«Обильные дожди на фоне недостатка температур могут отодвинуть развитие сельхозкультур», — сетовали вчера участники «Всероссийского дня поля – 2017» в шатре под аккомпанемент ливня. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» следили за тем, как министр Ткачев вызывал солнце, молился за продление санкций и рассуждал о конфликтах с Беларусью, а Рустам Минниханов поражал собравшихся невероятным уровнем цивилизации — льготные ГСМ, удобрения, элитные семена...
Дождь стал невольным и едва ли не главным участником совещания у министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева
«САНКЦИИ ОТМЕНЯТСЯ, ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО? НАВЕРНОЕ, ПЛОХО»
Федеральный министр отметил, что, несмотря на непогоду, в России удалось увеличить посевную площадь на 300 тыс. га, доведя ее до 80 млн гектаров. «Аграрии страны приступили к уборке. На юге очень неплохой хлеб. Первые откосы на той же Кубани показали урожайность порядка 60 центнеров с гектара, это исторический максимум», — продолжал задорить Ткачев поволжских аграриев, которые пока находятся в легком недоумении насчет того, что и как им придется убирать по осени. Правда, министр признал, что страна уже сейчас отстает с намолотом хлеба на две-три недели из-за погодных условий, что конечно, скажется.
«Но мы всегда говорим: лучше дождь, чем не дождь. Я помню, что всегда Татарстан и Поволжье плакались на судьбу, что не хватает осадков, что засухи, особенно июльские. Поэтому пусть лучше дождь, потому что мы понимаем, что завтра обязательно выглянет солнце и ситуация будет меняться в лучшую сторону», — озвучил Ткачев позитивную мантру.
Министр сделал прогноз на урожай-2017 — от 100 до 105 млн тонн зерна, тогда как год назад были рекордные 120 миллионов. «Мы видим снижение, причины мы прекрасно все знаем: поздняя весна, ранние заморозки, вымерзание, пересевы. Мы потратили много денег на восстановление посевов», — объяснил он причины снижения. Но успокоил: даже эти объемы способны накормить Россию с лихвой и даже кое-что продать: ежегодно 40 млн тонн зерна в РФ идет на кормовые цели, 20 млн тонн — на продовольствие, 10 млн тонн — семена, а 30 - 35 млн тонн — это экспорт. «Мы без хлеба не останемся в любом случае», — уверил он.
Интересно, что позже подчиненный Ткачева — директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений минсельхоза России Петр Чекмарев — озвучил совсем иные виды на урожай-2017. По его мнению, вполне может повториться история 1978 года, когда так же трудно шла посевная, лили дожди, но ближе к осени природа вдруг обласкала поля солнцем и выдала рекордный урожай в 127 млн тонн зерна. «Может так случиться: хорошие погодные условия, тепло в августе и сентябре, хорошая уборка — и мы соберем больше, чем прогнозируем», — помечтал он.
«У НАС ПОГОЛОВЬЕ — 23 МИЛЛИОНА СВИНЕЙ. А В КИТАЕ СКОЛЬКО? 450 МИЛЛИОНОВ ГОЛОВ!»
Чтобы благоприятные прогнозы не убаюкивали и не давали повода расслабляться, Ткачев стал сравнивать Россию с Китаем — да и повод был хорош, ведь министр сельского хозяйства из Поднебесной также приехал на форум. Увы, здесь преимущество оказалось не на нашей стороне. К примеру, страна победившего коммунизма в год получает 610 млн тонн зерна, то есть в 6 раз больше, чем наша страна!
«Конечно, кормить 1,5 миллиарда человек — это не шутки», — поражался глава сельскохозяйственного ведомства страны.
«Сегодня при нашем развитии свиноводства у нас поголовье — 23 миллиона свиней. А в Китае сколько? 450 миллионов голов!» — продолжал он сыпать цифрами. «И когда мы говорим об экспорте свиней, что мы хотим осваивать китайский рынок... Понятно, нам говорят: «Извините, у вас АЧС, мы не можем позволить, чтобы вы занесли вирус в нашу страну», — разоткровенничался министр.
