«Мы продолжаем укреплять позиции в российском музыкальном сообществе», — уверенно констатирует худрук и главный дирижер Госоркестра Татарстана Александр Сладковский. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» маэстро рассказывает о планах по «покорению Москвы» в следующем сезоне, а также о недавних знаковых поездках в Клин и Женеву.
«МЕСТО-ТО САМИ ПОНИМАЕТЕ КАКОЕ! ТАМ ЖИЛ ЧАЙКОВСКИЙ»
После рахманиновской «Белой сирени» до сих пор слышу добрые слова как про сам фестиваль, так и про наш оркестр. Приятно, конечно, но почивать на лаврах Госоркестр не собирается, да и я вместе с ним. Честно говоря, мы ведь уже и после фестиваля много чего успели. Например, в Доме-музее Чайковского в Клину я продирижировал оркестром московской «Геликон-оперы» на открытии III международного фестиваля музыки Чайковского. Мало сказать, что на открытии фестиваля нас слушал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Место-то сами понимаете какое! Там жил Чайковский. И там не может не быть особой ауры. Отдельный разговор, что в нашем концерте принимала участие великолепное меццо-сопрано — Красимира Стоянова, которой рукоплещут во всем мире, включая оперный фестиваль в Зальцбурге.
Конечно, как дирижеру мне приятно было открывать ряд летних концертов в Клину, городе, в дни первого фестиваля в 2015-м принимавшем легендарного Риккардо Мути с оркестром Венской филармонии. Но опять же зацикливаться на своих ощущениях было особенно некогда. Жизнь такая, что событие следует за событием. Буквально накануне клинского концерта Госоркестр Татарстана выступал в Женеве, в зале «Виктория-холл», в рамках глобального проекта «День России в мире». Концерты российских музыкантов в день государственного праздника нашей страны произошли сразу в нескольких точках Европы. Что уж говорить: то, что Госоркестр Татарстана выступил в солидном представительстве, цепляет невероятно. Но поймите мое удивление, когда буквально через три дня я получил благодарственное письмо на свое имя от посла Российской Федерации в Швейцарии Сергея Викторовича Гармонина. В частности, там есть такие слова, цитирую: «Мастерство музыкантов, их эмоциональный накал и душевность исполнения сделали торжественный вечер, посвященный Дню России, поистине праздничным и запоминающимся». Не думаю, что это написано только из соображений дипломатической вежливости. Свои позиции в музыкальном сообществе наш оркестр укреплял шаг за шагом ценой большой и плодотворной работы.
Чтобы не выглядеть голословным, рад сообщить, что работа в этом направлении в следующем сезоне будет продолжена на новом витке. Впервые в истории нашего коллектива мы проведем сезонный абонемент на сцене, о которой мечтают все музыканты мира, — в Большом зале Московской консерватории. Нам это важно и с точки зрения нашей истории, и с точки зрения стратегической. Дело в том, что в 1969 году Натан Рахлин впервые вывез свой казанский коллектив в зал Московской консерватории, где совсем тогда еще молодой оркестр произвел фурор в рамках выступлений на пленуме союза композиторов. Есть точные данные (они изложены в выпущенной к 50-летию ГСО РТ книге), что москвичи тогда шептались, мол, Рахлин подсадил в свой казанский коллектив духовиков из московских оркестров. Ну да, Натан Григорьевич много лет работал и с оркестром Всесоюзного радио, и с Государственным симфоническим, и с Московским филармоническим оркестрами. Гипотетически он мог так поступить. Но он этого не делал: все духовики в 1969-м были своими собственными.
«ПРОГРАММА НАШИХ МОСКОВСКИХ «ДЕСАНТОВ» НАСТОЛЬКО ЖЕ РАЗНООБРАЗНА, НАСКОЛЬКО И СЛОЖНА»
Сейчас наша духовая группа — предмет зависти многих оркестров. И, само собой, сейчас никто нас ни в каком «подлоге» не заподозрит. Да и программа наших московских «десантов» настолько же разнообразна, насколько и сложна. Для начала мы проведем презентацию записей всех симфоний и инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича, которую мы осуществили на фирме «Мелодия». Именно поэтому темой первого выступления «татарстанских симфоников» на сцене Большого зала консерватории станет наследие Шостаковича. 23 октября Скрипичный (№2), Фортепианный (№2) и Виолончельный (№1) концерты в исполнении Павла Милюкова, Дмитрия Маслеева и Александра Бузлова соответственно мы «дополним» Шестой симфонией Шостаковича. Кавычки в слове дополним не случайны: мы усложняем свою собственную задачу, масштабируя этот важный для нас концерт таким образом, что, строго говоря, в рамках одного вечера прозвучит как бы «сдвоенная» программа. Не концерт плюс симфония, не концерт плюс концерт, а три (!) концерта плюс симфония.
Дальнейшие наши выступления спланированы таким образом, чтобы Госоркестр Татарстана показал себя с самых разных сторон. Мы не оперный коллектив, но 18 декабря дадим концертное исполнение оперы Чайковского «Иоланта». Мы не специализируемся на одной только музыке ХХ века, но 6 февраля именно в нашем исполнении в БЗК прозвучит оратория французского композитора Артюра Оннегера «Жанна д`Арк на костре» с замечательной Чулпан Хаматовой. Ну а под конец сезонного знакомства с нашим коллективом мы «подарим» Москве Шестую симфонию Густава Малера, вещь большую, сложную и обязывающую к сравнениям с величайшими исполнителями малеровской музыки, такими как Рафаэль Кубелик, Георг Шолти, Клаудио Аббадо и другие.
Александр Сладковский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.