Последний крупный актив «Вамина» — Нижнекамский молочный комбинат — нашел, наконец, своего нового хозяинаФото: Регина Макасина

ИГОРЬ НИКУЛИН ЗАШЕЛ В НИЖНЕКАМСК

Как стало известно «БИЗНЕС Online», последний крупный актив «Вамина» — Нижнекамский молочный комбинат — нашел, наконец, своего нового хозяина. Им станет самарский дистрибьютор молочной продукции «Далимо». Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил источник на «молочном» рынке Татарстана, а затем эту информацию подтвердили и в мэрии Нижнекамска. Как нас проинформировали в ее пресс-службе, мэр города Айдар Метшин встречался с руководителями компании-инвестора Игорем Никулиным (именно его СМИ называют основателем и основным реальным владельцем холдинга) и Алексеем Сорокиным. Сейчас идет процедура передачи комбината от «Татагролизинга» новому владельцу, планируется заново набрать персонал после вынужденного простоя и роспуска коллектива.

Получить комментарий в самом «Далимо» накануне не удалось: наш корреспондент дозвонился до сотрудника горячей линии, который оказался не в курсе готовящейся сделки и пообещал найти компетентного спикера и перезвонить. На момент публикации обратного звонка нам не поступило.

На сайте компании указывается, что «Далимо» — один из лидеров среди крупнейших операторов в области продвижения и дистрибьюции продуктов питания в Поволжском регионе, прежде всего молочных, но также чая и кофе, замороженной продукции, кондитерки, майонезной группы. В числе партнеров — две татарстанские компании: «Челны-холод» и «Эссен Продакшн АГ» (марка «Махеевъ»).

Компания начала работать с 1995 года, заключив договор с самарским маслосырзаводом «Исаклинский», а затем открывала офисы в Поволжье и строила собственные склады. Помимо Поволжья, работает в Москве, Челябинске, Краснодаре, поставляет продукты в торговые сети, в том числе федеральные — «Ашан», «Магнит», Metro, «Перекресток» и «Пятерочка». Штат сотрудников «Далимо» составляет 3 тыс. человек. 

В базе данных «Контур.Фокус» указано, что товарный знак «Далимо» используют две самарские фирмы: ООО «Продуктовая мозаика» (ранее ООО «Компания Далимо») и ООО «Агроальянс» (бывшее ООО «ТК Далимо»). «Агроальянсом» владеет вышеупомянутый Игорь Никулин. На конец 2015 года выручка компании составляла 2,1 млрд рублей, чистая прибыль — 7,5 млн рублей. «Продуктовая мозаика» на 100% принадлежит Татьяне Платоновой. На конец 2015 года выручка компании составила 1,9 млрд рублей, чистая прибыль « 6,8 млн рублей.

ЧИСТЫЙ ПРОДАВЕЦ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННИК СО СТАЖЕМ?

Официально это нигде не афишируется, но, по информации издания «Самарское обозрение», еще в 2011 году «Далимо» начал активно скупать производственные активы. Так, через аффилированные структуры группа якобы стала владельцем холдинга «Молторг», контролирующего самарский ООО «Маслозавод «Пестравский», ульяновские ООО «МК «Вита» и ООО «Майнский сыродельный завод». Заметим, что, по данным «Контур.Фокуса», с конца 2010 года доли в этих фирмах принадлежат целой группе физлиц, зато из числа учредителей выбыл прежний владелец Владимир Белобровец. Однако прямых связей с Никулиным и его холдингом не просматривается.

Далее, в 2015 году, по версии самарского издания, ООО «Фабрика «Лактомелия», якобы близкое к «Далимо» и занимающееся производством творога и сырково-творожных изделий, выкупило активы кондитерской фабрики «Добрые вести».

А с весны этого года Никулин, по данным «Самарского обозрения», начал поглощение холдинга «Краун Групп», который принадлежит Александру Булату и Павлу Хабусову. Головной офис компании располагается в Москве, а сами заводы — в Новосибирской и Волгоградской областях, а также в Хабаровском крае — АО «Купинский молочный комбинат», АО «Николаевский маслодельный комбинат», ЗАО «Переяславский молочный завод», ОАО «Маслосыродельный комбинат «Михайловский». Есть и зарубежный актив — Верхнедвинский маслосырзавод в Беларуси. Сообщается, что «Далимо» долгое время работал с «Краун Групп» как дистрибьютор, но потом у партнера возникли серьезные финансовые проблемы. Предполагается, что сделка, которую агентство AK&M оценивало в $80 млн, завершится осенью. Что ж теперь, к, по сути, федеральному холдингу будет присоединен и актив в Татарстане.

По словам Искандера Зигангараева, генерального директора «КЖК-Логистик» (дистрибьютор молочной продукции), «Далимо» считается на рынке сильной компанией. По его сведениям, у них есть своя торговая марка — «Из Пестравки» (ее производит как раз холдинг «Молторг», неофициальное владение которым Никулину приписывают самарские СМИ; название бренда происходит от одной из деревень Самарской области). «Это самарская фирма, они там очень сильно «сидят», занимаются только сырами и свою «Пестравку» возят, свое молоко еще», — замечает Зигангараев.

