КАК ПЕЦО ПОПАЛ ИЗ ТАТАРСТАНСКОЙ КОЛОНИИ В УКРАИНСКИЙ ДЕПОРТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Очередная громкая новость, связанная с одним из лидеров преступного мира, вором в законе Ревазом Бухникашвили, известным больше как Пецо, пришла сегодня из Украины. Бухникашвили после освобождения, дарованного Верховным судом РТ 1 августа, был выслан из России, но пробыл на свободе недолго. Как написал на своей странице в „Фейсбуке“ первый заместитель руководителя нацполиции Украины Вячеслав Аброськин, Пецо был задержан в Киевском аэропорту Борисполь.

«Об этом преступнике известно, что за „службу в ФСБ“ вместо 22 лет лишения свободы он получил „бонус“ и отбыл наказание лишь два года. В аэропорту этот „дедушка“ предъявил поддельный паспорт гражданина Украины“, — заметил Аброськин. По его словам, задержанного „разозлила ситуация с „паспортом“, потому что его „друзья“ в Украине гарантировали ему встречу и снабдили его этим псевдодокументом“.

Замруководителя нацполиции Украины задержание Пецо подтолкнуло к выводам, который могут спровоцировать новый медиаскандал между Россией и Украиной. „Анализируя информацию, полученную во время службы в Донецкой области, когда задерживали преступников из оккупированной территории, а теперь уже сопоставляя информации, которую получаю из мирных областей Украины, могу только еще раз сказать, что российским преступным авторитетам и так называемым карманным ворам в законе, приблуды на службе ФСБ России, поставлена задача своими действиями дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Это взрывы, убийства, разбойные нападения и т. д. — все то, что приведет к разочарованию наших граждан в правоохранительных органах и государственной власти“. Аброськин заверил, что будет делать все, чтобы „эти старые люди с сомнительным званием „воры в законе“ оставались на длительное время в наших тюрьмах, если нарушили закон в нашей стране или же возвращались к своим хозяевам“.

Информацию о задержании Пецо подтвердили „БИЗНЕС Online“, в информационном агентстве „Прайм Крайм“. По словам главного редактора издания Виктории Гефтер, после своего освобождения из колонии в Татарстане Пецо был депортирован из России. „Пецо улетел из России в Беларусь, а оттуда — на Украину, потому что у него был украинский паспорт. Но он не знал, что его гражданство было аннулировано, поэтому ехал, ничего не опасаясь, — рассказывает Гефтер. — Никто нарочно его не ждал“. 

Тем временем, как стало известно „БИЗНЕС Online“, известный вор в законе после задержания был доставлен в один из судов Киева. Сегодня же он был заключен в Черниговский депортационный центр Украины. „Пецо до последнего не верил, что его арестуют“, — считают в „Прайм Крайм“. Дальнейшая судьба Бухникашвили пока остается неизвестной.

«ЗА ЧТО БЫЛ ОСУЖДЕН? УФ, ТАМ... ДА НИ ЗА ЧТО!»

Отметим, буквально вчера ведущие российские СМИ со ссылкой на официальное заявление МВД России сообщили о том, что Бухникашвили покидает страну. Депортация объяснялась „нежелательностью его пребывания на территории России“. Вместе с официальным пресс-релизом полиции была опубликована и видеозапись, на которой пожилой вор в законе, облаченный в непримечательную футболку поло с традиционной черной кепкой на голове, слегка прихрамывая, плетется по московскому аэропорту к терминалу. В одной руке, на которой повисла легкая курточка, он крепко сжимает бутылку с водой и кипу документов, а второй опирается на трость. На видео под неусыпным вниманием сотрудников полиции Пецо проходит в терминал и теряется в толпе. Напоследок он бросает прощальный взгляд в сторону снимающих его полицейских, опускает глаза в пол, разворачивается и ковыляет прочь.

На записи также есть сцена двух опросов Бухникашвили в отделении полиции. Первый был сделан в Москве 2 августа, второй — перед отправкой из Казани 1 августа. Агентство „Прайм Крайм“ опубликовало полную версию опроса вора в законе в Казани, где он в весьма приподнятом настроении отвечает на вопросы оперативника:

—  За что были осуждены? — спрашивает голос за кадром.

—  Уф, там... — задумчиво отвечает Пецо, после чего с усмешкой добавляет. — Ни за что!

—  Скажите, какие статьи были у вас?

—  Статей много у меня.

—  Часть назовите хотя бы.

— 317-я, 209-я, 222-я, — начал перечислять Бухникашвили.

— Ко скольки годам были осуждены?

— 22.

— Сколько отсидели?

— Почти четыре.

— В связи с чем освободились?

— Болею. Онкология 4-й стадии, — ответил Пецо, преображаясь в подавленного старика.

— Вам сегодня объявлено решение о депортации письменно. Вы понимаете, что если вы вернетесь, то будете привлечены к уголовной ответственности?