«Это картинка, которую вы должны знать и понимать: мир сложно устроен и когда мы говорим, что Россия — первая по экспорту пшеницы, то это отчасти красивые слова», — признался он с сожалением. Но тут же взбодрился и напомнил, что, так или иначе, зерно — это биржевой товар, который всегда пользуется спросом.
«Зерно — это наша вторая нефть. Это наш ресурс, которым мы должны максимально пользоваться», — призвал он к успехам.
Далее он порадовался сокращению импорта продовольствия — за три года он упал на $18 млрд с $43 миллиардов. «Это уму непостижимо, сколько на нас зарабатывали другие страны», — как будто только сейчас открыл глаза министр. Сейчас в структуре импорта остались по большей части продукты, которые плохо растут или не производятся в стране, то есть цитрусовые и прочие. На экспорт же идет зерно, сахар, растительное масло, кондитерские изделия, мясо и мясные продукты.
«Здесь, в Татарстане, и в Поволжье мы должны производить больше мяса, чтобы ориентироваться на экспорт, на продажу, чтобы на этом зарабатывать», — давал Ткачев советы татарстанским властям, которые и так понимают, что логистика для экспорта зерна не в нашу пользу — порты далеко. «Молоко и мясо — это самые востребованные продукты, быстро продаваемые, то, что человек кушает почти каждый день. И мы, накормив собственную страну, должны выходить на другие рынки», — считает министр.
В прошлом году в стране было построено порядка 160 га современных теплиц — как результат, урожайность томатов и другой продукции выросла. Но пока этих продуктов катастрофически не хватает — большую часть приходится завозить извне
«СПОРЫ У НАС С БЕЛАРУСЬЮ, ДОХОДИТ ДО СКАНДАЛОВ...»
Дошло и до плодово-ягодных культур, овощей. Здесь уж и вовсе «голубые океаны» возможностей, работай не хочу, намекал министр. Он говорит, что в прошлом году в стране было построено порядка 160 га современных теплиц — как результат, урожайность томатов и другой продукции выросла. Но пока этих продуктов катастрофически не хватает — большую часть приходится завозить извне. «И наши конкуренты — Польша, Турция — сегодня бьются за наш рынок используют разные лазейки, политические ресурсы, — вспоминал Ткачев известные политико-продуктовые скандалы. — Но вы видите позицию президента и правительства, потому что мы понимаем, что дали сигнал нашему бизнесу и многие пошли заниматься этими проектами, обмануть их чаяния мы не имеем права».
«Но тот, кто не успел и не создал этих мощностей, опоздал. Сегодня каждый должен занять свою нишу, чтобы потом не кусать локти: „А я не успел“. Кто сегодня займет нишу по плодам и овощам, тот и будет на будущие десятилетия поставлять эту продукцию и внутри страны, и на экспорт», — дал министр наводку фермерам и земледельцам.
Он привел пример Белгорода, который, по его словам, стал «монстром по мясу». «Этого нет ни на Кубани, ни в Татарстане, ни на западе нашей страны, ни на юге», — похвалил он.
Татарстан же снискал похвалы за ударное производство молока. «Вы являетесь примером для многих территорий», — поддержал министр хозяев форума, но добавил, что в целом по стране эта позиция очень «запущена», несмотря на льготы и субсидии. «Комплекс молочный стоит миллиард рублей, 300 миллионов государство дарит вам, — привел он пример такой поддержки. — Мне кажется, это серьезная поддержка, которая должна привлекать бизнес. Плюс еще цена на молоко как никогда выросла в этом году».
Но, как говорит министр, такая высокая цена дается непросто. «Споры у нас с Беларусью, доходит до скандалов, потому что мы проводим политику сдерживания импорта молока из Беларуси», — продолжал Ткачев вести «минутку политинформации». Что и говорить, непростая работа у министра сельского хозяйства: то от томатов Эрдогана отбивайся, то от молока Лукашенко. Хорошо хоть санкции...
