Если б
Мой след на груди земли
впечатался так, что остаться бы смог...

Хади Такташ

«ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ СЕМЬЯ ХАДИ ТАКТАША ВЕДЕТ НЕРАВНУЮ СХВАТКУ С ГОСУДАРСТВОМ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ ПОЭТА»

Самое большое богатство нации — Память. Без Общей Памяти нация вырождается, становится обыкновенной человеческой общностью. Очевидно, Общая Память сохраняется благодаря общей территории. Нации непрерывно ищут себя в Общей Памяти, они поклоняются даже черепкам, если те являются свидетелями Памяти, по крупицам собирают свою Память, разбросанную в тяжелые для нее времена. Одно поколение сменяется другим, они создают славу нации, множат ее, по самым тернистым дорогам Истории бережно проносят и сохраняют Память. В безжалостно суровые моменты Истории империи и тираны пытались уничтожить эту Память и часто добивались своей цели. Тем не менее Память всегда оставалась бездонной казной нации и сколько бы из нее ни черпали, она вновь пополнялась.

Аяз Гилязов, «Я искал свои следы»

Город — это пространство памяти. Каждое поколение горожан вносит свою лепту в ее сохранение. Каждый объект, появляющийся на карте столицы, — своего рода письмо в грядущее, слепок души создателей. Это сегодня мы можем откреститься от неудобных вопросов лицемерными отписками, успокаивая совесть, создать баррикаду из должностей, званий, наград, а в будущем о нас будут судить по конкретным результатам — следам на карте города, татарской столицы...

Десятилетия семья Хади Такташа и татарская общественность ведут неравную схватку с государством по увековечиванию памяти поэта. И сегодня мы вынуждены констатировать, что наш голос стал гласом вопиющего в пустыне. А ведь речь идет о личности, которая занимает особое место в истории татарской литературы.

Творчество Такташа выдержало проверку временем. Одно поколение читателей сменялось другим, менялись идеологические ориентиры в стране, но любовь к поэту в татарской среде еще жива. В этом легко убедиться, если в интернете набрать сочетание «Такташ-Нонстоп». Эта арт-акция состоялась по инициативе творческого объединения «Калеб» и всемирного форума татарской молодежи. На нее откликнулись читатели разных возрастов. В сети появились видеоролики с исполнением любимых стихотворений великого поэта. Каждый из участников арт-акции внес свой посильный вклад в реальное увековечивание памяти Такташа. Арт-перформанс «Такташ-Нонстоп» был приурочен к юбилею поэта. Мероприятие прошло в начале апреля прошлого года в стенах Чернояровского пассажа, где в 1980 году союзом писателей РТ была установлена мемориальная доска о том, что здесь в 1920-е годы жил и трудился татарский поэт... Очевидно стремление организаторов мероприятия «национализировать» пространство Казани, раскрыть горожанам новое содержание известных архитектурных объектов. Фестиваль Jadidfest стал одним из ярких событий в современной татарской культуре.

Аван Такташ у могилы отца Аван Такташ у могилы отца Фото: семейный архив

«ДЕНЬ ПОХОРОН СТАЛ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ МИФА «ТАКТАШ — ТАТАРСКИЙ МАЯКОВСКИЙ»

А вот с государством у Такташа отношения как-то не складываются. При жизни поэт — кумир татарского народа — был заклеймен статусом писателя-«попутчика». Мало кому известно, что печататься ему помогали друзья-джадиды в частной типографии. Дважды его имущество выставлялось на торги. Его родителей лишили избирательского голоса («лишенцы»). Откровенная травля в отношении Такташа была развязана властями с 1926 года и не прекращалась до самой смерти. В 1931 году, вопреки воле родных, его похоронили не на Татарском кладбище, а на аллее Парка Горького. День похорон стал днем рождения мифа «Такташ — татарский Маяковский». Власть наконец приняла под свое покровительство «бунтаря-попутчика».

Так гордый и свободный Такташ не по своей воле оказался в плену у власти. Памятник из белого мрамора на могиле поэта за десятилетия стал символом Такташа. Строгий и скромный, монументальный и величественный, устремленный ввысь, как белая береза из поэмы «Мокамай». Мать поэта на известие о смерти сына и решение похоронить его не на родине, а в Казани, откликнулась пронзительным стихотворением «Где, сыночек мой, твоя могила?». Портрет писателя, березки, посаженные Такташем, всенародная любовь стали единственным для нее утешением.

Сердце великого сына татарского народа перестало биться 8 декабря 1931 года в 6 часов 30 минут. Этому трагическому событию газеты посвятили целые полосы... Желающих прийти проститься с любимым поэтом оказалось свыше 10 тысяч человек. Человеческий поток во дворце культуры (ныне ТЮЗ) не стихал до 12 ночи. Большинство татарских писателей не покидали зал двое суток. Похороны были назначены на 10 декабря. Траурный митинг состоялся на Площади Свободы. Для проведения этого мероприятия была специально сооружена трибуна. По воспоминаниям Газиза Иделле и Амирхана Еники, по улице Островского в сторону дворца культуры двигались толпы людей, бурлящие, как весенний поток. Со своим кумиром пришла проститься молодежь: школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Все призывы освободить пространство для передвижения траурной процессии оставались неуслышанными. Организаторы были вынуждены пригласить конную милицию. И стражам порядка пришлось нелегко. Милиционерам с трудом удалось освободить узкий проход в людском потоке. Друзья, коллеги, представители общественности несли покойного на руках, сменяя друг друга, с улицы Островского до Площади Свободы. После митинга траурная процессия направилась в Парк Горького. Такташа несли на руках до самого кладбища (ныне «Аллея чекистов»).

Татарский народ, по воспоминаниям Ризы Ишмурата, прощался с Такташем под звуки траурного марша Салиха Сайдашева. Близкие друзья поэта — Карим Тинчурин, Хасан Туфан, Гумер Гали, Галимджан Нигмати, Адель Кутуй, Салих Сайдашев — в этот день не стеснялись слез... В конце траурного мероприятия прозвучал прощальный залп 1-й Казанской стрелковой дивизии (командир и комиссар — Якуб Чанышев).

С тех пор прошло 86 лет. Территория памяти Такташа — «гения в лаптях», «веселого бунтаря» — в Казани медленно но верно сокращалась с годами, как шагреневая кожа.

«Когда получите посланье, / Я буду мертв давным-давно. / Мое не донесется имя / До вас, забудется оно...» — так написал Такташ незадолго до своей смерти. «Величавой легендой» о нем, по его замыслу, должны были стать стихи.

Аван Такташ у могилы отца, 1963 г. Аван Такташ у могилы отца, 1963 год Фото: семейный архив

«С КАЖДОЙ РЕКОНСТРУКЦИЕЙ «АЛЛЕИ ЧЕКИСТОВ» МЕНЯЛСЯ ОБЛИК МОГИЛЫ ТАКТАША. ИСЧЕЗЛИ ОГРАДА, ЛИПЫ, БЕРЕЗЫ...»

Факты свидетельствуют о том, что тактика властей в отношении поэта-легенды и после смерти не изменилась. «По умолчанию» пересмотрели школьную программу... «По умолчанию» снесли дом, где жил Такташ... «По умолчанию» назвали именем поэта улицу, которая территориально не имеет никакого отношения к казанскому «ландшафту памяти» поэта, и теперь она ассоциируется с наименованием бандитской группировки... «По умолчанию» снесли мемориальную доску с Чернояровского пассажа... «По умолчанию» сдвинули с места могилу... «По умолчанию» установили памятник поэту...