— Понятно, — еле слышно пробормотал Бухникашвили с грустью на лице.

Позже, уже на следующий день, 2 августа, в Москве состоялась почти аналогичная беседа с правоохранителями. С той разницей, что второй разговор то и дело прерывался тяжелыми и заунывными вздохами вора в законе.


«КАКУЮ ПЛАТУ МОЖЕТ ДАТЬ ОСУЖДЕННЫЙ ЗА ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ? ОБЛИЧАЮЩИЕ ПОКАЗАНИЯ...»

Вокруг темы чудесного освобождения Пецо возникают разного рода конспирологические теории. Одну из них в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ на онлайн-конференции издания затронул известный правозащитник, руководитель международной правозащитной группы „Агора“ Павел Чиков. По его мнению, случай, когда отъявленному рецидивисту через 3,5 года отсидки скостили по болезни 18-летний срок заключения, считается в судебной практике как минимум необычным.

„Так, чтобы человека, осужденного на 22 года лишения свободы за разбойное нападение, в результате которого кого-то убили и кто-то пострадал, освободили через 3,5 года после отсидки — это необычная ситуация. Нельзя сказать, что она незаконная. Закон позволяет освобождать и таких. Но когда ты смотришь и видишь, что у него там 300 взысканий за нарушения режима содержания, что у него статус злостного нарушителя... То этот небольшой срок отбытия наказания вызывает сомнения“, — заметил правозащитник.


Он считает, что освобождение Пецо может быть связано со скандалом вокруг свадьбы дочери судьи Краснодарского краевого суда Елены Хахалевой, который выглядел как намеренный слив компромата. „Это всегда утечка, свидетельствующая о каком-то кулуарном противостоянии. Следовательно, стало интересно разобраться, что это такой за конфликт и между кем и кем он. Московские журналисты стали об этом писать“, — пояснил Чиков.

В итоге он высказал следующую версию событий: „Это такой большой и необычный подарок осужденному в связи с его особым статусом и вниманием, но подозревать какую-то коррупционную составляющую при таком общественном внимании вряд ли можно, — заметил Чиков. — Скандал разразился две-три недели назад, а решение вступило в законную силу вчера. То есть, грубо говоря, если бы там и были какие-то неформальные договоренности, то они бы наверняка полетели в связи с этим скандалом. Поскольку они не полетели, то можно предположить некую плату за освобождение. Какую плату может дать осужденный за такое освобождение? Наверное, какие-то обличающие показания. Говорить о том, что правоохранительные органы не знают о сомнительных сделках и участии представителей судейского корпуса в Краснодарском крае неправильно. В принципе, все основные персонажи находятся на виду, и информация оперативная все равно собирается. Обычная проблема у запуска расследования — кто-то должен дать показания на запись и выступить неким процессуальным лицом, то есть легализовать оперативную информацию. Если Хахалева была связана с криминалитетом с 90-х годов, то вы думаете, об этом никто не знал, что ли? Эта информация держалась, а потом в силу каких-то причин начала протекать в публичное пространство. Предполагать, что это была какая-то неорганизованная утечка, я бы не стал“.

Правозащитник процитировал также знакомого журналиста „Медиазоны“ Сергея Смирнова, который сразу указывал на то, что история с кубанским судьей началась с определенного „душка“, который СМИ успешно подхватили, чем сыграли на руку заинтересованным структурам, строящим козни вокруг Хахалевой.

«ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ БУХНИКАШВИЛИ БЫЛО СДЕЛАНО ИСКЛЮЧЕНИЕ?»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» адвокат Бухникашвили Ксения Соколова категорически отвергает все конспирологические теории, связанные с освобождением ее доверителя. «За уши, честное слово! Это вообще две разные истории, и они в принципе никак не взаимосвязаны. Рассмотрение ходатайства было в пределах срока, установленного в Уголовно-процессуальном кодексе, — говорит Соколова, добавляя, что за это время ее доверитель неоднократно находился под обследованием для подтверждения диагноза. — Проверялось это разными врачами. Развейте, пожалуйста, сомнения, что это все было быстро. Это не быстро, это все очень даже долго, учитывая, что мы подали ходатайство в марте, а рассмотрели только в июне — с 4-й стадией рака, где каждый день на счету».

По словам Соколовой, рак у ее подзащитного был диагностирован еще в 2010 году, то есть задолго до того, как Московский областной суд вынес ему суровый приговор. «Да, он ссылался на это онкологическое заболевание в Мосгорсуде и в Мособлсуде. Получается, суд не принял доводов, раз ему назначили 22 года лишения свободы», — констатирует Соколова, отмечая, что на тот момент не была представителем Бухникашвили и не знает, оказывалась ли ему медицинская помощь во время предварительного и судебного следствия.