Рустам Минниханов отметил, что аграриями РТ качественно и в срок проведена основная обработка почвы на площади 1,8 млн га, внесено около 70 кг минеральных удобрений на гектар, посеяно оригинальных и элитных семян на 24% площадей
«ПОЛОВИНА ПОСЕВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ ВООБЩЕ БЕЗ УДОБРЕНИЙ, СЕЮТ НАОБУМ»
Наконец, микрофон перешел в руки президента РТ Рустама Минниханова. Он в очередной раз напомнил, что последние несколько лет климатические условия в республике были не лучшими. «Однако аграрии смогли обеспечить ежегодный прирост валовой продукции в размере 5 процентов, в том числе по растениеводству — 9 процентов», — похвалил он работников отрасли.
Он отметил, что в Татарстане качественно и в срок обработали почву на площади 1,8 млн. га, внесли около 70 кг минеральных удобрений на гектар, посеяли оригинальных и элитных семян на 24% площадей. За этими будничными для нас цифрами коллеги из других регионов наблюдали, открыв рты, потому как во многих регионах, как выяснилось, еще не озадачиваются ни внесением удобрений, ни элитными семенами.
«У нас половина посевных территорий страны вообще без удобрений, сеют наобум — будут хорошие осадки, значит, будет 10–15 центнеров, и на том спасибо. Но так не годится!» — возмущался позже Ткачев. Похвалы снискала и сортовая политика Татарстана. «Я на вашем месте приехал бы сюда со своими специалистами и бизнесом, чтобы эти навыки осваивать», — сказал он. Хвалил президента РТ и глава комитета Госдумы по аграрной политике Владимир Кашин — по его словам, с «сортовой» проблемой удалось достучаться аж до президента страны, принята соответствующая госпрограмма. «Правда, там нет ни копейки дополнительных денег, чтобы на полях у вас, как и в Татарстане, те же 25 процентов элитных и оригинальных семян, а не 30 процентов некондиционных семян в поле», — попрекал коллег парламентарий.
«В настоящее время на полях активно ведутся защитные мероприятия от болезней и вредителей. Кроме того, для повышения эффективности растениеводства и сохранения плодородия почв сельхозпроизводителями проводится биологизация земледелия, — продолжал тем временем Минниханов удивлять гостей форума. — Наша задача — ежегодное внесение не менее 4 тонн сухого органического вещества на каждый гектар пашни. Сегодня эта цифра составляет пока 2,5 тонны».
Далее он перешел к особенно близкой ему теме сельхозтехники. «В машинопарке республики насчитывается 3,5 тысячи единиц зерноуборочных комбайнов разных модификаций. Все они находятся в состоянии готовности к уборочной кампании», — говорил президент РТ и напоминал, что с 2014 года в республике работает собственная программа субсидирования 40% стоимости сельхозтехники. «Из бюджета РТ на решение данной задачи ежегодно выделяется 2 миллиарда рублей. Это позволяет обеспечить обновление техники и поддерживать энергообеспеченность на уровне 155 лошадиных сил на 100 га посевов. Задача к 2020 году — довести до 200 лошадиных сил на основе многофункциональных машин и повысить производительность труда в 2–3 раза», — ставил он непростые задачи. По словам Минниханова, уже принято решение о приобретении 200 энергонасыщенных тракторов с 50-процентным субсидированием стоимости за счет бюджета республики.
«50 ПРОЦЕНТОВ ПАШНИ КАК НЕ ПАХАЛОСЬ, ТАК И НЕ РАСПАХИВАЕТСЯ. А В ТАТАРСТАНЕ НЕТ НИ ОДНОГО ГЕКТАРА БРОШЕННОЙ ЗЕМЛИ!»
Говоря о горюче-смазочные материалах, Минниханов отметил, что традиционно компании «Татнефть» и «ТАИФ» продают сельчанам ГСМ по льготной цене. Оказалось, мало кому так везет с щедрыми нефтяниками — позже докладчики буквально за голову хватались из-за высоких цен на солярку, 30% которой на деле еще и оказывается фальсификатом. «Сами губим свою технику, заливая такое топливо», — сокрушались участники. Напомним, что в нашей республике с темой некачественного дизтоплива начали разбираться еще пару лет назад, когда выяснилось, что на трассах за многие километры от водоемов стали вовсю торговать судовым топливом. Покупаясь на низкую цену, им стали заправлять машины незадачливые сельчане, как результат — поломки дорогостоящей сельхозтехники. Но тогда «краники» паленого ДТ вовремя перекрыли.
