IV театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла в минувшие выходные на легендарном острове-граде, собрав под свои знамена ярких и несхожих по своему почерку художников — от одной из самых влиятельных фигур российского театра Михаила Бычкова до швейцарского резидента Авиньонского фестиваля Массимо Фурлана. Известный российский критик Дмитрий Ренанский специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует события лаборатории, снимающей надуманные противоречия между разными типами театра.
IV театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла в минувшие выходные на легендарном острове-граде, собрав под свои знамена ярких и несхожих по своему почерку художников
НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО — И ВОТ ОПЯТЬ
Не успели еще отгреметь споры вокруг июньского фестиваля «Город АРТ-подготовка», а фонд «Живой город» вновь зашел с козыря — завершившаяся в минувшие выходные лаборатория «Свияжск АРТель» окончательно утвердила за Татарстаном статус одного из главных в России форпостов актуального театра.
Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года
Театральный десант высадился на острове-граде уже в четвертый раз — и все признаки роста, причем как количественного, так и качественного, что называется, налицо: двухдневная афиша лаборатории буквально трещала по швам от количества событий, а наплыв публики даже подвигнул организаторов разбить на берегу Свияги палаточный лагерь для тех, кому после насыщенного фестивального дня хотелось выдохнуть и не тратить силы на дорогу домой.
Резюмируя тему «АРТели» чеканной формулой «монастырь — тюрьма — психушка», куратор Олег Лоевский, конечно, имел в виду не только историю Свияжска. Предлагаемые обстоятельства его драматического прошлого учитывались в работах каждого без исключения участника лаборатории, но осмыслялись отнюдь не публицистически-прямолинейно. Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года.
Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели»
Сверхсюжетом всего фестиваля стал стилистический плюрализм: первая и главная черта Свияжска-2017 — абсолютная, программная несхожесть почерков приглашенных Лоевским художников. Где, казалось бы, радикальные опыты Дмитрия Волкострелова и Всеволода Лисовского, а где умеренный традиционализм «Палаты № 6» Михаила Бычкова — но вот поди ж ты, в афише фестиваля они сосуществовали бок о бок столь же гармонично и плодотворно, как и в сложносочиненной системе современного театрального процесса. Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели».
Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017
ОТ ЗАБОРА ДО МЕЙНСТРИМА
Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017: режиссер Бычков — одна из наиболее влиятельных фигур российского театра, а среди зрителей был замечен руководитель аппарата президента Республики Татарстан Асгат Сафаров. Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра: вместе со сборной командой актеров из казанских театров на импровизированную сцену, ограниченную с одной стороны старинной кирпичной стеной, а с другой — живописным деревянным забором, в роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев.
В роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев
Сотрудничество с основателем знаменитого воронежского театра и худруком самого осмысленного культурного форума страны, Платоновского фестиваля, — репутационно важная инициатива: работая с Бычковым, «Живой город» продолжает выстраивать сеть взаимоотношений с ключевыми театральными регионами России, начатую в прошлом году в Свияжске постановкой худрука красноярского ТЮЗа Романа Феодори.
Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра
Другой важнейший вектор «АРТели» — импорт самых актуальных феноменов сцены Москвы и Петербурга: в прошлом году хедлайнером лаборатории был Волкострелов, этим летом триумфатором фестиваля оказался Лисовский. Хорошо знакомый казанской публике по выпущенному месяц назад в «Углу» спектаклю «Индивиды и атомарные предложения», этот резидент «Театра.doc» в последние годы превратился в одного из главных героев столичной сцены. За парадоксальностью формы его проектов всегда кроется глубокое художественное содержание: каждый проект Лисовского — это фундаментальный разговор о таких базовых для театра категориях, как «актер», «роль» и взаимоотношения между сценой и зрительным залом.
МОЛЧАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ
Убедиться в этом можно было в первый день «АРТели» на показе спектакля «Молчания на заданную тему», в котором актеры и публика на протяжении часа безмолвно размышляют на тему, предложенную режиссером перед началом представления. Действие этого проекта разворачивается не столько на крошечном пятачке камерной сцены, сколько в сознании публики — именно там, как часто бывает в сегодняшнем театре и современном искусстве вообще, происходит конечная сборка разомкнутой открытой формы, превращающей зрителя из пассивного наблюдателя в активного соучастника. Изначально «Молчание» задумывалось как моноспектакль, но кураторы Анастасия Коцарь и Анна-Мария Апостолова предложили усложнить структуру представления: в Свияжске на разные темы квартетом молчали ведущие артисты петербургского «театра post» Алена Старостина и Иван Николаев, его худрук Волкострелов и казанская актриса Настя Радвогина.
Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой
В выставочном зале «Старая водонапорная башня» «Молчание» играли на фоне экспозиции работ фотографа Сергея Литовца, работавшего в начале 1990-х санитаром в Свияжской психиатрической больнице и фиксировавшего жизнь ее обитателей и жителей острова-града. Выдающийся документ жизни «старого» Свияжска, генерирующий вокруг себя сильнейшее эмоциональное поле, по идее должен был активно мешать показу медитативного спектакля Лисовского, но, вопреки опасениям авторов и исполнителей, сработал эффект остранения: в заряженном работами Литовца пространстве «Молчание» резонировало с особой интенсивностью, прозвучав тихой кульминацией офф-программы «АРТели»-2017.
Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера
Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой, — квест по мотивам книги «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» французского философа Мишеля Фуко. Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера. Но тандем Лисовского и Шачневой нашел для своего спектакля очень точную точку отсчета — акции художников-концептуалистов из культовой московской группы «Коллективные действия», об опытах которых напоминали гигантские транспаранты, натянутые между деревьями.
Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли
Фуко в своей книге исследовал разные модели наказаний в истории человечества, Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли. Отобранные Лисовским на кастинге казанские артисты работают в «Надзирать и наказывать» безукоризненно — дело, конечно, не только в недюжинном мужестве и стойкости, а в образцово-показательном для современного театра способе актерского существования — скупом, рафинированном, осмысленном в каждом микрожесте.
Дискуссию о мастерстве актера и вызовах, бросаемых ему сегодняшним днем и современной художественной реальностью, продолжили эксклюзивный показ фильма «Аритмия» и встреча с режиссером Борисом Хлебниковым. До Свияжска едва ли не самую ожидаемую премьеру будущего киносезона — в прокат лента выйдет только в октябре — видели, кажется, только на фестивалях в Карловых Варах и в Сочи (на «Кинотавре» «Аритмия», напомним, получила разом Гран-при, приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий).
Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены
ПОКАЗАТЬ ВСЕ ЧТО СКРЫТО
Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены. Резидент легендарного Авиньонского фестиваля и один из самых известных швейцарских режиссеров и художников известен уникальной способностью разглядеть потенциал для театрального высказывания в самых, казалось бы, далеких от театра сюжетах: скажем, европейскую славу Фурлану принес разыгрывавшийся на настоящем футбольном поле спектакль-реконструкция полуфинального матча на кубок мира 1982 года между Францией и Германией.
В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь. Работая над проектом на пару с драматургом Клэр де Рибопьер, режиссер для начала проинтервьюировал местных школьников — их рассказы в итоге составили литературную основу спектакля, а сами дети оказались заняты в постановке наравне с профессиональными актерами из Казани. «В глубокой воде» — выдающийся культуртрегерский проект, значение которого, что называется, невозможно переоценить: трудно даже предположить, сколь важным оказался для свияжских подростков опыт встречи с актуальным театром.
Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала
Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала. Но от привычной школьной благостности Фурлан не оставляет камня на камне: коридоры заполняют густые клубы белого дыма, со всех сторон бьет ослепительно белый свет, нервы и без того дезориентированных зрителей треплет электронный бит. Тревожная, мистическая атмосфера «В глубокой воде» больше всего напоминает «Твин Пикс» Дэвида Линча — когда реальность то и дело двоится, дрожит и норовит исчезнуть, когда все не то, чем кажется на первый взгляд, — и когда самые обыденные места и сюжеты скрывают сокровеннейшие тайны.
Схожий механизм лежит в основе «Музея мест которые» Волкострелова — интерактивный спектакль-променад, чей эскиз был представлен на прошлогодней «АРТели», с нынешнего лета показывается ежедневно: директор Свияжска Артем Силкин справедливо усмотрел в этой работе небанальную альтернативу традиционным экскурсиям и включил ее, так сказать, в постоянный репертуар острова-града.
В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь
За Волкостреловым, адептом нонспектакулярного искусства, отвергающего зрелищность и презирающего броскую театральность, закрепилась устойчивая слава главного формалиста отечественной сцены, но мало кто сумел разглядеть в нем выдающегося лирика. Именно таким режиссер предстает в двух лучших — и самых недооцененных — своих сочинениях: «Любовной истории» по Хайнеру Мюллеру в петербургском «Приюте комедианта» и «Парках и садах» по Павлу Пряжко в «театре post». Поэтическая, чуть элегическая интонация этих спектаклей безошибочно опознается и в «Музее мест которые».
Его посетителям, снабженным картами и вооруженным аудиогидами, для начала предлагается отыскать 15 локаций, расположенных, разумеется, вдалеке от проторенных экскурсоводами туристических троп Свияжска, чтобы затем погрузиться в созерцание красоты повседневности, мимо которой мы обычно проходим мимо и которую Волкострелов помещает в изящную концептуальную раму. Скучающая лодка, волнистая река, звук тишины, затопленные острова памяти: «Музей мест» — спектакль о том, что изнанка способна сказать о месте больше, чем фасад, о конечности и хрупкости нашего мира, а еще больше о том, что все самое главное либо говорится шепотом, либо невнятно пробалтывается, либо вообще не произносится вслух.
Дмитрий Ренанский
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.