторгаться только тогда, когда у тебя есть серьезные основания. Мы уже многое натворили в этой системе, с чем приходится потом сталкиваться, исправлять, менять, понимая, что что-то сделали не так», — признал Морозов.

Но если тема всероссийской реформы образования действительно уже всем изрядно поднадоела, то без постепенных преобразований в процессе обучения педагогов не обойтись. Фаттахов, выступая перед преподавателями и педагогами, заявил, что необходимо увеличивать объем практических занятий при подготовке учителей, менять формат обучения и повышать персональные навыки студентов на занятиях. «Если учитель привык к пассивным занятиям, то он так и будет преподавать своим ученикам», — настаивал министр образования РТ.

«ЕСЛИ У НАС ГЛАВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА МОЛОТОК И ШВАБРУ, ТО МОЖНО НЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ»

Пленарная сессия началась с доклада Гафурова, больше похожего на рекламу вуза, что, впрочем, и оправдывало его название («Педагогическое образование в КФУ: наш ответ на современные вызовы»). Ректор университета рассказал, как готовят татароязычных педагогов, преподающих, например, естественные науки, как учителя получают знания вместе в профильных институтах, как внедряют онлайн-курсы и следят за тенденциями образовательного рынка. Тут многим участникам конференции, очевидно, захотелось «живинки», и свою изюминку в дискуссию поспешил внести член ученого совета НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Нам нужно проводить очень серьезные перемены в педагогическом образовании в стране, — согласился он с сенатором Морозовым и назвал Казанский университет серьезным примером в этом плане. — Мы видим, что речь идет как о структурных переменах в подготовке педагогов, так и о содержательных требованиях». Тем не менее Фрумин заметил, что в первую очередь обучение преподавателей должно отвечать внешним вызовам общества. «Представим себе замечательного учителя. Он и рефлективный, и практические умения у него есть, и замечательные знания предмета... Но преподает он черчение. Таким образом, он оказывается ненужным школе со своим предметом. Мы должны помнить, что школа — это часть огромной системы, воспроизводящей людей и обновляющей культуру. И вопрос о соответствии нашей системы образования этим внешним изменениям представляется очень остро», — привел пример член ученого совета. По его словам, специалисты ВШЭ заинтересовались данной проблемой после того, как приняли участие в разработке предложений по ускорению экономического роста России.


Три основных вызова современности — это технологическая модернизация, экономический рост через наращивание человеческого капитала и социальная стабильность, заявил Фрумин. И быстрый рост, по мнению эксперта, можно обеспечить только за счет увеличения качества человеческого капитала. «Школа может способствовать именно появлению талантливой и высокомотивированной молодежи в этих областях», — заметил он. Исследования, которые проводили в ВШЭ, показали, что специальной задачи — рассмотреть мотивацию ребенка и поддержать ее — учителя себе не ставят.

Не получается пока и продвинуться по технологической модернизации школ. «Здесь надо сказать, что мы имеем некую катастрофу, потому что предмет „Технология“ — это позор нашей школы, — заявил Фрумин. — Мы закрываем на это глаза. По популярности это второй снизу предмет, то есть он конкурирует с ОБЖ». По его словам, профессиональное сообщество неплохо знает, что происходит с преподаванием математики и языков, но ничего не знает о технологии. «Я спрашиваю региональных министров образования: у вас какая доля школ изучает технологию по альтернативной программе, где есть робототехника? И их этот вопрос застал врасплох», сказал член ученого совета НИУ ВШЭ. Один из министров все-таки ответил ему, что из 400 школ есть в 7, а в остальных — «как положено»: у девочек — домоводство, а у мальчиков — слесарная работа. «После этого не приходится удивляться, что наши инженерные профессии непопулярны», — разводил руками спикер.

«Если мы считаем, что у нас главная ориентация на молоток и швабру, то можно не рассчитывать на технологическую модернизацию», — восклицал представитель ВШЭ. По его словам, до сих пор нет активного внедрения инноваций в школах даже того, что в повседневной жизни используется дома и на работе. И эта архаичность педагогов — колоссальная проблема целой системы образования.


«МЫ НЕ УЧИМ В НАШИХ ШКОЛАХ ТОМУ, КАК ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ»

«Я не совсем с этим согласен. Школы разные. Гимназия, которую я представляю (речь о 172-й гимназии Казани, в которой наш собеседник проработал 19 лет, прим. ред.), совсем другая. Там на протяжении многих лет все это используется — еще в 90-х в ней были компьютер, принтер. Но, конечно, школ много: есть элитные, есть и послабее», — прокомментировал в беседе с «БИЗНЕС Online» выступление московского коллеги доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РТ Петр Осипов.

Тем не менее доводы Фрумина казались убедительнее. «Мы выпускаем из школы огромную группу людей с функционалом, не подготовленным даже на базовом уровне», — пытался уверить аудиторию московский эксперт. По его словам, такие данные легко обнаружить в различных исследованиях. Например, если по TIMSS (международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования) результаты наших школьников в соответствии с учебной программой замечательны, мы находимся в первой пятерке стран, то в исследованиях PISA (международная программа по оценке качества обучения) о том, как используются эти знания, Россия оказывается в четвертом десятке стран. «Мы не учим в наших школах тому, как практически применять знания», — признавал выступающий. По его словам, если хотя бы половину этих детей обучали так, чтобы они были функционально грамотными, то можно было бы рассчитывать, как утверждают экономисты, на ежегодный прирост ВВП на 5%. В конце концов Фрумин подвел к основным выводам своего выступления: при подготовке педагогов нужно обращать внимание на новые результаты образования, восстановить культуру преодоления глубокого отставания и работать в новой технологической среде.

«Все выводы, который привел Исак Давыдович, основаны на исследованиях, поэтому не согласиться с теми выкладками, которые он сегодня показал, невозможно, — считает заместитель директора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ Роза Валеева. — На самом деле так и есть по всей стране. И возраст педагогов увеличивается, потому что молодые учителя не идут в школы или не задерживаются там... Это реальные вызовы для того, чтобы изучить систему педагогического образования и ситуацию в целом, чтобы в школы приходили талантливые и заинтересованные люди».

Образовательный форум будет проходить в Казани до 26 мая. В его рамках эксперты из Беларуси, Великобритании, Словении, Болгарии, Казахстана, Ирландии, США и Польши поделятся опытом своих стран в обучении мигрантов, расскажут о роли семьи в образовании и подадут идеи по саморазвитию. Также в последующие два дня в рамках форума состоятся три крупные международные научно-практические конференции: «Социально-устойчивая и безопасная среда для детей: психология и педагогика ненасилия в семье и школе» и «Транснациональная и региональная адаптация детей-мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции».