«НЕ КАЖДОМУ ПАРКУ НУЖЕН СВОЙ БРЕ
НД, АЙДЕНТИКА»

Накануне вечером прямо в амфитеатре казанского парка «Черное озеро» широкой общественности презентовали победителей открытого всероссийского конкурса на разработку бренда реконструируемой с 2016 года зоны отдыха у КФУ. Услышать имена победителей, а также две лекции по урбанистике от москвичей собралось не меньше сотни человек. Стоя босыми ногами на выкрашенных в белый цвет досках из лиственницы, помощник президента РТ Наталия Фишман неожиданно для присутствующих сообщила, что победитель на этот раз не один — их целых три.

Всего в конкурсе приняли участие 33 компании из 10 городов России. Победителями по решению 13 членов жюри под руководством мэра Казани Ильсура Метшина стали московские агентства «AdWorm и партнеры» (1-е место), Supermarket (2-е место), а также казанская «Теория» (3-е место). Последняя и предложила новое название треугольника — Black Pochmak — и возьмется за оформление летнего паркового кафе на месте снесенной беседки справа от арки влюбленных.

«Пока мы не закончили реконструкцию, но работы ведутся, и они завершатся в этом году, — сказала на презентации помощник президента РТ. — Парк уже живет, и ему нужна своя система коммуникаций. Я еще никогда не участвовала в таком томительно долгом заседании жюри — 6 часов. Выбор у нас был очень непростой. В результате конкурса мы получили не один продукт, а три, которые найдут свое использование».

AdWorm предложила графическую систему, в основе которой — традиционный татарский растительный орнамент, переосмысленный в современных тенденциях графического дизайна. По словам Фишман, концепция агентства AdWorm именно на «Черном озере» внедрена не будет, зато она ляжет в основу оформления общественных пространств по республике — на всех 189 благоустроенных объектах. «Потому что концепция прекрасна, подвижна и мобильна, — объяснила выбор помощник президента РТ. — Каждой территории нужна коммуникация, но не каждому парку нужен свой бренд, айдентика. Это новый способ прочитать традицию: здесь, с одной стороны, нет совсем уж традиционного приема, а с другой — здесь хорошо читается татарский орнамент, цвета. Это может превращаться во что угодно: от условной  брусчатки и резиновой крошки на детских площадках до уличной мебели, навигации, сувенирной продукции».

 Среди клиентов AdWorm, как говорится на сайте компании, «Газпром-медиа», издательство АСТ, Cirque du Soleil Russia, парк «Музеон в Москве». 

ХИТ «ЧЕРНЫЙ ЭЧПОЧМАК» И НИ КОПЕЙКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Вторая команда-победитель — Supermarket — после доработки предложенного стиля полностью возьмет на себя оформление парка «Черное озеро». Студия предложила решение, в котором сочетаются история парка, современный ритм жизни и актуальные тенденции в дизайне. В основу концепции легла симметрия и отражения. В логотипе парка арка влюбленных зеркально отражена и образует букву О.  Метафора бренда: «Загляни в «Черное озеро», и ты откроешь для себя что-то новое».

«Раз уж мы победителя забрали на масштабную задачу, то у нас нет сомнений, что доделаем и покажем в скором времени доработанный вариант, — сказала Фишман. — Второй стиль мы избавим от нарочитой татарскости, потому что мы понимаем, что «Черное озеро» — это символ имперского города».

Команде «Теория» из Казани, занявшей 3-е место, вручили специальный приз инвестора реконструкции парка ООО «Парадигма» — контракт на реализацию фирменного стиля паркового кафе, в основу которого ляжет образ «черного эчпочмака» — Black Pochmak, предложенного студией. 

«Это хит, который нас всех потряс», — сказала Фишман про новое прочтение знаменитой татарской выпечки.

К слову, дизайнеры презентовали творческие решения оформления самых разнообразных предметов — от парковых инсталляций, блокнотов и визиток, кружек и тарелок до женских платьиц и футболок. Так, кофейные стаканчики «Теория» предложила украсить словосочетанием BlackLake (в переводе с англ. «черное озеро»). Указатели парка в виде фигурок, по их замыслу, должны призывать «Покатайся по Черному!», «Поплыли по Черному», а билеты в дружественную «Смену» — «Приходи на Черную сторону». Supermarket запомнился фантастичными яркими орнаментами, которые воплотил на афишах, указателях и пригласительных билетах, значках и сумочках. Кофейные стаканчики указывали на все тот же BlackLakePark. А орнамент AdWorm действительно врезается в память четким рисунком, который уместен будет на городских афишах, сувенирных футболках, упаковках чак-чака и любых других носителях.

