Накануне в столице Татарстана подводили итоги культурной программы в рамках футбольного Кубка конфедераций – 2017. Слово держал шеф театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, который, правда, так и не смог четко объяснить, почему несколько показов репертуарных спектаклей театра вдруг объявили фестивалем с пафосным названием Kazan Classic Fest. О деньгах — главном мериле профессионализма в искусстве и спорте, балетных легионерах и самолете, в который попала молния, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рауфаль Мухаметзянов: «Жанр оперы с футболом в одном перекликается. Кому-то нравится какой-то певец, кому-то не нравится, при том что он звезда. В футболе то же самое»
«ПОЧЕМУ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗОВ РЕПЕРТУАРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА НАЗЫВАЮТ ФЕСТИВАЛЕМ?»
Пожалуй, в мире культуры республики нет сейчас более яркого спикера, чем директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов, так что его редкие встречи с прессой — это события, которые нельзя пропускать, даже если тема для пресс-конференции формулируется предельно скучно — «Творческие проекты в рамках Кубка конфедераций и будущего чемпионата мира по футболу».
Впрочем, Мухаметзянов своими яркими афоризмами и смелыми для человека из мира искусства заявлениями готов расцветить красками любой, даже самый унылый брифинг. Напомним, что только в этом сезоне шеф театра им. Джалиля рассказывал прессе анекдоты об отношениях фашистов и юных советских барышень, обещал в корне изменить татарскую песню, не пускал журналистов «БИЗНЕС Online» на встречу с собой, а потом благодарил с высокой трибуны нашу газету за проданные билеты на фестиваль «Yзгәреш җиле». Однако вчера Рауфаль Сабирович никак не демонстрировал своих симпатий-антипатий к отдельным СМИ, напротив, был предельно вежлив и галантен.
Может быть, этому способствовали слова ведущей, представившей Мухаметзянова как «выдающегося спикера», а марку надо держать. Прежде всего речь шла о музыкальном фестивале Kazan Classic Fest, завершившемся вчера же «Евгением Онегиным» — одним из самых удачных оперных спектаклей в нынешнем репертуаре театра им. Джалиля. Сам фест был построен абсолютно в духе казанской оперы: состоял из оперных и балетных постановок самого театра без каких-то эксклюзивных специально приглашенных звезд, и все это было сдобрено гастролями ансамбля Игоря Моисеева, также регулярно приезжающего в столицу Татарстана.
Можно ли подобное действо называть фестивалем, само понятие которого подразумевает наличие какого-то уникального контента, представляемого публике? «Почему несколько показов репертуарных спектаклей театра называют фестивалем?» — таков был вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Ответу директора оперного театра мог бы позавидовать Михаил Горбачев. «Потому что идет концентрация каких-то сил в этот момент. Вы, может быть, естественным глазом этого и не видите. В спектакле принимают участие ведь не два артиста, а 7 - 8 певцов. Можно поставить двоих, которые работают, но когда ты смотришь даже маленькую индивидуальную партию, то просто все до предела сделано. То же самое касается дирижеров. Мы имеем право выбирать дирижеров по классности», — конец цитаты.
В общем, сам вопрос остался без ответа. Кстати, его «БИЗНЕС Online» пытался несколькими днями ранее задать и министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину, но тот только пожал плечами, а потом, обнаружив в расписании Kazan Classic Fest гастроли ансамбля Моисеева, облегченно вздохнул: дескать, ну не только же спектакли оперного театра...
Музыкальный фестиваль Kazan Classic Fest завершился вчера «Евгением Онегиным» — одним из самых удачных оперных спектаклей в нынешнем репертуаре театра им. Джалиля
«Я ВСЕГДА СТАВЛЮ НА МЕСТО: ПОСМОТРИ ГОДОВОЙ ДОХОД ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА»
Едва ли не самыми интересными за получасовое общение с журналистами стали рассуждения Мухаметзянова, связанные с точками соприкосновения оперы и футбола, благо пресловутый Kazan Classic Fest был посвящен именно проходившему в том числе и в столице Татарстана Кубку конфедераций. «Жанр оперы с футболом в одном перекликается — иногда начинается вечный спор. Кому-то нравится какой-то певец, кому-то не нравится, при том что он звезда. В принципе, профессионалам это очевидно. В футболе то же самое. Почему вдруг один футболист, хают его или не хают, но это звезда», — видимо, самый влиятельный человек в мире культуры республики по версии «БИЗНЕС Online» был в курсе того ажиотажа, который вызвал приезд в Казань Криштиану Роналду.
