В Елабуге открылся VIII Международный фестиваль школьных учителей В Елабуге открылся VIII международный фестиваль школьных учителей

«НЕ КАЖДЫЙ РАЗ Я ВСТРЕЧАЮСЬ С ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ УЧИТЕЛЕМ»

В Елабуге накануне открылся VIII международный фестиваль школьных учителей. Этот съезд — зарегистрированный федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ бренд КФУ. В этом году на фест собрались 350 учителей Татарстана, 60 — из других регионов России, а также из США, Германии, Израиля, Сингапура, Турции, Словакии и Беларуси. Круглые столы и мастер-классы съезда будут работать по различным тематикам до завтра. А вчера в елабужский Дом культуры на пленарную сессию с многообещающим названием «Будущее образования или образование будущего»  приехали высокопоставленные чиновники: председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, ректор КФУ Ильшат Гафуров. Присутствовал и депутат Госдумы, председатель комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Встречал гостей мэр Елабуги Геннадий Емельянов. Пленарная сессия прошла в форме активной дискуссии, модератором которой стала хозяйка фестиваля — директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон. Речь шла о проблемах подготовки педагогов — от сокращения бюджетных мест в вузах до проблем обучения преподавателей, ведущих дисциплины на татарском языке.


«Я вам скажу, что нас беспокоит и что нам мешает, — сразу начал с проблем Мухаметшин. — Думаю, педагогам в школе мешает частое вмешательство в учебный процесс, в учебные программы. Меняя нормативы школьных программ, нам приходится серьезно работать по переподготовке самих учителей. Это потеря времени. С приходом нового министра образования опять же заговорили о некоторых изменениях и нововведениях в школах, дай бог чтобы они были минимальные и с учетом специфики регионов». Еще одна проблема, по его словам, — отсутствие ориентации на профессию у студентов. «Надо не просто так выбирать вуз, чтобы любой ценой получить диплом. Ученый-агроном долбит казанский асфальт и ни в коей мере не хочет ехать в деревню», — посетовал Мухаметшин и обратился к учителям, чтобы те не просто обучали школьников, а помогали им как можно раньше сориентироваться на определенную профессию.

Надо заметить, что речь Мухаметшина была эмоциональной, в отличие от протокольных выступлений Гафурова и в последующем Фаттахова. «В последние годы мы видим возвращение былого величия учителя, укрепление роли школы в обществе, но не каждый раз я встречаюсь с Его Величеством Учителем», — образно высказался Мухаметшин и тут же пообещал, что будет расти зарплата учителей и увеличиваться грантовая поддержка. А закончил свое выступление спикер Госсовета похвалой мэру Елабуги за то, что в городе в этом году в первый класс пойдет 1100 детей. На радостях председатель парламента даже назвал Емельянова губернатором, чем, конечно, очень порадовал мэра. «Вот и надейся», — пошутил Емельянов.

Приведена статистика по количеству педагогов мужского пола: в школах республики их оказалось от 7 до 22%Нажмите, чтобы увеличить

ПОЧЕМУ У ПЕДАГОГИКИ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Далее мероприятие пошло в формате вопросов и ответов. Однако вопросы участникам сессии были заготовлены заранее, реплики из зала не предусматривались. Первый вопрос — о сокращении бюджетных мест на педагогических направлениях — адресовали Гильмутдинову. Депутат в ответе указал на обратные факты. За последний год количество бюджетных мест увеличилось на 8%. «У нас бюджетные места, в том числе для высших учебных заведений, не уменьшаются. Практически 56 процентов всех выпускников 11 классов могут поступить на бюджет», — настаивал Гильмутдинов. Однако народный избранник согласился, что этого недостаточно и заверил, что работает над этим вопросом: «Буквально месяц тому назад я обратился в министерство образования с просьбой увеличить бюджетные места педагогических кадров. И дальше будем настаивать на этом».

Мухаметшину пришлось отвечать на вопрос о том, почему в учителя не идут мужчины и как их привлечь в профессию. Так, была приведена статистика по количеству педагогов мужского пола: в школах республики их оказалось от 7 до 22%. Лидером по числу мужчин в школе стал Дрожжановский район, а вот в Лаишевском у образования оказалось красивое женское лицо. «Где больше всего учителей-мужчин? В сельской местности. А почему? Потому что там рабочих мест мало» — объяснил Мухаметшин статистику и заметил, что средняя зарплата учителя в республике 29 тыс. рублей. Однако эти слова спикера вызвали неодобрительный гул среди присутствующих педагогов, которым цифра показалась явно завышенной. Но Мухаметшин, казалось, недовольства не заметил и продолжил: «Мы ставим задачу повысить зарплату. Начиная с 2011 года мы увеличили заработную плату учителей почти на 50 процентов». Второй способ привлечь в учителя мужчин, по мнению Мухаметшина, это работа по профориентации в семье. Отчасти слова спикера парламента подтвердил гость форума — участник шоу Первого канала «Лучше всех» нижнекамец Михаил Талерчик, который в свои 6 лет может похвастать идеальным знанием анатомии. Однако на вопрос о том, кем он хочет стать, когда вырастет, последовал ответ не в русле заданной тематики: «Хоккеистом или артистом».

