«ОГРОМНЫЙ ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ СТОИТ, А НАМ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТО ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР»

Блестящим результатам работы челнинских земельщиков был посвящен сегодняшний деловой понедельник в Набережных Челнах. Доклад изобиловал бойкими цифрами, которыми сыпал начальник управления земельных и имущественных отношений Ленар Гизатуллин. За прошедшие полгода от деятельности ведомства в горбюджет поступило  624,9 млн рублей, что на 217,6 млн больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Основную долю доходов, а это 65%, составляют арендные платежи за землю. Всего же объем муниципального имущества составляет 15 млрд рублей. Гизатуллин доложил, что на данный момент более 230 тыс. кв. м муниципального имущества сдано в безвозмездное пользование, в основном федеральным, республиканским, муниципальным учреждениям и социально-ориентированным НКО. Кроме того, в аренду сдано 40 тыс. кв. м площадей. Из них на 7 тыс. «квадратов» начисляется полная оплата, на 16 тыс. работает система почасовой оплаты, а еще 17 тыс. площадей освобождено от аренды. Общий доход от сдачи в аренду муниципальной собственности за полгода составил более 31 млн рублей, в горбюджет поступило 15 млн, что на 48% больше прошлогоднего уровня.

Главный земельщик напомнил о проведенных торгах на право заключения договоров аренды помещений в 19 подземных переходах. По итогам аукционов заключено 252 соглашения. Годовое поступление арендаторов ориентировочно составит 5,5 млн рублей. Кроме того, с начала года разыграно 438 лотов на установку рекламных конструкций. По результатам торгов в бюджет поступило 76 млн рублей, всего заключено 368 договоров. Сумма годовой платы составит 39,5 миллиона. На право размещения нестационарных торговых объектов за первое полугодие разыграно 157 лотов, годовая арендная плата по которым составит более 21 млн рублей.

Что же касается земель, то их в границах города 17,1 тыс. гектара. За первое полугодие заключено 90 договоров купли-продажи земель, от чего в бюджет города поступило 114,6 млн рублей, рост составил 18 млн, или более 10%. По аренде участков заключено 3802 договора. Доход, поступивший в бюджет, по ним составил более 410  млн рублей, что на 112 млн больше, чем за первое полугодие 2016 года. Но не все, по словам Гизатуллина, платят честно. Так, с начала года исполкомом предъявлено 465 претензий на 212 млн рублей, подано 222 исковых заявления на 110,5 млн для взыскания долга через суд. «Следует отметить, что 72 должника оплатили задолженность в процессе судебного производства в полном объеме на сумму более 23 миллионов рублей, — сообщил докладчик. — Всего за отчетный период направлено 262 исполнительных листа на сумму более 286 миллионов рублей, из них 49 окончены фактическим исполнением, 186 перешло во второе полугодие 2017 года. Проведена инвентаризация земельных участков, в ходе которой выявлены 130 земельных участков, использующиеся без правоустанавливающих документов. Направлены соответствующие уведомления о необходимости заключения договоров аренды и об административной ответственности за самовольное занятие земельного участка. По данным фактам предъявлены претензии на сумму 64,5 миллиона рублей. В случае отсутствия оплаты подаются исковые заявления в суд. По результатам рассмотрения в суде удовлетворено 24 иска на сумму более 6 миллионов рублей».


Данные цифры, очевидно, немало удивили Магдеева. Он даже переспросил, грозно сдвинув брови: «Я правильно понимаю, что 130 участков использовались вообще без документов? И сколько лет это продолжалось?» Получив подтверждение, что длительный период люди не платят за аренду, мэр продолжил: «Нормально, да? 130 участков, никто ничего не платил, все спокойно жили. И после этого нам говорят, что не надо этим вопросом заниматься, что там все нормально. Разве это нормально, когда за аренду городской земли в бюджет не поступает ни копейки? Поэтому претензионная работа и дальше будет продолжаться. Все должно быть приведено в нормальное юридическое состояние. Нам лишнего не надо, но за то, что землей пользуются, должно быть уплачено. Пусть пользуются, кто возражает? На этой земле делается определенный доход, трудоустроены люди — тоже не возражаем, только приветствуем. Но все же должно быть по закону».

Отметили на совещании и еще один тренд — все более популярным среди челнинцев становится электронное оформление договоров на землю. Как утверждает Гизатуллин, в исполком надо будет нанести визит только для того, чтобы уже получить готовый документ. Регистрируя договор через интернет, нет необходимости платить за его оформление. Если же документы подавать в бумажном виде, то стоит это 2 тыс. рублей для физических лиц и 22 тыс. — для юридических. Электронной регистрацией в этом году воспользовался 631 человек. Их общая экономия превысила 2 млн рублей.

Мэр, комментируя предоставленную информацию, обратил внимание на эту услугу, начав ее активно рекламировать. «Надо-то один раз зайти, зарегистрироваться и понять, как все заполнять. И дальше этим инструментом пользоваться. Ничего сложного нет. Это экономия денег, экономия времени. Но должен быть не 631 документ, а больше», — поставил цель перед земельщиками градоначальник.

