«Все началась с ломки устоев истинного православия в 17-м веке, вылилось все в кровавую революцию» — заявляли священнослужители на конференции «Старообрядчество и революция» «Все началось с ломки устоев истинного православия в XVII веке, вылилось все в кровавую революцию», — заявляли священнослужители на конференции «Старообрядчество и революция»

«Я БЫ НАЗВАЛ ЭТО «РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ СТАРООБРЯДЧЕСТВА»

Вокруг кафедрального собора Казанско-Вятской епархии русской православной старообрядческой церкви, представляющего собой мрачноватый храм с черными куполами в конце улицы Петербургской, накануне было не протолкнуться. Всю прилегающую территорию заняли автомобили. В небольшом же скверике напротив, где в декабре прошлого года президент РТ Рустам Минниханов и митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) вместе открывали памятник владыке Андриану (Четвергову), мирно сидели дворники, видимо, отдыхавшие от трудов праведных по уборке территории. 


У дверей кафедрального собора в ожидании почетных гостей уже дежурили длиннобородые мужчины в характерных черных одеяниях, собравшиеся на всероссийскую научно-практическую и богословскую конференцию с международным участием на тему «Старообрядчество и революция». Большой сход староверов в таком формате в Казани проводится впервые, без застенчивости рассказывали участники конференции. В одном из них корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал епископа Казанско-Вятской епархии РПСЦ Евфимия (Дубинова), который любезно согласился рассказать о мероприятии.

«Для меня это не очень значимая конференция, мы с опозданием на 30 лет ее проводим. Все уже изжевано, все рассказано, все исследовано, и выводы сделаны, — поделился владыка Евфимий. — Название этого мероприятия — «Старообрядчество и революция». Предлог «и» как бы объединяет все это дело. А я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее. Я не историк. Но, разговаривая с людьми на местах, в селах, в глубинке, в лесах, услышал, что все говорят, что никакой роли они в революции не играли. Они просто были поставлены перед фактом».

Пока епископ говорил это, ко входу в кафедральный собор подъехала дорогая иномарка — из седана вышли посланцы митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашурков) — секретарь Казанской епархии отец Владимир Самойленко и протоиерей Алексей Чубаков, также приглашенные на конференцию. К началу торжественного открытия стали съезжаться и другие гости. Скромно одетые в черные одеяния, с непокрытыми головами священнослужители РПСЦ то и дело подходили к владыке Евфимию и кланялись ему в ноги. Тот, приветствуя послушников, в ответ двумя перстами крестил каждого подошедшего. Небольшой переполох во всю эту идиллию внесло прибытие скромного пятидверного семейного компактвэна Chevrolet Orlando, из которого вышел митрополит Корнилий, глава всей старообрядческой церкви в России. Он не стал спешить с восхождением по ступеням храма, видимо, предоставляя возможность организаторам завершить нанесение штрихов к оформлению форума. Из-за этого ожидания конференция началась почти с получасовой задержкой, однако это никого не смутило.

Владыка Евфимий: «Я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее» Владыка Евфимий: «Я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее»

«ЭТИ СОБЫТИЯ СТАЛИ НАСТОЯЩИМ ВОДОРАЗДЕЛОМ В ИСТОРИИ РОССИИ...»

Появился митрополит Корнилий в соборе под пение молодежного старообрядческого хора. В храме еще не до конца закончены восстановительные работы, о чем свидетельствовала скромная картина внутри. Алтарная часть как будто была недоделана — в иконостасе зияли исполинских размеров дыры, предназначенные для икон. Убранство храма подчеркивало аскетичность верующих, подталкивая к мысли об исключительной приверженности к старинным традициям. На стенах собора пестрели древние иконы, вставленные в простые деревянные рамки без следа позолоты, а вокруг центральных колонн разместились стенды с древними артефактами. По периметру храма расставлены образцы праздничных облачений попов-старообрядцев. В зале, который был почти полностью забит гостями и участниками конференции, находилось порядка 90 человек. После небольшого напутствия владыки Корнилия модератор встречи — управделами Казанско-Вятской епархии РПСЦ протоиерей Геннадий Четвергов  предложил президиуму занять свои места.

