Сегодня прошли предварительные слушания по иску «Казаньоргсинтеза» к «Рубину» и Максиму Канунникову с требованием признать недействительным возможность футболиста уйти из клуба за смешные 1 млн евроФото: «БИЗНЕС Online»

ЗАХЛОПНЕТСЯ ЛИ «ФОРТОЧКА» ДЛЯ МАКСИМА КАНУННИКОВА?

Сегодня прошли предварительные слушания по иску ПАО «Казаньоргсинтез» к футбольному клубу «Рубин» и футболисту Максиму Канунникову с требованием признать недействительным приложения №3 к договору игрока от апреля 2014 года, по которому футболист может уйти из казанского клуба за смешные 1 млн евро. Напомним, в самом договоре, оригинал которого хранится в «Рубине» и в РФПЛ, никаких приложений нет, а сумма выкупа больше в 6 раз. В казанском клубе считают, что предъявленный стороной игрока документ, подписанный не тогдашним директором клуба Айратом Гараевым, а неким третьим лицом на основе доверенности, — подделка, и если и готовы были отдать Канунникова московскому «Спартаку», то только за 6 млн евро. Наше издание описывало хитроумную схему, которая помогла «Рубину» и его спонсорам заблокировать спорный переход игрока — появился иск структуры ТАИФа к клубу. Суд молниеносно вынес решение о наложении обеспечительных мер в виде запрета на любые действия по контракту. Это позволило «Рубину» убить двух зайцев: и перенести спор в дружественную юрисдикцию, и при этом формально сохранить лицо. Дело в том, что футбольный кодекс запрещает клубам обращаться в правоохранительные органы и суды гражданской юрисдикции, а предписывает решать все вопросы и проблемы внутри футбольной семьи — то есть в РФПЛ. В данном же случае сам клуб сор из избы не вынес, а действия спонсора он регулировать как бы не в состоянии.

И вот — первое заседание. Суд был назначен на 9:00, но к положенному времени подошли только представители СМИ и адвокат Александр Мисанов, который представляет сторону Канунникова. Судья, по всей видимости, надеялся, что кто-то все-таки придет и со стороны истца, но после задержки в 15 минут решил начать заседание. Выяснив, надлежащим ли образом оповещены в «Рубине» и «Казаньоргсинтезе» о дате слушаний, служитель Фемиды дал слово адвокату. Для начала Мисанов попросил приобщить к делу свою версию трудового договора спортсмена и клуба. Как выяснилось, она подписана финансовым директором клуба Ильдусом Махмутовым. При этом в версии документа, предоставленного истцом, стоит подпись Гараева, а спорного третьего приложения нет и в помине. Соответственно, основное требование истца — признать доверенность на имя Махмутова недействительной, после чего бумага, которой располагает представитель игрока, автоматически потеряет силу. 

Как возникли две версии договора, объяснил адвокат, ссылаясь на показания самого Канунникова и, что интересно, Андрея Громова. Его Мисанов называл спортивным директором «Рубина», хотя, как известно, фаворит директора СИНХа и тогдашнего президента клуба Валерия Сорокина был уволен еще зимой 2013 года и лишь неформально продолжал работать в «Рубине» вплоть до сентября 2015 года.

«Подписание договора происходило в Москве, где присутствовали юрист, спортивный директор Громов, а трудовой договор от «Рубина» подписывал Махмутов. Приложение №3 касалось досрочного расторжения контракта, и один экземпляр остался у игрока. Есть объяснение господина Громова, который на тот момент являлся спортивным директором клуба, указывающее, что он присутствовал на подписании договора в Москве между Канунниковым и «Рубином». Он указывает те же обстоятельства, что Махмутов подписывал договор и приложения».

Футболист в пояснении, которое адвокат потребовал приобщить к делу, говорит то же самое. При этом параллельно игрок подписал еще один договор, на котором со стороны «Рубина» подписи должен был поставить уже Гараев. Примечательно, что пояснений Махмутова по делу нет, хотя он все так же работает в СИНХе, да и Громов из Казани никуда не уехал. Громова и Махмутова можно часто увидеть вместе, прогуливающимися по центру Казани. 