Резюмируя доклад, Магдеев опять вернулся к вышеупомянутым 130 участкам. «Никаких мораториев на сделки с землей в городе не существует, — расставил точки над i глава города. — Продолжаем заключать только через аукционы аренду участков и продажу: на 114 миллионов рублей было продано земельных участков? Жизнь продолжается для тех, у кого с документами все в порядке, кто в ладах с законом. Но вы видели, что 130 участков используются без оплаты? По ним у нас есть вопросы, определенные обращения: вначале добровольно погасить долги, если этого не происходит, муниципалитет обращается в суд. Действуем только в правовом поле — другого не дано. Но мы видим, какие резервы в этом есть. Когда долгое время за землю не платят в бюджет, сумма выше 64 миллионов рублей. Естественно, мы не можем на это спокойно смотреть». Он также напомнил, что для города эти суммы — неналоговые допдоходы, которые идут на финансирование особо необходимых статей. В частности, в последний раз они были направлены на устранение замечаний, поступивших по системе «Народный контроль», на приведение в порядок подземных пешеходных переходов и мостов по Московскому проспекту, на дороги во дворах и так далее. Так что намек арендаторам должен быть понятен: не платишь за аренду — не жалуйся в «Народный контроль».

Фото: nabchelny.ru

«ПОДРЯДЧИКИ БОЛЬШЕ УМЕЮТ РАБОТАТЬ, ЧЕМ ГОТОВИТЬ БУМАГИ»

Еще одним важным вопросом, вынесенным на всеобщее прослушивание, стал капремонт жилого фонда. О ситуации доложил начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов. Напомним, в программу 2017 года включено 147 зданий, в которых проживают более 78 тыс. человек. Общий бюджет — 1,2 млрд. рублей, из которых средства собственников — 644,5 млн, местного бюджета — 267,3 млн, остальное же поступило из республиканской казны. В программу капремонта включено 314 видов работ — от фасадов до замены сетей отопления. По результатам конкурсного отбора были определены 10 генподрядчиков, которые потом привлекли к работам 45 «субчиков». Среди них, по заверению Киямова, нет ни одной организации, которая фигурирует в реестре недобросовестных исполнителей.

Особое внимание к капремонту было вызвано жалобой 25 челнинских компаний, которую они направили в УФАС по РТ / Фото: metshin.ru

Отметим, что такое пристальное внимание к капремонту было вызвано жалобой 25 челнинских компаний, которую они направили в УФАС по РТ. По словам предпринимателей, исполком автограда нарушил правила, что не позволило компаниям принять участие в процедуре определения подрядчиков. Причем ведомство признало жалобу обоснованной, а исполком — нарушившим требования закона при проведении квалификационного отбора подрядчиков на капремонт жилья в текущем году.

Киямов напомнил, что с 1 июля прошлого года изменились правила привлечения подрядчиков для проведения капремонта жилых домов, вступили они в силу с октября. Для них теперь вводится предварительный отбор, по результатам которого они должны попасть в реестр квалифицированных исполнителей. Но отбор подрядчиков на 2018 год будет проходить уже по новым правилам. Теперь составляет такой перечень республиканский минстрой. Хотя ранее квалификационный отбор проводили на уровне города. Не исключено, что и это связано со скандалом, который поднимал в своих письмах депутат Сергей Яковлев. Напомним, он обнаружил, что объявление об отборе подрядчиков было напечатано в татароязычной газете на русском языке. А потом написал два обращения в УФАС РТ и в ФАС РФ о том, что компании приступили к капремонту-2017 без тендера, на основании предварительного квалификационного отбора, который провели осенью 2016 года с нарушением законодательства.


Когда Киямов завершил свой доклад, Магдеев обратил на факт отбора подрядчиков особое внимание. «Необходимо помочь тем, кто будет заявляться по программе 2018 года, — дал он указание подчиненным. — Там нововведения есть по постановлению правительства. Все документы, которые необходимо направить в министерства, должны быть качественно подготовлены. Не все подрядные организации это умеют делать. Они, наверное, больше умеют работать, чем готовить бумаги. Поэтому мы имеем дело с возвратом документов: то один не предоставят, то второй. Ваша задача, — обратился он к Киямову, — как центра ответственности, помочь нашим подрядным организациям весь пакет подготовить и сдать».

Однако те компании, которые проштрафились в плане нарушения сроков и качества ремонта, Магдеев призвал «отсечь» от квалификационного отбора. «Более 40 организаций работает на капитальном ремонте жилых домов. 1 миллиард 207 миллионов — эти деньги не только должны быть освоены, работы должны быть выполнены с высоким качеством. Времени остается все меньше. Есть вопросы, особенно, по кровле и по фасадам. К сожалению, дожди внесли определенные коррективы в план выполнения работ по ремонту. С учетом нормальной установившейся погоды, эти работы нужно форсировать. Буквально через неделю начнется август, а за ним сентябрь. Кровли у нас сделаны на чуть более чем на 50 процентов, фасады — чуть более чем на 60. Жилищная инспекция, не жалейте никого. Ко всем требования одинаковые: высокое качество и соблюдение сроков. А мы, в зависимости от этого, свои рекомендации на квалификационный отбор дадим».