«В нынешнем 2017 году исполняется 100 лет со дня двух драматических событий, двух революций — Февральской и Октябрьской. Эти события стали настоящим водоразделом в истории России, повлекли за собой не только смену государственного строя, но и изменение социального, политического и даже религиозного ландшафта нашей Родины. Большевистский переворот, состоявшийся в октябре 1917 года, дал толчок к кровопролитной гражданской войне, масштабному переделу собственности, уничтожению целых классов российского общества, политическим репрессиям и гонениям на религию», — отметил во вступительном слове глава РПСЦ. Он акцентировал внимание собравшихся на том, как поругалась религия большевистской властью, как взрывались храмы, уничтожались священнослужители. Вместе с тем владыка Корнилий признал, что сегодня все эти ужасные последствия почти удалось преодолеть и духовная жизнь россиян испытывает небывалый подъем. В завершение своего выступления он призвал всех к плодотворной работе по осмыслению тех страшных событий столетней давности.

Приветственное письмо президента РТ Минниханова собравшимся должен был зачитать министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, однако по неясным причинам он не явился, и эта обязанность легла на плечи его заместителя Светланы Персовой. «Сердечно приветствую на гостеприимной земле Татарстана участников и гостей столь представительного форума, объединившего представителей религиозных старообрядческих организаций, светской науки и культуры и широкой общественности, — зачитала Персова. — Проблематика конференции, которая впервые проводится в подобном формате, несомненно, имеет актуальное звучание. В год столетия революционных событий не только кардинально изменивших политический и социально-экономический строй в нашей стране, но и оказавших существенное влияние на традиционное мировоззренческие ценности, возникает необходимость объективного осмысления пройденного исторического пути, поиска новых форм гражданского и религиозного взаимодействия». Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев. Напомнил Минниханов и о проделанной работе, плодами которой стало «незабываемое» открытие памятника митрополиту Андриану и продолжающееся восстановление кафедрального собора епархии. В заключение замминистра культуры РТ пожелала от имени президента РТ и от себя лично плодотворной работы.

Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев

КНИГА О СТАРООБРЯДЦАХ ДЛЯ ФЕОФАНА И ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРИЛУЦКОГО ХРАМА

Иную риторику избрали в своих выступлениях другие гости. Владыка Евфимий без стеснения заметил, что возвеличивать сегодня революционные события вековой давности было бы неправильно, и попросил всех разделять понятия «старообрядчество» и «революция». «Старообрядчество и революция — это несовместимые понятия. Старообрядчество — это созидание, революция — это разрушение. Старообрядчество укрепляет души людей, революция вводит в души мятеж. Старообрядчество спасает, революция губит», — разъяснил епископ.

Сразу после этого к трибуне для приветственного слова был приглашен отец Владимир, который заговорил от имени митрополита Феофана. Секретарь Казанской епархии объяснил, что глава Татарстанской митрополии в настоящий момент находится в Москве, где «занимается решением очень важных и неотложных задач». По данным же источников «БИЗНЕС Online», владыка Феофан сейчас в краткосрочном отпуске, отчего и не смог прибыть на встречу с митрополитом Корнилием. «Когда мы вспоминаем гонения на первых христиан, которые проходили в Римской империи, то сравниваем с теми гонениями, которые проходили в нашем Отечестве 100 лет тому назад, — заметил отец Владимир. — Наверное, по силе невозможно сравнить гонения Римской империи на первых христиан и тех, что были в нашем Отечестве, по масштабам и по разрушительности. Никогда история нашего Отечества этого не знала. Но наш народ выстоял, наш народ не дрогнул, остался стоять на своей вере, которую завещали нам наши славные великие отцы, деды и прадеды. Многое сделано РПЦ для ее возрождения. Многое сделано в старообрядчестве для возрождения и здесь, в Казани. Дай Бог, чтобы мы твердо и уверенно шли по пути нашего духовного возрождения, обновления, которое является основой жизни нашего великого российского народа, основой жизни нашего российского государства». Во время этого выступления Корнилий практически не сводил глаз с Владимира, внимательно вслушиваясь в слова коллеги по цеху. Как только священнослужитель закончил и попросил благословения у владыки Корнилия, тот в ответ предложил ему подарок — книгу о старообрядцах для митрополита.

Александр Хрычев: «Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города» Александр Хрычев: «Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города»

Удивительно нестандартным вышло выступление духовного настоятеля Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского согласия Александра Хрычева. Он приветствовал гостей от имени Казанской и Чистопольской старообрядческих общин. Вместо речей о революции он напомнил о староверах, благочестивых сынах Казани. «Старообрядческая община внесла существенный вклад в развитие нашего родного города. Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города. Одним из ярких примеров такой благотворительности является больница, построенная на средства председателя нашей общины Якова Шамова», — отметил главный казанский старообрядец. Его речь была наполнена именами известных казанских староверов, среди которых упоминались купцы Зорины, Гордеевы, Фомины, Коровины, Афанасьевы и многие другие. Особенно неожиданной стали призывы помочь с возвращением Прилуцкой молельни.