Так по каким же объективным критериям можно определить уровень спортсмена или артиста? По Мухаметзянову все очень просто, а критерий существует один единственный — это... деньги. «И всегда есть исчисляемые вещи. Вот человек не до конца понимает суть, природу, о чем говорит. Я всегда ставлю на место: посмотри годовой доход этого человека, оперного певца или футболиста. И тогда, наверное, станет понятно, к какой классификации принадлежит тот или иной человек. Очень просто, сегодня на рынке они все свободны, и тогда все становится на место», — сообщил директор казанской оперы. Кстати, в последнем рейтинге самых высокооплачиваемых деятелей российского шоу-бизнеса Forbes в лидерах мы видим Григория Лепса, Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Егора Крида, Тимати и Стаса Михайлова, а Валерий Гергиев и Анна Нетребко в лучшем случае замыкают третий десяток этого списка.
Что же до сравнений с футболом, то, конечно, Мухаметзянов, ранее никогда не замеченный публично в любви к профессиональному спорту, может не знать всех перипетий, связанных с тем, что творится с этим видом спорта в России: скажем, все эти долларовые миллионеры из «Рубина», которые «протирают штаны» на скамейке запасных, или сумасшедшие деньги, которые платят за футболистов внутри страны. Последний яркий пример: эксперты называют цифру в 5 - 6 млн евро, которую могут заплатить европейские клубы за лидера сборной России Федора Смолова, однако «Зенит» предлагает его нынешнему работодателю «Краснодару» аж 30 миллионов. Как тут не вспомнить, что и у «БИЗНЕС Online» возникли вопросы к театру им. Джалиля по поводу баснословных, по меркам провинции, гонораров, которые здесь платят приглашенным солистам.
А вот и еще одно сравнение с футболом. Мухаметзянов, конечно, похвастался успехами своих легионеров — бразильских и японских танцовщиков, — ставших лауреатами престижного балетного конкурса в Москве. При этом мы рассказывали, что на этом фоне самые талантливые выпускники Казанского хореографического училища уезжают в Екатеринбург к лучшему хореографу страны Вячеславу Самодурову. Ну чем не «балетный «Рубин»? Иностранцы приносят славу, а свои воспитанники вынуждены уезжать.
Мухаметзянов похвастался высокими ценами на билеты: «В провинции самая высокая цена — в Казани, причем значительно выше, чем в других регионах»
«МЫ ХОТИМ ПОКАЗАТЬ УРОВЕНЬ СТЕПЕНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАШЕГО НАСЕЛЕНИЯ»
Также спикер познакомил аудиторию со своим видением того, какую цель преследуют культурные программы в дни крупных спортивных событий. «Конечно, когда идет чемпионат мира, смысл всего нашего выступления — показать степень цивилизации нашего населения, народа, страны. Естественно, в таком консервативном жанре, как опера и балет, мы хотим показывать те спектакли, которые бы дали представление людям, гостям, каков этот город, каков его потенциал, включая духовную культуру».
Вслед за эти последовал и логичный вопрос от «БИЗНЕС Online»: почему же на Kazan Classic Fest не были представлены национальные опера и балет? «Мы отвечаем за свой жанр. Мы не ставим задачу познакомить. Мы хотим показать уровень степени цивилизации нашего населения. Через какой художественный продукт приезжие люди могут это проверить? Только через те вещи, которые ему знакомы, то есть европейская классика», — почему-то Мухаметзянов считает, что туристу, с удовольствием знакомящемуся с национальной кухней, сувенирами, обычаями, не может быть интересна национальная культура. Впрочем, далее шеф казанской оперы примирительно добавил, что через год во время футбольного мундиаля, возможно, такие спектакли будут идти.
Шел разговор и о более отвлеченных вещах. Так, Мухаметзянов похвастался высокими ценами на билеты: «В провинции самая высокая цена — в Казани, причем значительно выше, чем в других регионах. Провинция в хорошем смысле слова. В Москве, Питере цены несколько выше, но это другое финансовое пространство».
А еще директор театра им. Джалиля ответил на вопрос о своей любимой опере: «Да, мне задают этот вопрос. Знаете, шедевры — не я их избирал, мировых людей — Моцарт, Верди, Пуччини, Россини, Чайковский, Мусоргский. Все зависит от эстетики театра, исполнителей и собственного настроения человека». После чего «выдающийся спикер» рассказал и о своем культурном разочаровании: «Я вот Тарковского смотрел, „Сталкера“, у меня было такое... Голова болела страшно. Представляете, „Сталкер“ Тарковского? Ну никак вот не оказало воздействия, и все».
Наконец, оказалось, что балетная труппа театра недавно стала участником авиаинцидента, о котором писали СМИ. «Ночью 19-го числа труппа возвращалась из Франции через Стамбул, летела как раз в том самолете, в который ударила молния, — рассказал директор оперного театра. — Труппа возвращается из Парижа, где мы давали спектакли в Леоне, Марселе, Тулузе — площадки от 3 до 5 тысяч, показывали «Жизель». Напомним, что «БИЗНЕС Online» писал об этих гастролях, ради которых казанская опера даже отказалась на время от собственного названия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.