Выручка крупнейшего производителя коммерческих автомобилей в России за первое полугодие выросла на 36% до 57,6 млрд рублей Выручка крупнейшего производителя коммерческих автомобилей в России за первое полугодие выросла на 36% до 57,6 млрд рублей / Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОСЛЕДНИЕ 9 ЛЕТ ВЫРУЧКА КАМАЗА РАСТЕТ В СРЕДНЕМ НА 1,5% В ГОД

Опубликованная на днях бухгалтерская отчетность КАМАЗа внушает умеренный оптимизм, но с несколькими традиционными оговорками. Выручка крупнейшего производителя коммерческих автомобилей в России за первое полугодие выросла на 36% до 57,6 млрд рублей. Чистая прибыль ПАО вообще подскочила в 15 раз до 419 млн рублей. Впрочем, столь высокий темп роста прибыли заводу обеспечила крайне низкая база прошлого года, когда за первые шесть месяцев челнинцы заработали 27,5 млн рублей. Им по-прежнему далеко до «тучных» 2008-го и 2013-го — 2,6 млрд и 2,4 млрд рублей соответственно.

Рост выручки, на первый взгляд, впечатляет: в рублевом выражении установлен новый рекорд, (предыдущий принадлежал 2012 году с его 54,7 млрд рублей). Но в пересчете на твердую валюту до былых достижений КАМАЗ вряд ли перекроет прежний максимум, так как рубль с тех пор подешевел почти вдвое — в среднем с 30,3 рубля за доллар в январе — июне 2012 года до 57,9 рубля в минувшем полугодии. При этом за последние 9 лет выручка завода в рублях в среднем росла на 1,5% в год, в итоге увеличившись на 14%.

Надо отдать должное челнинцам: нынешний прирост выручки вызван в первую очередь наращиванием объемов производства и сбыта. Так, автомобильный завод — финишное предприятие КАМАЗа — за январь — май изготовил 13,3 тыс. единиц техники — на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие предприятия, как завод двигателей и СП «Камминз Кама» выпустили и поставили на главный сборочный конвейер и прочим потребителям 14,3 тыс. моторов — на 23% больше.

Как это отразилось на рыночных позициях челнинского автогиганта? Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн, включая импорт и отгрузку, в январе — мае вырос на 61% (!) до 21,5 тыс. проданных единиц техники. Причина понятна: цены на углеводороды стабилизировались, как и валютный курс, на фоне стабилизации ситуации с ценами на углеводороды, валютным курсом, инфляционные ожидания, напротив, снизились, и компании гораздо активнее покупают технику. При этом продажи КАМАЗа на внутреннем рынке, по данным маркетологов предприятия, за пять месяцев выросли на 21% до 10,2 тыс. грузовых автомобилей всех классов. (По итогам полугодия компания отчиталась о росте продаж, в России — на 20% до 13 тыс. грузовиков, в целом — на 16% до 15,1 тысячи). Как видим, динамика КАМАЗа была в три раза слабее среднерыночной. Как следствие, доля концерна по итогам пяти месяцев снизилась сразу на 15 пунктов до 47%.

Похожая ситуация наблюдалась в 2010–2012 годах: в условиях растущего рынка доля челнинского завода сокращается из-за растущего спроса на продукцию ближайших конкурентов в первую очередь сегмента тех же тягачей — Volvo, Scania, Man и т. д. А вот когда перевозчики затягивают пояса, тут уж КАМАЗу нет равных. Как ранее рассказал «БИЗНЕС Online» один из камазовских дилеров, переключившиеся в разгар кризиса на отечественную технику грузоперевозчики стали массово обновлять свои автопарки благодаря дополнительному стимулу — госпрограмме утилизации старой техники и 10-процентному субсидированию лизинговых механизмов. Суммарно господдержка обеспечивала разницу в цене КАМАЗа и импортного грузовика на уровне 800 тыс. рублей, или около 15%. Однако при укреплении рубля ценовой зазор с европейскими конкурентами стал быстро сужаться, а потребитель — больше внимания обращать на надежность и окупаемость в среднесрочном периоде, нежели на сиюминутную экономию. Впрочем, вряд ли Сергей Когогин готов променять нынешние падающую рыночную долю и прибыль на прежние увеличенный кусок пирога и убытки.