Хадича Такташева с племянником Ахатом у могилы брата Хадича Такташева с племянником Ахатом у могилы брата Фото: семейный архив Хадичи Такташевой

Лишь благодаря энтузиастам — прежде всего литературоведу Лене Гайнановой — был переиздан и доработан трехтомник сочинений поэта, вышла свет книга воспоминаний. По инициативе коллектива татарской гимназии №27 учебное заведение стало носить имя поэта. Музыкальная группа Juna сняла клип на стихи Такташа «Урман кызы».


С каждой реконструкцией «Аллеи чекистов» менялся облик могилы Такташа. Исчезли ограда, липы, березы... С одной стороны на могилу поэта стал грозно надвигаться асфальт, а с другой стал угрожать ширящийся под напором дождевых и талых вод овраг. Родственники и общественность в лице директора Камаловского театра Шамиля Закирова обратились к властям с инициативой перезахоронения праха поэта рядом с женой на Ново-Татарском кладбище. Были приготовлены места для перезахоронения Галиаскара Камала и Хади Такташа, однако на последнем этапе все застопорилось.

В 2014 году, когда памятник без согласования с министерством культуры РФ был демонтирован, родственники вынуждены были искать защиты в прокуратуре и министерстве культуры РТ. Семья готова была взять на себя все расходы по перезахоронению поэта либо на Ново-Татарском кладбище в Казани, либо на родовом кладбище в Сыркыды, чтобы поэт наконец обрел покой. Власти ограничились отпиской: памятник восстановлен, трубы, которые едва не проложили через могилу, убраны, виновные (безымянный «дальний родственник Камала») понесли наказание, во избежание дальнейшего обвала грунта посажены ели... До родных довели также радостную весть, что у могилы теперь появилось освещение и Wi-Fi, а само кладбище приобрело европейский вид... Видимо, писавший эту отписку татарский чиновник от литературы забыл, что после заката у татар не принято посещать могилы, а сам Такташ не нуждается в интернете, так как о «связи» с потомками он позаботился заранее, написав поэму «Письма в грядущее».

Родные Г.Такташевой у могилы поэта (2001) Родные Гульчиры Такташевой у могилы поэта, 2001 год Фото: семейный архив Э. Кудрецкой

Люди, потревожившие последнее пристанище поэта, сделали это без уведомления родных и нарушив мусульманские обычаи: во время выемки грунта из могилы для создания фундамента не позаботились о его сохранности. В итоге земля с могилы Такташа перемешалась с землей, вынутой из могилы Камала, и стала частью газона. Тема настолько болезненная, что не хочется далее комментировать.

Никто не стал считаться с чувствами и почитателей таланта поэта. «По умолчанию» забыли о том, что 1 июня 2011 года во время празднования 110-летия со дня рождения Такташа по инициативе АН РТ и депутата Госсовета Татарстана Азата Зиятдинова на могилу была доставлена земля с родины поэта — деревни Сыркыды (Мордовия). В мероприятии приняли участие журналист Эльвира Кудрецкая — дочь жены Такташа Гульчиры Такташевой; главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Зиннур Мансуров, академик АН РТ Джаудат Сулейманов, академик АН РТ Дания Загидуллина, писатель Рустем Закуан.

«ГОРЕ-РЕКОНСТРУКТОРАМ» БЫЛО НЕКОГДА ЦЕРЕМОНИТЬСЯ С ЧУВСТВАМИ И ПАМЯТЬЮ БЛИЗКИХ И ПОЧИТАТЕЛЕЙ ТАЛАНТА. ДЛЯ НИХ БЫЛО КРАЙНЕ ВАЖНО ПРИВЕСТИ КЛАДБИЩЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ВИД»

«Горе-рекострукторам» было некогда церемониться с чувствами и памятью близких и почитателей таланта, для них было крайне важно привести кладбище в европейский вид.

Этот же сценарий повторился недавно вновь. Втихомолку установили памятник поэту на одной из казанских улиц. Соль ситуации состоит в том, что постановление о создании музея и памятника Хади Такташу появилось еще в конце 1940-х годов. Однако одно десятилетие сменялось другим, а постановление так и не было реализовано.