В республике ждут хорошего урожая, но над погодой ничто не властно. «Обильные дожди на фоне недостатка суммы эффективных температур могут отодвинуть рост и развитие сельскохозяйственных культур. Это окажет влияние и на хлебопекарные качества зерновых, — опасается Минниханов. — В то же время мы надеемся на высокую сахаристость наших сладких корнеплодов, которые уже догнали по массе показатели прошлого года».
Кашина впечатлило, как в Татарстане к федеральным средствам поддержки «подстегиваются» местные программы. «Тогда все получается, получается лидерство, то, что другим и не снилось. Иные кричат и бьют себя в грудь: „Мы лидеры“, — а 50 процентов пашни как не пахалось, так и не распахивается. А в Татарстане нет ни одного гектара брошенной земли!» — несколько преувеличено восхищался он.
«Нас хотели загнать в этом году в 205 миллиардов рублей, мы сумели с большим трудом вырвать увеличение этой суммы (до 216 миллиардов рублей)» — перешел Кашин к теме федеральных финансов и обещал новых ратных побед в боях с ведомством Антона Силуанова. К своим успехам он отнес повышение финансирования обучения студентов сельхозвузов: вместо 50 тыс. в год — 132 тысячи. «Мы получали в три раза меньше на человека, которого готовили хорошим агрономом или инженером, чем на студентов общеобразовательных вузов! Мы эту несправедливость похоронили», — громыхал глава комитета Госдумы по аграрной политике.
Он говорит, что уже готов законопроект о том, чтобы учхозам и опытным хозяйствам выдавались субсидии по аналогии с сельхозпроизводителями. «Они 27 лет ничего не получали, а только „давай-давай!“» — возмущался депутат ГД и сорвал заслуженные аплодисменты. Наконец, он предложил задуматься о бесплатном школьном молоке. «Вся Европа в этом плане работает, и если мы это внедрим, то это отдельный рынок для наших производителей молока. Но это здоровье детей, будущее нашей нации», — считает Кашин.
Петр Чекмарев (справа): «В этом году особенно в зерносушильном хозяйстве у нас большая проблема. У нас 8,5 тысяч сушилок при потребности более 13»
«ВСЕ СЕГОДНЯ РАЗОМ СТАЛИ ИСКАТЬ СУШИЛКИ, НО ИХ ПРОСТО ПРОИЗВЕДЕННЫХ НЕТ!»
Подробный доклад сделал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений минсельхоза России Петр Чекмарев. Темпы сбора урожая отстают, да и с качеством зерна есть проблемы, считает он: «Риски большие: бурное развитие болезней и вредителей, сорняков — того, что съедает у нас выращенное». Но и это полбеды — сложнее сохранить такой «мокрый» урожай, сушилок не хватает. «В этом году особенно в зерносушильном хозяйстве у нас большая проблема. У нас 8,5 тысяч сушилок при потребности более 13. Наши производители все вместе могут произвести всего 200 единиц сушилок в год, — сокрушался Чекмарев. — Надо увеличить производство в разы. Все сегодня разом стали искать сушилки, но их просто произведенных нет!» Не будет сушилок — комбайны встают, напоминал чиновник, поясняя, что привезти на ток сырое зерно — это все равно что его потерять уже убранным. Не хватает в стране также зерно- и кормоуборочных комбайнов.
«Число кормоуборочных комбайнов снижается, даже при том [невысоком] поголовье скота, которое есть, — его бы накормить в полной мере», — вздыхает докладчик. Но пока с заготовкой кормов не все просто, говорит он, и здесь «подкузьмила» проклятая непогода. Заготовлена всего половина кормов от объемов прошлого года. В то же время участники совещания приводили в пример «Красный Восток-Агро» братьев Хайруллиных — вроде бы дожди льют везде, а по уборке кормов в их хозяйствах обнаружены большие успехи.