Призовой фонд, как и проведение конкурса, оплатил инвестор реконструкции — победитель получил 200 тыс. рублей, за 2-е место дали 100 тыс. рублей, призом за 3-е место стал контракт на оформление кафе в парке. «Ни копейки бюджетных средств не потрачено, — объяснила «БИЗНЕС Online» Фишман. — Тут не бюджет платит за инвестора, а инвестор — за бюджет. В этом нет никакой проблемы. Эксперты выбрали победителя, выбрали того, кого выбрали. Решение жюри для нас является абсолютной ценностью».

«Это нормальная стоимость за такой масштаб работы, а дальше, соответственно, идут уже новые этапы для трех команд, — сказал присутствовавший на презентации гендиректор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. — Это новые контракты для трех команд с тем же инвестором, если он хочет отдельных проработок». Компания «Центр» уже в третий раз проводит в Татарстане конкурс на разработку бренда — первым выбирали логотип строящегося Kazan Expo, вторым шел Казанский зооботсад. Эта же компания проводила конкурс на разработку концепции развития набережных озера Кабан.

Ранее Георгиевский сообщал, что проведение одного конкурса стоит около 1 млн рублей. «Для Татарстана эта цена уменьшается все время, потому что если самый первый конкурс мы делали от и до, то сейчас республика некоторые вещи делает сама», — сказал в общении с нашим корреспондентом Георгиевский.

Напомним, первый этап реконструкции парка «Черное озеро» завершился в октябре прошлого года открытием детской площадки. Ранее Фишман сообщила, что в парк будет вложено порядка 230 млн рублей за два года (в прошлом году инвестор ООО „Парадигма“ вложил в зону отдыха 70 млн рублей, еще 50 дал бюджет республики).

Сергей Георгиевский:  «Для Татарстана цена уменьшается все время, потому что если самый первый конкурс мы делали от и до, то сейчас республика некоторые вещи делает сама» 

230 МЛН РУБЛЕЙ И ИНВЕСТОР С «РЕСТОРАННЫМ» БЭКГРАУНДОМ

Напомним, что о масштабной реконструкции «Черного озера» было объявлено два года назад: в июне 2015 года Фишман вместе с тогдашним премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым презентовала планы облагородить любимый горожанами парк. Халиков напомнил тогда, что в Казани планируется реконструировать около 30 садов и парков. «Я сам лично пока не очень в это верю, так же, как и вы. Даже несмотря на то, что много уже построено, средства выделены. Не верю ни капли как казанец. В один год — да, 30 скверов, да, все вовремя сделают, да, все качественно... Да ни за что! Но подождем еще три месяца и будем надеяться, что это все обязательно сбудется», — делился ожиданиями экс-премьер.

Между прочим, тогда же с проектом реконструкции парка выступала московская компания Wowhouse. Как рассказывала ее представитель Варвара Гончарова, по ее замыслу, вместо футбольного поля в парке должен появиться амфитеатр с открытой сценой, а кроме того, здесь можно оборудовать площадку для йоги, велодорожки, ролики и уличные тренажеры. В центральной части парка предполагался фонтан, а знаменитую арку влюбленных дизайнеры хотели сохранить в том же виде, оборудовав дополнительно лишь спуск для колясок. Озеро хотели наполнить водой и сделать спуск для судомоделистов, а зимой в парке должен был появиться приличный каток. По словам Фишман, в парке нужно увеличить и число зеленых насаждений.

Тогда инвестор не назывался, говорилось лишь, что эта частная компания вложит «много больше 100 миллионов рублей». Чуть позднее исполком Казани учредил для реконструкции парка АО «Черное озеро» с уставным капиталом 153,7 млн рублей, в которое внес участок площадью 2,2 тыс. кв. м и два ветхих строения. Согласно данным «Контур.Фокуса», доля города в АО должна была составить 26%, а остальная часть (вклад ООО «Парадигма») — предприятие с основным видом деятельности «Производство прочих химических продуктов». Его единственный учредитель — Альберт Юлдашев, а гендиректор — Руслан Садыков. Последний — известный в Казани ресторатор, имеющий отношение к ресторанам «Хумо», комплексу из ресторана «Пир» и бань «Пар» на берегу Кабана. Источники «БИЗНЕС Online» на ресторанном рынке Казани утверждали, что за проектом стоит группа компаний «Сувар».