Во время строительства УНИКСа в 1989 году встал вопрос о сносе дома на улице Куйбышева, где жил поэт в 1925 - 1931 годы. Никто не оказал сопротивления, хотя строящееся здание УНИКСА КГУ нужно было подвинуть на считанные сантиметры. Ректор КГУ Юрий Коноплев «обещал создать музей Такташа в стенах университета, но слова его остались втуне» («Республика Татарстан» — 2006. №126 (25722).

В 2006 году первый лауреат премии имени Хади Такташа, заслуженный деятель искусств РТ, поэт Радиф Гаташ вместе поэтом Ильдусом Гилязовым, лауреатом премии имени поэта, выступили с инициативой установки в Казани не бюста, а статуи Такташа в полный рост: «Ведь как было бы замечательно на месте дома, где жил Такташ, рядом со зданием УНИКСа КГУ по улице Пушкина в зеленом скверике, видеть фигуру пламенного поэта. Такташ был другом первого татарина-ректора КГУ Гильма Камая, ухаживал за студенткой университета, своей будущей женой Гульчирой Мансуровой-Такташевой. В доме, которого уже нет, поэт обитал на третьем этаже, здесь был его кабинет, где он творил... Мы убеждены, что памятник великому поэту, ярко и глубоко отразившему в своем творчестве дух и пульс начала ХХ века, по достоинству украсит нашу столицу», — писали они на страницах газеты «Республика Татарстан» (№126 (25722).

Фото 2016 г. Фото 2016 года

«ЭТО БЫЛА «ИГРА В ДЕМОКРАТИЮ»: ПАМЯТНИК БЫЛ ДАВНО ОТЛИТ, А ВЛАСТИ ВСЕГО ЛИШЬ РЕШИЛИ ИЗМЕРИТЬ «БАРОМЕТР» ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ»

Министр культуры РТ Зиля Валеева вместе с Кудрецкой объездили места, так или иначе связанные с именем Такташа, чтобы определить место установки памятника.

В декабре 2010 года был объявлен конкурс на лучший эскизный проект памятника Такташу. А потом начинается воистину детективная история. «Открытый конкурс» неожиданно превратился в «закрытый». До сих пор никто не хочет озвучить имена членов комиссии, которые проголосовали за проект скульптора Асии Миннуллиной, тех, кого мы, родственники, почитатели таланта Такташа, должны благодарить за столь весомый «вклад» в увековечивание памяти поэта.

На сдачу проекта памятника нас, родственников и представителей общественности, приглашали дважды. В представшей нашему взору фигуре из гипса никто не признал Такташа, все маялись догадками: то ли это Владимир Ленин, то ли Владимир Маяковский, то ли Павел Власов Максима Горького. Удивительно, кто отдал свои голоса за этот проект-штамповку? Свои промахи скульптор объяснила тем, что ей были предоставлены ретушированные фотографии поэта. Родственники отнеслись к ситуации с пониманием, не стали поднимать шум, пытаясь достойно выйти из столь «щекотливой» ситуации, предоставили для работы фотографии из семейного архива, поделились воспоминаниями о поэте.

Забили настоящую тревогу лишь во время второй приемки, когда увидели, что ничего не сделано для исправления ситуации. Миннуллина всех успокоила, что это гипс, а когда фигура будет отлита, составится иное впечатление. Герман Бакулин обещал предоставить нам полный эскиз. Специалисты из ИЯЛИ АН РТ присоединились к родственникам и указали на наличие диспропорции в фигуре, лице поэта, ошибках в одежде. Позднее нам стало известно, что это была «игра в демократию»: памятник был давно отлит, а власти всего лишь решили измерить «барометр» общественных настроений.

