«Городская экономика являлась не драйвером экономического развития страны, но главным реципиентом доходов от нефтяного роста», — констатирует печальный факт Алексей Кудрин. В своей колонке он объясняет, почему в стратегии, разработанной ЦСР по поручению президента Владимира Путина, предусмотрена передача на уровень самых перспективных городов средств и полномочий для принятия самостоятельных решений.
Алексей Кудрин
БОЛЬШИЕ ГОРОДА...
Мировая экономика перебирается в большие города. Сегодня в 380 крупнейших городах и агломерациях живет более половины городского населения, в них же производится половина мирового ВВП. Все аналитики сходятся в том, что эта доля будет только расти.
Если посмотреть на уровень макрорегионов, то в США в городах с населением свыше 100 000 человек проживает 80% населения, которые производят 84% ВПП, в Западной Европе соответственно 58% населения и 64% ВВП, в Латинской Америке — 55% населения и 76% ВВП, в Китае — 48% населения и 78% ВВП. В России же проживающие на территориях крупных агломераций, а также в крупнейших, крупных и больших городах 52% населения страны генерируют лишь 55% ВВП. Получается, что крупные города и городские агломерации в России недостаточно используют свой потенциал для дальнейшего социально-экономического роста.
К 2025 г. нынешний список самых развитых городов покинет значительная часть сегодняшних его участников. Их места займут сотни городов, названия которых сейчас нам почти ничего не говорят, в основном китайских. В лидерах окажутся те города, которые сумеют занять новые ниши, вовремя перенастроиться на привлечение качественного человеческого капитала и устойчивый рост новых типов технологичных производств.
МЕСТО РОССИИ НА КАРТЕ МИРА
В период с 2000 по 2008 г. ВВП России рос в среднем на 7% в год. Параллельно росла доля городского населения — за это время она увеличилась на 5%: с 42 млн почти до 49 млн человек. На этом фоне снижался общий вклад городов в экономику страны — объясняется это тем, что экономический рост был вызван ростом цен на нефть и не имел источников в сфере городской экономики. Городская экономика являлась не драйвером экономического развития страны, но главным реципиентом доходов от нефтяного роста.
Сегодня в мировых рейтингах стабильно присутствуют лишь Москва и Санкт-Петербург. Это наши единственные глобальные города — остальные на мировой карте почти незаметны. Две крупнейшие агломерации России обеспечивают более 25% ВВП страны, а в США и странах Западной Европы (в среднем) — 13 и 9% соответственно.
При этом на следующие 30 крупнейших с точки зрения экономики городов в России приходится всего 16% ВВП, тогда как в США — 37%, а в Западной Европе — 33%. Аналогичная ситуация с городами с населением более 100 000 человек. На них в России приходится 12% ВВП — в 2–3 раза меньше, чем в Европе и США (23–33%). Это огромный разрыв, из-за которого родилась всем известная печальная и циничная мантра о том, что обеспечить себе высокое качество жизни за пределами Московской кольцевой автодороги практически невозможно.
В России проживающие на территориях крупных агломераций, а также в крупнейших, крупных и больших городах 52% населения страны генерируют лишь 55% ВВП
НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА
В стратегии, подготовленной ЦСР по поручению президента России, предусматривается реализация новой городской политики, которая позволит увеличить вклад городов в ВВП с 40 до 55%. При этом рост прогнозируется именно в густонаселенных агломерациях, население которых приближается или превышает 1 млн человек. Кроме них центрами с богатейшим потенциалом являются Калининград, Владивосток и Сочи — готовые для инвестиций площадки с инфраструктурой и опытом проведения глобальных мероприятий. Помочь росту должно расширение круга полномочий по принятию стратегических решений и реализации местного бюджета. Подготовлены пилотные проекты для апробации этих решений.
Мы провели исследование и посчитали, что даже при относительно серьезных изменениях в распределении доходов и передаче городам из списка перспективных части полномочий и средств на их самостоятельную реализацию для остальных муниципалитетов региона существенных изменений не произойдет. Более того, после соединения инфраструктурных ресурсов и интеллектуального потенциала в единую систему, где население и бизнес будут более мобильны, можно получить прирост ВРП выше среднего по стране — 5–7%. Именно это является важнейшим фактором роста. Это не просто результаты кабинетной работы, а итоги серии дискуссий экспертов с представителями городских администраций различных регионов страны. Конечно, тема перераспределения доходов местных бюджетов непростая. Но глубокий анализ, диалог и взаимное доверие помогают найти возможности для работы с ней.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Наряду с сохранением потенциала и темпов развития наших двух глобальных городов необходимо параллельно «растить» следующую когорту из перспективных миллионников (причем объединяя масштабнее — уральская агломерация Екатеринбург — Челябинск — Пермь, например, уже становится потенциально интересной).
Обеспечение среднегодового экономического роста в 3% на горизонте до 2030 г. при сохранении численности населения требует существенного повышения производительности. Это возможно в первую очередь на территориях крупных городских агломераций, а также в крупнейших, крупных и больших городах — многоотраслевых региональных центрах, не входящих в состав крупных агломераций.
Источниками распространения передовых практик по увеличению производительности и использованию новых технологий должны стать университеты и инновационные кластеры. Ставка в этих центрах должна делаться на привлечение инициативных, талантливых и целеустремленных людей, а финансирование — идти не только со стороны государства, но и из частных источников, конкурирующих между собой за право поддержки.
Это амбициозная задача для России на XXI в. — закрепиться в списке глобальных городов не только двумя флагманами, но и еще несколькими агломерациями. Если этого не случится, задача сохраниться в качестве одной из глобальных держав вряд ли сможет быть выполнена.
Алексей Кудрин, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок»
«Ведомости», 20.07.2017
Алексей Кудрин — кандидат экономических наук, бывший министр финансов РФ, считается личным другом Владимира Путина.
Родился в 1960 года в Добеле (Латвийская ССР) в семье военнослужащего.
До поступления в университет два года работал автомехаником и инструктором практического обучения лаборатории двигателей в Академии тыла и транспорта министерства обороны СССР в Ленинграде.
Окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета.
Был первым заместителем мэра Петербурга Анатолия Собчака, начальником ГКУ администрации президента РФ, замминистра финансов РФ.
С 2000 года — бессменный министр финансов в правительстве России. Был отправлен в отставку 26 сентября 2011 года после того, как публично отказался работать в правительстве Медведева, если таковое будет создано. При этом тогдашний председатель российского правительства Путин заявил, что Кудрин «очень многое сделал для укрепления экономики страны» и что он гордится тем, что у него в правительстве работал такой человек, как Кудрин.
Был признан «Министром финансов 2010 года» по версии журнала Euromoney.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.