В Казани завершился трехдневный образовательный семинар для руководителей отрасли здравоохранения Татарстана всех уровней «Применение инструментов стратегического и проектного управления для достижения целей развития медицинской организации». «БИЗНЕС Online» предлагает интервью с организаторами и участниками, а также мнения о семинаре его спикеров.
ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПОЛИКЛИНИКИ — НЕПРОСТАЯ ЗАДАЧА, НО КУДА СЛОЖНЕЕ ИЗМЕНИТЬ МЕНТАЛИТЕТ ПЕРСОНАЛА
Интервью с организаторами и участниками.
— Адель Юнусович, почему именно эти три проекта — Дружелюбная поликлиника, Информатизация здравоохранения и Повышение эффективности Центров здоровья — были выбраны в качестве ключевых, стратегических целей развития медицинских организаций РТ?
— Это действительно ключевые проекты, потому что вернуть доверие первичному звену — сегодня наша главная задача. В Татарстане реализуется беспрецедентный проект по модернизации первичного звена. Причем многие шаги наша республика делает с опережением в сравнении с другими субъектами России. Еще в 2011 году на Госсовете по демографической политике президент РТ вышел с инициативой, что нужна госпрограмма по первичному звену, потому что это самое важное звено — 80 процентов объема помощи оказывается на уровне первичного звена. Тогда это предложение не было услышано на федеральном уровне, хотя как раз проходила большая модернизация здравоохранения, на это было выделено 460 миллиардов рублей. А в Татарстане мы уже шесть лет занимаемся модернизацией первичного звена сельского здравоохранения. И в этом году президентом РТ — мы очень благодарны ему за поддержку — было принято решение о модернизации поликлиник городов и районов республики. Это наш приоритет на ближайшие два года.
Пилотные проекты «Дружелюбная поликлиника — Татарстанский стандарт» мы отработали, они показали свою эффективность предлагаемых мер и шагов. И вот для того, чтобы все поликлиники также эффективно растиражировали результаты пилотного проекта и те разработки, которые у нас есть сегодня по татарстанскому стандарту, конечно, управленцы должны обладать знаниями и компетенциями проектного управления. Именно поэтому ведущие специалисты России провели семинар, учебу для наших главных врачей… Мы работаем с людьми. Президент республики нам не раз говорил: люди к вам приходят не потому, что им хорошо, а потому, что они больны: им надо помочь.
— Как вы считаете, насколько эффективны обучающие семинары?
— Могу сказать — эффективны. Люди меняются, руководители меняются. Семинары, подобные нынешнему, не дают главным врачам бронзоветь — есть у нас такой термин. И есть такая шутка: если руководитель забронзовел, пора ему покупать голубей… Так что важно не забронзоветь. Потому что главным для нас был и есть пациент. Какие бы регалии у врача ни были, он должен помочь конкретному больному, вся система должна работать на конкретного больного.
— Каких результатов вы ожидаете достичь после реализации проектов?
— Главное, что мы не стоим на месте, развиваемся, используем в своей работе инструменты повышения эффективности и бережливого производства, системы управления качеством медицинской помощи. В системе 5S есть шаги по организации и рационализации рабочего пространства, его совершенствованию. Отремонтировать поликлиники — это непростая задача, она требует много вложений. Но это все-таки не самая сложная задача. Самая сложная — изменить менталитет персонала. В целом наша отрасль высокоинтеллектуальная, врачи обучаются на протяжении всей своей жизни. Подчеркну еще раз: один из ключевых приоритетов, который нам предстоит реализовать, — пациентоориентированность. Это ценность, которую должны разделять все, от гардеробщицы до главного врача.
Наш проект «Корпоративный университет» активно развивается. У нас ежемесячно проходят стратегические сессии, очередная запланирована на конец августа. Сейчас прорабатывается по поручению нашего президента вопрос обучения в рамках корпоративного университета Сбербанка. Мы с интересом изучаем и учитываем их лучшие практики и подходы по клиентоориентированности.
Елена Дугина
РАНЬШЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ВРАЧЕЙ НЕ УЧИЛИ УПРАВЛЕНИЮ
Елена Дугина, директор Центра развития предпринимательства Высшей школы государственного управления РАНГХиГС, научный руководитель программы обучения управленческих команд моногородов.
— Хочу отметить, что приглашение провести в Республике Татарстан именно в отрасли здравоохранения этот семинар было невероятно своевременным, уникальным попаданием, потому что как раз вышел паспорт проекта, стандарт в области здравоохранения, подписанный премьером России, — то, что мы и обсуждаем на семинаре. И еще одна особенность этого тренинга — то, что мы говорим о проектном управлении именно в здравоохранении. То есть обсуждаем не абстрактные проекты, не общие принципы, которые дальше человек может использовать или нет, — мы обсуждаем государственный стандарт, это та насущная необходимость, которая есть у участников делать прямо здесь и сейчас. Этот тренинг подтвердил мои предыдущие наблюдения, что, конечно, врачи — это интеллигенция, это очень высокообразованный сегмент, который невероятно квалифицирован в своей профессии. Так сложилось, что раньше в нашей стране врачей не учили управлению. Почему-то считалось, что врач должен до этого дойти сам. Пусть мы его будем очень долго учить быть врачом, а вот как управлять — пусть сам до этого дойдет. Это очень странная и немного дискриминационная история, потому что мы используем очень высокоинтеллектуальный ресурс и просим его изобретать велосипед, вместо того чтобы обучить пользоваться этим «велосипедом». В этом, мне кажется, особенность этой аудитории. Это очень благодарная аудитория, которая в состоянии очень быстро перейти от изучения теоретических инструментов к своей непосредственной деятельности.
