Разрыв дипломатических отношений шести арабских государств с Катаром случился сразу после ближневосточного турне Дональда Трампа, который бросил негласный призыв: «Все на борьбу с терроризмом». Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что удар, пришедшийся по официальной Дохе, на самом деле может быть адресован Ирану, но при этом наверняка связан с интригами королевских домов Саудовской Аравии и ОАЭ.
Разрыв дипломатических отношений шести арабских государств с Катаром случился сразу после ближневосточного турне Дональда Трампа
КТО ПОДЛОЖИЛ КАНЦЕЛЯРСКУЮ КНОПКУ ПОД ДЯДЮ СЭМА?
Шесть арабских стран обвинили седьмую в спонсорстве международного терроризма. Со стороны это похоже на знакомую всем с детства ситуацию: в класс заходит учитель и строго спрашивает, кто подложил ему канцелярскую кнопку. Лес рук указывает на притаившегося в углу мнимого виновника: все, кто подкладывал кнопки и серу под своего преподавателя, уверенно и громко кричат: «Это он! Это он сделал!» То же самое случилось теперь с арабским государством Катар: это он, по версии Саудитов и их друзей, подложил большую канцелярскую кнопку под дядю Сэма. Кстати, и сам дядя Сэм в лице президента США Дональда Трампа как раз недавно наведывался в «класс», то есть на Ближний Восток. В своем майском турне, как теперь предполагают эксперты, Трамп не просто прочертил маршрут от Саудовской Аравии до Израиля и далее до Сицилии, но и заключил определенные договоренности по поводу того, кого ныне считать «крайним». Сошлись на Катаре.
Официально эта информация выглядит так: королевство Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Йемен, Ливия и Мальдивы объявили 5 июня о разрыве дипломатических отношений с эмиратом Катар. Причина: «продолжающиеся действия со стороны государства Катар, направленные на дестабилизацию обстановки, вмешательство во внутренние дела, подстрекательства в СМИ, поддержка терроризма и оказание финансовой помощи группировкам, связанным с Ираном». В жесткости формулировок дружная шестерка даже слегка перещеголяла дядю Сэма, который ни Катар, ни правящего там эмира Тамима бин Хамада аль Тани в спонсоры терроризма пока не зачислял. В официальном списке госдепартамента США, содержащем перечень адептов мирового зла, числятся лишь Иран, Судан и Сирия. Впрочем, «шестерка» на то и «шестерка», чтобы угадывать, что у хозяина на языке.
Первым встрял Бахрейн, разместив на сайте своего министерства иностранных дел заявление, которое выше отчасти было процитировано. Кроме этого, МИД королевства объявил о закрытии в ближайшие сутки морского и воздушного сообщения с Катаром и потребовал от катарских дипломатов покинуть территорию своего государства в течение 48 часов. Рядовые катарцы имеют право на небольшую отсрочку: их обязали полностью очистить королевство от своего присутствия за 14 дней и более не возвращаться: им будет отказано во въезде. Жителям Бахрейна с этого дня также запрещено посещать Катар.
В жесткости формулировок дружная шестерка даже слегка перещеголяла дядю Сэма, который ни Катар, ни правящего там эмира Тамима бин Хамада аль Тани в спонсоры терроризма пока не зачислял
Столица Саудовской Аравии Эр-Рияд, как и положено респектабельному королевскому дому, вперед не лезла и выдержала небольшую паузу после Бахрейна. Впрочем, заявление Саудитов, появившееся в «Твиттере» местного МИДа, во многом повторяло коллег по шестерке: «Власти Саудовской Аравии, воспользовавшись своим суверенным правом, гарантированным им международным законодательством, решили разорвать дипломатические отношения с государством Катар для защиты безопасности своей страны от угрозы терроризма и экстремизма». К этому Эр-Рияд добавил меры, аналогичные Бахрейну — «о закрытии воздушных, морских и наземных пограничных терминалов, а также о запрете на транзит, авиасообщение и использование территориальных вод королевства Катаром». Отзыв дипломатов из катарской столицы Дохи, запрет на въезд и пр. прилагаются к данному заявлению. Исключение делается лишь для мусульманских паломников, стремящихся посетить Мекку и Медину.
После Саудовской Аравии заявления посыпались как из рога изобилия. Египет обвинил Катар в распространении идеологии запрещенных в РФ террористических группировок «Аль-Каида» и ДАИШ, поддержке терактов на Синае и продолжающемся вмешательстве в свои внутренние дела. Также официальный Каир не мог не припомнить Дохе поддержку «Братьев-мусульман» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), оставивших, как известно, заметный след в современной египетской истории и даже короткое время побывавших у власти.
ОАЭ, распространяя заявление о разрыве с Катаром, соригинальничали лишь в одном: в утверждении своей приверженности системе совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) «в вопросе поддержания стабильности и безопасности стран-членов». Йемен и Ливия, поддерживая Саудитов и ОАЭ, заговорили об экстремистских группировках и об «угрозе для национальной безопасности всего арабского мира». Таким образом сложилась великолепная шестерка, объявившая бойкот Катару.