Исполком Казани учредил для реконструкции парка АО «Черное озеро» с уставным капиталом 153,7 млн рублей, в которое внес участок площадью 2,2 тыс. кв. м и два ветхих строения

«КОГДА ЭТО ПО ТАТАРСТАНУ РАССОСЕТСЯ, ТО ЭТО БУДЕТ ЗАПОМИНАНИЕ ОБРАЗА ТАТАРСТАНА»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов, членов жюри конкурса поделиться своими взглядами на выбранные концепции и идею масштабирования одного стиля на всю республику:

Дмитрий Кошкин — председатель союза дизайнеров Татарстана, член совета союза дизайнеров России:

— Конкурсные проекты никогда не бывают сразу законченными, их нельзя сразу использовать, запускать в дело. Один из моих подходов решения айдентики — среда. Наиболее деликатное решение у Supermarket. Казанской студии не хватило профессионализма, глубины идеи, но она участвовала наряду с очень сильными командами всероссийского, международного уровня. 

Ничего страшного в том, что в кафе будет один стиль, а в парке — другой, нет. Единый стиль — это подход 60-х годов прошлого века, тогда был тотальный модернизм, а сейчас все перемешивается. В результате получается такая сложная история.

Илья Рудерман — соучредитель type.today, Moscow Design Studio и шрифтовой студии CSNM Fonts:

— Очевидно, что общественному пространству нужен свой некий язык коммуникации с посетителем, потому что иначе все ваши таблички будут напечатаны шрифтом Times New Roman, и никакой системы за ним нет. У всех мировых значимых городов в той или иной степени вопрос визуальной коммуникации с горожанами решен. В Нью-Йорке порой у каждого парка, сквера есть своя концепция. Есть города, которые относятся к этому системно и на все общественные пространства, парки распространяют одну единственную концепцию. Есть разные стратегии, и город поступает по-разному. Это очень сильно связано с историей города. Молодые города, у которых за каждым публичным пространством нет длинной истории, как правило, системно относятся ко всему.

Ильгизар Хасанов — основатель центра современной культуры «Смена», член союза художников России, художник:

— Вот все говорят красивое слово «коммуникация» — это навигация, стиль, к которому ты визуально привыкаешь, а когда ходишь в городе, скучаешь по этому месту и возвращаешься. Это придумать трудно, выбрали из того, что есть. Тут важны пропорции, количество. Это не значит, что через каждый метр будет в парке торчать указатель. Этот бренд будет присущ только парку.

В первом случае получилась весьма универсальная история — айдентика рождалась для Казани, но пакетное предложение оказалось очень интересным. Когда это по Татарстану рассосется, то это будет запоминание образа Татарстана. Это легкое программирование, урбанизм. Хорошо это или плохо — никто не знает, может быть, это глобализм, а молодежи нравится узнаваемость, некие знаки.

В парке «Черное озеро» многое задано архитектурой. Лестницы из хрущевской эпохи, но они вводные, а внутри уже некий конструктивизм. Парк — штука самодостаточная, он никуда не экспортируется, а бренд нужен тому, кто что-то продает, презентует.

Парк здесь свыше 100 лет, и «Теория» в это вцепилась. Парк уже столько пережил, что невозможно взять одну эпоху. Универсальный язык может изобразить любое время.

Арина Судакова — совладелица агентства Evolution:

— С профессиональной точки зрения, работы-победители — качественные и небанальные. Комментировать же с точки зрения обывателей, гуляющих в парке в будни и выходные, дело неблагодарное — сколько людей, столько хороших или плохих логотипов. 

Конкретно мне ни один логотип не понравился. Я лично их не купила бы. Логотип не может быть изначально хорошим или плохим — только качественным или некачественным. Остальное — дело вкуса.

Создание логотипа — только первый шаг в долгом процессе создания требуемого имиджа парка. Хорошим или плохим он станет со временем, когда наберет (или не наберет) эмоциональную массу. Пока у меня нет эмоций, но я не показатель. В парковых пространствах главное — это не логотип, а система навигации, которая должна быть читаемой и понятной.

Очень хочется, чтобы подобных конкурсов было больше и участие в них принимали исключительно татарстанские студии и дизайнеры. Это очень хорошо поднимет качественную планку местных работ. И то, что в призовых местах оказались казанские коллеги, не может не радовать.