Вряд ли Сергей Когогин готов променять нынешние падающую рыночную долю и прибыль на прежние увеличенный кусок пирога и убытки Вряд ли Сергей Когогин готов променять нынешние падающую рыночную долю и прибыль на прежние увеличенный кусок пирога и убытки / Фото: prav.tatarstan.ru

СИЛЬНЫЙ РУБЛЬ ОБУЗДАЛ СЕБЕСТОИМОСТЬ, ГОСУДАРСТВО ПОМОГЛО СУБСИДИЯМИ И КОНТРАКТАМИ

Очевидным плюсом первого полугодия для КАМАЗа стало то, что себестоимость его продукции выросла только на 24% — наполовину медленнее, чем росла выручка. Зримое воплощение этого зазора — маржа — может подрастать в том числе и благодаря открывшейся возможности поднять цены. Напомним, что в прошлом году себестоимость за первое полугодие увеличилась на 48% — на 7 пунктов больше, чем выручка.

Однако в первую очередь на рост маржи сработал уже упоминавшийся валютный фактор. За прошедший год рубль смог укрепиться к доллару на 17,5%, к евро — на 20%, а ведь КАМАЗ импортирует многие детали или их компоненты. К примеру, в самом востребованном в своем сегменте тягаче «КАМАЗ-5490» импортными являются кабина (от Mercedes Axor, хотя сварка и покраска происходит на месте, плюс своя светотехника и сиденья), двигатель и ведущий мост от Mercedes, коробка ZF совместного предприятия «ЦФ Кама», для рамы поставляется бельгийская сталь.

К слову, в прошлом году из всей линейки КАМАЗа сильнее всего, в 2,6 раза до 2277 единиц, выросли продажи именно этого тягача. На самом заводе популярность 5490 в массах объясняют щадящими ценами за приличную комплектацию грузовика. В этом году пока что самым крупным заказчиком данной модели выступила компания «Итеко», купившая за шесть месяцев 200 тягачей с полуприцепами на 1,2 млрд рублей. При этом апгрейд тягача продолжается в режиме нон-стоп: первые крупные партии модернизированных «5490 Neo» в июне были отправлены клиентам.

Но говорить о том, что КАМАЗ уверенно стоит на ногах без государственных «костылей» явно преждевременно. Доходы от полученных субсидий выросли в одном темпе с выручкой — на 36% до 8,5 млрд рублей. Речь идет прежде всего о компенсации утилизационного сбора, который является стержневым элементом защиты отечественных автопроизводителей от «варягов». Достаточно сказать, что валовая прибыль КАМАЗа выросла на 6 млрд до 7,1 млрд рублей. Нетрудно понять, что если вычесть из этой суммы субсидии, образуется валовый убыток на 1,4 млрд рублей.

Впрочем, у властей есть и другие способы поддержать местные автозаводы. На них работают, например, правила госзаказа, оставившие вне игры иностранцев, а это стабильный и весьма немаленький кусок пирога. Так, за первое полугодие текущего года КАМАЗ только напрямую, от своего имени, заключил госконтрактов на 690 млн рублей в том числе на 236 млн рублей с ООО «Газпром добыча Ямбург», 165 млн рублей с МВД, 135 млн рублей с войсковыми частями, 110 млн рублей с АО «Алмазы Анабара». А если копнуть глубже, заглянув на все закупки грузовиков и запчастей, которые вели госкомпании, мы обнаружим еще несколько сотен заказов дилерам — к примеру, контракт на поставку спецтехники для ПАО «Транснефть» ценой 364,3 млн рублей или 17 машин для пафосного проекта «Сила Сибири».

Здесь же стоит отметить падение прочих доходов на 2,8 млрд до 3,2 млрд рублей. Предприятие не детализируют данные полугодового отчета, но традиционно в такие статьи у КАМАЗа попадают курсовые разницы, а также «суммы бюджетных средств, признанные в установленном порядке в качестве доходов». Напомним, что таких средств по итогам прошлого года завод получил на 3,3 млрд рублей.

ДОЛГИ КАМАЗА ПРИРАСТАЮТ ОБЛИГАЦИЯМИ

Если основные издержки завода по темпу прироста отставали от выручки, то коммерческие расходы обогнали ее, увеличившись на 54% до 2,45 млрд рублей. Похоже, руководству срочно нужны идеи по оптимизации логистических затрат. Из позитива можно отметить снижение управленческих издержек (оплата труда непроизводственного персонала, расходы на содержание административных зданий и т. д.) на 4,3% до 2,78 млрд рублей.