«Компания на рынке очень заметная, — подтверждает Мария Яшенкова, генеральный директор и владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг» (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла). — Если в целом говорить о дистрибьюции в РФ, это один из самых сильных федеральных игроков. Компания старается внедрить у себя все самое лучшее из западных технологий, много вкладывает в обучение персонала. Молочная продукция и сыры — их основная специализация. Они представляют интересы крупнейших производителей, а их прайсах не менее 520 позиций молочной продукции и 550 — сырной».

По ее мнению, мотивация покупки понятна: имея хорошо налаженный канал сбыта, почему бы не перейти к самостоятельному производству продукции? Тем более что предприятие находится в одном из основных регионов присутствия компании.

«Но в целом для молочного рынка такой ход я бы назвала неординарным — такого не припомню, — говорит эксперт. — Наверное, это как раз результат изменений на рынке, которые сейчас происходят. В целом дистрибьюторский рынок в России чувствует себя с каждым годом все хуже: наценка дистрибьютора сокращается, растет доля сетей, что также приводит к сокращению заработка. Думаю, что доход этой компании находится в коридоре 1 - 3 процентов от оборота, а в производственном сегменте этот доход примерно может составить от 6 до 10 процентов».

Последние четыре года под управлением ООО УК «Просто молоко» Марата Муратова нижнекамский молкомбинат производил кисломолочные продукты и напитки – йогурты, бифидок, ацидофилин, молочные коктейли Последние четыре года под управлением ООО УК «Просто молоко» Марата Муратова Нижнекамский молкомбинат производил кисломолочные продукты и напитки — йогурты, бифидок, ацидофилин, молочные коктейли Фото: «БИЗНЕС Online»

САМАРЦЫ УЖЕ НА ЗАВОДЕ, РАБОТНИКИ ЖДУТ ВЫЗОВА

Нижнекамский молкомбинат построен в 1972 году, его мощность переработки — до 50 тонн молока в сутки. Последние четыре года под управлением ООО УК «Просто молоко» Марата Муратова производил кисломолочные продукты и напитки — йогурты, бифидок, ацидофилин, молочные коктейли, причем в основном упакованные в пленку. По мощностям нижнекамский завод был третьим в ваминовской империи после казанского и челнинского и в 2015 году переработал 13,8 тыс. тонн молока. При этом актив в автограде, напомним, достался «Агросиле» Ильшата Фардиева, а столичный завод после длительных поисков покупателя достался удмуртскому холдингу «КОМОС».

Остановился Нижнекамский молкомбинат, как и казанский, 30 июня — в день, когда истек договор аренды со стороны «Просто молоко». И если на казанском заводе это вызвало взрыв возмущения, поскольку сотрудники оказались без работы и без трудовых компенсаций (десятки людей уже начали подавать иски к «Просто молоко» в суды), то в Нижнекамске ситуацию удалось сгладить. Как сообщала местная пресса, молкомбинат в июне уже не производил собственной продукции, а лишь отгружал челнинскую. А замруководителя исполкома Нижнекамска Радмир Беляев уверял, что ситуация под контролем и все рабочие сохранят свои места: «Пока сложный переходный период, его надо переждать».

По мощностям нижнекамский завод был третьим в ваминовской империи после казанского и челнинскогоФото: Регина Макасина

В том, что на Нижнекамском комбинате ситуация, по-видимому, более спокойная, чем на казанском, убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшей на производственной площадке. На проходной нам удалось пообщаться с несколькими бывшими работниками комбината. Все они пока находятся в неведении о том, позовут ли их работать снова. Там же удалось узнать, что представители «Далимо» уже находятся внутри — за глухим забором. Как предположил один из сотрудников, начать работу комбинат сможет не раньше чем через две-три недели, хотя бы потому, что самарцам придется заново заключать договоры на электроэнергию и воду. По словам другой работницы, сейчас люди с нетерпением ждут звонка от нового работодателя: «Производственный цех уже вызывают. Ждем, когда нас вызовут».

А пока завод закрыт, на проходной не наблюдается никакого движения. На дверях лишь прикреплено объявление о том, что всех сотрудников с вопросами и за справками просят обращаться в бухгалтерию, а не к охранникам. Вероятно, сразу же после 30 июня работники оккупировали закрытый завод, что и вынудило администрацию вывесить объявление: «Сотрудники охраны консультации не дают, услуги «позовите бухгалтерию, мне нужна справка» не оказывают». О желающих судиться из-за срочных договоров мы не услышали, не знает о таковых среди Нижнекамского комбината и председатель объединения профсоюзов Татарстана Николай Мильченко, представляющий интересы десятков сотрудников КМК в судах.