В ВЫИГРЫШЕ — ПРОДАВЦЫ НЕФТИ. ЛАВРОВ КЛЯНЕТСЯ, ЧТО «ЭТО НЕ РОССИЯ»
Симптоматично, что арабский «фронт» против Катара открыли вскоре после саммита стран Персидского залива и США в Эр-Рияде. Тогда же Катарское агентство новостей неожиданно опубликовало речь от имени эмира страны Тамима бин Хамада аль Тани в поддержку выстраивания конструктивных отношений с Ираном. Это выступление настолько контрастировало с общим антииранским настроем саммита, что вызвало всеобщее осуждение в рядах Саудитов и их союзников. Не исключено, что складывающаяся в Эр-Рияде антитегеранская коалиция собиралась объявить бойкот Ирану, но тут на сцену вылез маленький отважный Катар и, что называется, сам напросился. Не помогло и то, что Катарское агентство новостей вскоре открестилось от опубликованной речи и даже заявило, что сайт был взломан хакерами. Катарцам, разумеется, не поверили: механизм объявления бойкота уже был запущен.
Между тем основания для обвинения официальной Дохи в связях с терроризмом, конечно, имеются — королевство не стерильно и не свободно от теневых связей. В арабском мире Катар считается одним из самых богатых нефтяных государств, имеющих ежегодно около $100 млрд. «лишних денег». Отчасти эти средства якобы и расходуются на поддержание исламского терроризма. В частности, в этом подозревают главу МИДа Катара Халед аль Атыйя, который якобы лично курирует происходящее в Сирии и действия запрещенных ДАИШ и «Братьев-мусульман». Еще одно интересное утверждение, которое можно найти в открытых источниках: именно Катар якобы купил в свое время запрещенную террористическую группировку «Имарат Кавказ», действующую в России.
Официальный Катар все обвинения в свой адрес, разумеется, отрицает. Согласно распространенному сегодня заявлению, Доха сожалеет о решении шести арабских государств разорвать отношения, и уверена, что «эти меры ничем не оправданы и основаны на претензиях и утверждениях, которые не имеют под собой оснований». Госсекретарь США Рекс Тиллерсон тоже выступил сдержанно, призвав государства Персидского залива «сохранять единство и работать над преодолением существующих противоречий». Интересно, что Тиллерсон выразил сомнение, что разрыв дипотношений будет способствовать победе над терроризмом, и пообещал, что будет посредничать между поссорившимися государствами.
Россия устами главы МИДа Сергея Лаврова выдала еще более оригинальное заявление, поспешив заявить, что это не РФ рассорила Ближний Восток. «Хотя нас подозревают в том, что за любым событием в мире стоим мы, но заверяю вас: это не так», — сказал Лавров, добавив, что наша страна никогда не радовалась трудностям, возникающим у других государств.
В очевидном выигрыше оказались только продавцы нефти. Как только утром 5 июня стало известно о беспрецедентном росте напряженности в ближневосточном регионе, нефтяные цены мгновенно пошли в рост. В частности, цена фьючерса на нефть марки Brent в ходе торгов на Лондонской бирже ICE выросла, составив на пике 50,71. Техасская нефть WTI подорожала к 10 часам утра по мск на 1,4% до $48,34 за баррель.
Россия устами главы МИДа Сергея Лаврова выдала еще более оригинальное заявление, поспешив заявить, что это не РФ рассорила Ближний Восток
«ТРАМПУ ПООБЕЩАЛИ МИЛЛИАРДЫ, И ОН СКАЗАЛ: ВАЛЯЙТЕ, ВСЕ НА БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов, кто поссорил шесть важнейших арабских государств с Катаром и чревато ли это новой большой войной на Ближнем Востоке.
Елена Супонина — востоковед, советник директора, Российского института стратегических исследований:
— Настоящей мишенью является не Катар, а Иран. Это из-за отношения к нему разругались арабские монархи Персидского залива. Катар всегда выступал в поддержку Ирана, понимая всю пагубность последствий такой позиции. Дело в регионе пахнет большой войной, и не все государства, в отличие от Саудовской Аравии, в ней заинтересованы. И это и есть, на мой взгляд, основная причина нынешнего противостояния. Не самая главная — это отношение Катара с некоторыми экстремистскими организациями, которые Саудовская Аравия считает террористическими. Это тоже действует на нервы саудовскому королевскому дому. Но до сих пор они терпели. Сейчас же этот конфликт вылился наружу еще и из-за того, что саудовцев активно поддержал американский президент Дональд Трамп, который буквально несколько недель назад побывал в Эр-Рияде на саммите мусульманских государств. Там он позволил себе очень жесткие заявления в отношении Ирана, и это еще больше подбодрило саудовцев, они восприняли это как зеленый свет на дальнейшие действия. И пока на этом пути занялись Катаром.