По информации адвоката, до 2013 года Бухникашвили получал нормальное стационарное лечение. Вор в законе лежал в онкологическом диспансере Обнинска, и лечение обходилось довольно дорого. «Ему провели химиотерапию, и на какой-то период все замедлилось, — добавила Соколова. — С 2013 года он находится в изоляции от общества, где нет вообще никаких условий для оказания какой-либо медицинской помощи. Как вы считаете, если вам четыре года не оказывают медпомощи, что [произойдет]? Вот, пожалуйста. Может быть, у него до этого была какая-то другая стадия, но все это переросло в 4-ю стадию». Правозащитник указывает, что состояние Бухникашвили в тюрьме ухудшалось с каждым днем, о чем свидетельствуют многочисленные анализы, которые он сдавал в исправительной колонии.

Однако тюремные медики только собирали информацию: «А что больница сделает? Не может ничего сделать». 9 июня, по словам адвоката, в онкологическом диспансере Казани ее подзащитному назначили соответствующее лечение, однако предоставить его не могли. «Он не является гражданином Российской Федерации. В принципе, у них руки связаны были. Они говорят: единственное, что мы можем — это только давать обезболивающее», — рассказывает защитник и добавляет, что эффект от них быстро прошел.

В итоге в марте этого года Соколова и ее подзащитный Бухникашвили обратились в суд с просьбой о досрочном освобождении по состоянию здоровья. Как известно, ходатайство было удовлетворено, а прокуратура не смогла оспорить данное решение — Верховный суд Татарстана оставил его в силе. Соколова уверена, что рассмотрение вопроса ее клиента было беспристранстным. «Почему вы считаете, чтобы было сделано исключение? Значит, те люди, которые обращались ранее, могли получать лечение в условиях нахождения в больнице для осужденных и они все являлись гражданами Российской Федерации. Не забывайте этот момент, Бухникашвили не является гражданином РФ. И лечение ему могло быть предоставлено только платное на договорной основе. Данный договор должен был быть одобрен Москвой. Это лечение стоит не 1 один, не 2 , не 3 миллиона рублей», — отмечает она.

ОТСИДЕВШИЙ ТРЕТЬ ВЕКА

Напомним, грузинский вор в законе Бухникашвили был «коронован» еще в период застоя — в далекие 70-е годы. По словам самого 65-летнего Пецо, он родился в Украинской ССР в Донецке, однако на последних кадрах допроса от 2 августа он же рассказывает, что родина его — грузинский поселок Пути в районе Зестафони. Самый первый срок он получил, еще будучи несовершеннолетним в возрасте 17 лет, в 1970-м, на 1,6 года по ч. 2 ст.228 УК ГССР. В следующие 7 лет Пецо получил в общей сложности еще три обвинительных приговора на 8 лет тюрьмы. «Коронован» Пецо был вором Лео Кикнадзе в 1979 году.

В общей сложности, как утверждает сам Бухникашвили, общий срок отсидки у него — около 30 лет. В последний раз его задержали 13 декабря 2013 года, после того как он с сообщниками совершил разбойное нападение на квартиру в жилом доме на Комсомольском проспекте Москвы. Прибывшие сотрудники полиции попали под обстрел бандитов, двое силовиков были ранены. Ответным же огнем полицейские ранили двух нападавших, один из которых позже скончался в больнице. Третий преступник был убит на месте. Сам же Пецо во время ожесточенной перестрелки не пострадал. Во время судебного процесса он утверждал, что не имел никакой причастности к перестрелке и ограблению и якобы его подставили. Мосгорсуд приговорил его 28 июля 2015 года к 22 годам лишения свободы сразу по четырем статьям УК: 209 («Бандитизм»), 162 («Разбой»), 222 («Незаконный оборот оружия») и 317 («Посягательство на жизнь сотрудника полиции»).

В 2016 году Бухникашвили приказом руководства ФСИН был этапирован в Татарстан, где был помещен в ИК-2. По словам экспертов, такие переезды в совершенно чуждые регионы часто происходят с криминальными авторитетами — таким образом силовики стремятся максимально оборвать связи воров в законе, помещая их в новую для них среду или же просто в отдаленные районы. 15 июня этого года Приволжский суд Казани освободил Пецо, а Верховный суд РТ поставил окончательную точку 1 августа, рассмотрев и оставив без удовлетворения жалобу прокурора на постановление районного суда. Таким образом, Бухникашвили, отсидев лишь 3,5 года положенного срока, вышел на свободу на 18 лет раньше. Основной довод, который использовался адвокатом Пецо в суде, — это его состояние здоровья: Бухникашвили уже много лет страдает от рака предстательной железы 4-й стадии. Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев сообщал «БИЗНЕС Online», что за Пецо на зоне числится множество нарушений порядка, отчего его освобождение является недопустимым. Прокуратура РТ намерена обжаловать решение Верховного суда РТ. «Мы будем обжаловать решение суда в кассационном порядке, независимо от решения об экстрадиции осужденного, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Галиев. — Главный аргумент заключается в том, что освобождать подсудимого — это не обязанность, а право суда, а лечение болезни он может осуществлять и в лечебных учреждениях при УФСИН».