Фаттахову достался вопрос о новой системе аттестации учителей (пилотный проект стартует в РТ 1 сентября). «Когда мы презентовали свои начинания и опыты по профессиональному росту учителей, Ольга Юрьевна [Васильева] нас поддержала. После этого были выбраны 12 пилотных регионов, чтобы совершенствовать процесс аттестации. Была одна встреча, но в последнее время что-то видится затишье в этом плане. Но мы не будем ждать москвичей, у нас есть свой опыт. Этим вопросом мы занимаемся в течение трех лет», — заверил министр образования.

Энгель Фаттахов: «Мы не будем ждать москвичей, у нас есть свой опыт» Энгель Фаттахов: «Мы не будем ждать москвичей, у нас есть свой опыт»

«ПОЧЕМУ НА САЙТЕ КФУ НЕТ ТАТАРСКОГО? В ТАТАРСТАНЕ НАС И ТАК ХОРОШО ЗНАЮТ»

Не обошлось на сессии и без обсуждения вопроса подготовки педкадров для национальных школ. Отдуваться пришлось Гафурову. Напомним, на недавнем всемирном конгрессе татар на ректора КФУ обрушилась критика, связанная именно с этим вопросом. Тогда замминистра образования Ильдар Мухаметов привел в пример такие цифры: на данный момент в КФУ обучаются всего 25 будущих учителей и 67 будущих воспитателей детсадов, которые станут преподавать на татарском языке.

Накануне Гафуров отчасти опроверг эти «обвинения»: «Регионы должны давать заказ на подготовку специалистов. Процесс начался, мы с министерством образования и науки Татарстана получили заказ на подготовку специалистов, которые будут преподавать физику, химию, ботанику и другие дисциплины на татарском языке». По мнению Гафурова, учиться преподавать предметы на национальном языке должен именно носитель языка: «Русского не заставить вести физику на татарском языке». Система подготовки выглядит следующим образом. После поступления все студенты проходят опрос. Желающие преподавать на татарском получают стипендию в 15 тыс. рублей ежемесячно от татарстанского минобразования и заключают договор, который закрепляет будущего специалиста за той или иной школой. Однако в конце ректор все же заметил, что ключевой момент здесь не стипендия и договоры, а востребованность на рынке: «Самое главное, чтобы потом эти выпускники находили достойную работу».

Ильшат Гафуров: «Мы же не можем готовить учителей физики, которые просто знаю хорошо свой родной язык, но не знают физику» Ильшат Гафуров: «Мы же не можем готовить учителей физики, которые просто знают хорошо свой родной язык, но не знают физику»

Кстати, ректор КФУ — единственный из выступавших, кто не стал приветствовать гостей на татарском языке. В этом плане Гафуров опять дает повод для нападок со стороны татарстанской элиты, которая и так высказала немало претензий ректору во время всемирного конгресса татар. После пленарной сессии ректор КФУ в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ответил на них: «На любую претензию, замечание нужно реагировать, поэтому мы всегда проводим совещания после таких встреч. Но в то же время должен сказать, что на сегодня достаточно большой контингент студентов обучается на родном татарском языке. 925 человек — достаточно это или нет? Нужно смотреть по тому, как они устраиваются. Если эти люди не находят потом работу, это говорит о том, что мы излишек готовим».

Тогда же на конгрессе экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин вопрошал со сцены: «Почему нет в зале Гафурова?» Однако Ильшат Рафкатович заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что он был на конгрессе «с самого начала и до его завершения». А выпады в свою сторону ректор КФУ миролюбиво объяснил максимализмом со стороны татарстанских элит: «Просто всегда хочется большего. Есть определенные возможности, но они, к сожалению, иногда бывают ограничены. Но мы разрабатываем целые программы по подготовке на родном языке. Я думаю, в дальнейшем это будет распространено и на те территории, которые называются национальными республиками. Но это не делается в один день, потому что мы должны готовить хороших специалистов прежде всего. Мы же не можем готовить учителей физики, которые просто знают хорошо свой родной язык, но не знают физику. К большому сожалению, не хватает сегодня и учебников. Их много было написано в свое время, но они сегодня также подвергаются достаточно серьезной критике. Если говорить о необходимости создания национального университета, то это дело не мое. Будет принято решение — значит, будет создан».

Что касается претензии о том, что сайт КФУ доступен для чтения на семи языках, кроме татарского, то это Гафуров объяснил тем, что в Татарстане все и на русском хорошо понимают: «Почему сайт на многих языках? Это было связно с приемной кампанией. В качестве критерия оценки успешности вуза ставится его востребованность иностранными студентами. На сегодня у нас более 5 тысяч иностранных студентов. А сайт — это открытие в мир. В Татарстане нас и так хорошо знают, это только с этим связано. Все же от востребованности». Впрочем, ректор пообещал, что на татарском языке сайт заработает уже 1 сентября.