Покупкой молкомбината интересовался глава челнинского холдинга «ЕвроГрупп» Алексей Миронов — в связи с развертыванием в районе своих новых сельскохозяйственных мощностей Покупкой молкомбината интересовался глава челнинского холдинга «ЕвроГрупп» Алексей Миронов ( в центре) в связи с развертыванием в районе своих новых сельскохозяйственных мощностей Фото: tatarstan.ru

ПРЕТЕНДОВАЛИ «ЕВРОГРУПП» И «АЙСБЕРРИ»

О сделке между владельцем Нижнекамского молкомбината — АО «Татагролизинг» и «Далимо» — ничего не известно: вероятно, как и в случае с «КОМОСом», она может состояться позже фактического запуска завода. Однако, по сведениям «БИЗНЕС Online», ранее к активу присматривалось немало претендентов.

Так, например, покупкой молкомбината интересовался глава челнинского холдинга «ЕвроГрупп» Алексей Миронов — в связи с развертыванием в районе своих новых сельскохозяйственных мощностей. В марте он купил сельхозподразделение «Нижнекамскнефтехима» — молочную агрофирму ООО «Нефтехимагропром», а до этого приобрел по соседству в Тукаевском районе растениеводческое ООО «Биклянь». Надои на «Нефтехимагропроме», по данным «БИЗНЕС Online», Миронов рассчитывает нарастить до 100 тонн молока в день. И хотя собственное производство на той же агрофирме позволяет пока перерабатывать не больше 23 тонн в день, Нижнекамский молкомбинат не впечатлил челнинского лендлорда как масштабами, так и плачевным техническим состоянием.

«Да, мы смотрели Нижнекамский молочный комбинат, но он нас не устроил по техническим показателям, не соответствовал нашим требованиям. Мощность слишком маленькая — объем выпуска у них всего 50 тонн молока в день», — подтвердил накануне Миронов в разговоре с «БИЗНЕС Online». Интересно, что до покупки им нижнекамского актива большая часть сырого молока «Нефтехимагропрома» уходила именно в Самару, на Danone.

Из сторонних претендентов молокозаводом интересовался и московский холдинг «Айсберри», входящий в тройку крупнейших производителей мороженого. Однако не срослось.

На полках магазинов нижнекамское молоко составляло примерно треть от молочной продукции, однако его легко может заменить любой другой поставщик молока На полках магазинов нижнекамское молоко составляло примерно треть от молочной продукции, однако его легко может заменить любой другой поставщик молока Фото: «БИЗНЕС Online»

Один из специалистов нижнекамской продуктовой сети на условиях анонимности рассказал, что на полках его сети нижнекамское молоко составляло примерно треть от молочной продукции, однако его легко может заменить любой другой поставщик молока. Например, та же Елабуга. Тем более что у нижнекамских покупателей, по его мнению, особых предпочтений по «молочке» не наблюдается — что завезут, то и покупают. По словам нашего источника, особого удовольствия в работе с молочным комбинатом торговые сети города не испытывали. «Мы давно хотели от них отказаться, — рассказал собеседник нашего издания. — С ними было слишком много проблем по завозу товара, по организации. С Елабугой и Ижевском, например, гораздо проще работать. Но нас вынуждали сотрудничать с местным комбинатом. Брали у них ограниченный ассортимент — не больше 5 - 6 позиций».

Как сообщил «БИЗНЕС Online» начальник управления сельского хозяйства Нижнекамского района Мунир Миннуллин, не сильно зависят от комбината и местные фермеры: они сдавали ему молоко в небольших количествах — ежесуточно по 85 тонн. Основные поставки нижнекамских фермеров идут опять же на самарский Danone.

Стоимость покупки наши источники назвать затрудняются. Судить о цене можно только исходя из хорошего знания «начинки» завода. Как говорится в опубликованном в 2016 году типовом проекте строительства молокозавода мощностью до 50 тонн в сутки московской компании «Инвест-проект», построить таковой с нуля вместе с сопутствующими затратами на запуск бизнеса стоит почти 300 млн рублей. Стоит напомнить, что сделку по продаже Казанского молзавода с мощностями в 600 тонн в сутки, то есть в 12 раз мощнее нижнекамского, оценили в 1,1 - 1,2 млрд рублей.

При этом, замечает Яшенкова, нижнекамское предприятие «очень неновое, еще советских времен». Для расширения и модернизации, по ее словам, требуются существенные вложения в здание и оборудование. При таком состоянии предприятия его рыночная стоимость должна быть не очень высока, считает эксперт.

P.S. После публикации мы получили письмо от официального представителя владельца бренда «Далимо» Ирины Никулиной, в котором она опровергает связь сделки по покупке Нижнекамского молкомбината с брендом «Далимо». «Я, представитель владельца бренда „Далимо», сообщаю, что сведения, опубликованные в вашей статье „Спасение приходит из „Пестравки“, не являются достоверными. Сделка по приобретению Нижнекамского молочного комбината не имеет отношения к бренду „Далимо“», — сообщила она, попросив обращаться за комментариями на ее электронную почту. Ответ на вопрос, имеют ли отношение к сделке какие-либо другие структуры, близкие к основателю «Далимо» Никулину, редакция пока не получила. Однако стремление избежать прямой связи между дистрибьюторским и производственным бизнесом вполне объяснимо и, если верить публикациям самарских СМИ, оно прослеживалось и ранее.