Махмутов, как и полагается финансовому директору, фигура непубличная, но все же у него была своя минута славы: летом 2013 года на страницах сайта Sports.ru он заявлял о растрате средств в клубе при предыдущем руководстве, то есть во времена прежнего тренера Курбана Бердыева. «Ключевым стало то, что появилась прозрачность в работе со спонсор-агентами — не путайте с агентами футболистов. Нужно было сделать так, чтобы те средства, которые бюджетом были предусмотрены, не уходили в распил внутри», — говорил Махмутов. Правда, потом он от этих слов отказался. Но громкая история с Сердаром Азмуном, а теперь и с Канунниковым наводит на мысли, что не все было прозрачно и при Сорокине, хотя тот как раз и приходил с лозунгом о наведении максимальной чистоты в финансах и трансферах.

На чьей стороне окажется правда, покажет время. Однако версия стороны Каннуникова пока выглядит более убедительной. «Секретный протокол» вполне мог быть одним из условий перехода игрока в «Рубин» из «Амкара». Агенту, возможно,  хотелось, чтобы у него была «форточка», через которую в случае форс-мажора он сможет вытащить игрока из «Рубина». Приход Бердыева для агента — этот тот самый форс-мажор. Отношения у сторон непростые, если не сказать враждебные. Потому и был активирован план Б. Теперь остается только гадать, сколько еще таких мин замедленного действия оставили ТАИФу предшественники. Игроки — главный актив любого футбольного клуба, и, если вдруг окажется, что у них под матрасами лежат такого рода «вольные грамоты», «Рубину» не позавидуешь.


«ВСЕ БУДУТ ОБЩАТЬСЯ ТОЛЬКО С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ»

Но вернемся в суд. Все ходатайства стороны игрока были приняты, и документы были приобщены к делу. Судья продолжил неспешно зачитывать частные требования, которые пришли ранее. К примеру, выяснилась любопытная деталь: снять запрет на трансфер игрока потребовал исполнительный директор второй по силе лиге российского футбола ФНЛ Иван Шабанов. Неужели кто-то из клубов ФНЛ хочет купить игрока сборной России? Впрочем, куда вероятнее, что это показатель влияния агента футболиста Павла Андреева, сумевшего организовать такой документ.

Также было сообщение от юриста «Рубина» Константина Иванова с оправданиями неявки на слушание. Иванов уведомлял суд, что якобы стороны дела сейчас прорабатывают вопрос заключения мирового соглашения. От «Оргсинтеза» никаких документов в суд не поступало и уже вряд ли поступят. Уже к середине заседания стало понятно, что основная цель достигнута: «Рубин» благодаря иску от своего главного спонсора сумел выиграть время и отвадить от футболиста «Спартак». На сегодня, 2 августа 2017 года, покупателей на Канунникова, по нашим сведениям, уже нет. Возможно, с этим и связано временное отсутствие интереса клуба к судебному процессу.

Между тем для «Рубина» успех «Казаньоргсинтеза» в данном иске чреват серьезными последствиями. Если вдруг суд признает доверенность поддельной или недействительной, то по такой же схеме можно будет подставить под сомнения легитимность огромного количества документов, подписанных господином Махмутовым за все время его работы в клубе. Именно об этом рассуждал адвокат Канунникова.

«Основной целью было наложение обеспечительных мер, а не удовлетворение иска, никто на это не надеется. [...] В будущем ни с одним представителем ФК «Рубин» никто разговаривать не будет, спустя десятилетия доверенности могут быть признаны недействительными... Институт представительства серьезно подорван, все будут общаться только с генеральным директором...» — рассуждал юрист и все больше убеждал в своей правоте судью, который сразу дал понять, что в интриги сторон вникать он не собирается. Более того, по ходу слушания судья даже пару раз проронил фразу, мол, он не понимает, почему «Оргсинтез» обратился в суд. Через полчаса слушания слуга Фемиды удалился в совещательную комнату, буквально за минуту до этого адвокат потребовал снять обеспечительную меру, запрещающую любые действия с контрактом футболиста.

Через 20 минут ожидания суд постановил, что запрет на любые действия с контрактом игрока необходимо снять. Следующее слушание по делу назначили на 10 августа, к этому времени футболисту ничего не мешает покинуть Казань, но весь судебный бэкграунд вряд ли у кого-то еще оставил желание связываться с трансфером Канунникова, по крайне мере, этим летом, хотя цена в $1 млн выглядит весьма заманчиво. Правда, это без учета агентских еще на $4 миллиона...