Прилуцкий молитвенный дом был построен в конце XVIII века, однако в 1937 году перешел к администрации казанской железной дороги. Спор вокруг него среди казанских староверов идет уже не один год. В молельне находился «величественный иконостас с древними иконами, а вокруг храма стояли могильные памятники с похороненными попечителями». «Сегодня мы боремся за возвращение Прилуцкой молельни и просим вас, господа, помочь нам возвратить, верующим горожанам, Прилуцкий молитвенный храм», — обратился ко всем собравшимся казанский духовник. Однако реакции на этот энергичный призыв не последовало, что позволяет сделать вывод о том, что этому вопросу суждено пока остаться открытым.

В документальном фильме, созданный на основе вырезок из старинных фильмов рассказывалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия В документальном фильме, созданном на основе вырезок из старинных фильмов, рассказывалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия

«СМЕШЕНИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РЕФОРМАТОРСТВА С ВЕРОЙ В БОГА БЛИЗКО НЕ СТАРОВЕРАМ, А ИУДЕЯМ»

Выслушав приветственные слова, отец Геннадий распорядился включить документальный фильм, созданный на основе вырезок из старинных фильмов. В нем закадровый голос рассказывал о судьбе старообрядцев в годы начала советского лихолетья. В частности, сообщалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия. «Как хранители традиционного уклада жизни, старообрядцы всегда почитали законную власть. В революционный период старообрядцы осуждали всякое насилие, выражали истинную преданность и верность российскому императорскому престолу. Казачество в начале ХХ века наполовину состояло из старообрядцев. Многие современные представители старообрядческой церкви гордятся тем, что их прадеды служили в личной охране царя Николая II», — рассказывал диктор

Этот момент был подчеркнут не случайно — сегодня некоторые историки утверждают, что староверы во время революции 1917 года сыграли едва ли не роль зачинщиков. «Почему же на протяжении многих лет в сознании обывателей формировали мнение, что староверы — бунтовщики сродни революционерам? — задавался вопрос в фильме, после чего сразу прозвучал неожиданный ответ. — Смешение идей социального реформаторства с верой в Бога близка не староверам, а иудеям. Это они мечтали, что мессия станет новым земным царем, принесет свободу и благоденствие еврейскому народу. Но сам Христос говорил: «Царство мое не от мира сего. Посему не бойся меня яко тирана, мятежника, ибо если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвязались бы за меня, чтобы я не был предан».

Досталось в фильме и некоторым ученым, которые распространяли ложные теории. Например, речь зашла об историке Александре Пыжикове, который разработал научную теорию об особенностях русского капитализма, основанного кланами старообрядцев. «В годы Первой русской революции немало домыслов и слухов возникло вокруг известного промышленника, миллионера и мецената Саввы Морозова. Его таинственная смерть в Каннах послужила основой для рассуждений, что якобы старообрядческие капиталы поддерживали большевиков», — утверждалось в документальном фильме. Однако эта мысль была опровергнута рассказом биографий известных предпринимателей Акинфия Демидова и Арсения Морозова.

«Революционное насильственное свержение власти в 1917 году явилось следствием той великой русской беды — раскола XVII века, который выбил Россию из нормального созидательного русла, посеял вражду между народом и царем, сделал господствующую церковь бессильным придатком власти и лишил ее доверия народа», — прозвучала едва ли не основная мысль фильма. К слову, об этом еще до начала конференции заявил в интервью «БИЗНЕС Online» и сам владыка Корнилий, который нашел прямую связь между революцией и расколом. «Это логическая цепь событий, которая началась именно с ломки устоев истинного православия в XVII веке. Вылилось все это, как мы знаем, в трагедию — кровавую революцию 17-го года», — отметил глава РПСЦ.

Вышедший сразу после просмотра 20-минутной картины доктор филологических наук из Румынии Феодор Кирилэ признался, что едва сдерживал слезы на глазах, глядя на кадры исторической хроники с телами старообрядцев и горящими в огне церквями.


Завершая открытие конференции, митрополит Корнилий процитировал произведения Сергея Есенина и Марины Цветаевой — «Мракобесие. — Смерч. — Содом...» По его мнению, эти строчки великой русской поэтессы точнее всего описывают события 17-го года. На этом церемония открытия завершилась, и все проследовали в ближайший сквер, где еще долгое время обсуждали друг с другом больную тему, которая обозначила себя 100 лет назад. В ближайшие два дня участники конференции обсудят богословскую мысль в эпоху гонений и богоборчества, а также исторические судьбы старообрядчества в XX веке. Итогом же двухдневной работы станет резолюция участников конференции.