Всех крайне возмутило известие о том, что местом установки памятника станет «пятачок» перед Закабанной мечетью в начале улицы Хади Такташа. По замыслу разработчиков, статую планировалось поставить спиной к мечети, что само собой было оскорбительно, чтобы «Такташ грудью разрезал воздушный поток большой улицы». Как пояснила Миннуллина, она создала концепцию поэта-трибуна. Бакулин объяснил, что место выбрано в соответствии с туристическим кластером: Салих Сайдашев (улица Татарстан, 2) — Хади Такташ (одноименная улица) — Рустем Яхин (улица Павлюхина) (его памятник должен был быть установлен в сквере филармонии).

Из архива Л.Гайнановой: Дом Х.Такташа на ул. Куйбышева (ныне ул. Пушкина), в котором поэт жил в 1928-1931 гг. Из архива Лены Гайнановой: дом Хади Такташа на улице Куйбышева (ныне улица Пушкина), в котором поэт жил в 1928 - 1931 годы

«ПОЭТ-ТРИБУН» ПОСЛЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПОСТАМЕНТА»

Спустя три года памятник Такташу установили «по умолчанию». Миннуллина называет себя заложницей ситуации. Городские власти берут на себя ответственность лишь за выделение участка, республиканские — за финансирование создания памятника. Вопрос торжественного открытия остался как-то за кадром. Внешний вид памятника оставляет желать лучшего: на статуе тут и там кислотно-синие пятна, начиная с затылка. «Поэт-трибун» после оптимизации расходов остался без постамента. Шрифты на плитах едва видны, поэтому текст не читается издали. На плитах также какие-то пятна. Ответственных за это безобразие пока обнаружить не удалось.

«По умолчанию» бесцеремонно поступили и с памятью ветеранов Великой Отечественной войны, представителей прихода Закабанной мечети. Памятник установили в сквере, заложенном в честь Великой Победы. Каждое дерево — это свидетельство памяти. Что думают о нас сегодня близкие ветеранов, которые хотели оставить о себе добрую память, прихожане мечети? Так формируется в общественном сознании миф о «поэте-разрушителе». Больно и стыдно за всех нас.

Исчезла и мемориальная доска на Чернояровском пассаже, установленная в 1980 году. Союз писателей РТ в лице Данила Салихова два года назад, когда мы подняли этот вопрос, клятвенно обещал торжественно вернуть все на место, но воз и ныне там.

Церемония открытия Мемориальной таблички в честь Х.Такташа на ул. Ленина (1980) Церемония открытия мемориальной таблички в честь Хади Такташа на улице Ленина, 1980 год

Для беспамятных чиновников хотелось бы провести по городу экскурсию по такташевским местам. Начинается наш маршрут с ТЮЗа — здесь располагался татарский театр, где Такташ начинал суфлером. Потом Чернояровский пассаж, где располагался ГАЖУР, где поэт работал журналистом. Чуть далее на углу в здании, где располагался авиационный техникум, а ныне КФУ, проходили литературные суды над Такташем. Затем мы пройдем до Ленинского сада, где поэт встречался с молодежью, с коллегами по газете «Кызыл Татарстан», чья редакция располагалась в здании стоматологической клиники, напротив оперного театра. Мы поднимемся по знаменитой лестнице на территорию университета — некогда рядом с библиотекой был сквер, где собирались татарские журналисты, там Такташ встречался с Гильми Камаем и Гульчирой Такташевой-Мансуровой. Потом мы спустимся на улицу Пушкина, чтобы постоять рядом с местом, где стоял дом поэта... Затем нам необходимо будет проследовать в конец улицы Парижской Коммуны — там располагалась типография, куда носил свои статьи Такташ-журналист. Финальный отрезок экскурсии пролегает от ТЮЗа до Парка Горького, где расположена могила поэта.

Незадолго до смерти в поэме «Письма в грядущее» Такташ предсказал:

«И люди нашего столетья
Забудутся
».

Милеуша Хабутдинова