«Под шум этого дождя хотел бы завершить выступление, желаю вам хорошей уборки», — попрощался с гостями Чекмарев. «Рустам Нургалиевич мне на ухо шепчет: „Семь лет не было дождя в июле, и мы с такой радостью его ждали. Мы верим, что завтра будет солнце и этот дождь будет использован“», — поддерживал боевой дух аудитории Ткачев. Но дождь и не думал утихать, следующие выступления были практически сорваны непогодой — докладчиков мало кто слушал, все с опаской поглядывали на сильно колышущуюся палатку и ждали, не течет ли с потолка.
Цены на зерно держатся на хорошем уровне, так что надежды наполнить не только житницы, но и кошельки у аграриев есть
«ТЕХНИКИ У НАС В ХОЗЯЙСТВАХ ПОКА ЕЩЕ МАЛО, И ОНА НЕ ТАКАЯ, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ»
«Семь лет в РТ не было дождя, а пять лет российское сельхозмашиностроение показывает рост», — бодро поддержал тему Евгений Корчевой, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения минпромторга России. «В прошлом году доля российской сельхозтехники составила 54 процента, это серьезное достижение, и машины, которые выставлены в полях, показывают этот процесс», — считает чиновник. Причем спрос на них продолжает расти. Корчевой говорит, что помогает программа софинансирования производителям сельскохозяйственной техники (так называемая программа 1432, по номеру постановления, — прим. ред.), но сетует, что пришлось приостановить программу, так как все лимиты на этот год уже закончились. Нужно бы выделить дополнительное финансирование, лоббировал чиновник минпромторга, а также продлить программу до 2021 года. «Техники у нас в хозяйствах пока еще мало, и она не такая, как хотелось бы», — обосновал он свои желания. Корчевой считает, что к 2025 году реально довести долю отечественной техники в РФ до 80%.
«Мы понимаем, что нам нужны еще десятки тысяч тракторов и комбайнов. Сейчас техники больше выбывает, чем приобретается. Останавливать данную программу недопустимо, это себе дороже, потом мы не догоним. От этого выигрывают не только наши сельхохпроизводители, но и наши заводы», — горячо поддержал его Ткачев. Он напомнил, что еще недавно предприятия были в кризисе из-за нехватки заказов. «Сегодня второе рождение нашей отрасли сельхозмашиностроения. Помните, в советское время было целое министерство сельхозмашиностроения, мы не должны этот шанс упустить», — считает министр. Говорит, что, когда ехал на форум и общался с министром сельского хозяйств Китая, тот активно предлагал ему покупать технику в Поднебесной: мол, у них и дешевле, и лучше. «Но когда он попал на выставку, то перестал меня уговаривать: видимо, понял, что мы и сами способны этот вакуум восполнить», — поделился личными наблюдениями министр сельского хозяйства РФ .
Увенчал форум министр сельского хозяйства Ставрополья Владимир Ситников. «Аграрии Ставрополья на сегодняшний день собрали первый миллион тонн зерна с урожайностью от 55 до 70 центнеров с гектара», — с ходу похвастал он успехами своей малой родины. В целом регион нацелился на 10 млн т зерна в 2017 году. «Угрозы, с которыми нам пришлось столкнуться, — это градобой, саранча и паводок», — по-военному отчеканил он. Министр сельского хозяйства Омской области Максим Чекусов окунул гостей в типичные для Сибири проблемы — холодная погода весной, много-много воды, болезни и... сорокоградусная жара, во время которой на паровых полях надуло огромные барханы.
Ткачев, завершая встречу, отметил, что в Омской области условия еще хуже, чем в Поволжье, но вот же, выживают как-то, нечего все время жаловаться на небо. Он порадовался, что цены на зерно держатся на хорошем уровне, так что надежды наполнить не только житницы, но и кошельки у аграриев есть. «Санкции продляют до окончания 2018 года, надеюсь, что это не окончательное решение и мы будем и дальше жить в этих, в общем-то, благоприятных условиях», — помечтал он. Министр высказал надежду, что финансовая поддержка сельчан будет расти, а «погода соблаговолит и подарит определенное число солнечных дней и тепло осенью».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.