События могут пойти по двум вариантам. Первый — это дальнейшее эскалации в регионе, что очень опасно. Как минимум это может отодвинуть решение таких конфликтов, как йеменский и сирийский, где четко прослеживаются противоречивые интересы с одной стороны Саудовской Аравии, с другой — Ирана. Второй вариант — посредничество соседей по региону может охладить страсти. Можно предположить, что активное посредничество здесь могут оказать такие государства, как Кувейт, султанат Оман, Турция и другие. А вот в посредничество США, несмотря на все их обещания, я не очень верю. Потому что все их последние действия были направлены на раскол основных игроков в регионе.
Максим Шевченко — журналист, общественный деятель:
— Ситуация в регионе, конечно, осложнится. Катар является одним из главных государств в регионе. Против него сложилась целая коалиция ваххабитских государств, зависящих от Саудовской Аравии, а, стало быть, и от нынешней администрации США. Все это совпало с недавними плясками и разными принцами с саблями в руках. Это, безусловно, последствие визита Трампа на Ближний Восток, это подготовка войны против Ирана. Тем более что претензии к Катару за отношения с Ираном предъявляют и Саудовская Аравия, и все марионетки. Там все сказано — Иран, хуситы. Но непонятно, как можно одновременно поддерживать «Хезболлу», хуситов, «Аль-Каиду» и ДАИШ, поэтому этот бред мы отставим. «Аль-Каида» и ДАИШ — это для проформы, для западной аудитории. А реально — это Иран и хуситы, повстанцы в Йемене. Все Саудиты, их марионетки, все, кто у них получает бабки, — это сколачивание фронта единого. Без привлечения на свою сторону Катара невозможно начать большую полномасштабную войну против Ирана и «Хезболлы» в Сирии. Это показывает, что сирийская война постепенно подходит к концу.
Шамиль Султанов — руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир»
— Главная проблема не иранская. Проблема — в лютой зоологической ненависти Эмиратов к организации «Братьев-мусульман». Поскольку единственная страна залива, которая имеет более-менее нормальные отношения с «Братьями-мусульманами», это Катар, то сейчас в свете той диспозиции, которая складывается в регионе после приезда Дональда Трампа, проблема вышла наружу. Трампу там пообещали миллиарды, и он сказал: валяйте, все на борьбу с терроризмом. Под эту сурдинку Абу-Даби и Эр-Рияд решили начать фронтальную атаку против Катара. Ключевым компонентом этого является личная дружба между Мохаммедом ибн Салманом, который является министром обороны и «наследником наследника» престола в Саудовской Аравии, и Мухаммадом ибн Зайдом, наследником престола в Эмиратах. Они имеют тесные отношения друг с другом, и каждому конфликт с «Братьями-мусульманами» очень важен.
Для наследника Эмиратов он важен потому, что позволяет консолидировать вокруг себя элиты в ОАЭ, которые неоднозначно относятся к наступлению Абу-Даби на организацию «Братья-мусульмане». А для Мохаммеда ибн Салмана это важно, поскольку его борьба против Мухаммада ибн Наифа, министра внутренних дел Саудовской Аравии, который является наследником, не очень успешна. А как нас учил Владимир Ленин, самое главное в политике — это борьба за власть. Ключевым моментом для короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза и его сына заключается в том, чтобы сковырнуть Мухаммада ибн Наифа. Пока это не получалось, так как элиты Саудовской Аравии не очень довольны ни королем, ни его сыном Мохаммедом ибн Салманом. Катар позиционируют как страну, которая хочет наладить отношения с Ираном, являющийся для всех саудовских элит главным противником. Атака-то началась еще три недели назад. Отец нынешнего эмира Катара Хамад ибн Халифа, который в свое время призывал Муаммара Каддафи усилить давление на Саудитов, еще хочет две провинции от Саудовской Аравии отторгнуть. Все это для того, чтобы изменить отношения саудовских элит к Мухаммаду ибн Наифу — личного друга катарского эмира.
Атака против Катара — это атака против эмира и против Мухаммада ибн Наифа. Я не думаю, что дело дойдет до войны. Все ждут отмашки от вашингтонского обкома партии. Но я не думаю, что он скажет что-то внятное. У Катара есть очень мощные союзники в Вашингтоне, и они по некоторым параметрам гораздо более сильнее, чем Трамп. Если нервы выдержат у эмира катарского, то эта атака захлебнется в ближайшие две-три недели.
Обратите внимание, Оман не поддержал, Кувейт не поддержал. Это не фронтальная атака. Разрыв отношений — это уже осложнение ситуации. Но войны не будет. А Иран — это повод. У Эмиратов гораздо более теплые отношения с Ираном, чем у Катара. Товарооборот у Эмиратов с Ираном тоже больше, чем у Катара с Ираном.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.