Павел Шестопалов
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — ЭТО САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Павел Шестопалов, советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, кандидат технических наук:
— Нужно отметить, что, наверное, это свойство вашей республики, людей, живущих здесь, — всегда, когда приходится работать в Татарстане, люди с большим энтузиазмом стремятся освоить то, что поможет им в их деятельности. А тут и вовсе сошлись два интереса. С одной стороны, это интересы федеральных властей в части внедрения проектного управления. С другой, интересы участников семинара. Когда мы рассказываем, что такое проектное управление, многие в этом разрезе видят проблемы, с которыми сталкиваются. И на наших практических занятиях просто не было такого, чтобы кто-то скучал или не участвовал в обсуждении реальных проектов. Плюс мы, конечно, выстроили всю практическую часть нашего семинара на основе реальных проектов, которые сейчас запускаются в республике и которые сейчас являются самыми актуальными для министерства здравоохранения Татарстана.
Вячеслав Соловьев
ТАКИЕ СЕМИНАРЫ РЕАЛЬНО МЕНЯЮТ НАШ МЕНТАЛИТЕТ
Вячеслав Соловьев, генеральный директор АНО «Институт повышения квалификации «Прогресс».
— Проектный менеджмент сегодня — один из самых перспективных инструментов. Наш институт не может стоять в стороне от общих проблем и задач, поэтому мы пытаемся внедрить этот инструмент не только в область здравоохранения, но и в другие отрасли нашей экономики. Сейчас, например, мы занимаемся разработкой программ для Министерства промышленности и торговли Татарстана и ряда других министерств и предприятий РТ. Мы уделяем большое внимание отбору спикеров для семинаров. Нам очень важно, чтобы они не только имели громкое имя, но и добивались реальных результатов. Присутствуя на их семинарах и читая отзывы о них, проводя анкетирование по удовлетворенности участников семинаров и исследование по отдаленным результатам, мы делаем определенные заключения и предлагаем сотрудничество. Те спикеры, которые вели нынешний семинар, не первый раз в Казани, и они одни из лучших в России. Нынешний семинар — не первый у нас по проектному менеджменту. Мы уже работали с ними по программам обучения, в том числе и в системе здравоохранения Республики, и видим, что их эффективность довольно высока, что они реально меняют наш менталитет, который застоялся.
Ильдар Фатихов
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА: «ОН ВООРУЖИЛ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Ильдар Фатихов, замминистра здравоохранения РТ:
— На сегодняшний день основной вызов для руководителя лечебного учреждения — это применение современных инструментов управления. И этот семинар как раз позволяет руководителю медицинской организации освоить современные практики управления, применить современные подходы. Не секрет, что сегодня перед здравоохранением поставлено много задач. И очень важно выделить главные из них, правильно расставить приоритеты, довести эти задачи до подчиненных, определить показатели и, конечно, контролировать. Наш трехдневный семинар направлен на то, чтобы дать руководителю современные инструменты управления, научить работать в команде, увидеть, кто из коллег-руководителей какие методики применяет…
Ильдар Хайруллин
Ильдар Хайруллин, главный врач ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», кандидат медицинских наук:
— Семинар очень полезный и очень интересный для его участников — прежде всего для главных врачей. Ведь проектное управление — это управление развитием, это использование инструментария для того, чтобы способствовать непрерывному совершенствованию наших медицинских организаций. Участвовавшие в семинаре теперь знают, что есть стандартные инструменты в виде проектного управления, что это международные инструменты, которые нужно активно использовать. Такие знания позволят не делать ошибок, а достаточно быстро и эффективно реализовывать необходимые изменения, решать те задачи, которые стоят сегодня. Семинар вооружил его участников очень важным инструментом для развития медицинских организаций.
Ильнур Халфиев
Ильнур Халфиев, руководитель управления здравоохранения Казани:
— Считаю, что семинар очень интересный, потому что он несколько меняет подходы к принятию решений в рамках определенных ограничений — во времени, в ресурсах. Меняет с той точки зрения, что мы правильно ставим цели, учитываем ценности и интересы тех основных групп, для которых мы работаем. А это наше население, наши медицинские работники. На семинаре мы рассматривали три проекта, очень важных для татарстанцев: это дружелюбная поликлиника, новый формат работы центров здоровья и информатизация здравоохранения. Теперь мы смотрим на них с несколько другой точки зрения, понимая их значимость для населения. Вот на это мы и нацеливаемся, учимся ставить измеримые цели, которые можно четко проконтролировать.
18+
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.