Доходы от участия в других организациях снизились на 24% до 574 млн рублей. Напомним, что головная компания владеет долями в ПАО «ТЗА», ОАО «Тутаевский моторный завод», ЗАО «Камминз Кама», ООО «ЦФ Кама» и других.

По сравнению с первым полугодием 2016-го ухудшился баланс процентных поступлений КАМАЗа. Если объем полученных процентов вырос на 136 млн рублей до 1,35 млрд рублей, то выплаченных — на 368 млн рублей до 2,43 млрд рублей. Несмотря на «удешевление» денег в российской банковской системе, для роста расходов на обслуживание есть объективное основание. Ведь сумма кратко- и долгосрочных займов завода выросла на 8,3 млрд рублей, или 19% до 53,8 млрд рублей на 30 июня.

Ранее в компании заявляли, что в 2017 году намерены инвестировать в развитие 7–10 млрд рублей. «У нас два проекта, которые мы сегодня приоритетными выставляем: это двигатели и кабина», — пояснил Когогин. В частности, предприятие совместно со своим акционером Daimler сейчас реализует проект строительства завода каркасов кабин (инвестиции сторон — по 200 млн евро).

Бóльшую часть заемных денег предприятие привлекает через облигационные займы. В настоящее время в обращении находятся два выпуска биржевых облигаций КАМАЗа на общую сумму 5 млрд рублей и четыре выпуска классических облигаций на сумму 20 млрд рублей. Также в феврале Московская биржа зарегистрировала программу биржевых облигаций страховой компании ПАО «КАМАЗ» объемом до 30 млрд рублей. В ее рамках бумаги могут размещаться на срок до 15 лет, срок действия самой программы — 30 лет.

ЗАРПЛАТЫ ЖДУТ ОСЕННЕЙ ИНДЕКСАЦИИ

Бухотчет не содержит информации по зарплатам сотрудников, но по данным компании, средняя зарплата рабочих в марте составляла 26,2 тыс. рублей — на 7,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. С одной стороны, на зарплатах «рядовых» вроде бы не экономили, но с другой, те по-прежнему получают меньше среднего по республике (30,6 тыс. рублей в январе — мае). При этом существует 40-кратный разрыв между средней зарплатой рабочих и компенсацией топ-менеджерам (1,06 млн рублей в месяц на члена правления). Справедливости ради заметим, что специалист высшего 6-го разряда получает на КАМАЗе 44,4 тыс. рублей, а в октябре компания планирует на 6% проиндексировать оклады и тарифы.

Добавим, что с некоторых пор сотрудники КАМАЗа получили возможность повысить свои доходы, направив руководству так называемые кайдзен-предложения. Сама философия кайдзен появилась в Японии после Второй мировой и успела распространиться по всему миру — метод начали практиковать такие ведущие корпорации, как Toyota. Обычно на практике это выглядит так. Любой работник в любой момент времени может подать на специальном бланке любое рационализаторское предложение, оптимизирующее как сам производственный процесс, так и другие составляющие корпоративного бизнеса. Как правило, на рассмотрение кайдзен-предложений отведено конкретный время (скажем, на «Ульяновском автомобильном заводе» — три рабочих дня), как и на внедрение одобренных идей. В большинстве они не носят глобального характера, являясь незначительными усовершенствованиями. Но в этом и суть системы кайдзен — большое количество малых улучшений приводит к значительному улучшению качества, условий труда или серьезной экономии. Авторам же использованных идей выплачивается определенный процент от сэкономленной суммы либо фиксированное вознаграждение.

Как заявляют на КАМАЗе, в 2016 году на заводе было внедрено 39,6 тыс. таких предложений, реализовано почти 1100 кайдзен-проектов, а экономический эффект от поступивших предложений достиг 2 млрд рублей. В  качестве благодарности руководство выплатило авторам 2 млн — тысячную долю от сэкономленного. Напомним, чистая прибыль завода за год составила 1,2 млрд рублей. Получается, если бы не озарения рационализаторов, КАМАЗ получил бы 800 млн рублей чистого убытка. Будет любопытно ознакомиться с аналогичной статистикой по итогам текущего года, чтобы оценить ее динамику.

«МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫ ДЛЯ «КАМАЗА»

Марк Гойхман — ведущий аналитик ГК TeleTrade:

— Выручка КАМАЗа возрастает стабильными темпами. За 2016 год она повысилась на 37 процентов, согласно отчетности за первое полугодие 2017 года по РСБУ — на 36,2 процента. Опережение выручкой себестоимости связано со многими факторами. Относительные затраты на единицу реализации уменьшаются при наращивании производства, проявляется эффект условно-постоянных расходов. Кроме того, в компании действует система мер для повышения эффективности бизнеса, что сокращает издержки. Важно и то, что усиление рубля позволяет постепенно снижать закупочные цены при приобретении импортных комплектующих. Доля импорта в них составляла 26,4 процента в 2016 году, или 20,2 миллиарда рублей при общем бюджете на данные цели около 77 миллиардов рублей. Укрепление рубля воздействует и на снижение цен поставщиков внутри страны, которые также используют импортное сырье и компоненты.

Тем не менее, несмотря на такую позитивную динамику, прямая себестоимость продаж в 59 миллиардов рублей остается выше выручки от реализации. В таких условиях прибыльность компании обеспечивают доходы от полученных госсубсидий. Они включают в себя поступления по утилизационному сбору, компенсацию по процентам, субсидирование инвестиционных кредитов, бонусы за увеличение объемов сбыта, компенсацию недополученных доходов производителя газомоторной техники и прочее. Как видно из отчетности КАМАЗа, такие меры господдержки принципиальны для предприятия — они позволяют работать с прибылью, развиваться, осуществлять инвестиционные программы.

«ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА КОМПАНИИ ОБХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ 9 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ»

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Расхождение в темпах роста выручки и себестоимости, скорее всего, объясняется эффектом от укрепления курса национальной валюты. Не секрет, что продажи «КАМАЗов» на экспорт составляют менее 20 процентов в натуральном выражении и около 12 процентов в денежном, причем около 40 процентов экспорта приходится на страны СНГ. То есть основные продажи происходят на внутреннем рынке и за рубли. А доля импортных комплектующих, за которые нужно платить валютой, достаточно велика — в планах объединения довести общую степень локализации до 60 процентов.

Государственные субсидии играют важную роль в экономике КАМАЗа, они составляют свыше 12 процентов его доходов, и без этих субсидий предприятие было бы просто убыточным. Конечно, предоставление государственных гарантий по облигационным займам КАМАЗа также является формой поддержки. Наличие таких гарантий практически обеспечивает размещение этих бумаг в полном объеме и относительно комфортную ставку купона. Рыночная доходность котируемых облигаций с госгарантией погашения скорее ближе к доходности по ОФЗ, чем по бумагам корпоративного сектора. Например, доходность по биржевым облигациям КАМАЗа серии БО-04 с погашением в конце 2020 года котируются с доходностью 8,84 процента. Для сравнения: доходность по ОФЗ с сопоставимыми сроками погашения сейчас составляет порядка 8 процентов, а у таких устойчиво прибыльных компаний, как НЛМК или «Норильский Никель» — свыше 10 процентов.

Кроме госгарантий по облигациям, государство еще и предоставляет КАМАЗу субсидии по процентным ставкам и субсидирует инвестиционные кредиты. Если сопоставить сумму краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов КАМАЗа, учитываемые в составе баланса, и проценты к уплате из отчета о финансовых результатах, то получится, что обслуживание долга компании обходится в пределах 9 процентов годовых.

«ОБЛИГАЦИИ С ГОСГАРАНТИЯМИ — ПРИЯТНЫЙ БОНУС»

Роман Ткачук — старший аналитик «Альпари»:

— Практика стимулирования внутреннего спроса со стороны государства — международная практика. Подобные программы действовали в США, Германии и других странах, где неплохо проявили себя. В дальнейшем аналогичная программа неплохо проявила себя и в России. Наиболее эффективны они в кризисные экономические периоды.

КАМАЗ — уникальный производитель. Спрос на его продукцию достаточно стабилен, но программы поддержки дополнительно стимулировали спрос в последние годы. Госгарантии по облигационным займам — косвенная поддержка автопроизводителя. Она позволяет снизить уровень ставки заимствования на 2–4 процента и, соответственно, размер купонных выплат. Кроме того, выпуски с госгарантиями имеют стабильный спрос со стороны инвесторов и для компании упрощаются процедуры размещения и привлечения инвесторов. Существенно на финансовых результатах это не сказывается, но это приятный бонус.

==table1680==